Что-где-откуда: головоломка для любознательных
Что загадочного в истории некрупного (470 на 350 м – всего-то навсего неполных 14 га) озерца глубиной в 34 с лишком метра, чем оно притягивает к себе тысячи туристов и почему водоем-овал идеальной формы, будоража научные умы, заставляет исследователей-энтузиастов снаряжать в этот район экспедиции каждые пару-тройку лет – разговор непростой. Прямых ответов на ряд вопросов нет. Например, о том, почему водолазы так и не смогли рассмотреть придонную часть и предполагают, что дна у озера-тайны два. Или о том, что ночью, приложив ухо к поверхности почвы, можно услышать то ли глубинный звон, то ли гул, исходящий откуда-то издалека.
И это мы еще не касаемся реального происхождения Светлояр-озера. А оно, надо сказать, прямо-таки космическое – чему, собственно, и удивляться особо не приходится, если взглянуть на серию фотографий, сделанных с высоты птичьего полета. Сравнение с гигантским синим то ли зрачком, то ли глазом – наиболее предсказуемая реакция тех, кто с подобного ракурса этот феномен созерцал и запечатлел на снимке. Столь «правильные» очертания иметь может кратер, выбитый прилетевшим из космоса метеоритом. Догадка эта, кстати, наиболее правдоподобна и не раз подтверждалась учеными.
Существуют, однако, и иные, не менее занимательные точки зрения на физико-географические «корни» озера-лунки с воронкообразным основанием. Их как минимум пять – от карстовой (провальной) до ледниково-тектонической.
Исследователями высказывалось предположение, что сложным донным рельефом, с центральной ямой-котловиной и системой террас над нею, озеро-загадка обязано неравномерному двухфазному формированию. Первоначальный этап состоялся 1100-1200 лет назад и завершился образованием основной воронки, поначалу неглубокой. Следующая фаза провалила 17-метровую чашу примерно на такую же глубину, окружив ее невидимыми снаружи дугами-террасами. Произошло это лет 400 спустя, приблизительно во времена Батыева нашествия.
Не исключено, что необычностью подводного «ландшафта» впадина-овал все же обязана не внешнему вмешательству или тектоническим процессам, а банальной привычке рек менять русло. В полукилометре от двуярусного водоема-ребуса протекает речушка Люнда, древний приток Ветлуги. Петляла она вначале по одной дорожке, а затем надумала свернуть с привычного пути. На месте же старого маршрута сохранился своеобразный люк – природный сток в несколько ступеней, и сегодня подпитывающий Люнду-путешественницу.
Окрестные родники, между прочим, остались «при деле» и исправно поставляют чистейшую воду в бездонный, по сути, Светлояр-сосуд. Хотя «суть» в этом контексте – понятие относительное, судя по аномальным показателям геолокаторов, согласно которым дно-воронка не пропускает звуковых сигналов. Что бы это значило, по сей день непонятно, но фантастических гипотез выдвигается множество – вплоть до зеркала-портала в земной или «небесный» параллельный мир. Похоже, что озерцо-то не с пучком, а с целой охапкой мистических тайн, которые еще предстоит раскрывать да обдумывать – причем не исключительно геологам…
С «родословной» звучного наименования-топонима разобраться проще. Оно красноречиво намекает на связь с «весенней» ипостасью дохристианского славянского бога Солнца Сварога юношей Ярилой. Позволяя «разложить» топоним на словосочетание «Праведный Ярила-бог». В восприятии древних русичей светлый-чистый-праведный – цепочка определений-близнецов. Впрочем, теория эта неединственная. Поскольку яром нередко называют обрывистый берег, балку или крутой разлом-трещину в почве, возможна и альтернативная трактовка – «Светлый обрыв». Обе интерпретации поэтичны, по-своему убедительны и допускают взаимодействие.
Озеро Светлояр: легенда о Китеже
По легенде, Китеж основал князь Юрий Всеволодович Владимирский в конце 12 века на берегах озера, которое поразило его своей красотой. Город был наречен Большим Китежем, а прежний Китеж (ныне Городец) стал именоваться Малым. Замечу, что фраза «в конце 12 века» кочует по интернету, но противоречит датам татаро-монгольского нашествия – правильнее читать «в начале 12 века» или «в конце 11 века» — ведь иначе получается, что город исчез раньше, чем был основан.
