Как пользоваться İstanbulkart
Для оплаты проезда в городском транспорте Стамбула карту необходимо приложить к считывающему устройству (устройство срабатывает на расстоянии до 8 см). На индикаторе вы увидите стоимость поездки и остаток на İstanbulkart.
Если средств на карте недостаточно для оплаты, загорится красный сигнал, а турникет заблокируется.
В метробусе, автобусах длинных маршрутов (например, Е10 из аэропорта Сабихи Гёкчен) действует оплата по зонам. Что это значит? При оплате проезда с карты списывается максимальная сумма на данном маршруте. Если вы едете не от конечной до конечной, то реальная стоимость вашего проезда будет меньше, поэтому вам полагается возврат разницы. И делается это просто – на выходе прикладываете карту к специальному устройству, которое произведет возврат нужной суммы на карту.
Как определить, что надо делать возврат?
При оплате обращайте внимание, какая сумма списалась с карты. Если она больше обычного тарифа, необходимо сделать возврат на выходе
Если по одной карте проходит несколько пассажиров, то для возврата всей разницы необходимо приложить карту такое количество раз, сколько было пассажиров.
Можно ли оплатить одной İstanbulkart проезд 2 и более пассажиров?
Одной картой можно оплатить проезд любого количества пассажиров. В этом случае система скидок будет действовать только для 1-го пассажира, для остальных проезд будет оплачиваться по полному тарифу.
Карту следует купить для каждого путешественника, если:
- планируются частые пересадки в течение двух часов. Тогда будет заметная экономия.
- на поездки по городу отводится более 3-5 дней.
При этом имейте в виду, что:
- первоначальные затраты будут выше (6 лир х кол-во карт);
- эти затраты вы не вернете, если не сможете сдать карты;
- при пополнении придется точно высчитывать вносимые суммы на каждую карту, чтобы при возврате карт в конце путешествия на них оставался минимум средств, так как неизрасходованные деньги вам не вернут.
Если же в течение каждого дня путешествия не планируется много поездок (т.е. вероятность получения скидок минимальна), лучше приобрести одну карту на всех.
Ретро-трамвай Ностальжи — Nostalgia Tramway
Специально для туристов в Стамбуле курсирует ретро-трамвай Nostalgic Tram. У него два маршрута – в европейской и азиатской части.
Вагончик примерно середины 20-го века ездит в азиатской части по кольцевому маршруту Т3 Kadıköy — Moda Nostalgia Tramway между автовокзалом Кадыкей и районом Мода. В этой части города мало туристов и потому тут приятнее и колоритнее пить кофе по-турецки в окружении местных жителей. Об этом мы рассказываем в статье «Что попробовать в Стамбуле».
Ретро-трамвай в Стамбуле
Но символом Стамбула, который печатают на открытках, стал другой ретро-трамвай. Он ездит прямо по пешеходной улице Истикляль от фуникулера Тюнель до площади Таксим по маршруту Т2 Taksim — Tünel Nostalgia Tramway. Этот вагончик стариннее, чем в азиатской части, ему уже около 100 лет. Он очень колоритный и прокатиться на нем – одно удовольствие.
Подробнее о нем мы рассказываем в статье «Трамвай Ностальжи».
Даже в этих ретро-трамваях проезд оплачивается картой Istanbulkart. Стоимость билета стандартная – как на обычный городской транспорт.
Как все посмотреть
Первым делом советуем взять обзорную экскурсию. Без этого знакомство со Стамбулом точно будет неполным. Затем отправляйтесь гулять в район Султанахмет. Тут Айя-София, Голубая мечеть и прочие достопримечательности. Программа «минимум» в Стамбуле:
- Галатская башня + смотровая площадка;
- дворец Топкапы (лучше с экскурсией, особенно если вы смотрели сериал «Великолепный век»);
- катание на кораблике по Босфору;
- фуникулер и чашечка кофе на горе;
- цистерна Базилика;
- улица Истикляль с красным трамвайчиком;
- Гранд-Базар и Египетский базар;
- мечеть Султанахмет;
- смотровая площадка на небоскребе «Сапфир Стамбула»;
- Галатский мост и набережная.
