Стиль и архитекторы
Ар-нуво в Риге можно увидеть в основном на фасадах внушительных зданий, часто более двух этажей и многих заливов . Эти довольно величественные фасады почти всегда симметричны. Стиль ар-нуво в основном отклоняется демонстративным присутствием лепных украшений, скульптур и статуй, часто представляющих персонажей из греческой и римской мифологии, а также фавнов или дьявольских существ. Некоторые постройки вдохновлены латышским национальным романтизмом. Таким образом, мы можем увидеть украшения из дубовых листьев, священного дерева в Латвии, цветов, таких как ромашки, сосновые шишки или животных региона (белок, медведей и т. Д.). У других зданий гораздо более сдержанные фасады, отсылающие к северному модерну, такие как фризы с узорами и узорами, характерными для скандинавских стран.
Главный архитектор — Михаил Эйзенштейн (1867-1921), немец-балтийец из Санкт-Петербурга . Он отец российского режиссера Сергея Эйзенштейна , автора знаменитого броненосца «Потемкин» . Его работы находятся в основном на улице Альберта, и его работы являются одними из самых известных и любимых в балтийском городе.
Латыши Константин Пекшенс (1859–1928) и Эйжен Лаубе (1880–1967) также являются одними из самых влиятельных и плодотворных архитекторов в строительстве зданий в стиле модерн в латвийской столице.
Мы также можем процитировать немецко-балтийского Фридриха Шеффеля (умер в 1913 году), автора «Дома черной кошки», которого часто связывали с Генрихом Шеелем, а также с Вильгельмом Бокслаффом (1858–1945) или Паулем Мандельштамом (1872–1941).
Рижский модерн можно разделить на четыре категории: эклектический или декоративный, перпендикулярный или вертикальный, национальный романтический и неоклассический.
Юрмала
Всего в 25 км от центра латвийской столицы находится Юрмала, это одно из лучших мест, куда можно съездить из Риги на 1 день. Юрмала привлекает своими песчаными пляжами, природой и тишиной. Здесь можно развлечься в аквапарке и прокатиться на паруснике по реке, взять на прокат велосипед и совершить неспешную прогулку по окрестностям.
Мы посетили музей под открытым небом, который повествует о повседневной жизни рыбаков в конце XIX — начале XX веков. Увидели якоря, лодки, мастерскую плетения сеток, баню, коптильню для рыбы, дома рыбаков и другие интересные вещи.
Летом по четвергам с 12:00 до 15:00 музей предлагает приятный сюрприз для гурманов — устраивают мероприятия по копчению рыбы, где местные рыбаки рассказывают, показывают, как коптят рыбу традиционными способами, и предлагают ее попробовать.
А потом в парке Дзинтари поднялись на смотровую площадку на высоте 46 метров и гуляли вдоль Рижского залива. Узнали, что «крылатая черепаха» — символ Юрмалы.
Для прогулки по центральной улице Йомас нам выделили 15 минут, бегом и под дождем насладиться атмосферой в полной мере не удалось. Для знакомства с самобытной деревянной архитектурой лучше заказать экскурсию по исторической части города.
Черный рижский бальзам
Проходим Двор Конвента насквозь и попадаем на улицу Kalku iela прямо к парадному входу старой рижской аптеки, которая давно уже не аптека, а бар-магазин с названием «Riga Black Magic Bar». Здесь можно приобрести знаменитый черный рижский бальзам, впрочем, его можно купить и в обычном магазине.
Как гласит предание, в середине XVIII века рижский аптекарь Абрахам Кунце на основании старинного рецепта водочного настоя целебных трав изготовил «чудо-бальзам», который под названием «Бальзам Кунце» был предложен в качестве лекарства русской императрице Екатерине II, страдавшей коликами. Оценив по достоинству целебные свойства бальзама, Екатерина II даровала Кунце привилегию на его изготовление.
Рига в стиле ар-нуво
Небольшая улица Альберта названная в честь епископа, основавшего город в 1201 году, буквально вся застроена домами эпохи ар-деко. Или югендстиля — так его называли в Германии и Прибалтике. Это и неудивительно — улица возникла в 1901 году, то есть сравнительно молода.