Как бы там ни было, город так и не успел отметить первый юбилей. В 1237 году разобщённая Русь, погрязшая в княжеских междоусобицах, не смогла оказать хану Батыю сколь-нибудь серьёзного сопротивления: сначала была разорена Рязань, оставшаяся без помощи князя Юрию Всеволодовича (князя Владимирского), а затем Коломна, Москва, Владимир и Суздаль, где погибла семья Юрия Всеволодовича. В походе на Владимир, после того, как была сожжена Москва, хан Батый прознал о святом Китеже и богатствах, которые хранились в нём. Город казался лёгкой добычей – городская стража не могла противостоять закалённым долгими походами войскам Батыя и не удивительно, что вслед за Малым Китежем часть армады пошла по пятам отступавшего Юрия к Большому Китежу.
К удивлению монголов, город не имел укреплений, круговая осада нужна была только для того, что утром вписать в историю ещё один эпизод молниеносной войны. Шансов устоять у города не было, это понимали все, и армии Батыя нужно было только дождаться утра. Жители города вышли на стены, с оружием, иконами и крестами в руках, молились всю ночь о Чуде.
Чудо свершилось: под звон церковных колоколов, затряслась земля, из-под земли хлынули фонтаны воды и стали затапливать город и самих захватчиков. Батыю пришлось отступить, изумлённый командующий только мог видеть, как Китеж стал погружаться в воды озера Светлояр. Последнее, что видели татары, был крест на куполе собора, вскоре на месте города остались только волны.
Легенда о Китеже неоднозначна. Утверждают, что Китеж ушел под воду, кто-то считает, что он погрузился в землю. Другие полагают, что он поднялся в небо. Но самая интересная теория гласит, что Китеж попросту стал невидимым. Эта последняя версия для нас была самой привлекательной – случайно наткнуться на древний город означало бы, «что только те, кто чист сердцем и душой, найдут путь в Китеж». Другой вариант увидеть Китеж невероятен, по легенде Китеж должен «проявиться» в день Страшного Суда, «в день, когда мертвые восстанут из могил, поднимется из воды и Китеж»
Отдых на озере Светлояр в Нижегородской области
Уникальный водоем Нижегородской области относится к ценным объектам природного происхождения. Следует отметить, что озеро Светлояр расположилось на заповедной территории, поэтому разбить палатку на берегу, к сожалению, не удастся. Посетить легендарное место, богатое сказаниями, историями, чарующее своей красотой и чистотой, можно в рамках экскурсионной программы или посещая природный парк «Воскресенское Поветлужье», где каждый гость может прогуляться по оборудованным экотропам.
Остановиться на ночлег можно в близлежащих населенных пунктах: снять домик или комнату, забронировать номер в отеле или гостинице.
Близ озера раскинулись бескрайние природные просторы. Среди наиболее распространенных растений этой области можно отметить кувшинку, росянку, орхидею, тростянку, кубышку. В самом водоеме встречаются черви и планктоны, ранее отмечалась выхухоль. В лесах, окруживших озеро, наиболее распространенными животными считаются ежи, совы журавли, волки, лисы, зайцы, медведи, рыси, кроты. Близ водоема можно встретить целое семейство ящериц, лягушек, змей.
Для любителей подводных путешествий предусмотрена возможность погружения в озеро Светлояр в резервуаре.
Концепция
Как проект власти Нижегородской области приняли концепцию социально-экономического развития территории Владимирской администрации, где располагается природный памятник – озеро Светлояр, отзывы о котором разошлись по всей территории России. Сама же идеология концепции заключается в том, что Светлояр является святым местом Русской Земли. Но основополагающая цель заключается в возрождении российского села как духовного и социального очага саморазвития и самосохранения.
В 1998 году для естественного стока вод озера был построен мост через асфальтную дорогу. Раньше дамба с трубой перекрывала сток из озера в реку Люнду.
Исследования Светлояра
В разные эпохи ученые неоднократно исследовали дно водоема, погружались в водное пространство и поражались находкам и открытиям. Эксперты не раз сталкивались с аномальными явлениями в воде, странными предметами, списывая их на иллюзии и «подводные миражи».
