История
Катакомбы Святой Соломонии в Пафосе вырезаны в известковой горе Фабрика чуть ниже древнеримской городской стены в IV веке до нашей эры. В раннехристианский период здесь размещались часовни. Сейчас в их помещениях по-прежнему сохранились фрески и надписи на стенах, оставленные крестоносцами. Существует множество легенд и историй, объясняющих освящение места в честь Святой Соломонии и происходившие чудеса исцеления.
PhineasEzraGus
По приданию во времена гонений на христиан внутри катакомб укрывалась семья Соломонии, нашедшая под землей убежище от преследования сирийского царя Антиоха. Когда их месторасположение было обнаружено над семью сыновьями Соломонии устроили кровавую расправу прямо на ее глазах. Несмотря на творившийся ужас никто из них не отрекся от веры, а женщина осталась молиться у тел своих мертвых детей. Вскоре она сама скончалась от горя.
sv
После чего всех похоронили в одном из залов катакомб. По сути, этим объясняется название пещеры «семерых спящих». Соломонию возвели в сан святой. Упоминание о ней и ее сыновьях-Маккавеях присутствует в Ветхом Завете. Верующие, посещающие остров, всегда стараются помолиться в часовне в катакомбах и набрать исцеляющей воды из источника.
Монастырь Хрисороятисса
Монастырь Хрисороятисса. | Фото: Alan Samuel / Flickr.
Монастырь Хрисороятисса, основанный в XII веке, находится на северо-востоке от Пафоса, в горах Троодос. Храм привлекает не только своей особой красотой, но и находящимся здесь музеем, который посвящен византийскому искусству.
Некоторые из собственных агиографических иконописных произведений монастыря вызывают особое восхищение, в том числе две иконы в золотом и серебряном окладе – икона Иисуса Христа и икона Пресвятой Богородицы.
В коллекции музея представлено изваяние Богородицы, выполненное из чистого серебра. Очарование монастыря во многом объясняется его расположением – на территории Пафосского леса, с прекрасным видом на склоны холмов, покрытых кедрами и кипарисами.
Адрес: Chrysorrogiatissa Monastery, E703, Pano Panagia, Кипр.
Соломония – кто она?
По легенде, существует несколько версий предания:
- У Соломонии было семь сыновей. В 168 году она, вместе с детьми, бежала от римлян, гонимая за отказ поклоняться богу Зевсу и принимать в пищу свинину. Убежищем послужили именно эти катакомбы, но довольно быстро их обнаружили и беглецов схватили. Жестоко расправились с сыновьями, а затем убили и саму мать.
- Другая версия гласит, что, у скрывающейся от преследователей женщины, не оставалось других вариантов, как спуститься под землю, в поисках укрытия. Римляне запечатали выход, замуровав женщину заживо под землей. Спустя две сотни лет катакомбы вскрыли, и на свет вышла она, живая и не изменившаяся.
Была вознесена в лик первых святых христианских великомучеников. А одна из пещер сохранила святые мощи, прослывшие чудотворными. Люди до сих пор несут вещи больных родственников и друзей, с просьбами об их исцелении.
Что можно увидеть в катакомбах / Почему стоит посетить катакомбы Рима
Прямоугольные ниши (loculi), где хранились останки большинства усопших
Когда в V в. до н.э., еще в дохристианскую эпоху, был введен запрет на захоронения в черте Рима, возникла традиция хоронить умерших за пределами города. Римская знать строила для себя великолепные усыпальницы – мавзолеи и колумбарии (хранилища урн с прахом), которые и сегодня можно увидеть, например, вдоль .
Остальным же, кто не мог позволить себеотдельную усыпальницу на поверхности земли, достался подземный мир. Существует гипотеза, что для захоронений использовали пещеры и тоннели каменоломен, в которых добывался мягкий камень туф (травертин). Из него были построены такие римские здания, как, например, Колизей. Символично, не правда ли, что этот камень преследовал римлян и при жизни, и после смерти.