Обращает на себя внимание богато декорированный дом №8, построенный российским архитектором Михаилом Эйзенштейном в 1903 году. Он же разработал проекты зданий №№ 2 и 4
А в доме за номером 12, который спроектировал местный архитектор Константин Пекшенс, разместился Рижский музей югендстиля. Он буквально погружает в сравнительно недавнее прошлое, знакомя с бытом небедной рижской семьи дореволюционной эпохи. Невелик, но атмосферен. Особенно хороша лестница, за осмотр которой, кстати, не нужно платить.
Кстати, на официальном сайте имеется карта, на которой отмечены все знаковые дома Риги эпохи модерна: www.jugendstils.riga.lv/eng/JugendstilsRiga/4/.
«Дом с кошками»
Хорошо известен рижский «Кошкин дом», занимающий сразу два номера (10/12) на улице Мейстару
Видный образец местного арт-деко, построенный в самом начале XX века (1909 год, архитектор Фридрих Шеффель), он обращает на себя внимание черными котами, задравшими хвосты на башнях
По легенде, заказчика здания не приняли в Большую купеческую гильдию города. И он отомстил председателю, приказав развернуть котов тыльными частями в сторону окон обидчика
Хотя не только животные должны быть в эпицентре внимания при осмотре бывшего доходного дома, но и собственно его архитектура. Интересна симметричная композиция с центральным остроконечным портиком и остроконечные башни, отсылающие к Средневековью.
Между прочим дом 10/12 по Мейстару сыграл в культовом фильме «Семнадцать мгновений весны» — он исполнил роль берлинской гостиницы, возле которой Штирлиц встречался с Борманом.
Кстати о «кошках»! Здание Большой гильдии, датируемое серединой 19 века (неоренессанс) находится совсем рядом: улица Амату, 6.
А также
Красивый образец ар-нуво — дом Детмана на улице Тиргоню 4. Во времена СССР здание сыграло в фильме «Идеальный муж» — за его огромными окнами киношники разместили лондонскую гостиницу «Кларидж» .
Фасад дома, первые этажи которого были предназначены для размещения магазина, придумал немецкий архитектор Карл Ган. А заказчиком выступил немец Генрих Деттман, торговавший оптикой и нуждавшийся в красивом магазине с большими витринами.
Предприниматель выкупил большой участок и построил на нем аж два дома в стиле модерн. Второй числится по улице Шкюню 12/14.
Кстати, именно Деттман основал электромеханическую фабрику, из которой вырос известный рижский завод ВЭФ.
Коротенькая улочка Тиргоню, в русском варианте — Купеческая — вся застроена симпатичными домами. И подарит неравнодушному к архитектуре туристу несколько минут экстаза.
Провозвестником модерна можно счесть неоготическое здание Малой Гильдии на улице Амату, 3. Построили его в третьей четверти XIX века по проекту местного архитектора Иоганн Даниэль Фельско в стиле тюдоровской готики. Сохранился ряд внутренних помещений, в окнах красуются оригинальные витражи, изображающие старейшин ремесленной гильдии святого Иоанна.
Интерьер модерна
Интерьер в эпоху модерна стал играть более важную роль — это было продиктовано архитектурой, которая создала новые способы компоновки внутреннего пространства и открыла путь к полному соответствию внешнего пространства внутреннему. Самым первым интерьером модерна можно считать знаменитую «Павлинью комнату», оформленную Джеймсом Уистлером в Лондоне . Интерьер строился на полном неприятии прежних архитектонических принципов оформления внутреннего пространства. Стены помещений покрывались не образующими, казалось бы, никакой закономерности причудливыми, асимметричными формами, капризно извивающимися линиями. Потолки декорировались, как правило, плоскорельефной гипсовой пластикой, стены оформлялись более красочно, занавеси делали светлыми .
Галерея
Павлинья комната, Лондон
Рига стала одной из тех европейских столиц, в которой новый стиль заявил о себе достаточно громко, убедительно и ярко, что нашло отголоски и в архитектуре других латвийских городов и даже в сельской среде.
Музеи Риги
В столице Латвии много музеев, которые несут в себе отпечаток истории уникальной страны.
Латвийский национальный исторический музей
Расположен в Рижском замке музей насчитывает в своих фондах около миллиона экспонатов. Его посетители познакомятся с временами рыцарей, бытом крестьян и помещиков. В этом им помогут 4 основные выставки, которые проведут гостей по истории Латвии с древнейших времен до начала 20 века.
