Архитектура дворцово-паркового ансамбля Царицыно
Дворцово-парковый ансамбль Царицыно располагается на холмистой местности, пересеченной оврагами. Более подробно расположение всех его достопримечательностей можно наблюдать на схеме, расположенной перед Большим дворцом.
Большой дворец
Большой дворец является центральной композицией дворцово-паркового ансамбля Царицыно. Здание дворца является трехэтажным. Как и для большинства построек в Царицыно ему характерно сочетание красного кирпича и белого камня. При этом очень эффектно на их фоне смотрятся крыша и башни зеленоватого цвета.
В архитектуре Большого дворца сочетается два стиля — псевдоготика и классицизм.
Строительство Большого дворца так и не было завершено в свое время. И на протяжении двух столетий он постепенно превращался в руины. Очень печально, что в таком красивом месте так и не прошло ни одного бала. Стоит отметить, что в настоящее время в Большом дворце проводятся различные выставки и экспозиции музея-заповедника «Царицыно».
Хлебный дом
Рядом с Большим дворцом находится Хлебный дом, он же Кухонный корпус. Это здание предназначалось для размещения кухонь и хозяйственных служб. Но после реставрации в Хлебном доме размещаются экспозиции музея-заповедника «Царицыно».
Стоит отметить, что свое название Хлебный дом получил благодаря эмблеме в виде каравая хлеба и солонки. А над ними можно наблюдать вензель из букв «Х» и «С» («хлеб» и «соль»). Эмблему и вензель хорошо видно на следующем фото. А именно за памятником двум архитекторам дворцово-паркового ансамбля Царицыно — Василию Баженову и Михаилу Казакову.
Арка-галерея
Между Большим дворцом и Хлебным домом размещается Арка-галерея. Это декоративное сооружение, которое не несет на себе никакой функциональной нагрузки. На мой взгляд Арка-галерея отлично вписывается в архитектурную композицию. Помимо этого на ее фоне можно сделать отличные фото.
Кавалерские корпуса
Дворцово-парковый ансамбль Царицыно богат загадками. Одной из таких загадок является предназначение трех Кавалерских корпусов. По одной из гипотез они предназначались для царской свиты и слуг. Но достоверно это не известно в связи с тем, что архивные документы не сохранились. По этой причине сегодня их название является условным.
Фигурный мост
Фигурный мост построен по проекту Василия Баженова. Интересно то, что он практически на подвергся разрушению. Задумывался мост как второй парадный въезд на территорию Царицынской усадьбы. Но в настоящее время является украшением главной аллеей, ведущей к дворцовому комплексу.
Храм иконы Божией Матери «Живоносный Источник»
Храм иконы Божией Матери «Живоносный Источник» заметно выделяется на фоне других построек в Царицыно. И это не удивительно, поскольку храм находился на территории Царицыно до создания дворцово-паркового комплекса. Тем не менее архитектор Василий Баженов решил включить его в архитектурный ансамбль Царицына. Храм был возведен в 1722 году по заказу Дмитрия Кантемира, бывшего владельца этих мест. Однако впоследствии был полностью перестроен по воле Матвея Дмитриевича Кантемира в 1759-1765 годах.
Поместье при Екатерине II
Купив поместье, императрица в разговоре с придворным архитектором Василием Баженовым с досадой говорила: «В окрестностях Москвы нет ни одного дворца, где можно с удобством провести лето».
Архитектор Баженов
В 1775 году Екатерина приказала своему архитектору разработать проект подмосковной увеселительной резиденции. Государыня высказала пожелание при строительстве сохранить живописный ландшафт территории.
К лету 1785 года зодчий построил заказанный дворец, состоящий из трёх павильонов, расположенных подковообразно на небольшом расстоянии один от другого.
Баженов ждал указаний по внутренней отделке зданий. В июне 1785 года императрица посетила дворец и повелела изменить здания. Своды она нашла «слишком тяжёлыми, комнаты слишком низкими, будуары слишком тесными, апартаменты слишком тёмными, а лестницы слишком узкими».
Архитектор Казаков
Дворец был разобран, а Баженов не получал больше заказов от императрицы. К делу привлекли архитектора Матвея Казакова, ученика Баженова, которого императрица назначила новым архитектором царицынской резиденции.