Одна из проблем, с которыми вы можете столкнуться, осматривая Стамбул своим ходом, – это очереди. Но входные билеты в популярные достопримечательности крупнейшего города Турции можно купить заранее онлайн на сайте Tiqets
Что важно: цены те же, что и в кассе. Мы пользуемся этим сервисом сами и с удовольствием экономим кучу времени и нервов
Водный транспорт в Дубае
Общественный транспорт Дубая имеет и водные маршруты, которые также находятся под контролем государственной компании RTA. Вы можете совместить поездку к пункту назначения с возможностью посмотреть на город со стороны и к тому же избежать пробок, которые в Дубае не редкость.
Водное такси — это лодка с 10-ю посадочными местами. Погрузиться в нее можно на одной из 43 станций, расположенных вдоль побережья. Такси работает с 10:00 до 22:00.
Водные автобусы больше размером, они вмещают 20 пассажиров. Перевозки осуществляются на традиционной арабской лодке. Каждая абра снабжена мощным двигателем и кондиционером.
Водные автобусы работают каждый день с 7 утра до 0 часов, в пятницу работа начинается с 9 утра. Интервал движения 10 мин. Стоимость поездки зависит от маршрута, информация о них есть на официальном сайте RTA.
Фуникулер, канатная дорога и трамвай в Стамбуле
Трамваи Стамбула. Городские железные дороги Стамбула не простились еще со столь старыми видами транспорта, как трамваи. Более того, наряду с современными шустрыми, просторными и очень комфортными вагонами бегают пара «ностальгических» красненьких ретро-трамвайчиков. Итак, действующие линии:
Т1, от Kabataş до Bağcılar — современные скоростные вагоны. Это самая популярная трамвайная линия города, поскольку проходит через исторический центр, такие достопримечательности, как Султанахмет, Айя-София, Топкапы, Долмабахче и живописную набережную района Эминёню с большой транспортной развязкой.
График работы: с 06:00 до 00:00, интервал 2-5 минут.
Т4, от Topkapı до Mescid-i Selam — тоже современный быстрый трамвай в Стамбуле. Маршрут ведет из центрального района Фатих к северной окраине города. Туристам этот маршрут может быть интересен лишь, если отель находится неподалеку от его остановок.
График работы: с 06:00 до 00:00, интервал 2-5 минут.
Т3, от Kadıköy до Moda — ретро-вагоны Nostalgic Tram. Это маленькая кольцевая ветка в красивом азиатском районе Кадыкёй. На протяжении маршрута нет крупных достопримечательностей, но довольно много уютных кафешек, магазинов одежды и сувениров, в округе несколько мечетей и зеленых парков, удобный транспортный узел в направлении европейской части города.
График работы: в будни с 07:00 до 21:00, в выходные в 10:00 до 20:00, интервал 7-10 минут.
Стоимость проезда во всех трамваях такая же, как и в метро.
Ретро-вагон Nostalgic Tram в Стамбуле
Фуникулер Стамбула. Описать рельсовый городской транспорт в Стамбуле невозможно без упоминания подземного фуникулера Tünel. Стамбульский Тюнель по возрасту переплюнул даже местные трамваи и на сегодня входит в число старейших в мире действующих фуникулеров такого рода — в 2025 году он будет отмечать 150-летние. На транспортной карте его единственную ветку F2 с двумя станциями Karaköy и Beyoğlu, путь между которыми занимает всего 1,5 минуты, вы увидите в европейском районе возле площади Таксим, между Босфором и заливом Золотой Рог. Тут же неподалеку еще две фуникулерные ветки, открывшиеся в начале 2000-х: подземная F1 от Taksim до Kabataş (в пути 2,5 минуты) и очень эффектная наземная F3 от Seyrantepe до Vadistanbul AVM (в пути 2,5 минуты). Примечательно, что у каждого из фуникулеров разные владельцы, однако оплата за проезд единая — по İstanbulkart.
График работы: F1 — с 06:00 до 00:00 с интервалом 3 минуты; F2 Tünel — с 07:30 до 22:45 с интервалом 5 минут; F3 — с 07:20 до 23:00 с интервалом 5 минут.
Стоимость проезда в фуникулерах такая же, как и в метро.
Фуникулер в Стамбуле, наземная ветка F3 / Фото: tramways2007/flickr
Канатная дорога в Стамбуле. Общественный транспорт в Стамбуле имеет еще одну изюминку. Туристы ее очень любят. Во-первых, из комфортабельных кабинок можно свысока наблюдать размеренную жизнь города, а не тоннельные стены. А во-вторых, ведут дороги в интересные для прогулки и отдыха локации. В мегаполисе две канатки, обе курсируют на европейском берегу, неподалеку от центра:
ТF1 от Maçka до Taşkışla, в пути 3,5 минуты. Линия протянута над глубоким оврагом района Шишли, где раскинулся зеленый живописный парк.