Часы работы: со среды по воскресенье с 10 до 17. Во вторник и понедельник – только заказанные экскурсии. Договориться об этом можно по телефону 722-13-57. В данный момент музей находится на реконструкции.
Стоимость билета: в среду – бесплатный вход, в остальное время – 2,85 евро.
Музей рижского гетто
Этот музей – самый молодой в Риге. Его открыли в 2010 году, чтобы отдать память жертвам холокоста.
Адрес: Улица Маскавас 14а, вход со стороны Набережной. Вход бесплатный.
Латвийский военный музей
Ведет свою историю со времен Первой мировой войны. Расположен он в единственной из 25 башен городской стены Риги 18 века, сохранившейся до наших дней. Ее название вполне соответствует музею – Пороховая. Внутри – уникальное оружие, фотографии, карты военных действие, солдатская форма и даже личные вещи воинов.
Адрес: Смилшу, 20. Часы работы: с 10 до 17 с октября по апрель и с 10 до 18 с мая по сентябрь. Понедельник и вторник – выходные. Стоимость билета составляет 0.8 евро, в последнее воскресенье месяца – бесплато.
Латвийский национальный художественный музей
Музей хранит в своих фондах более 52 тысяч экспонатов. Это полотна Рериха, Айвазовского, Пурвитиса и других. Помимо постоянных экспозиций можно посетить временную выставку латвийских или зарубежных авторов.
Адрес: ул. К.Валдемара, 10a.
Латвийский музей природы
Уникален тем, что является старейшим в Балтии. Его основали еще в 1845 году. Сегодняшняя экспозиция состоит из 6 выставок: геология, зоология, ботаника, охрана природы, палеонтология и антропология.
Адрес: ул.К.Барона, 4. Стоимость билета: 3 евро, в четверг с 16 до 18 – бесплатно.
Латвийский этнографический музей
Интересен тем, что расположен под открытым небом. В нем воссоздано порядка 120 древних строений, олицетворяющих все исторические округа Латвии с конца 17 века до начала 20-го.
Адрес: ул. Бривибас, 440. (Можно добраться на автобусах №№1, 821, 826, 19, 28. Остановка «Музей под открытым небом». Или на трамвае №6 до конечной). Стоимость билета: около 2 евро.
Музей истории медицины им. П. Страдыня
Один из крупнейших музеев в мире. В нем можно проследить развитие медицины и фармацевтики с самых первых шагов. Музей основал профессор Паул Страдынь, поэтому первые экспонаты были связаны с его профессией – хирург-онколог. Однако позже коллекция пополнилась и другими экспонатами.
Цесис
Находясь в Риге, нельзя упустить возможность побывать в городе Цесисе, расположенном в 90 км от латвийской столицы.
Долгое время город именовали «Венден» по названию племени построившего замок.
Главной достопримечательностью этого старинного городка является Цесисский средневековый замок, построенный в 1206 году. На входе нам выдали фонарики со свечами и мы отправились в западную башню. На третьем этаже находится средневековый туалет, который оказался очень полезным для историков и археологов, так как туда сбрасывали абсолютно все. Среди находок был и фонарь, по его аналогии сделали нынешние.
На четвертом этаже башни показывают мультимедийный 8-ми минутный фильм об истории замка. Очень интересный, красочный и познавательный. Из окон галереи на верхнем этаже открывается вид на город с высоты птичьего полета.
Есть здесь и множество других интересных мест – площадь Роз, церковь Св. Иоанна, кузница древних украшений, «Дом принцесс», музей под открытым небом. Прогулки по живописным паркам и старинным улочкам оставят незабываемые впечатления.
Живопись модерна
На живопись и скульптуру модерна сильное влияние оказал символизм , который стремился переходить от традиционных форм XIX века к новейшим европейским течениям, носившим порою условную принадлежность к той или иной стране.
Для живописи модерна характерно стремление к созданию самостоятельной художественной системы. Одним из основоположников этих идей стала «Понт-авенская школа » с Полем Гогеном . В отличие от других стилей, картины и панно модерна рассматривались как элементы интерьера, придавая ему новую эмоциональную окраску. Поэтому декоративность стала одним из главных качеств живописи модерна.
Основные достопримечательности старой части Риги (Вецриги)
Вецрига находится на правом берегу реки Дуагавы и охватывает сравнительно небольшую внутреннюю территорию системы укреплений 13-18 веков с уникальными памятниками средневековой архитектуры.