Матвей Казаков предложил взамен трех двухэтажных небольших баженовских дворцов построить огромный дворец с просторным парадным залом. Строительство подходило к концу, когда 6 ноября 1796 года до Царицыно дошла весть о неожиданной смерти Екатерины. Наследник императрицы, Павел I, дальнейшее строительство в Царицыно запретил.
Оскорблённый Баженов не пожалел денег на месть и заплатил колдуну, который устроил в Царицыно «порчу», чтобы никто и никогда не сумел здесь построить ничего путного. Неизвестно, в чём причина, но императорская усадьба в Царицино не построилась, а Екатерина не успела пожить в этих краях.
Дворец после смерти императрицы
Построенный Казаковым дворец однажды загорелся, а после пожара быстро разрушился. После смерти Екатерины Царицыно погрузилось в запустение, зарастая травой и разрушаясь.
В 1870 году здесь возник посёлок Новое Царицыно, где построили дачи. В разные годы в Царицыно снимали дачи или гостили у родственников писатели и поэты: Ф. М. Достоевский, Ф. И. Тютчев, А. Н. Плещеев, А. П. Чехов, И. А. Бунин.
В советское время здесь была зона отдыха, и отведено место под строительство дач. В конце XX века правительство приняло решение о возрождении территории Царицыно.
Задуманную Екатериной усадьбу построили современные архитекторы по чертежам тех времён. Используя современные материалы, зодчие воссоздали начальную резиденцию императрицы.
Контакты и стоимость посещения
Входной павильон в государственный музей «Царицыно».
Для предварительной регистрации звонят по телефону +7(495)322-44-33. Стоимость комплексного билета для осмотра дворцового ансамбля составляет 890 руб. От 100 до 400 руб. стоит посещение одного здания комплекса.
Бесплатный вход предусмотрен для следующих граждан:
- детей до 7 лет;
- героев РФ и СССР;
- ветеранов Великой Отечественной войны;
- инвалидов I, II групп;
- награжденных медалью «Житель блокадного Сталинграда»;
- детей-сирот;
- военнослужащих;
- работников музеев РФ;
- владельцев карты ISIC.
В каждую третью среду месяца людей пропускают бесплатно. За экскурсию по Большому дворцу или Хлебному дому платят 150 руб. Прогулка по одной оранжерее и дворцовой территории обойдется в 225 руб.
Ежегодно в музее проводится акция «Ночь искусств». Вход делают бесплатно после 18.00. Гости могут посетить выставки, спектакли, концерты и перформансы.
История Царицыно.
На месте сегодняшнего Царицыно ещё до появления Москвы находилось поселение племени вятичей. По одной из версий именно это племя стоит у истоков основания и самой Москвы, а вернее поселения, которое увидел Юрий Долгорукий, и решил дать ему название (или просто при нём Москва была отражена в летописи, дошедшей до нас). Вятичи здесь селились ещё в X-XI веках. После себя они оставили курганы, которые и по сей день можно увидеть в Царицынском парке.
Первое название у Царицыно было не столь благозвучное и величественное. Благодаря тому, что здесь издавна располагались лечебные грязи и святые ключи, это место носило название «Чёрная грязь»
Стоит обратить внимание, что «Чёрная грязь» является именно ядром будущей усадьбы, в дальнейшем территория примет намного больший масштаб. Первая усадьба в лечебном месте была построена по заказу жены российского царя Федора Иоанновича, Ириной Годуновой, это произошло в 16 веке. К сожалению, в период польско-литовской интервенции усадьба полностью сгорела
После этого, этой территорией владели бояре Стрешневы (В 1605 году после смерти Годунова вотчина перешла во владение царского двора пока в 1633 году царским указом она была продана Лукьяну Степановичу Стрешневу), князья Голицыны. За это время были построены красивые дома, разбиты чудесные сады. Но в результате того, что род Стрешневых прекратился, а Голицыны были сосланы в Сибирь, новым владельцев стал молдавский господарь Дмитрий Кантемир, которому сельцо «Чёрная грязь» было пожаловано самим Петром I.
Сначала владельцем был сам Дмитрий Кантемир, а после него здесь хозяйничали три его сына.