Начиная со II века н.э., первые христиане стали хоронить своих умерших, в том числе мучеников и святых, подвергшихся гонениям и казням по приказу языческих императоров, в катакомбах. Так рядом с Римом выросли целые подземные города – некрополи, где и христиане, и язычники обретали вечный покой, всего около 500 000 человек.
Аркосолий — невысокая глухая арка в стене, под которой в гробнице помещали останки усопших, чаще всего святых и мучеников, а надгробную плиту использовали как алтарь при совершении литургии
Посещение катакомб позволит прикоснуться к истокам современного христианского Рима и Ватикана, центра католического мира, и больше узнать об истории христианства. В катакомбах совершались первые богослужения на гробах мучеников (отсюда ведёт своё начало христианская традиция совершения литургии на мощах святых), а стены и потолки тоннелей украшались фресками.
Языческие и светские рисунки здесь соседствуют с фресками, иллюстрирующими сцены из Библии и рисунками с характерными раннехристианскими символами – рыба, агнец, голубь с оливковой ветвью в клюве, якорь, хризмы (монограмма имени Христа, которая состоит из двух начальных греческих букв хи и ро). Таким образом, в катакомбах можно увидеть одни из первых свидетельств художественного осмысления образа Иисуса Христа и всего христианского учения.
Кубикулы (дословно «покой») – небольшие камеры, расположенные по сторонам основных ходов. В кубикулах располагались захоронения нескольких человек, часто они служили фамильными склепами
Первые христиане подвергались гонениям со стороны римского государства как оскорбители величества (majestatis rei), отступники от государственных божеств (sacrilegi), последователи запрещенной законом магии (magi, malefici), исповедники недозволенной законом религии. Однако для христиан, и это расходится с распространенным мнением, катакомбы не служили убежищем во время гонений, по крайней мере на длительное время, так как в тоннелях под землей было очень мало места и воздуха. Римские власти знали о существовании захоронений, но не трогали их, потому что эти области, вне зависимости от религиозных представлений умерших, считались охраняемыми и неприкосновенными.
В любом случае катакомбы использовались ранними христианами не только для захоронений (многие христиане желали быть похороненными рядом с мучениками и святыми), но и для проведения богослужений и молитв в те времена, когда христианство находилось под запретом языческих императоров.
В V века захоронения в катакомбах прекратились, но с этого периода они приобретают популярность у паломников, желавших помолиться на могилах христианских мучеников и святых.
Всего в нескольких метрах от порта Като Пафоса, на проспекте Апостола Павла, находится одна из главных христианских святынь Кипра — катакомбы Святой Соломонии.
Если вы поднимаетесь от порта Пафоса по проспекту Апостола Павла, вы увидите у дороги указатель, а через 100 метров и саму достопримечательность:
Главный ориентир в этом месте, который невозможно не заметить, прогуливаясь по главной улице Пафоса — это старое и раскидистое фисташковое дерево, «охраняющее» вход в катакомбы:
Оно увешано всевозможными личными вещами — платками, поясами, ленточками и лоскутками, бусами и другими мелочами:
Считается, что это дерево обладает целебными свойствами и способно лечить болезни:
Говорят, что если к нему привязать личную вещь и помолиться об исцелении, в течение года человек обязательно поправится:
Некоторые посетители этой святыни оставляют на дереве даже свою обувь:
Молодожены или влюбленные юноши и девушки вешают на ограду катакомб Святой Соломонии замочки любви:
Свое название катакомбы получили в честь святой великомученицы Соломонии, которая проживала здесь вместе со своими сыновьями и приняла мученическую смерть.
Святая великомученица Соломония одна из первых на Кипре стала христианкой. Она пряталась здесь, чтобы избежать гонений со стороны римлян, но ее преследователи запечатали выход, обрекая ее на медленную и жестокую смерть.
