Собор святой софии

Где найти мозаики

Мозаики в Соборе

Очутившись во внутреннем убранстве храма, следует обратить внимание на его правую часть от входа. Пред взором предстает каменная кладка с необычным разноцветным орнаментом переплетения

В этой части помещения в древние времена короновали императоров Рима.

Стены внутри мечети выполнены из мрамора и восхитительной мозаики, состоящей из стеклянных, серебряных и золотых элементов. Впервые мозаичные полотна стали использоваться в середине 9 века. Они включали в себя изображение Богородицы с младенцем, архангелов, святителей и пророков Ветхого Завета. Чуть позже в мечети была создана мозаика с образом Всевышнего, сидящего на троне.

Где в храме находятся мозаики

Мозаика

  • Мозаика Христос Панкратов. Находится в западном крыле мечети, над императорскими воротами во 2-й пристройке. На мозаике изображен лик Иисуса, у которого в руках находится книга. Перед ним склоняется император, справа стоит архангел, слева – Дева Мария. Мозаика символизирует безграничную власть, дающую Господом Богом.
  • Мозаика император Константин, Дева Мария. Расположена над первыми воротами во 2й пристройке в правой части. Мозаику хорошо видно, если направляться в мечеть со двора.
  • Мозаика Последний суд. Находится в южном крыле собора на 2-м этаже. На полотне изображен Иисус Христос, справа – Иоанн Креститель, слева – Дева Мария. Все присутствующие молят Господа Бога о спасении человеческого рода. Историки полагают, что часть мозаики уничтожили крестоносцы.
  • Мозаика Богоматерь с младенцем. Можно увидеть из любого места в соборе, поскольку ее трудно не заметить. Расположена в восточном крыле здания.
  • Мозаика императрица Ирина, Дева Мария и император Иоанн. Находится в восточном крыле здания на 2м этаже. Справа стоит жена Иоанна, слева – император, между ними Дева Мария. Император преподносит Богородице дары в виде мешочка с золотом, супруга Ирина – грамоту.
  • Серия мозаичных полотен с изображением Игнатия Богоносца, Василия Великого, Иоанна Златоуста расположена в северном крыле в нише.

К сожалению, далеко не вся мозаика сохранилась до наших времен, уцелела лишь незначительная часть. Фрескам помогла уцелеть штукатурка.

Гранд-базар

История: строительство базара началось в 1453 году, а после землетрясения в 1894 году была произведена масштабная реконструкция. На территории рынка насчитывается 18 ворот и более 5000 магазинов и лавок. Надпись на одних из ворот гласит: «Бог милует того, кто посвящает себя торговле». Местные здесь ничего не покупают. Дорого, но можно найти всё что душе угодно.

Почему стоит посетить: чтобы погрузиться в безумную атмосферу одного из самых больших крытых рынков в мире, заблудиться на 66 улицах и, возможно, потратить все свои сбережения. Обязательно торгуйся — для продавцов это целый культ!

Если останутся силы, загляни на расположенный рядом Египетский базар (Misir Carsisi), или Базар специй. В северном крыле базара расположен легендарный ресторан Pandeli, где в своё время обедали Мустафа Кемаль Ататюрк, Лев Троцкий и Агата Кристи.

На территории рынка насчитывается 18 ворот и более 5000 магазинов и лавок.

Из продуктовых рынков: за свежими морепродуктами нужно идти на рыбные базары Kumkapı и Eminönü, за свежими фруктами и овощами — на рынок Besiktas.

Как добраться: пешком от исторического центра или на трамвае до станции Kapalıçaşı.

Архитектура Собора Святой Софии

Собор представляет собой классическую базилику, купол которой словно парит в воздухе, поддерживаемый огромными 24-метровыми колоннами. Высота купола достигает 56 метров, а его диаметр – 30 метров. Гигантская купольная система собора стала шедевром архитектурной мысли своего времени. Купол состоит из 40 радиальных арок, которые внизу прорезаны близко расположенными друг к другу окнами. Благодаря этому создается ощущение, что купол будто парит в воздухе.