Большой Царицынский дворец
Среди рода Кантемиров, владевших усадьбой, стоит выделить Матвея Кантемира, владевшего «Черной Грязью» 14 лет. Здесь при нём была построена каменная церковь (1759-1765) «Во имя Живоносного Пресвятыя Богородицы Источника с теплым для зимнего времени пределом во имя святаго великомученика Димитрия Мироточивого» — покровителя отца Матвея. Первоначально храм имел форму греческого равноконечного креста, на котором был поставлен «восьмерик», увенчанный куполом с небольшой главкой. Сегодня это самая старая часть церкви. При ней похоронены сам князь М.Д.Кантемир (1700-1771) и его жена Аграфена Яковлевна, урожденная графиня Лобанова-Ростовская (1708-1772). Третий придел в честь иконы Казанской Божией Матери появился в 1880-е годы, когда в храме была расширена трапезная, перестроена и увеличена колокольня и вся церковь приобрела современный вид.
В 1775 году у Сергея Кантемира (также сына Д.Кантемира, который к тому моменту оставался единственным полноправным владельцем), «Чёрную грязь» покупает сама императрица Екатерина II. Обошлась ей эта покупка в 25 000 рублей (по некоторым данным за 30 000).
Как гласит легенда, 4 мая 1775 года императрица, которая в тот год много ездила по России и изучала имперские земли, во время поездки на Цареборисовский пруд, обнаружила полузаброшенную усадьбу. Императрицу поразили красота пейзажей, ландшафт: холмистая, изрезанная быстрыми ручьями местность, рощи и луга, тихие пруды, поросшие камышом, тишину которых нарушали лишь крики уток.
С появлением новой хозяйки, эта местность начинает новую историю. «Чёрную грязь» переименовывают в Царицыно село. Екатерина вызывает сюда своего личного архитектора Василия Баженова, которому заказывает построить летнюю увеселительную императорскую резиденцию «в готическом вкусе». Начинается масштабное строительство: на центральной площади возводят два дворца – для Екатерины и ее сына Павла, в плане зеркально отражающие друг друга. Перед ними было возведено самое большое по размерам здание – дворец-храм, примыкающие к нему трапезная, беседки, театр, сооружаются гроты и пещеры.
Памятник архитекторам Баженову и Казакову
Cтроительство продолжалось целых десять лет (1775-1785 гг.). Была даже задумана высокая башня с часами, но ее проект не успели воплотить.
В 80-х годах прошлого века началось постепенное восстановление Царицынских объектов. С особой активностью работы по реставрации проводились в период 2005-2007 годов. 2 сентября 2007 года произошло открытие Государственного музея-заповедника под названием Царицыно.
Павильон Миловида
Павильон «Миловида» находится недалеко от Фигурных ворот, он считается самым красивым павильоном парка. От него открывается живописный вид на пруд, благодаря чему и был назван павильон «милый вид».
Павильон в стиле классицизма был построен в 1804 году учеником Баженова и Казакова — архитектором Иваном Васильевичем Еготовым. Павильон «Миловида» состоит из проходной галереи в виде арки и четырех угловых помещений для отдыха посетителей — кабинетов. Галерею поддерживают 16 дорических колонн, она покрыта полуциркульным сводом. Фасад павильона украшен скульптурами, сфинксами и бюстами из белого мрамора.
В XIX веке здесь находился чайный дом, периоды запустения павильона сменялись восстановительными работами. Во время Великой Отечественной войны он сильно пострадал из-за взрывной волны от фугасной бомбы, а в 1992 году от пожара, чуть не уничтожившего его полностью. Современный вид павильон получил после реставрации 2007 года.
Малый дворец
Малый или Полуциркульный дворец был построен Василием Баженовым и полностью завершен в 1785 году. Особенность здания — его полукруглая форма, предназначался для Екатерины II. Дворец стоит на искусственном холме на берегу Верхнего Царицынского пруда, созданным еще садовниками Кантемиров, на месте деревянной беседки.
В Малом дворце находились главный зал в форме овала, выходящий окнами на пруд, будуар и несколько крошечных комнат. На восточном фасаде — белокаменный вензель императрицы в лучистом сиянии, ставший эмблемой парка-музея «Царицыно».