График работы: с 08:00 до 19:00, интервал 5 минут.
ТF2 от Eyüp до Piyer Loti, в пути 2,7 минуты. Канатка находится на побережье Золотого Рога, ведет к излюбленному туристами и местными жителями холму Пьер Лоти, на котором одна из самых лучших смотровых города и кафе с видом на бухту.
График работы: с 08:00 до 22:00, интервал 5 минут.
Стоимость проезда на канатных дорогах такая же, как и в метро.
Канатная дорога в Стамбуле, ветка ТF2 / Фото: raillynews.com
Когда ехать в Стамбул
С апреля по июнь и с сентября по ноябрь — самое комфортное время для посещения Стамбула: тепло, но не изматывающе жарко, а если дождь, то короткий.
В июле и августе стоит жара. Прохладу можно поймать только ранним утром, а к уже 10 солнце прогреет воздух до 25-27°С, к полудню — до 30-32°С. Если вы любите именно такую погоду, гуляйте смело, только носите головной убор и пользуйтесь солнцезащитным кремом.
С конца ноября по март в Стамбуле ветрено, дождливо, прохладно. Замёрзнуть можно не столько из-за погоды, а больше из-за того, что негде согреться. Отопление в домах часто не предусмотрено, а там, где оно есть, батареи будут чуть теплыми. Но если окажетесь в Стамбуле зимой, вы можете стать свидетелем невероятного зрелища — Босфора под снегом.
При планировании поездки учитывайте майские праздники (Стамбул в это время переполнен людьми со всего света), а также местные государственные и религиозные праздники:
- 19 мая — Праздник Ататюрка
- 24-27 мая 2020 (даты меняются) — Ид Аль-Фитр (окончание Рамадана)
- 15 июля — День демократии и национального единства
- 31 июля-3 августа 2020 (даты меняются) — Курбан Байрам
- 30 августа — День победы
Это официальные выходные, поэтому большинство магазинов, кафе и других заведений будут закрыты: в городе — гуляния, а на Принцевы острова в эти дни лучше не ездить — там отдыхают местные.
Улица Истикляль во время праздников
Где остановиться
При бронировании жилья важно знать, что в Турции не работает Booking. Точнее так: вы можете выбрать и забронировать жилье, но платить придётся на месте.
Можно искать отели через сам Букинг, а бронировать уже через агрегатор Hotellook
Он выберет систему бронирования, где отель будет стоить дешевле всего.
С Airbnb таких проблем нет: выбирайте, бронируйте и оплачиваете через сайт, но обязательно свяжитесь с хозяином и удостоверьтесь, что свободные даты действительно свободны. Владельцы квартир часто не отмечают брони, отменяют заявку и деньги “подвисают” в системе Airbnb. Ранее мы писали о том, как можно получить 2.100 руб. на первое бронирование.
Если вы едете на 2-3 дня, смело останавливайтесь в гостинице или отеле. Часто в стоимость номера включен сытный турецкий завтрак.Если вы едете на длительный срок, рассмотрите аренду квартиры или комнаты — встречаются очень хорошие варианты как в турецком, так и европейском стиле, с посудой, техникой и уборкой.
Куда съездить из Стамбула
В зависимости от того, сколько времени вы планируете пробыть в Стамбуле, можно разнообразить свой отдых короткими и не очень экскурсиями из Стамбула. В центре Стамбула работают многочисленные палатки, предлагающие экскурсии за пределы Стамбула. В рекламном буклете написано, что экскурсии проводят на английском языке. Предлагают поездки в Трою, Памукалле, Каппадокию и т.д. В основном, такие поездки составляют 2-3 дня. Буклет можно скачать здесь.
В качестве экскурсии на один день, которую легко организовать самостоятельно, может стать поездка на пароме к Принцевым островам.
Недалеко от Стамбула находятся Принцевы острова. Самый большой и популярный остров называется Бюйюкада (Büyükada ), остальные поменьше Heybeliada, Burgazada, Kınalıada, Sedefadası, Yassıada, Sivriada, Kaşıkadası, Tavşanadası.