Купол собора Айя-София в Стамбуле

Более тысячи лет Софийский собор в Константинополе оставался самым большим храмом в христианском мире — вплоть до постройки собора Святого Петра в Риме.

Сейчас Айя-София выглядит не очень изящно снаружи, а все потому, что после двух разрушительных землетрясений её стены были укреплены грубыми вертикальными уступами — контрфорсами. А после захвата османами к зданию пристроили минареты и мавзолеи султанов.

Айя-София в Стамбуле

Возле Айя-Софии расположены небольшие здания шести- и восьмиугольной формы. Это гробницы турецких султанов Селима II, Мурада III, Мехмеда III и членов их семей. Вход туда отдельный – с правой стороны от Айя-Софии. Доступ в мавзолеи свободный, но перед входом нужно снять обувь, а женщины должны покрыть волосы платком.

Прогулка у стен Большой Айя Софии

С западной стороны от дворца Софии в Стамбуле расположен баптистерий. Он очень древний. Некоторые элементы его раннехристианской архитектуры говорят о том, что он появился раньше Айя Софии. Там находилась самая большая в городе купель. Её ширина превышала 3 метра, а высота равнялась 2 с половиной метрам. Купель было выполнена из цельного куска мрамора.

Позже постройку использовали для хранения свечного масла. Потом помещение срочно переоборудовали, и оно стало мавзолеем двух султанов: Мустафы и Ибрагима. Первый был свергнут и 15 лет провёл в темнице. Второй был задушен. Такая вот она, судьба некоторых султанов.

Возле музея стоят и другие массивные купольные гробницы. В них похоронены султаны Османской империи и их ближайшие родственники.

Тут же рядом расположено здание турецкой бани: . Эту баню построил ещё Сулейман Великолепный для своей любимой жены. Об этих удивительных отношениях между великим императором и бывшей рабыней в его гареме, ставшие уже легендой, читайте здесь: «Сулейман и Роксолана: реальная сказка о любви Хюррем и Султана».

Остатки древних церквей, построенных при Константине Первом и Феодосии были случайно найдены во время археологических раскопок на территории знаменитого музея Агиа София или Ayasofya Müzesi (турецкое название) в первой половине 20 века. По этим находкам учёные смогли определить, что церковь Айс София имела довольно большие размеры. Богато украшенная мрамором, она состояла из 5 нефов — помещений, разделённых друг с другом рядами колонн…

Эти удивительные находки: основания и части колонн, ступеньки, саркофаги — до сих пор находятся там, на территории перед великой Айя-Софии. Сейчас эти свидетели давних событий гармонично вписываются в окружающую природную красоту.

Так вот, сидишь за столиком местного летнего кафе, а рядом открытый древний саркофаг, такой каменный ящичек в человеческий рост с прорезью для головы. Соседство, прямо скажем, впечатляет! Но если мыслить глобально, то… жизнь и смерть, прошлое и настоящее – они ведь рядом. Ндааа.

Галатская башня

Галатская башня (Galata Kulesi по-турецки), которую генуэзцы называют Christea Turris (Башня Христа на латыни), представляет собой средневековую каменную башню в квартале Галата / Каракей в Стамбуле, Турция, к северу от перекрестка Золотого Рога.  с проливом Босфор.  Одна из самых ярких достопримечательностей города, это высокий цилиндр с конической головкой, возвышающийся над горизонтом и предлагающий панорамный вид на исторический полуостров Стамбула и его окрестности.

Девятиэтажная башня имеет высоту 66,90 м (62,59 м без орнамента наверху, 51,65 м на смотровой площадке) и на момент постройки была самым высоким сооружением в городе.  Высота на уровне земли 35 метров над уровнем моря.  Башня имеет внешний диаметр 16,45 метра у основания, диаметр 8,95 метра внутри, а толщину стен 3,75 метра.

На верхних этажах находятся ресторан и кафе, откуда открывается великолепный вид на Стамбул и Босфор.  Также на верхних этажах находится ночной клуб, в котором проводится турецкое шоу.  Есть два действующих лифта, которые перевозят посетителей с нижнего уровня на верхний.