В частности, ученые находили под толщей воды, заметенные илом и песком, небольшие постройки, напоминающие террасы, а также сооружения схожие с современными лестницами. Погружаясь в одно и то же место в разные дни, находки разнились: кто-то находил небольшой домик, другие – стулья или лестницы, бытовые предметы.
Также ученые находили предметы старины: древнюю посуду, металлические и деревянные изделия, датируемые примерно XVIII веком.
Исследователи не раз сталкивались с тем, что на глубине озера появлялись странные и непонятные звуки. Верующие люди и паломники отмечают, что в полнолуние и до рассвета можно увидеть белоснежные храмы с золотыми куполами, которые появляются из озера.
Также существует легенда о Батыевой тропе – дороге ведущей до озера. Согласно сказаниям, преодолеть эту дорогу сможет только искренний, чистый человек, не имеющий злых умыслов.
Китеж является невидимым городом, но вечером на дне водоема порой люди замечают мерцающие огоньки, будто в каком-то дальнем доме загорелся свет. Экстрасенсы не исключают, что из этого водоема могут выходить духи.
Легенды, поверья и традиции
«Околокитежские» легенды-предания переплелись настолько плотно, что четко отделить язычнические наслоения от христианской составляющей удается не всегда. Следы человеческой цивилизации уводят в век каменный: его орудия археологи из холмов выкапывали неоднократно. Так что возраст некоторых легенд-поверий исчисляется тысячелетиями. Одна из них посвящена страшной чудо-рыбине, обитающей в глуби Светлояра и выходящей иногда на прибрежную кручу. Ей посвящено даже описание натуроведа XVII века Адама Олеария, отождествившего неизвестное науке существо не с рыбой, а какой-то мутацией ископаемых «завров» – родственников крокодилов.
Так что кроме мини-Атлантиды у нижегородцев до недавних времен имелось и свое мини-лохнесское чудовище…
Кстати, «китеж-вариант» Атлантиды напоминает о себе, как уверяют старожилы, и грустным перезвоном колоколов, доносящимся из-под земли глухой ночью – если плотно прижаться к одному из холмов и прислушаться. Как знать точно, под озерное ли зеркало или под холмистые просторы междуречья спрятали когда-то Китеж-град его спасители? Честно говоря, в окрестностях Светлояра есть еще два похожих на него каплевидных озерца с каймой невысоких холмиков по краю каждого. Интересно, это камушки в пользу метеоритной версии (небесное тело при ударе о планету способно расколоться на три куска) или намек на то, что затонувших городков может быть больше?
Обилие загадок традиционно вызывает ответную реакцию. В нашем случае – это комплекс разумных действий, которые позволяют такие непонятки если не разгадать, то извлечь из них некий позитив – эмоциональный, поддерживающий здоровье, укрепляющий духовно и физически. Живописная, колоритная местность, исходящая из недр положительная энергетика, органичное, неконфликтное сочетание различных культовых установок – благотворный для нормализации психического состояния и телесной оболочки фон.
Чему тут поклоняются и во что верят?
В период Великой Отечественной матери с женами молились на этом клочке землицы за своих сыновей и мужей, желая им вернуться живыми с фронта.
Паломники прибывают сюда поодиночке и коллективно регулярно – чтобы снять порчу, залечить психологическую травму, пройти обряд очищения.
Безгрешные, с чистыми помыслами праведники мечтают повидать наяву сказочный Китеж-град: молва утверждает, что им это доступно.
Отдохнуть и воссоединиться с матушкой-природой во всех возможных смыслах приходят сюда и староверы, и католики, и мусульмане.
Шанс реализовать заветные планы им предоставляет замечательный праздник-гулянье Ивана Купалы. Черпающий энергию из космоса Светлояр-магнит это многолюдное торжество превращает в сеанс энергообмена участников со всем сущим на Земле и в межзвездном пространстве.