Летом на острова многие туристы и местное население отправляются за пляжным отдыхом. Это, кстати, и является ответом на вопрос, можно ли купаться в Стамбуле. В более холодное время на Принцивых островах здорово погулять по аккуратным улицам без машин, прокатиться на лошадях или осликах, да и вообще, отдохнуть от шума и суеты Стамбула.
Добраться до Принцевых островов можно на регулярном пароме от пристаней Стамбула: Kabataş, Kadıköy, Beşiktaş, и Bostancı. Расписание и маршруты паромов рекомендую посмотреть на сайте компаний: Şehir Hatları , , TurYol, .
Автобусы в Стамбуле
Автобусный транспорт в Стамбуле, как и везде в Турции, поначалу ошеломляет неопытных туристов. В организации движения автобусов есть много странностей, однако к ним можно привыкнуть. Но в итоге кататься по Стамбулу на автобусах очень удобно.
В Стамбуле есть муниципальные автобусы, а также самостоятельные автобусные компании HavaIST и HavaBus, обслуживающие аэропорты. Если соберетесь в Стамбул, то вам обязательно доведется попробовать эти автобусы, так как добраться из аэропорта Стамбула в центр можно лишь на hava-автобусах.
Подробнее об автобусах Стамбула можно узнать на официальном сайте компании IETT.
Как оплатить проезд в автобусах Стамбула
Используем все ту же . Напоминаем — водители не принимают наличные! Расчет при входе — прижмите карточку к сканеру. Если у вас одна карта на двоих, коснитесь карточкой сканера последовательно дважды.
Автобус в Стамбуле. На входе нужно прижимать карту к сканеру
Все больше автобусных остановок в Стамбуле оснащаются информационными экранами, — там показывается время до след. автобуса и какие маршруты проходят через эту остановку.
Информационные экраны на некоторых остановках в Стамбуле
Некоторые остановки имеют usb разъемы, — можно подзарядить смартфон.
Маршрутки, долмуши, метробусы и автобусы в Стамбуле
Метробус / Metrobüs — это большие автобусы, которые курсируют по городу в рамках своего маршрута, останавливаются только на остановках и, что есть главной их особенностью — ездят быстро по специально выделенной полосе, на которую больше никто не может въехать. Собственно, скоростное передвижение по своей «колее» и роднит их с принципом работы метро, никаких рельсов или подземных перемещений у них нет. А хотя, есть еще одна общая черта: подход к остановкам только через подземные или наземные пешеходные переходы. На схемах, где отображен автомобильный городской транспорт в Стамбуле метробусы обозначены цифрой 34 и буквой, которая указывает конкретный маршрут, всего их 9. Оплата проезда только İstanbulkart, прикладывать к считывающему устройству нужно и на входе, и на выходе!
Стоимость проезда в Metrobüs: как было сказано выше, зависит от количества пройденных остановок: минимальная плата 2,5 лиры (0,3 €), максимальная — 5,2 лир (0,7 €). Точный расчет на главной странице сайта метробуса можно осуществить с помощью двух «ползунков» с названиями остановок: на верхнем выбираете станцию посадки, на нижнем — станцию назначения, после система покажет стоимость проезда между ними.
График работы: круглосуточно, интервал от 30 секунд до 3 минут.
Метробус, Стамбул / Фото: Phuong Nguyen/flickr
Автобусы в Стамбуле — большие комфортабельные, курсируют строго по маршруту, охватывая все районы города, останавливаются на остановках и иногда по требованию (даже на второй полосе). Информация со схемой и временем их движения расписана на остановочных комплексах. Основной перевозчик İETT, на сайте которого можно указать точки отправки и прибытия, после чего он покажет, какие автобусы вам подойдут.
График работы: с 06:00 до 23:30. Также работают 24 ночных маршрута.
Стоимость проезда в автобусах такая же, как и в метро.
Микроавтобусы и долмуши / Dolmuş — то же, что мы привыкли называть «маршрутки», они принадлежат частным АТП, поэтому расплатиться İstanbulkart не получится. Это единственный транспорт Стамбула, где оплата только наличными кондуктору в салоне, желательно турецкими лирами без сдачи, но в некоторых принимают купюры евро и долларов. Гостям города этот вид транспорта мало полезен, поскольку маршрут написан только на турецком, на табличке у лобового стекла, у них нет четкого графика и останавливаются по требованию (махнуть рукой), поэтому их номера не указаны на остановочных комплексах.