Дома «Три брата» (Trīs brāļi)
На Малой Замковой улице (Маза Пилс) расположились три старинных дома, которая получили большую популярность у жителей Риги и туристов. Они стали настолько популярны, что по праву могут считаться одной из самых популярных достопримечательностей Риги. Считается, что дома были построены в средние века и представляют собой типичную рижскую улочку того времени. «Белый брат» является не только старшим, но и самым старым жилым зданием Риги, предположительно он был возведен в 1490 году.
Белый брат в Риге
Средний брат или «Желтый брат», судя по всему, старше почти на 150 лет: на его фасаде красуется число «1646». Но тут стоит учесть один момент: начиная с XII века в центре Риги строились преимущественно каменные здания, и до того, как средний брат занял свое место, здесь стояли другие дома — возможно, более старый дом был попросту перестроен. Самый младший брат имеет зеленый фасад, его строительство относят к концу XVII — началу XVIII века.
Еще одной визитной карточкой Риги являются Шведские ворота — единственные из восьми ворот Старой Риги, построенные в XVII веке и сохранившиеся до наших дней в своем первозданном виде. Ворота были прорублены в районе современной улицы Торня (Башенная улица), чтобы соединить внутренний город с Яковлевскими казармами и домами, расположенными за пределами городских стен. История Шведских ворот опутана тайнами и легендами, и одна занимательнее другой. Одна из них гласит, что ворота были прорублены богатым купцом в 1689 году в своем собственном доме, чтобы сэкономить. Дело в том, что за въезд в город и провоз грузов взымалась подать, причем немаленькая, и сделав свои собственные ворота, купец не только сэкономил, но и смог заработать, впуская народ в город за меньшую плату. Но это лишь красивая легенда, потому что даже в XVII веке любую перепланировку требовалось утверждать у городских властей.
Шведские ворота в Риге
Существует и довольно романтичная легенда о возникновении необычного названия ворот. Согласно сказаниям, одна молодая рижанка по уши влюбилась в шведского солдата и вечером тайком от родителей убегала к нему на свидание, которые и проходили у этих самых ворот. В один из вечеров девушку поймали и наказали за запретную любовь, замуровав ее живьем в эти ворота. Если верить легенде, то каждый день в полночь у ворот можно услышать шепот девушки, но сделать это могут только те, кто любит по-настоящему. Это лишь две самые популярные истории о Шведских воротах — экскурсоводы говорят, что их с легкостью можно рассказать еще десяток.
Центр отдыха под открытым небом «Egle»
Ну а завершить знакомство с рижскими достопримечательностями мы хотели бы в небольшом парке под открытым небом — Эгле. Он располагается в самом центре города и скорее напоминает обычную городскую площадь, чем парк. Именно здесь проходят традиционные латвийские ярмарки, на которых можно купить небанальные сувениры, здесь же проходят выступления уличных музыкантов. Но настоящей визитной карточкой парка Egle является зеркальная елка. Правда если не знать, то никогда не догадаешься, что это елка, а не просто блестящая арт-инсталляция.
Парк Egle
Зеркальная елка в центре Риги
Рижская ярмарка в парке Эгле
В Риге много достопримечательностей, но все они расположены настолько компактно, что буквально за пару часов вы обойдете их все. Если достопримечательности не для вас, то по рижским улочкам можно просто гулять и смотреть по сторонам, что мы с радостью и делали те несколько дней, что провели в Риге.
Честно признаться, с прибалтийскими городами у нас как-то не складывается. Таллин довольно мил, но совсем не впечатлил нас, Вильнюс и Каунас тоже оставили равнодушными. И, если выбирать из трех стран Прибалтики, в какую поехать, то это, безусловно, Латвия. Пару дней можно провести в столице, чтобы познакомиться с достопримечательностями Риги, а потом покататься по окрестностям, съездить в Юрмалу и Турайдский замок в Сигулде, посетить пещеру Гутманя или резиденцию самого барона Мюнхаузена, в общем из трех стран, лично мы советуем именно Латвию.