Дворец простоял заброшенным до начала XIX века, затем в нем после ремонта был открыт кофейный дом, но ненадолго. Потом использовался, как гауптвахта для сторожей усадьбы. Постепенно Малый дворец ветшал, разрушался и к концу XX века превратился в руины. В ходе масштабной реставрации в 1987–1995 годах дворцу был возвращен первоначальный облик. Сейчас здесь проводятся выставки.
Правила для посетителей
На территории запрещены следующие действия:
- курить;
- приносить алкоголь и любые напитки в стеклянной таре;
- разжигать костер и ставить палатку;
- устраивать пикник;
- выбрасывать промышленный и бытовой мусор;
- портить деревья и собирать растения;
- ходить по газонам и клумбам;
- купаться в водоемах и ловить рыбу;
- выгуливать домашних животных;
- проносить оружие и взрывчатые вещества;
- рисовать на стенах зданий и памятниках;
- расклеивать рекламные листовки.
Передвигаться на велосипеде, роликах и самокате в Царицыно разрешают только детям дошкольного возраста.
Мероприятия, экскурсии, профессиональную видео- или фотосъемку проводят после согласования с дирекцией музея.
Большой мост через овраг
Большой мост через овраг — это еще одно выдающееся творение Баженова и главнейшее сооружение царицынского ансамбля. Длина парадного моста — 80 метров, от него начинается дворцовая часть усадьбы. Мост должен был разделять дворцовые постройки от заовражной части, где должны были разместиться конюшни, но Конюшенный корпус так и не был построен.
На Большом мосту
Большой мост был не до конца завершен, достроил его ученик Баженова — архитектор Иван в начале XIX века. Мост стал частью Царицынского шоссе в конце XIX века, он связал Царицыно с Каширской дорогой. Только в 1975 году изрядно разрушенный мост перестал быть автомобильным. Масштабные реставрационные работы были произведены в 1985-2007 годах, сейчас Большой мост полностью восстановлен.
Описание музейного комплекса
Музей-заповедник, который занимает больше 100 га, расположен на юге Москвы. Его история началась в 1776 г., когда Екатерина приказала построить резиденцию. В XIX в. территория превратилась в дачный поселок. В 1927 г. здесь открывают музей, а после войны выделяют охраняемые земли площадью 1000 га. Позже в Царицыно проходят 2 масштабные реставрации. В 2007 г. обновленный архитектурный комплекс открывается в день Москвы.
Схема комплекса включает следующие сооружения:
- Большой и Малый дворцы;
- Кавалерские корпуса;
- Хлебный дом;
- Оперный дом;
- оранжереи;
- Храм иконы Божьей Матери «Живоносный Источник».
Поместье строили на мысу, поэтому на территории возвели Фигурный и Большой мосты. Последний украшают розетки, пояс-зигзаг под карнизом, вставки в виде ромбов и кругов. Центральные арки напоминают порталы в готических соборах. Фигурный мост, который декорирован георгиевскими крестами, построили по принципу виадука. Высокий парапет со стрельчатыми проемами соединяет полукруглые башни.
Оранжереи
Одна из Царицынских оранжерей.
Первое деревянное помещение появилось в 1740-х гг., когда усадьба принадлежала роду Кантемиров. В конце XVIII в. здесь стояло 3 сооружения, где выращивали до 10 000 деревьев. Здесь располагались оранжереи с ананасами, апельсинами, померанцем, виноградом и персиками. В помещениях росли мирт, оливковые деревья, абрикосы, олеандр, лавр и парковые цветы. В Царицыно находилась большая коллекция тропических растений.
После смерти императрицы работу оранжереи поддерживал глава Экспедиции кремлевского строения П. Валуев. На территории строят 8 помещений. В XIX в. комплекс сдают в аренду купцу Давыдову. Позже старые здания сносят, а виноградную оранжерею разделяют на коммунальные квартиры.
Для экскурсий открыты 3 здания. В первом корпусе представлены гибискусы, фуксии, араукарии и пальмы. Во втором помещении выращивают овощи, фрукты, розмарин, олеандр, мирт, имбирь, кофейные деревья. В виноградной оранжерее растут кактусы и декоративные растения.
Знаменитый фонтан
Знаменитый музыкальный фонтан.