Стоимость проезда: 3-7 лиры (0,4-0,9 €).
График работы: примерно с 6 часов утра до полуночи.
OneBusAway
OneBusAway – приложение с открытым исходным кодом, которое позволяет отмечать нужные остановки и искать ближайшие, устанавливать напоминания на часто используемые маршруты. Как видно из названия приложения, оно фокусируется только на автобусах.
К сожалению, OneBusAway, в отличие от описанных выше приложений, не пытается охватить все виде перевозок общественным транспортом. Приложение специализируется только на автобусах и работает на ограниченной территории: Орегон, Калифорния, Вашингтон (штат), Флорида, Вашингтон (округ Колумбия), провинция Йорк в Канаде.
Запустите OneBusAway, взгляните на карту нужного вам города – каждая зеленая точка представляет автобусную остановку. Тапните по остановке – получите подробную информацию по маршрутам автобусов, проходящим через нее.
Доступно для Android / iPhone.
Автобусы
Все автобусы в Стамбуле можно разделить на обычные городские и скоростные. Про последние немного подробнее в следующем разделе ниже. Обычные же автобусы довольно цивильные и аккуратные, они перемещаются по десяткам и сотням маршрутов, которые удобно прокладывать с помощью гугл-карт или официального сайта.
Номер автобуса указан на лобовом стекле и сбоку на специальном экране, а время работы где-то с 06:30 утра до полуночи.
Из нового аэропорта удобно добираться до центра на специальных шаттлах — Havaist, а из аэропорта Сабиха — на шаттлах Havabus. Кроме этого, из Сабихи есть городской автобус E-11 до причала Кадыкёй, откуда можно сесть на паром или вапур в нужном направлении.
Паромы в Стамбуле
Одним из общественных транспортов и, пожалуй, самым интересным в Стамбуле являются паромы, которые курсируют по бухте Золотой Рог и проливу Босфор.
Паромы связывают как берега самих Босфора и Золотого Рога, так и Босфор с берегами Золотого Рога. Паромные причалы расположены как на обоих берегах Босфора, так и бухты Золотой Рог.
Самыми популярными паромными причалами города являются: Эминёню (Eminönü), Кадыкёй (Kadıköy), Юскюдар (Üsküdar), Кабаташ (Kabataş), Каракёй (Karaköy), Бешикташ (Beşiktaş) и Бостанджи (Bostancı).
Помимо паромов пройтись по водам Босфора и Золотого Рога можно с одной из экскурсий по Стамбулу, как групповых круизов, так и индивидуальных
Паромы в Стамбуле
Если хотите разнообразить ваши прогулки по Стамбулу, то рекомендую прокатиться на паромах. На них, например, можно пересечь Босфор, чтобы побывать в азиатской стороне города. Ну и несколько других маршрутов, их можно увидеть на схеме и на карте Гугла. Паромы в Стамбуле — это полноценный вид общественного транспорта, тоже оплачивается по IstanbulKart и тоже стоит 2,60 лиры. Но эти паромы можно воспринимать и как вид развлечения. На них есть туалеты, бар с напитками и закусками. Вот так, например, выглядит паром, который нас вез из района Арнавуткёй к Галатскому мосту:
А это более современные паромы, которые ходят от Галатского моста (пристань Эминёню) до пристани Ускюдар на азиатской стороне Стамбула:
Перед посадкой на паром нужно пройти через обычный турникет, который также считывает Istanbulkart, списывая обычную же плату в 2,60 лиры (или 1,90 со скидкой):
Морской, наземный и прочий транспорт
Feribot – регулярные маршруты морских паромов, на которые можно сесть на основных пристанях Эминёну, Каракёй и Кабаташ. Они могут доставить вас в азиатскую часть города за 15 минут.
Также от пристани Эминёну можно отправиться в морскую прогулку по Босфору на частном катере или муниципальном пароме.
Городские автобусы, которые непременно пригодятся вам в исследовании города, базируются также недалеко от пристаней Эминёну и Кабаташ (Kabatas). На автобусе удобно добираться, например, до парка Миниатюрк, где расположены маленькие копии основных достопримечательностей Османской империи, или же в фешенебельный район Ортакёй к подножью знаменитого моста через Босфор и дворцу Долмабахче.