  • Открыто ежедневно с 09.00 до 17.00.
  • Ресторан и турецкие шоу с 20.00 до 00.30

Где находится и время работы

Время работы:

  • в зимний период: ежедневно (кроме понедельника) с 9 до 17 часов;
  • в летний период: ежедневно (кроме понедельника) с 9 до 19 часов;

Билетные кассы закрываются за 1 час раньше, чем сама достопримечательность.

Стоимость билетов: 10 евро. Здесь действует «музейная карта», по которой можно пройти внутрь Айя-Софии без очереди. Дети до 12 лет включительно могут пройти внутрь собора бесплатно.

Добраться до достопримечательности можно на городском транспорте: сюда ходят автобусы (например, маршрут Т4) или скоростные трамваи TR1. Нужная остановка – «Султанахмет».

От аэропорта Ататюрка можно доехать на метро Havalimani – Aksaray (красная ветка) до станции Zeytinburnu, а на этой станции пересесть на ветку скоростного трамвая TR 1, который идет прямо до площади Султанахмет (остановка так и называется), где и расположена достопримечательность. Из района Сисли можно доехать на метро до станции Taksim, а оттуда пересесть на скоростной трамвай.

Архитектура и оформление

Архитектура и оформление

Мечеть Святой Софии была возведена в виде прямоугольной базилики стандартной формы. Ширина собора составляет около 70 метров, длина – 100 метров. Купол в высоту достигает свыше 55 метров, диаметр – более 30 метров. В качестве производственного строительного материала использовался мрамор, дополнительно применялся легкий кирпич, состоящий из песка и глины.

Собор роскошно выглядит не только снаружи, но и внутри. Настоящие произведения искусства расположены во внутреннем убранстве. Зал включает в себя верхнюю и нижнюю галереи, которые полностью выполнены из мрамора. Внутри мечети сложно отыскать даже небольшой не декорированный участок. Оформление интерьера состоит из множественных фресок, мозаики, серебряных и золотых покрытий, изделий из слоновой кости и терракоты.

  • Главная ценность собора заключается в византийских фресках и мозаики. Они отлично сохранились до наших дней благодаря османам, которые пришли в Константинополь и защитили христианские образы с помощью простой штукатурки, спасшей их от разрушения. С тех пор, когда в столице обосновались турецкие завоеватели, в оформлении собора добавился михраб, султанское ложе, кафедра. Из интерьера были убраны свечи, характерные для христианства, их заменили на лампадные люстры.
  • Изначально в мечети находилось около 210 окон, поскольку на протяжении долгого времени возводились различные постройки и их количество сократилось до 180. Общее число дверей – 360. Под наземной частью конструкции есть подземные тоннели, исследование которых позволило найти потайной ход, ведущий от мечети к не менее исторической достопримечательности Турции – собору Топкапы.
  • Внутреннее убранство мечети Святой Софии настолько поражает своей роскошью, что словами передать всю мощь, энергетику и обстановку просто невозможно. Чтобы удостовериться в завораживающей атмосфере и чарующей красоте, стоит непременно посетить историческую ценность.

Босфор

  • Время работы: круглосуточно.
  • Стоимость посещения: часовой тур по Босфору обойдётся в 5 $, туры с программой и экскурсиями начинаются от 20—30 $. Гулять по набережной — бесплатно и бесценно.

История: пролив между Европой и Малой Азией, который соединяет Чёрное и Мраморное моря. При всей своей романтичности — важная транспортная магистраль. Согласно популярной легенде, Босфор получил своё название благодаря дочери древнейшего греческого царя.

Она была возлюбленной Зевса, который превратил её в корову, чтобы избежать гнева своей законной супруги. Девушка прыгнула в синие воды в надежде на спасение, а пролив назвали в её честь Босфором, что в переводе с греческого означает «коровий брод».

Пролив Босфор соединяет Чёрное и Мраморное моря.