Ювелирное искусство модерна
Для ювелирного искусства эпохи ар-нуво наиболее характерны такие общие черты стиля, как: использование плавных, естественных линий, подражающих форме листа или волны, избегание прямых геометрических форм, использование приглушенных пастельных и матовых цветов и материалов. Не отказываясь от золота, ювелирный стиль ар-нуво среди излюбленных материалов выделял полудрагоценные непрозрачные камни, такие как опал , лунный камень , бирюза , а также жемчуг, эмаль, слоновую кость. Бриллианты и другие драгоценные камни используются в изделиях ар-нуво преимущественно в качестве вспомогательных декоративных элементов. Превалируют растительные, зооморфные (стрекозы, ящерицы, летучие мыши, бабочки) и сказочные (нимфы, феи) мотивы.
Среди наиболее выдающихся ювелиров эпохи модерна можно отметить Жоржа Фуке , Тиффани и Рене Лалика .
Модерн в архитектуре
Архитектуру модерна отличает отказ от прямых линий и углов в пользу более естественных, «природных» линий, использование новых материалов (металл , бетон , стекло).
Как и ряд других стилей, архитектуру модерна отличает также стремление к созданию одновременно эстетичных и функциональных зданий
Большое внимание уделялось не только внешнему виду зданий, но и интерьеру , который тщательно прорабатывался. Все конструктивные элементы — лестницы, двери, столбы, балконы — художественно обрабатывались
Одним из первых архитекторов, работавших в стиле модерн, был бельгиец Виктор Орта (1861-1947). В своих проектах он активно использовал новые материалы, в первую очередь, металл и стекло. Несущим конструкциям, выполненным из железа, он придавал необычные формы, напоминающие какие-то фантастические растения. Лестничные перила, светильники, свисающие с потолка, даже дверные ручки — всё проектировалось в едином стиле. Во Франции идеи модерна развивал Эктор Гимар , создавший, в том числе, входные павильоны парижского метро .
Ещё дальше от классических представлений об архитектуре ушёл испанский архитектор Антонио Гауди . Здания, сооружённые им, настолько органически вписываются в окружающий пейзаж, что кажутся делом рук природы, а не человека.
Двор Конвента
Не только необычные улицы привлекают туристов в столице Латвии, но и симпатичные дворики с интересной историей. Один из них как раз находится у площади Елге. Достаточно пройти под аркой, как вы перенесетесь на несколько столетий назад. Раньше тут возвышался первый замок Ордена Меченосцев.
Он был разрушен в тринадцатом веке, зато остались примыкавшие к нему домики. В разное время во дворе располагались монастырь, приют и склады. Постройки неоднократно горели. Рижане с завидным упорством восстанавливали их снова и снова.
В глубине двора можно увидеть желтое здание восемнадцатого века. Часть окон на его стенах нарисована. Это прихоть не архитектора, а домовладельцев. Когда Рига была частью Российской империи, действовал налог на окна. Изобретательности местных жителей, которые хотели сэкономить, можно позавидовать. Кстати, в столице Латвии такие дома можно найти и в других районах.
В середине девяностых дворик Конвента отреставрировали. Сегодня тут открыта гостиница, расположенная в девяти зданиях, работают сувенирные лавки и художественные галереи. Ежегодно во время фестиваля «Дни искусств» художники и ремесленники в национальной одежде выставляют тут на всеобщее обозрение свои работы.
Топ достопримечательностей
Что посмотреть за один день
Во-первых стоит осмотреть Старую Ригу (Вецриге, как он тут называется).
Статуя Роланда на фоне Дома Черноголовых
Зайдите на Ратушную площадь, чтобы увидеть статую Роланда (достопримечательность №1) и Дом Черноголовых (№2). Площадь поражает своей неестественной красотой, и ты в момент переносишься на века назад, когда она была вольным ганзейским городом.
Церковь Святого Петра
Далее, чуть севернее высится церковь Святого Петра (№3), самый высокий храм в городе. И, конечно, у неё есть обзорная площадка.
Церковь Святого Иоанна
Сразу за ней находятся два полусредневековых жилых массива, которые теперь срослись между собой — Двор Конвента и Двор Яня (№4). Стоит поплутать по их внутренним дворикам.
Бременские музыканты
Также не пропустите милый памятник Бременским музыкантам (№5), расположенный между Дворами и церковью Святого Петра.
Кошка на левой башне дома на Ливской площади
Теперь держим путь на запад до улицы Калькю и чуть севернее. Вот мы на площади Ливу, где самым интересным является Дом с котами (№6) и легенда, связанная с ним. Так говорят, что владельца этого модернового дома не приняли в Большую Гильдию. А она находилась как раз через дорогу, и отвергнутый владелец распорядился развернуть кошек задами к Гильдии.