Иногда, если ваш путь лежит не очень далеко, и вы путешествуете компанией, выгоднее взять стамбульское такси. Оплата за проезд в этих желтых авто, которыми усеян весь город, зависит от километража. Но будьте очень внимательны, бывалые стамбульские таксисты, заболтав вас, могут долго кружить вокруг нужного места, петляя по узким, «на одно лицо» улочкам, наматывая километры.
Пригородные поезда в европейской части Стамбула отправляются от станции вокзала Сиркеджи (Sirkeci), что в историческом центре. На таком поезде можно легко доехать до текстильных фабрик в пригороде и до аутлета Оливиум (Olivium). Имейте в виду, что проездной жетон тут отличается от жетонов на городской транспорт и стоит немного дороже – 3 турецких лиры в одну сторону на человека.
Особенности стамбульской подземки
Вагоны метро
В этом турецком городе примерно 15 миллионов жителей. К ним нужно добавить множество гостей – они приезжают сюда тысячами каждый день. А потому общественный транспорт играет в Стамбуле очень важную роль. Местные жители активно пользуются автобусами и трамваями, которые курсируют между центром и спальными районами. Востребованы и паромы. У туристов же, как и у значительной части стамбульцев, в чести метро.
- Строительство подземки в этом городе началось в 1988 году.
- В 1989-м были запущены некоторые станции.
- Открытие метро как полноценного объекта состоялось в 2000-м. но на этом дело не закончилось. Строительство новых станций и расширение линий продолжается и в настоящее время.
Сегодня на метро с пересадкой и без можно добраться до важнейших районов Стамбула.
Большинство гостей города знакомится с подземкой уже в аэропорту «Ататюрка» – те, кто не заказал трансфер, нередко начинают свой путь к отелю именно в метро. Тем более что попасть в него можно прямо из здания аэропорта.
Передвижение на метро осуществляется по семи линиям:
- 5 из них располагаются в европейской части Стамбула;
- 2 – в азиатской.
Все ветки метрополитена на карте обозначены разным цветом – так пассажирам легче ориентироваться, как добраться до нужного места. Пути проходят по подземным тоннелям и над землей – последние напоминают трамвайные остановки. На всех станциях очень чисто, а потому сорить в метрополитене нельзя.
Как состыковать поездки в метро и на скоростном трамвае
В Стамбуле редко получается доехать до места назначения на одном виде транспорта. Очень часто приходится пересаживаться с метро на трамвай и наоборот. А потому нужно представлять, как это происходит, чтобы не попасть впросак и оказаться в нужном месте в назначенное время.
В Стамбуле есть два вида пересадки с метро на скоростной трамвай:
- Короткая. Похожа на пересадку с одной ветки метро на другую, так как трамвайная линия находится рядом со станциями метро. Переход осуществляется через турникет, оплата – по электронному билету. При переходе дается приличная скидка. Пример пересадки с метро на трамвай, которой часто пользуются туристы: аэропорт «Ататюрк» (ветка М1А) – станция «Зейтинбурну» (трамвайная линия Т1) – район Султанахмет.
- Длинная. В этом случае происходит полное разграничение подземного и наземного транспорта: нужно покинуть метрополитен и дойти до станции, где останавливается трамвай. Вход на вторую станцию также осуществляется через турникет по проездному, при этом предоставляется хорошая скидка. Недостаток длинной пересадки в том, что иногда нужно пройти довольно большое расстояние. Например, между станциями Aksaray (метро) и Yusufpaşa (трамвай) примерно 350 метров. Ситуация в этом случае осложняется еще и тем, что город незнакомый и требуется дополнительное время, чтобы сориентироваться.
В Стамбуле есть также связка метро и метробуса (скоростного автобуса), но туристы последним практически не пользуются. Метробусы курсируют в основном между центром и спальными районами города.
Такси в Стамбуле
Такси несомненно отдано первое место по комфортабельности. В Стамбуле как минимум 20 тыс. желтых такси. Однако велика вероятность, что вас разведут на деньги. Наиболее вероятные сценарии:
- Таксист откажется вас везти, потому что пункт назначения слишком близко (якобы не выгодно ему).
- Таксист согласиться вас везти, но не включит счетчик, даже после вашего требования. И впоследствии попросит крупную сумму за проезд.
- Таксист будет вас возить по кругу, накручивая счетчик по-максимуму, тем самым зарабатывая больше.
- Вроде согласился, везёт не по кругу, счетчик включен, но будет вести машину лихо и ругаться по пути на своем языке.