Почему стоит посетить: потому что Босфор — душа и сердце города! Вода как будто имеет своё настроение и в зависимости от него меняет цвет от холодного, насыщенного синего до голубовато-изумрудного. Течение Босфора называют «чёртовым» из-за его стремительности. А чайки! Их полёт восхищает и даёт ощущение настоящей свободы! Возьми тур по Босфору или просто прокатись на общественном пароме в любом направлении, изящно попивая турецкий чай из того самого инстаграмного стаканчика.

Как добраться: большинство туров стартует с пристани Eminönü. Самые классные набережные для прогулки — в районах Sultanahmet, Kadıköy и Üsküdar.

Советы туристам по знакомству с собором

Всем, кто планирует побывать в храме Св. Софии, стоит взять на заметку полезные рекомендации от бывалых туристов.

  1. Самое подходящее время для осмотра достопримечательности 8 утра. Уже ближе к 9 в соборе становится достаточно многолюдно, возле касс собирается длинная очередь. Отстоять очередь, особенно под палящим солнцем, не доставит удовольствия.
  2. Если кроме собора по программе имеется посещение других объектов с платным входом, то лучше купить музейную карту, которой можно пользоваться только в пределах Стамбула. По такой карте не нужно отстаивать большие очереди, и она позволяет сэкономить немного денежных средств.
  3. Перед входом в собор нужно разуться.
  4. Не стоит приходить в храм, когда идут молитвы (5 раз на день). В пятницу в полдень лучше отказаться от визита.
  5. Девушки и женщины могут пройти внутрь только с накрытой головой. Если вы забыли взять с собой платок, то ничего страшного – его можно попросить на входе.
  6. Делать фотографии внутри разрешено, но нельзя, чтобы в кадр попадали молящиеся.
  7. Обязательно нужно взять с собой попить. Летом в городе стоит очень жаркая погода, поэтому без воды будет очень тяжело. На территории храма также продуют воду, но ее цена будет гораздо завышена.
  8. На осмотр музея будет достаточно выделить 1,5-2 часа. Этого времени вполне хватит, чтобы узнать и увидеть все самое интересное.
  9. Чтобы испытать максимум эмоций и впечатлений, и получить больше познавательной информации, стоит нанять экскурсовода. На входе всегда стоят гиды, которые смогут провести интересную экскурсию на русском языке. Каждый проводник устанавливает свою цену, которая может существенно отличаться. Всегда можно торговаться.
  10. Если не хочется тратиться на экскурсовода, то можно приобрести аудиогида. Если и это не по душе, то перед походом стоит посмотреть документальное кино о соборе.
  11. Некоторые туристы не рекомендуют приходить в Святую Софию вечером. Они утверждают, что дневное освещение позволяет рассмотреть каждую деталь интерьера, которая может быть упущена из виду вечером.
  12. Когда турист купил билет, его ожидает проверка металлоискателя. Процедура проверки рюкзаков схожа с той, что проходит в аэропорту.
  13. Внутри уже долгое время ведутся реставрационные работы. Часть храма от пола до потолка завалена строительными лесами, что существенно портит общую картину и впечатление от этого места.

Мечеть двух религий

Более 900 лет собор Святой Софии был главной христианской церковью Византийской империи. Именно здесь в 1054 году произошли события, расколовшие церковь на православную и католическую.

С 1209 по 1261 годы главная святыня православных христиан находилась во власти католиков-крестоносцев, которые разграбили ее и вывезли в Италию многие хранившиеся здесь реликвии.

28 мая 1453 года здесь прошло последнее христианское богослужение в истории собора Святой Софии, а на следующий день Константинополь пал под ударами войск султана Мехмеда II, и храм был обращен по его приказу в мечеть.

И только в XX веке, когда решением Ататюрка Айя-София была преобразована в музей, равновесие было восстановлено.

Святая София – уникальное религиозное сооружение, в котором фрески с изображением христианских святых соседствуют с начертанными на больших черных кругах сурами из Корана, а минареты окружают здание, построенное в стиле, типичном для византийских церквей.

Церковь Хора

Хорошо сохранившаяся, богато украшенная византийская церковь, такая как Хора, может быть прочитана на нескольких разных уровнях.  Для простого монаха византийских времен или для непосвященного туриста сегодня его украшение представляет собой иллюстрации из священных книг — предметы, которые иногда знакомы, а иногда неясны.  