Часы «Лайма» и памятник Свободы
Теперь от площади Ливу продолжаем путь на север по улице Калькю к часам «Лайма» (№7) и монументу Свободы (№8).
Пороховая башня, улица Смилшу
Теперь через Бастионную горку выходим к Пороховой башне (№9), Яковлевским казармам (№10) и Шведским воротам (№11).
Домский собор
Теперь по улице Смилшу идём на юг, к Домскому собору (№12), главному храму Риги и Латвии. Это самое большое культовое сооружение в Прибалтике. Его шпиль четырежды поражала молния, его подвалы несчётное количество раз затапливала Даугава, но наследие епископа Альберта продолжает красоваться в центре назло всему. Обязательно нужно зайти внутрь собора, что увидеть его орган, имеющий высоту с девятиэтажный дом.
Башня собора Святого Екаба
От Домской площади идём на север по улице Екаба, чтобы увидеть церковь Святого Екаба (№13), третью доминанту…
Три брата
…и «Трёх братьев» (№14) рядом с ней. Они являются прекрасными образчиками архитектурной эволюции в Риге вплоть до первой половины XX века, когда в город врывается беспримерный рижский модерн.
Свинцовая башня Рижского замка
Проходим улицу Маза Пилс на запад до конца и попадаем к Рижскому замку (№15).
Англиканская церковь Святого Искупителя
Возвращаемся к Домскому собору, но теперь по улице Пилс. По пути сворачиваем направо, чтобы увидеть Англиканскую церковь (№16). Выходим на набережную к статуе Большого Кристапа (№17).
Дом с чёрными кошками
Старинные городские легенды Риги приводят туристов к Дому с черными котами, история которого уже много веков передается из поколения в поколение. Когда-то зданием владел богатый житель Латвии по фамилии Блюмер. У него была цель – стать членом Большой торговой гильдии.
Здание гильдии располагалось недалеко от его дома. Вот только Блюмера в организацию не приняли. Мужчина придумал изощренный способ отомстить – на своем доме он разместил две скульптуры кошек. Из окон старейшины гильдии теперь открывалась необычная картина. Фигуры расположены таким образом, что рассмотреть можно было только задранные вверх хвосты.
Рижских купцов поведение Блюмера возмутило. Против него даже завели уголовное дело. Судебный процесс длился много лет. Каждый новый судья выносил оправдательный приговор, отмечая, что кошки имеют право гулять там, где им вздумается.
Позже фигуры котов развернули, когда это произошло – загадка. Дом с черными кошками стал популярен благодаря советскому кинематографу.
Тут снимали сцену культовой картины «17 мгновений весны», во время которой состоялась знаменитая встреча Штирлица с Борманом.
Национальный парк «Гауя» (Gaujas nacionālais parks)
Национальный парк «Гауя» — одно из наиболее популярных туристических мест Латвии. Он возник в долине реки Гауя, которая сегодня не судоходна, а местами даже заболочена. На территории парка насчитывается около 500 исторических объектов, среди которых древние городища, замки и поместья.
В парке расположен город Сигулда, который латыши называют «Видземской Швейцарией». Рядом с ним находится замок Зегевольд — одно из первых укреплений в Латвии, построенных крестоносцами. Его возвели для контроля водных путей на реке Гауя. Замок сильно пострадал в 1345 г., а во время Северной войны был полностью разрушен и больше не восстанавливался. На противоположном берегу реки находится еще одно укрепление — Турайдский замок. Величественное сооружение построили по указанию рижского епископа, и в последствии оно стало его резиденцией.
Турайдский замок — главная латвийская цитадель
В 1776 г. укрепление сгорело, его восстановление началось почти через 200 лет и продолжается по сей день. Сейчас Турайдский замок вместе с поместьем, раскинувшимся у его стен, — часть музея-заповедника. Здесь есть Церковная горка, на которой стоит одна из старейших деревянных церквей Латвии — маленькая лютеранская кирха. За ней под старой липой сохранилась могила, где похоронена Турайдская Роза — Майя Грейф.
В Сигулде есть единственная в балтийских странах канатная дорога, которая позволяет преодолеть 1060 м над долиной Гауи. Кроме того, зимой этот город превращается в горнолыжный курорт, где работает санно-бобслейная трасса.