В катакомбы Святой Соломонии ведут каменные ступени:
Здесь есть открытый двор:
А вокруг него расположены вырубленные в известняке несколько комнат:
Это место играло роль своеобразных гробниц — здесь были места захоронений умерших людей. Найденные здесь гробницы датируются эллинистическим периодом. В девятом веке здесь была построена христианская церковь, которую украшали иконы и фрески.
Также предупреждаем, что потолки здесь очень низкие, поэтому проходить по узким и тёмным проходам нужно очень осторожно, чтобы не удариться головой:
В этой святыне христианского мира царит непередаваемая атмосфера. Вдоль стен расположены стеллажи с иконами, а на некоторых стенах здесь даже сохранились настенные росписи, относящиеся к 12-му веку, а также надписи, которые, как утверждают археологи, были оставлены здесь крестоносцами в 13-ом веке.
В катакомбах Святой Соломонии также есть подземный источник с целебной святой водой, которая, как говорят, по сей день не утратила своих целебных свойств и может излечить заболевания глаз.
Паломники и христиане из многих стан мира, которые посещают Кипр, привозят сюда вещи своих больных родственников или друзей и молятся об их исцелении.
Источник и Фото: Cyprus Butterfly
Исследования и раскопки в катакомбах
Интерес к катакомбам возник в начале XVI века. Тогда к изучению древних захоронений приступил библиотекарь Римской церкви, имевший возможность исследовать раннехристианские манускрипты.
Катакомбы Святой Домитиллы
В 1578 году, в результате строительных работ на виа Салария, были найдены мраморные плиты с античными надписями и изображениями из цеметерия Jordanorum ad S. Alexandrorum , хотя изначально предполагалось, что это были катакомбы Святой Присциллы. Последующие раскопки привели к обвалу помещений некрополя и работы решили приостановить.
Позже исследованиями древних захоронений занялся Антонио Босио, открывший более тридцати подземных погребальных галерей и написавший трехтомный труд о результатах своей работы. Именно он впервые спустился в катакомбы Святой Присциллы.
Масштабные работы по изучению и раскопкам римских некрополей проводились с начала с XIX века. Тогда интерес был прикован не только к истории образования катакомб и захоронениям, но и к обнаруженным фрескам.
Катакомбы Святого Каллиста
Тема недели: Преподобный Сергий Радонежский: жизнь и наследие
Статья
Деяние о канонизации преподобных схимонаха Кирилла и схимонахини Марии, родителей Преподобного Сергия, игумена Радонежского, Чудотворца
Статья
Троице-Сергиева Лавра и Предстоятели Русской Церкви
Статья
Поручительство прп. Сергия Радонежского: инцидент с клятвой великому князю Дмитрию Донскому епископа Дионисия Суздальского
Статья
Училище иконописания в стенах Троице-Сергиевой Лавры в конце XIX – начале XX вв.
Статья
Возвращение Московской духовной академии в стены Троице-Сергиевой Лавры в 1948 году
Статья
Образ преподобного Сергия Радонежского на полотнах М.В. Нестерова (к 150-летнему юбилею со дня рождения художника)
Статья
Преподобный Сергий в «Сказании» Авраамия Палицына
Статья
Воспитание христианских добродетелей в наследии прп. Сергия Радонежского
Статья
Проповедь Святейшего Патриарха Кирилла в день памяти преподобного Сергия Радонежского в Троице-Сергиевой лавре
Статья
Преподобный Сергий Радонежский как покровитель воинских сил России
Статья
Чему нас может научить преподобный Сергий Радонежский?