Современность в усадьбе представляет музыкальный фонтан. Его создали во время реконструкции 2006-2007 гг. на Нижнем пруду. По легенде в этом месте в 1775 г. князь Г. Потемкин организовал салют для Екатерины II, который сопровождал залп из трофейных турецких пушек. Конструкция в форме чаши занимает 2400 м², которую освещают 2583 подводных светильников. Ее диаметр составляет 52 м.
Вместе с фонтаном освещается Большой дворец и мост через овраг. 915 струй поднимаются максимум на 15 м в такт музыке.
Он оснащен акустической установкой, поэтому композиции слышно с любого берега. Из-за чувствительности к низкой температуре после завершения сезона фонтан консервируют.
Большой дворец и Хлебный дом
Большой дворец сочетает элементы русской готики и классического стиля.
Царицынский дворец сочетает элементы русской готики и классического стиля. Сначала строительством занимался архитектор В. Баженов. После осмотра здания в 1785 г. императрица поручила работу его ученику М. Казакову. Здание включает 2 крыла, которые предназначались для проживания государыни и ее сына Павла. Они соединяются узкой высокой галереей. Дворец украшен стрельчатыми окнами, остроконечными башнями, полуколоннами и арками. В 1796 г. его практически достроили, но смерть государыни остановила процесс.
В правом крыле на первом этаже создали Екатерининский зал. Он декорирован ценными породами деревьев, золотом, ониксовыми колоннами, лепниной. Здесь установлена статуя императрицы из мрамора высотой 2,6 м. Второе помещение с вишневыми стенами и мраморными колоннами назвали Таврическим залом. На 3 этаже находятся Баженовский и Казаковский залы, которые соединяет анфилада. В здании проводят торжественные мероприятия, выставки и концерты.
Возле дворца расположен Хлебный дом, где располагалась кухня для Екатерины II. Сооружение квадратной формы с округлыми углами построили в 1784-1785 гг. На фасаде установлены 2 горельефа в виде солонки с караваем. Над карнизом изображены буквы Х и С (хлеб-соль). Интересный факт — Х получается в виде скрещенных линий, которые считаются символом масонства. Визуально дом с дворцом соединяет галерея, которая в центре прерывается аркой с шипами. В здании размещена основная экспозиция музея, в атриуме устраивают концерты и театральные постановки.
Хлебный дом
Кухонный корпус или Хлебный дом построен Баженовым в 1784-1785 годах. Второе название связано с расположенной на фасаде белокаменной эмблемой, изображающей каравай хлеба с солонкой.
Используется в XIX веке, как лечебница для крестьян, а потом гостиница для дачников. В советские годы в Хлебном доме были коммунальные квартиры. В 1987 году началась реставрация здания, превратившаяся в реконструкцию в 2005 году: историческое здание было изменено несмотря на протесты специалистов. Внутренний двор был был перекрыт стеклянным куполом и превращен в атриум, что изменило замысел Баженова и нарушило его проект.
Атриум в Хлебном доме
Сейчас в Хлебном доме разместились постоянные экспозиции Царицынского музея, в атриуме проходят выставки и концерты. В 2008 году сюда был завезен орган и состоялся первый органный концерт.
Третий кавалерский корпус
Третий кавалерский корпус был построен на холме, рядом со Средним прудом в 1776 – 1779 годах по проекту Баженова. Сам архитектор называл здание «малый домик» и «третий дом». Название «Кавалерский корпус» появилось с 1947 года. Здание со стрельчатыми окнами украшено башней-бельведером.
Третий кавалерский корпус в отличие от других царицынских построек активно использовался, в результате чего перестраивался. Здесь были и трактир с гостиницей, и дача, клуб и Дом культуры с кинотеатром в советские годы. В 1927 году здесь открылся Царицынский музей, но в 1937 закрылся. В 1984 году здесь разместились дирекция и фондохранилище музея декоративно-прикладного искусства народов СССР.
Исторический облик зданию был возвращен в результате реставрации 1998–2003 годов. Сейчас здесь находится экспозиция «Дачное Царицыно».