Как только садитесь в такси, сразу стучите пальцем по счетчику и говорите «такси митер». И не вступайте в торговлю. Когда водитель запустит счетчик, на экране покажется 3,20 лир — это плата за посадку, и по 2 лиры за каждый километр.
Например, стоимость проезда на такси (15-25 минут езды) между Султанахметом и площадью Таксим составляет примерно 25-30 лир. Для 35-75-минутной поездки из аэропорта Ататюрк на площадь Султанахмет официальная плата за проезд составляет от 50-55 лир. От аэропорта Ататюрк до площади Таксим — 60-65 лир.
(UPD от апреля 2019 года: аэропорт Ататюрк в Стамбуле закрыли, а вместо него открыли Новый Аэропорт Стамбула, самый большой в мире аэропорт вдали от города).
Линии стамбульского метро
Обычная посадка в метро
Протяженность линий различна, как и их востребованность у пассажиров. А потому время ожидания транспорта не везде одинаково.
Часто задаваемые вопросы
Какой график работы стамбульского метро? Вагоны выходят на первый рейс в 6.00, кроме линии М2, которая начинает работать в 6.15. Метро Стамбула работает до 00.00, интервал движения поездов в среднем составляет 5 минут.
Yenikapı – Atatürk Havalimanı. Это линия М1А, по ней можно добраться – правда, с пересадкой – от аэропорта до центра Стамбула (исторического района Султанахмет). Функционирует данная ветка с 1989 года, но вплоть до 2014-го велись работы по ее расширению. Сейчас это 21 км пути 18 станций. Ежедневно по линии проезжают около 400000 жителей и гостей города. Время ожидания поезда – не более 6 минут в часы пик.
От линии М1А отходит М1В, направление – 14 км на запад. Движение – Yenikapı –Kirazlı. Пассажиропоток такой же, интервал в движении поездов – 4 минуты
Обе линии на карте обозначаются красным цветом, а потому пассажиры нередко не обращают внимание на то, что линии М1А и М1В расходятся.
Yenikapı – Hacıosman. Линия М2
Растянулась на 23,5 км. Проходит через 16 станций и ведет к площади Таксим. Работать начинает чуть позже остальных веток – в 06.15. На карте зеленого цвета.
Kirazlı – Olimpiyat – Başakşehir. Ветка М3. Строительство шло с 2006 по 2013 год, линия растянулась на 15,9 км. Вагоны проходят через 11 станций с интервалом в 3 минуты. Обозначена синим цветом.
Kadıköy – Tavşantepe. Линия М4. Достаточно молодая (полностью запущена в 2016 году) и самым большим количеством станций (их всего 19, протяженность – 26 км). На карте ветка розовая.
Üsküdar – Yamanevler. Линия М5. В процессе строительства: пока запущены 10,5 км, на пути 9 станций, после полного запуска их количество увеличится до 17,8 км и 16. Цвет на карте – фиолетовый.
Levent – Boğaziçi Ü./Hisarüstü. Ветка М6. Самая короткая в стамбульском метрополитене, ее протяженность – 3,3 км. Проходит всего через 4 станции. Обозначена коричневой линией.
На всех ветках, кроме М2, движение начинается в 06.00 и заканчивается в полночь. Поезд в среднем приходится ждать около 5 минут.
Автобусы
Автобусы в Стамбуле
Автобусное движение в Стамбуле открылось в 1926 году на европейском берегу. К настоящему времени автобусная сеть насчитывает 468 маршрутов, в которую входит сеть обычных городских автобусов, а также линии скоростных автобусов – метробусов. Часть этих маршрутов обслуживается муниципальной компанией İETT, а часть — частными компаниями.
Скоростные автобусы – Метробусы (Metrobüs) появились в Стамбуле в 2007 году. Они курсируют по выделенной полосе, проложенной главным образом вдоль шоссе D100. Их маршрут охватывает центр Стамбула и соединяет европейский и азиатский берега по Босфорскому мосту, что позволяет передвигаться из одной части города в другую без пробок.
Общая протяженность маршрутов метробусов, состоящие из 45 остановок, составляет 50 километров. Каждый маршрут обслуживает определенный участок дороги, поэтому, в случае необходимости, можно выйти на любой остановке и пересесть в другой автобус.