С другой стороны, темы и сюжеты декоративной программы перекликаются с движениями и стихами византийской литургии, а искусство хора можно понимать как отражение ритуалов, которые отмечали повседневную жизнь монастырской церкви.  

На еще одном уровне искусство хора отражает покровительство одного из величайших интеллектуалов Византии;  это такое же изощренное и эрудированное произведение, как произведение современной византийской литературы, структурированное как обширная эпическая поэма.

Восстановление Хоры в начале четырнадцатого века включало реконструкцию купола наоса и пастофории, а также добавление двухэтажной пристройки к северной стороне, внутреннего и внешнего нартисов на западе и парекклезиона на юге.  Пристройки оказались результатом единственной строительной кампании, но неровности плана весьма характерны и давно сбивают с толку ученых.  Альберт Ленуар, например, нарисовавший здание в середине девятнадцатого века, просто отказался признать, что оно было неправильным.  В самом деле, Карие, кажется, не хватает общей логики, и он выглядит как несовместимое сопоставление компонентов.  И сложный дизайн, и научная неразбериха были вызваны рядом факторов. 

Использование средневизантийского ядра здания, наклонной площадки и различных функций вспомогательных помещений диктовало особые соображения планирования и привело к многочисленным компромиссам в окончательном строительстве.  Более того, ремонт османского периода изменил многие важные аспекты здания, и необходима попытка реставрации, чтобы визуализировать здание четырнадцатого века.

Музей Хора закрыт по средам.

  • Летний график 09.00 — 19.00 (апрель — октябрь)
  • Зимний график 09.00 — 17.00 (ноябрь — март)
  • Плата за вход 15 TL

Интересные сведения

Интерьер Собора

  • Собор Св. Софии был назван не в честь мученицы Святой Софии, хоть она в действительности была. С греческого софиа переводится как мудрость. Следовательно, собор олицетворяет мудрость Всевышнего.
  • В соборе проживает главный кот города, которого зовут Гли. Он чувствует себя настоящим хозяином этого места и чаще всего его можно увидеть около Императорского места. Он также стал известен благодаря тому, что его когда-то гладил американский президент Обама.
  • Княгиня Древней Руси Ольга в середине 10 века крестилась в этом соборе. Она была первой, кто ввела крещение.
  • В соборе случились события, из-за которых начался раскол церквей, в результате чего люди поделились на православных и католиков. Это случилось в середине 11 столетия, когда Патриарх решил отлучить посланника Папы Римского от церковных дел.
  • Когда город пал, и из храма сделали мечеть, во всем мире забыли о центре православия. С тех пор во главе стояло Московское княжество, так как другого центра православия не существовало. Именно это послужило тому, что Москву начали именовать Третьим Римом.
  • При 4-м крестовом походе из собора была украдена плащаница. Согласно поверьям, в ней хранилось тело Иисуса Христа. В конце 19 века один из любительских фотографов сделал снимок плащаницы и на фото проявился облик человека. Теперь эта плащаница хранится в итальянском соборе.
  • В начале 2000-х годов американские политики и бизнесмены стали во главу нового движения, чтобы из собора снова сделали церковь. Но у них пока ничего не получилось.

Легенды и интересные факты об Айя-Софии

Плачущая колонна

С колонной Святого Георгия, или колонной желаний, как окрестили её туристы, связано поверие.  Надо вставить большой палец в углубление и провернуть руку на 360 градусов, не отрывая ладонь от медных листов, которыми покрыта колонна. Загаданное при этом желание обязательно сбудется. Колонна находится слева от главного входа в собор – там всегда стоит небольшая очередь.

Центр мироздания

Выложенные цветным камнем круги, которые символизируют центр мироздания, находится справа от алтаря. Именно в этом месте короновали императоров Византии.

Холодное окно

Загадку этого окна в Айя-Софии не могут объяснить даже физики. Из него всегда дует прохладный ветерок, даже когда на улице очень жарко. Окно вы найдете на втором этаже, из него видна Голубая мечеть.