Большой дворец
Большой дворец Матвея Казакова был построен на месте снесенных трех дворцов Баженова. Новый дворец был намного крупнее, представлял собой два жилых трехэтажных корпуса, соединенных галерей, правый корпус для Екатерины, левый для Павла. Главным украшением стали угловые шатровые башни. По указу императрицы Казакову пришлось переделать проект и уменьшить дворец в целях экономии на этаж. Дворец был не завершен, он остался с черной временной крышей, придававшей ему мрачный вид и с незавершенной внутренней отделкой.
Двести с лишним лет простоял Большой дворец заброшенный и безмолвный, он считался самой романтичной руиной. В 2005 году дворец был достроен по указу тогдашнего мэра Юрия Лужкова. По мнению многих специалистов, дворец из исторической руины превратился в новодел. Во дворце никогда не было интерьеров, они были придуманы произвольно современными архитекторами. Кровля была сделана не черной, что нарушило историческую достоверность, а цветной и с декоративными деталями, что взято из первого проекта Казакова.
Екатерининский зал
Во дворце были построены два роскошных тронных зала, Екатерининский и Таврический. Главной исторической ценностью которых является, размещенная в Екатериниском зале, мраморная статуя Екатерины Великой известного скульптора Александра Опекушина. Она была выполнена в 1896 году для Московской городской думы.
Макет Царицыно Матвея Казакова
Сейчас на дворцовой поляне перед Большим дворцом можно увидеть остатки фундамента Большого Кавалерского корпуса, разобранного на стройматериалы. Это было ключевое здание в архитектурном комплексе Василия Баженова. Ближе к Фигурному мосту находится фундамент Камер-Юнфарского корпуса, также разобранного Матвеем Казаковым.
Макет Царицыно Василия Баженова
Здесь же, на поляне можно посмотреть и сравнить между собой бронзовые макеты Василия Баженова и макет Матвея Казакова.
Первый кавалерский корпус
Первый кавалерский корпус — еще один «маленький домик» по словам Баженова, имеет Г-образную форму и три комнаты — центральную и две угловые. Долгие годы здание никак не использовалось, только во второй половине XIX – начале XX века он стало сдаваться под дачу. К одноэтажному зданию было пристроено два этажа.
В 1922–1932 годах в постройке находился детский дом. С 1932 года в корпусе располагался исполком Ленинского района, перед его входом был установлен памятник Ленину. В 1960-е годы сюда заехала музыкальная школа. После реставрации Первого кавалерийского корпуса в здании разместилась администрация музея-заповедника «Царицыно».
Средний дворец или Оперный дом
Средний дворец предназначался для проведения театральных представлений и официальных приемов, большую часть его занимал зал с отличной акустикой. Этот дворец считается одним из лучших произведений Василия Баженова. На плане 1816 года его отметили, как Оперный дом, название прижилось.
Средний дворец никак не использовался, стоял пустым и разрушался. После реставрации в 1987–1995 годах здесь стали проводиться концерты и конференции, разместились музейные экспонаты. В 2012-2014 годах был проведен масштабный ремонт с заменой паркета и плитки на полу. В настоящее время в Оперном доме проводятся выставки.
Из истории Царицыно
Усадьба Царицыно известна с конца XVI века. В то время земли на окраине Москвы принадлежали русским царям или их фаворитам. Первой отстроила здесь усадьбу, названную Богородским, сестра Бориса Годунова, царица Ирина. В Смутные времена поместье полностью уничтожили, а местность переименовали в пустошь Чёрная грязь.
Здесь строил свои хоромы боярин Стрешнев, зять первого русского царя Михаила Романова. Новую усадьбу возвёл на просторных землях фаворит царевны Софьи, Василий Голицын. Вместе с сыном Алексеем Голицын на зависть всем устроил трёхъярусные хоромы с галереями.
После воцарения Петра I Голицыных отправили в ссылку, а владельцем имения Чёрная грязь стал союзник Петра I в русско-турецкой войне молдавский правитель Дмитрий Кантемир.
Новый дом «на китайский манер» с отлогими крышами на два ската, галереями и маленькими башнями, вокруг которого буйствовал сад и оранжереи с экзотическими фруктами, привели в восторг Екатерину II.
Императрица, не раздумывая, выкупила Чёрную грязь у наследников Кантемира, тяготившихся усадьбой. Семья Кантемиров и с радостью приняла 25000 рублей, которые заплатила царица. Неблагозвучное название усадьбы Екатерина немедленно назвала селом Царицыно.