Список маршрутов метробусов:
- 34 — Avcılar-Zincirlikuyu;
- 34A — Söğütlüçeşme-Cevizlibağ AÖY;
- 34AS — Avcılar-Söğütlüçeşme;
- 34BZ — Beylikdüzü-Zincirlikuyu;
- 34C — Beylikdüzü-Cevizlibağ;
- 34G — Beylikdüzü-Söğütlüçeşme;
- 34U — Uzunçayır-Zincirlikuyu;
- 34Z — Zincirlikuyu-Söğütlüçeşme.
Большинство маршрутов метробусов работает с 06-30 до 23-30. Маршрут 34G работает круглосуточно. Интервал движения составляет от одной до нескольких минут.
Маршруты и расписание автобусов Стамбула можно посмотреть здесь.
Актуальную информацию о метробусах Стамбула можно получить на официальном сайте.
Для того, чтобы добраться в Новый аэропорт Стамбула удобно пользоваться частными , а для проезда в аэропорт Сабиха — .
Фуникулёры
Фуникулёр Тюнель
В Стамбуле функционируют три линии фуникулёра: подземная современная линия F1 Кабаташ—Таксим, F2 — историческая подземная линия Тюнель и F3 – наземный фуникулер Вадистанбул — Сейрантепе (Vadistanbul — Seyrantepe).
Подземный Фуникулёр Кабаташ-Таксим (F1) (Kabataş — Taksim) был открыт 29 июня 2006 года. Он расположен в европейской части Стамбула и соединяет приморский район города Кабаташ с центральной частью города — площадью Таксим.
На линии находятся всего 2 станции: нижняя станция Кабаташ (Kabataş) и верхняя станция Таксим (Taksim), расстояние между которыми составляет 594 метра с перепадом высот – 73 метра. Два состава по 2 вагона в каждом преодолевают это расстояние за 2,5 минуты.
На станции Таксим на можно пересесть на линию метро M2 и на исторический трамвай T2 (Nostaljik Tramvay). Со станции Кабаташ – на трамвай Т1 и городские паромы İDO.
Время работы фуникулера F1 — c 06-00 до 00-00. Частота движения составляет 3-5 минут.
Подземный фуникулёр Тюнель (Tünel) или F2 расположен в европейской части Стамбула. Он открыт в 1875 году и считается одним из старейших метрополитенов мира.
Фуникулер, состоящий из двух вагонов, связывает кварталы Бейоглу (Beyoğlu) и Каракёй (Karaköy). Маршрут имеет протяженность 573 метра и перепад высот 61 метр.
Время работы финикулера F2 — с 07-00 до 22-45. Интервал движения составляет 5-7 минут. Время в пути — 1,5 минуты.
Надземный фуникулер F3 находится на европейской части города и соединяет Вадистанбул (Vadi Istanbul) и Сейрантепе (Seyrantepe).
Фуникулер был открыт совсем недавно — 29 октября 2017. Свой маршрут, протяженностью 750 метров, он преодолевает за 3 минуты.
Время работы фуникулера F3 – c 08-30 до 23-00. Частота движения составляет 10 минут.
Городские электрички
До 2013 года в Стамбуле существовали две линии городской электрички: одна — на европейском части, а вторая – на азиатской. Однако, в связи со строительством подводного железнодорожного тоннеля под Босфором, а также модернизацией железнодорожной инфраструктуры, начиная с 29 октября 2013 года по новому тоннелю началось движение поездов.
Электричка Марамай
Этот железнодорожный проект Стамбула называется Марамай (Marmaray). Поначалу он имел длину 14 километров и состоял только из 5 станций, включая три подземных станции: Еникапы (Yenikapı), Сиркеджи (Sirkeci) и Ускударе (Üsküdar). Но позднее к нему были подключены существующие до этого линии пригородных поездов европейской и азиатской частей города.
В настоящее время общая протяженность Марамай составляет 77 километров и насчитывает 43 станции. Поезда линии следуют от станции Халкалы (Halkalı) в европейской части Стамбула до станции Гебзе (Gebze) в азиатской части города по пути проходя под проливом Босфор через тоннель «Мармарай».
Время в пути между конечными станциями Халкалы и Гебзе составляет около 105 минут.
Время работы электрички Марамай – с 6-00 до 00-00. Частота движения поездов составляет 8-15 минут.
С помощью электрички Мармарай очень удобно добираться из аэропорта имени Сабихи Гекчен до центра Стамбула.
Актуальную информацию об электричке Марамай можно уточнить официальном сайте.