Ниша, из которой слышен шум

В южной части собора находится ниша, из которой слышен шум. По легенде во время османского штурма в храме шло богослужение, и стены расступились и укрыли священника, читающего молитву. Шум — это молитва, которую священник все еще читает в стене. Он явится вновь, когда собор опять станет православным.

Подземные цистерны

Сохранились свидетельства, что под собором находится подземелье с цистернами с водой и тоннелями. Сканирование показало, что под зданием и вправду есть огромные пустоты. Исследовать до конца пространство не удается до сих пор — оно затоплено, а выходы из тоннелей завалены.

Кот Гли

Кот Гли  — живой талисман Собора, в котором, якобы воплотился дух Юстиниана.  Туристы и сейчас наблюдают котика, и иногда даже нескольких, которые греются у прожектора возле императорского места. Котик Гли – знаменитость, с ним даже сфотографировался Барак Обама, будучи президентом США.

Айя-София

Много лет назад собор Святой Софии был главным храмом православного мира и крупнейшей церковью в мире. С тех пор произошло много событий, великие империи, сердцем которых в разное время был Стамбул, ушли в небытие, а Айя-София всё также неколебимо стоит на берегах Босфора, поражая тех, кто её видит впервые, своим видом.

Я долго искал хороший ракурс, откуда можно было бы его красиво снять, так чтобы показать его размеры и величие. Найти такую точку на земле мне так и не удалось — огромное здание Айя-Софии постоянно оказывалось перекрыто либо зданиями, либо деревьями, либо ещё какой-нибудь хренью.

Полчаса поисков дали результат — однозначно лучшей обзорной площадкой, откуда открывается, наверное, лучший вид на Айя-Софию, является открытая терраса на крыше ресторана в отеле «Seven Hills», куда мы практически случайно решили зайти перекусить. Как раз с этой точки мечеть, играющая на солнце своей, на первый взгляд, нелепостью форм и, как заметил кто-то из туристов, похожая скорее на военный бункер, чем на храм, предстаёт во всём своём величии.

Внутри она поражает своими размерами — особенно учитывая, что построено всё это было полторы тысячи лет назад. Мои ощущения описать тяжело: говоря по-простому — я зашёл и ох**л.

Айя-София — третий собор, построенный на этом месте.

Первая церковь — Megale Ekklesia — была построена ещё во времена императора Константина, в 360 году. Через 44 года она сгорела во время народного восстания.

Вторая церковь была возведена 415 году, но и её постигла участь предшественницы — она сгорела во время очередного народного восстания в 532 году.

После подавления восстания, в процессе которого было убито более 35 тысяч человек, император Юстианиан задумывает амбициозный проект — возведение крупнейшего в мире собора. Строительство началось в 532 году и продолжалось 5 лет. Работами руководили лучшие архитекторы того времени. Ежедневно над возведением Айя-Софии трудились около 10 тысяч рабочих. Стоимость работ составила три годовых дохода Византийской империи.

Из книги «Сто великих храмов мира» (М. Губарева, А. Низовский — Москва, Вече, 1999):

Название собора — «Hagia Sophia» — переводится как «Премудрость божья».

Помещение собора представляет собой продолговатый прямоугольник, примерно 75 на 70 метров. Венчает храм купол диаметром в 30 метров. Высота от верхней точки купола до пола — 51 метр.

Во время строительства использовались лучшие материалы, привозимые со всех концов Восточной Римской империи — мрамор и яшма, золото и серебро, слоновая кость и жемчуг…

За время своего существования собор неоднократно страдал от пожаров и землетрясений, сильнейшее из которых произошло в конце X века — тогда храм был очень сильно повреждён — обрушился купол и частично стены. Как раз в это время снаружи появились наклонные контрфорсы, выполняющие роль подпорок для здания.

В 1453 году Константинополь завоёвывается османскими войсками. В том же году собор превращают в мечеть.