Где остановиться
Наплыв гостей в праздники не просто ощутим – он зашкаливает. Но принимать их владимирцы научились. Туристов ждут гостиницы – не фешенебельные, конечно, но чистенькие, с набором санитарных удобств и демократичными ценами. В канун праздников номера стоит забронировать заранее либо подтянуться к месту пораньше, до наплыва толп и автотранпорта (стоянка не безразмерна). Частных гостевых домов десятки – в них тихо, покойно, уютно, договориться о питании с хозяевами – не проблема. В общем, напряга с жильем можно не бояться.
О палатках. Ставить их позволяют, но не рядом с озером. Специальный палаточный городок разбивают в отдалении, там же можно разжигать огонь. Просят не мусорить. Берег оборудован, есть неширокий и довольно комфортный пляж. Окунаться-плавать можно, но оголяться до безобразия и вести себя нахально нежелательно: тут все-таки многовато верующих и строгих богомольцев – не считаться с ними не принято. Это не значит, что есть куча ограничений в плане отдыха – рыбачьте, плетите венки из луговых цветов, загорайте и веселитесь на здоровье.
Ключ Кибелек и тройная могилка
Кибелек-речечка пересекает еловый бор километрах в двух от Светлояра. Поговаривают, что маршрутец ее не менялся со времен монгольских завоеваний. Собственно, речкой-то ее считать – преувеличение: даже на указателе (он справа от серой бревенчатой церквушки на холме) начертано ласковое: «Ключик Кибелек». Несмотря на «мелкий» размер, перекатов-омутцев у этого ничем не примечательного внешне источника хватает. К нему ведет поначалу неширокая автодорога, а затем и тропка Паломника – после середины даже с деревянными помостьями и лавочками по бокам. Зачем так долго обо всем этом рассказывать? Затем, что водица в темном, но всегда прозрачном и свежем Кибельке-ручье – святая. Тиной она не зарастает и в сосудах не портится годами.
Если, испив родниковой водички и набрав ее с собой в бутыли, путешественники двинутся дальше, впереди их встретит очередная реликвия – могила трех старцев (как вариант можно услышать «трех святых/ратников/богатырей»). По легенде, тут состоялась битва воинов-дружинников, и в неравном том бою полегли богатыри из дозора, вставшие на защиту своих сограждан. Вполне вероятно, что захоронены здесь все же китежские старейшины, убитые татарами за нежелание указать дорогу от одного града-близнеца к другому. Три потемневших креста воспринимаются нашими современниками как знак уважения к павшим, причисленным к сонму святых – вне зависимости от того, кем они были.
Невдалеке, на полянке, окаймленной густым ельником, виднеется крыша-навес над колодцем – опять-таки с «доброй» водой. Она – равно как и щепотка землицы, подобранной вблизи места успокоения витязей, – способна поддерживать слабых и облегчать страждущим борьбу с недугами.
Светлояр – место силы
Экстрасенсы этот уголок рая боготворят вполне оправданно, считая его жемчужиной из жемчужин Приволжья. Вода в озере не просто чистая, непортящаяся и вкусная – она целебна как по химическому и минеральному составу, так и по биологическим показателям. Красота вокруг – пером не описать: зеркальная гладь искрится-переливается, ветерок ласкает кроны дерев, воздух упоителен, птицы щебечут…
На редкость сильное место, с мощнейшей энергетикой. Приезжайте подзарядиться – не пожалеете.
Р.S. Хотите отпраздновать свадьбу, день рождения, юбилей – «Светлояр» к вашим услугам. На этот раз не озеро и не природный парк, а одноименный теплоход – комфортнейшее средство для речных прогулок по волжским маршрутам. До водоема не доплывет (туда ведут лишь сухопутные дороги), но позитивчиком обеспечит. И веером приятных воспоминаний вдобавок, в виде фото- и видеоальбомов. Добрая энергетика – она, знаете ли, заразительна…
Следующая статья >
Когда и как планировать поездку на озеро Светлояр
Планируя поездку на озеро Светлояр в селе Владимирское, обратите внимание на один занимательный факт: Светлоярское озеро в Сормовском районе Нижнего Новгорода, кроме похожего названия, никакого отношения Светлояру не имеет. Светлоярское озеро возникло в 1970-х годах в результате строительства завода, а название «Светлоярское» (а не Светлояр) как раз и указывает на его вторичность
Поездка на Светлояр займёт у Вас один, а лучше два выходных (например, с палаткой или в гостинице), как организовать свой отдых Вы решите сами, «классикой» жанра является обход-прогулка вокруг озера на пару часов с осмотром «новых» достопримечательностей, вроде Камня-следовика «Стопочка (пята) Богородицы» или храма-часовни, построенного в конце XX века. Любопытно, что Храм-часовня или Церковь Казанской божьей матери до сих пор не освещена. «Есть мнение», что только потому, «что у многих «заезжих» отношение к озеру отнюдь не благоговейное».