Статья
Преподобный Сергий как выразитель кафолической природы Церкви
Статья
Стенопись Успенского собора Троице-Сергиевой Лавры. Роспись западной стены – композиция Страшного Суда
Статья
Преподобный Сергий Радонежский – деятель русского Православного Возрождения
Мнение
Преподобный Сергий: 600 лет обретению мощей
Статья
Дорога к Преподобному
Статья
Возвращение мощей преподобного Сергия Радонежского в 1946 году
Статья
Торжество 500-летнего юбилея со дня кончины преподобного Сергия Радонежского (25 сентября 1892 г.) в дневнике проф. А. Д. Беляева
Когда лучше отдыхать
Чтобы купаться и лежать на пляже
Если речь идёт об обязательном пляжном отдыхе, ехать нужно с середины июня по середину октября. В этот период море прогревается до самой комфортной температуры. Воздух при этом может быть от +25 до +35°C. Комфортнее всего — в августе или сентябре.
В жаркий летний период из преимуществ Пафоса перед другими курортами — Айя-Напой, Протарасом и Лимассолом — отмечу постоянный морской бриз с запада. Летний зной переносится здесь гораздо легче, чем на восточных курортах. Благодаря удачному географическому положению: с одной стороны Средиземное море, с другой — горы Тродос, Пафос имеет собственный микроклимат, отличающийся от климата центрального и восточного побережья Кипра.
Для пляжного отдыха приезжай на Кипр с середины июня по середину октября: в этот период море прогревается до самой комфортной температуры. Фото: Oleksandr Savchuk / Shutterstock.com
Чтобы любоваться достопримечательностями и дышать морским воздухом
В межсезонье в Пафосе тоже прекрасно, особенно если хочешь насладиться достопримечательностями западного Кипра без летней жары, суеты и большого количества туристов. В таком случае можно смело ехать с ноября по апрель: даже в январе воздух прогревается до +16˚C, а с начала февраля природа здесь расцветает.
Единственный момент, который нужно учесть: с середины ноября до конца января в этом регионе выпадает самое большое количество осадков.
Если хочешь насладиться западным Кипром без зноя и суеты, можно смело ехать с ноября по апрель. Одно «но»: с середины ноября до конца января выпадает самое большое количество осадков. Фото: Oleksandr Savchuk / Shutterstock.com
Экскурс в историю
Наименование города связано с древнегреческой богиней любви Афродитой, поскольку имя «Пафос» носила мифологическая дочь Афродиты и Пигмалиона.
Более того, по преданию, именно здесь, в районе «Пе́тра ту Ромиу́» (Скала ромея или Скала эллина), названная так в честь легендарного героя Византии — Дигениса Акрита, появилась из морской пены Афродита.
Согласно Аполлодору Афинскому (древнегреческий писатель II в. до н. э.), основателем Пафоса был Кини́рас, хотя по этому поводу существует много разных предположений и мнений. Так, по Павсанию и Гомеру, основателем был Агапинор — царь Аркадии и Тегеи, который при возвращении с Троянской войны и заложил Пале́пафо, современный Ку́клия.
Мифическое место рождения богини Афродиты
Большой интерес вызывает к себе также поселение Ма́а — Палео́кастро, имеющее много общего с другими микенскими фортификационными укреплениями.
Кипрские царства, как известно, были уничтожены в конце IV в. до н.э. Птолемеем I, одним из диадохов Александра Македонского. Незадолго до этого последний царь Пафоса, Никокли́с (Никоклес) перенес резиденцию своего царства на запад, в более подходящее место, которое было названо Не́а Пафос (современный Ка́то Пафос).
Неа Пафос познал блеск расцвета и славы в период эллинизма как место пребывания правителей Кипра, присоединенного к державе Птолемеев — греческих царей Египта.
В эпоху эллинизма Пафос являлся столицей Кипра, оставаясь ею и в период римского господства (с 58 г. до н.э.), при этом город служил также резиденцией римских правителей острова.
Город, окруженный мощными крепостными стенами, имел в те времена театр, одеон, множество храмов, дворцов и других впечатляющих зданий, о чем свидетельствует, в частности, наличие большого числа напольных мозаик, вынесенных на свет во время археологических раскопок.