На берегу Гауи в скале из красного песчаника образовалась самая большая в Прибалтике пещера-грот. На ее стенах выбиты имена знатных помещиков и родовые гербы. Это место окутано легендами, но самая известная связана с Турайдской Розой.
Модерн в архитектуре
Архитектуру модерна отличает отказ от прямых линий и углов в пользу более естественных, «природных» линий, использование новых материалов (металл , бетон , стекло).
Как и ряд других стилей, архитектуру модерна отличает также стремление к созданию одновременно эстетичных и функциональных зданий
Большое внимание уделялось не только внешнему виду зданий, но и интерьеру , который тщательно прорабатывался. Все конструктивные элементы — лестницы, двери, столбы, балконы — художественно обрабатывались
Одним из первых архитекторов, работавших в стиле модерн, был бельгиец Виктор Орта (1861-1947). В своих проектах он активно использовал новые материалы, в первую очередь, металл и стекло. Несущим конструкциям, выполненным из железа, он придавал необычные формы, напоминающие какие-то фантастические растения. Лестничные перила, светильники, свисающие с потолка, даже дверные ручки — всё проектировалось в едином стиле. Во Франции идеи модерна развивал Эктор Гимар , создавший, в том числе, входные павильоны парижского метро .
Ещё дальше от классических представлений об архитектуре ушёл испанский архитектор Антонио Гауди . Здания, сооружённые им, настолько органически вписываются в окружающий пейзаж, что кажутся делом рук природы, а не человека.
Маршрут №1 – интересные места в современной части Риги
По дороге к Старой части
города есть несколько мест, которые точно заслуживают вашего внимания. На их
осмотр не понадобится слишком много времени, зато у вас будет возможность
разнообразить свой путь к самому интересному району Риги.
Памятник Свободы
42-х метровый монумент,
который ныне считается символом города, был возведен в 1935 году. Его
построили, чтобы почтить память латышей,
погибших в борьбе за независимость Латвии в 1918-1920 г. На вершине монумента,
с поднятыми вверх руками, возвышается фигура женщины. В руках она держит три
звезды. Это символ единства ранее существовавших трех латвийских провинций –
Курляндии, Лифляндии и Латгале. У подножья монумента 56 скульптур воплощают
необычный замысел Карлиса Зале, который создал проект памятника. Фигуры собраны
в 13 различных групп, которые рассказывают о традициях латышского народа и
отображают важнейшие события в истории страны. Интересно, что местные называют
памятник Милда, в честь имени женщины, которая якобы позировала архитектору при
создании ключевого элемента – скульптуры женщины со звездами.
Часы Лайма
Самое популярное место
встреч и свиданий в Риге. Башенные часы, на которых написано «Laima» ,
расположены практически в центре города. История их существования берет свое
начало еще в 19 веке. Ранее на этом месте стоял небольшой газетный киоск из
дерева, рядом с которым немного позже построили трамвайную остановку с часами.
Спустя несколько лет всю конструкцию перенесли в другое место, а взамен
построили новую – в неоклассическом стиле и с колоннадой. А башню с часами
установили неподалеку, чтобы местные жители, спеша на работу, всегда могли
знать который час. В 1930 году стиль часов снова сменили на арт-деко. Во
времена СССР на часах появились надписи «миру-мир», «слава КПСС», логотип
кондитерской. В 1999 году часы были отреставрированы, а надписи устранили и
вернули надпись «Лайма». Есть множество версий о происхождении такого названия.
Местные гиды расскажут вам, что часы были названы в честь любимой латвийской
певицы Лаймы Вайкуле. Якобы так местные выражают свой восторг от ее творчества.
Более реалистичной версией является происхождение названия от названия местного
производителя сладостей «Лайма».
Фонтан Нимф
Невероятно красивый и
изящный фонтан находиться прямо перед Национальным театром оперы и балеты. Он
представляет собой фигуру красивой обнаженной девушкой, которая держит над
головой большую раковину, из которой плещет вода. У ее ног есть фигура сидящих
детей, дельфина и черепахи. Процесс создания фонтана сопровождается красивой и
романтичной легендой. Нынешний театр в 1882 году был полностью уничтожен
вследствие масштабного пожара. Над его восстановлением, а точнее над созданием
внутреннего интерьера трудился местный скульптур Август Фольц. Идея создания
фонтана пришла ему в голову как раз в это время. После полного восстановления
театра в 1890 году он наконец приступил к воплощению задуманного. Но с каждым
днем он работал все медленнее и медленнее, чем вызывал негодование окружающих.