На Светлояре мы встретили десятки одержимых людей, которых в обычной жизни принято называть сектантами. Здесь они чувствуют себя как дома, и в общем-то воспринимаются как необходимый реквизит для интересного места. Без них не было бы этого колорита. Но Боже упаси Вас оказаться здесь 6 июля в языческий праздник летнего солнцестояния по старому стилю – тысячи пьяных ряженых с венками на головах вряд ли помогут составить правильное мнение об озере, а взбаламученная вода, заношенные покрывала, еда, игра в дурака, перегар и дикие крики с воды, вперемешку с матом, Вам будут обеспечены.
Зато Светлояр удобен как приятная остановка в пути из Кирова или Йошкар-Олы в Нижний Новгород, транзитом из Москвы или, наоборот, в столицу. Или, например, если есть желание посетить Шереметьевский замок в 120 км по дороге дальше. Общее ощущение от поездки близко к разочарованию, то ли острый приступ мизантропии (мы были здесь на следующий день после праздника 6 июля), то ли убежденность, что настоящие чудеса должны быть труднодоступны. То, что достаётся слишком легко, не ценится обывателями.
Роль в общественной жизни
Каждый холм озера имеет свое предназначение и название, например:
- Благовещенский холм – возвышение, на котором стоит церковь в честь Казанской иконы Божией матери.
- Успенский холм, где находится храм Успения пресвятой Богородицы.
В 2004 году на Успенском холме возобновились соборные моления старообрядцев. К озеру в разные времена приходили люди, разные по своим религиозным верованиям: баптисты, чернокнижники, старообрядцы, православные, толстовцы. Объединяла их одна цель: стремление к Китежу. Отзывы верующих об этом святом месте впечатляют своей искренностью. Многие отмечают целебные свойства освященной воды вкупе с горячей молитвой.
История происхождения озера Светлояр
В настоящее время бытует несколько гипотез относительно появления водоема. Большая часть предположений опирается на легенды и сказания. Многочисленные исследования показывают, что глубина озера колеблется между 33 и 36 метрами, а дно имеет форму воронки. Геологи убеждены, что озеро Светлояр имеет происхождение карстового типа. Не исключено, что некогда озеро было частью реки Люнда, а чистота водоема связана с тем, что он питается бьющими на дне родниками.
Интересное объяснение относительно появления столь уникального водоема имеется в религиозном аспекте. Многие паломники и священники считают это место святым. Здесь часто можно встретить туристов, интересующихся мистикой, а также верующих в чудеса людей. Близ озера расположилась часовня во имя Казанской Божией Матери. Помимо этого, самыми посещаемыми местами здесь считаются могила трех святых, монумент со следом Богородицы и священный источник с целебной водой.
Ежегодно в окрестностях озера Светлояр организуют празднование Ивана Купалы. Красочные наряды, множество гостей, которые выполняют различные ритуалы и обряды, можно наблюдать в начале июля.
Происхождение озера
Происхождение озера также загадочное, так как оно имеет глубину до 36 метров, форма его овальная и даже практически круглое, а дно воронкообразное.
Есть мнение о карстовом происхождении озера, и для его исследования даже снаряжали геологическую экспедицию. Возле озера была пробурена скважина глубиной в 300 метров, и она показала, что до 250 метров вглубь нет карстовых пород, а есть лишь песчаники, глины и суглинки, мергели. Глубже идут ангидриты, известняки и гипсы, однако и они не затронуты карстовыми процессами.
По мнению исследователей Светлояр является остатком древнего русла реки Люнда, и за счёт родникового питания и стока к реке озеро очень чистое, а вода в нём свежая и не портится длительное время. Некоторые исследователи считают, что озеро образовалось в результате попадания метеорита.