Пафос
В 45 году н.э. сюда прибыли апостолы Варнава, Павел и Марк, в ходе своего первого апостольского путешествия на Кипр. Хотя предание и гласит, что Павел в Пафосе получил «без одной 40» (то есть 39) ударов плетью, тем не менее, существуют свидетельства, утверждающие, что апостол Павел проповедовал здесь слово Божье непосредственно перед лицом римского проконсула Кипра (во времена императора Клавдия, I век н. э.) — Сергия Павла, который принял новую религию. Таким образом, Кипр стал первой страной в мире, управляемой христианином.
Во времена Византии Пафос лишился «первенства», поскольку столицей острова стал Саламис (Саламин), расположенный на восточном берегу Кипра, у устья реки Педэос — севернее современного Аммо́хостоса (Фамагуста). Землетрясения и неоднократные набеги арабов в VII-X вв. привели город в упадок.
В средневековье город становится известным под названием Кти́ма (поместье), поскольку представлял собой царское имение (феодальный удел), служа в качестве западного порта Кипра и резиденции епископа.
Средневековая крепость Пафоса
Наибольший упадок за всю историю своего существования город пережил в период Османской империи (1570-1878). Несколько веков спустя, во времена британского правления (1878-1960) было реализовано довольно много проектов, но по-настоящему город познал расцвет после 1974 года, с приходом сюда большого числа беженцев в связи с турецким вторжением на остров, в результате которого Турция захватила 38 % его территории.
Сегодня Пафос представляет собой удивительно живописный и одновременно очень современный город, который ничем не уступает другим городам Кипра. Более того, Пафос избран культурной столицей Европы 2017 года, благодаря своему богатейшему культурному наследию.
Музей и монумент Гриваса
Монумент Гриваса.
Этот необычный музей расположен в 4 км к северу от Като Пафоса на том месте, где в ноябре 1954 году причалило судно «Святой Георгий», ставшее теперь главным экспонатом музея. Капитаном судна был Георгиос Гривас, возглавлявший в то время подпольную организацию EOKA. На судне находился большой запас оружия и боеприпасов, предназначенных для свержения британского колониального правительства.
Два месяца спустя повстанцы были арестованы во время очередной высадки на берег. На стенах музея можно увидеть документы и фотографии, подтверждающие факт взятия в плен группы подпольщиков, а также несколько изъятых винтовок и боекомплектов.
Адрес: “Museum-Caique Agios Georgios”, Chloraka, Кипр.
Фото и описание
Всего в нескольких километрах от порта города Пафос, расположилась одна из наиболее почитаемых христианских святынь Кипра – катакомбы Святой Соломонии. Прямо перед входом в пещеры растет старое фисташковое дерево, которое является своеобразным «охранником» этого места. Люди верят, что, привязав к его ветвям свою личную вещь, можно через год исцелиться от всех болезней. Сейчас это дерево сплошь уже увешано разнообразными украшениями, платочками, поясками и другими мелочами.
Это место получило свое название в честь великомученицы Соломонии, мощи которой все еще хранятся в одном из гротов холма. Согласно легенде, святая Соломония и ее семь сыновей обосновались в этих катакомбах примерно во II веке н.э. после побега из Палестины. Однако в скором времени они были схвачены и приняли все мученическую смерть.
Сами катакомбы были вырыты под холмом Фабрика еще в IV веке до н.э. и использовались в качестве места для захоронений. И только на заре нашего века там поселились первые христиане острова.
Именно они создали еще несколько дополнительных пещер, которые располагаются в форме креста, а также прекрасную подземную церковь, которая стала знаменита благодаря своим изумительным фрескам и рисункам. Считается, что они появились намного позже самой церкви – во времена крестоносцев. К счастью, они в достаточно хорошем состоянии сохранились до наших дней.
Главной достопримечательностью этих катакомб считается святой источник, воду из которого брали еще первые поселившиеся там христиане. Однако в последнее время из-за большого количества желающих запастись этой живительной влагой, источник немного обмелел и вода в нем помутнела. Но, по словам знающих людей, это никак не повлияло на ее целебные свойства.