Как оказалось, в ходе работы скульптор влюбился в девушку, которая ему
позировала, и специально тянул время, чтобы дольше полюбоваться ею. После
завершения строительства натурщица стала женой Августа. Эта трогательная
легенда очень полюбилась местным.
Латвийская национальная
опера
Невероятной красоты задание,
фасад которого украшают изящные фигуры, является настоящим памятником
архитектуры 19 века. Изначально, в 1863 году, здание возводилось как Городской
немецкий театр. В 1885 году оно почти полностью было уничтожено пожаром и
подлежало практически полной перестройке. Работы завершились в 1919 году. Эта
дата теперь и считается датой основания Латвийской национальной оперы. Однако
некоторые источники утверждают, что работать опера начала значительно раньше –
в 1912 г. как бы там ни было, а мы рекомендуем обязательно пройти вовнутрь.
Если вас будет сопровождать местный гид, то вас проведут даже за кулисы.
Внутреннее убранство оперы впечатляет. В интерьерах можно найти отражение таких
роскошных стилей, как классицизм, ампир, барокко, ренессанс. Концертный зал
рассчитан на 1500 зрителей.
Храмы Риги
Латвия всегда была религиозной страной. Нет ничего удивительного, что и сейчас на ее территории находится довольно много церквей.
Домский собор
Это один из самых удивительных храмов стран Балтии и Северной Европы. Он поражает сочетанием различных архитектурных направлений и своей близостью к народу.
Строительство кафедрального собора началось в 1211 году, а завершилось только через 100 лет. Начали здание возводить в романском стиле, а завершили уже в соответствии с готическим течением. В 18 веке собор приобрел барочные очертания.
В храме проходят не только службы, но и концерты органной музыки.
25-метровое сооружение до сих пор находится в рабочем состоянии. Он состоит из четырех клавиуатур и 47 рычагов, переключающих музыкальные механизмы. Поражает своей красотой и фасад удивительного инструмента. Однако главная его ценность – это неповторимое звучание.
Еще одна достопримечательность собора – Музей истории Риги и мореходства. Этот старейший уголок истории основан в конце 18 века врачом Николаусом фон Химзелем.
Часы работы со среды по воскресенье включительно с 10 до 17 часов. Стоимость билета составляет от 1 до 5 евро в зависимости от категории.
Домская площадь
Не забудьте насладиться и живым настроением Домской площади, на которой расположен Кафедральный собор. На ней часто проходят ярмарки и концерты.
Адрес: Домская площадь, 1 или ул. Паласта, 2. Часы работы собора: ежедневно, с 9 до 18 с мая по сентябрь и с 9 до 17 с октября по апрель.
Лютеранский собор Святого Петра
Этот собор нередко называют символом Современной Риги. Хотя возведен он был в 15 веке и считался главным церковным сооружением Средневековой города. В те времена – это была самая высокая деревянная постройка в Европе.
На шпиле Церкви видит Петух, символизирующий способность уберечь от нечистой силы.
Адрес: ул. Скарну, 19. Часы работы: с 10 до 18 с сентября по мая и с 10 до 19 с июня по август в будни, и с 12 до 19 по воскресеньям. Выходной день – понедельник. Стоимость билетов составляет 6 евро для взрослых и 3 евро для детей до 17 лет.
Кафедральный собор Рождества Христова
Строительство главного храма Латвийской православной церкви завершилось в середине 80-ых годов 20 века. В день освещения собора на весь города прозвучал звон всех 12 колоколов, а во время крестного хода внутрь были внесены иконы из бывшей кафедральной церкви Петра и Павла. Позже в дар храму свои иконы стали приносить и прихожане. В итоге церковное имущество стало насчитывать удивительное количество – 850 экземпляров.
Последняя реконструкция храма завершилась в 2000 годах. В храме появился новый иконостас и колокола. А 11 лет назад сюда перенесли мощи священномученика Иоанна Поммера.
Кафедральный собор Рождества Христова расположен по адресу: улица Бривибас, 23, рядом с Памятником Свободы.