Название остаётся прежним — «Hagia Sophia», правда переиначенное на турецкий лад оно стало звучать как «Ayasofya» — «Айя-София»

Благодаря тому что многие мозаики были замазаны штукатуркой, они смогли пережить многовековое мусульманское присутствие —  Айя-София оставалась действующей мечетью вплоть до 1935 года, пока не была превращена в музей.

Вообще, если Стамбул — место встречи Европы и Азии, то Айя-София — однозначно место встречи христианства и ислама.

Проглядывающие из под слоя штукатурки сохранившиеся православные мозаики в сочетании с мусульманскими орнаментами и огромными щитами, на которых арабской вязью написано «Аллаху Акбар», выглядят по-настоящему мозговзрывательно.

Черных кожаных щитов всего восемь. На них указаны имена Аллаха, пророка Мухаммеда, первых мусульманских калифов и имамов.

При строительстве храма применялись инновационные для того времени решения — например, в цемент для прочности добавляли масло, а известку готовили исключительно на ячменной воде.

Но, несмотря на профессионализм и изобретательность архитекторов, сегодня достопочтенный возраст собора даёт о себе знать.

Под поблекшей и местами отвалившейся штукатуркой хорошо видны уставшие стены, построенные ещё полторы тысячи лет назад.

Тем удивительнее смотрятся на их фоне сохранившиеся византийские мозаики.

Они, кстати, были выполнены в три этапа — в середине IX века, на рубеже IX и X веков и в конце X века.

Кстати, собор пострадал не только от захвативших Константинополь турок — в 1204 году город был захвачен крестоносцами. Тогда значительная часть богатств была вывезена в европейские страны. Например, сделанный из чистого золота алтарь, пропавший в последующие годы без вести. Или Туринская плащаница, вывезенная из Константинополя в Италию.

Интересные факты и легенды

Существует немало необычных поверий, связанных с храмом Святой Софии в Стамбуле.

Внутри собора есть «плачущая колонна», выполненная из меди. В ней есть необычное отверстие, откуда постоянно вытекает вода. Многие верят, что если приложить в углублении большой палец и загадать желание, повернув его — желаемое исполнится. Ещё одна магическая способность колонны — снимать боль. Вы должны приложиться к ней больным местом — тогда болевые ощущения стихнут или исчезнут вовсе. Колонна расположена в нижней части, справа от входа в собор.

В храме есть так называемое «холодное окно». Его особенность заключается в том, что в любую погоду (даже в жаркий день) отсюда дует прохладный ветер.

Легенда про изображение кисти руки человека — крайне любопытна, у неё есть несколько разных версий. Находится она справа от амвона. На поверхности мраморной плиты есть отпечаток кисти. Считается, что сюда приложился завоеватель Мехмед II. А по греческой версии — это отпечаток руки Девы Марии. Она коснулась стены во время литургии.

Юстиниан желал сделать покрытие стен золотом. Но местные астрологи сказали, что в один момент сюда придут властвовать скупые и бедные правители, а все ценное в храме будет захвачено. Поэтому император решил ограничиться в роскоши, тем самым позаботившись о собственной славе.

Легенда о спасшемся византийском императоре гласит о том, что во время его казни турки взяли меч, но появились ангелы и унесли Константина IX. Они доставили его в пещеру подземелья у Золотых ворот, правитель уснул, превратившись в мрамор. Считалось, что он будет спать, пока турки не вернут свой город. Все настолько этого испугались, что вход в город был замурован, а вокруг воздвигли тюрьму.

История о спасении священника связана с чудесами храма. Пока шла резня, турецкие солдаты забежали в собор, а внутри молился старик. Они не смогли его убить: стена разверзлась, и священник пропал. Теперь в правой части собора слышен шум. Если храм вернётся к христианам — старик вернётся и продолжит молиться.

В этом храме началось активное разделение христианства. Православные и католики отстаивали свои идеи. Во время крестового похода отсюда была украдена Туринская плащаница.

Подобных историй множество. Здание настолько поражало своим величием, что люди искренне верили в его мощь и божественные силы. А каждая достопримечательность — повод для рассказа об исторических событиях.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Отдых круглый год
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: