Цистерна базилика

Цистерна Аспара (Çukurbostan)

Цистерна Аспара, в отличие от всех предыдущих цистерн, о которых мы писали, является цистерной открытого типа. С ее посещением у нас вышел курьез: мы долго ходили вокруг глубокого котлована рядом с  в поисках цистерны, но так ничего и не нашли. Пришлось обратиться к всезнающему гуглу, который и сообщил нам, что огромная яма перед нами — это и есть знаменитая цистерна. Сейчас цистерна Аспара — это большая рекреационная зона «Çukurbostan Parkı» и если не знать о ее истории, то даже внимания не обратишь. Цистерна «Çukurbostan» («Затопленный сад») была построена в 459-461 годах в форме большого квадрата 152 на 152 метра и глубиной 10 метров.

Цистерна Бинбирдирек (тур. Binbirdirek Sarnıcı)

Находится подземное водохранилище Binbirdirek на улице Имран Октем (İmran Öktem Sokak). Вход с улицы не особо приметен, но найти несложно.

С турецкого «Бинбирдирек» переводится как «тысяча и одна колонна». Конечно же, в цистерне далеко не тысяча колонн, а всего лишь 224, но все-таки её размеры впечатляют. Сложно представить, что такие внушительные подземелья использовали для хранения воды.

Филоксена является одной из старейших цистерн Стамбула. Водохранилище было построено в V веке сенатором Филоксеном под дворцом, который позже целиком сгорел. После падения Константинополя в 1453 году цистерна была заброшена и пришла в запустение. Правда, не все историки согласны с тем, что цистерна Филоксена и цистерна Бинбирдирек — одно и то же подземелье. Наверное, сомневаются, где же на самом деле стоял тот самый сгоревший дворец.

В заброшенном подземном резервуаре за столетия скопилось много мусора. Проще говоря, огромная цистерна превратилась в помойку. В 2002 году в подземелье началась реставрация, во время которой из древнего водохранилища вывезли тонны мусора. Однако, до самого дна цистерну расчищать не стали. А чтобы посетители смогли оценить масштабы так называемого культурного слоя, исторический мусор полностью убрали на небольшой площади посреди подземелья. Представляете, насколько глубже было дно этого подземелья первоначально?

Наши младшие

На улицах Стамбула

В декабреОт Анадолу Хисары до Йороса мы решили доплыть на вапуре. Это небольшие пассажирские катера, осуществляющие перевозку по воде. До Йороса вапуры отчаливают от причала Ускудар (Üsküdar) и идут до Анадолу Каваги (A.Kavağı), делая по пути 7 остановок, одна из которых — Анадолу Хисары (A.Hısari). Напомню, что вапуры по этому маршруту ходят по расписанию и только в будние дни. мы с мужем плавали по Босфору до и тогда мы воспользовались общественным транспортом, который в Стамбуле ходит и по воде — вапурами. Но вапуры предназначены не для туристов, поэтому расписание у них не слишком удобное. Днём они не ходят. Для туристов по Босфору запущены специальные туры, цены на которые значительно выше, чем на вапуры.

Цистерны-рестораны

Цистерна-ресторан «Sarnıç Fine Dining Restaurant», где ресторан расположен в 1500-летней византийской цистерне Стамбула.

Цистерна, которая была построена в 542 году нашей эры во время правления императора Восточной Римской империи Юстиниана I для снабжения водой Большого дворца и сооружений вокруг него, со временем была заполнена землей. Цистерна была очищена и отремонтирована в 1980-х годах и вновь открыта, но уже как ресторан.

Адрес цистерны-ресторана: Cankurtaran, Soğuk Çeşme Sk. No:26, 34122 Fatih/İstanbul, Турция.

Адрес цистерны-ресторана (отеля): Ordu Cad. Sekbanbasi Sk No:6 Beyazit Fatih, Фатих, 34130 Стамбул, Турция.

История Цистерны Базилика

Эта подземная цистерна имеет богатое историческое значение. Достопримечательность получила свое название из-за своего расположения. Она стояла под огромной городской площадью, базиликой Стоа, также известной как первый Холм Константинополя. До постройки Цистерны Базилика на ее месте в III и IV веках находилось общественное пространство.

Это был центр торговли, коммерции и искусства в римскую эпоху. В 476 году базилика была уничтожена пожаром, а затем восстановлена византийским полководцем по имени Флавий Иллус. Если верить древним текстам, базилика была окружена со всех сторон огромными садами и колоннадами.

Сооружение, которое мы видим сегодня, было построено императором Константином. Люди склонны помнить, что она была построена императором Юстинианом I. На самом деле император Юстиниан только расширил историческое место после того, как оно было разрушено во время восстания Ника в 52 году.

Недавно построенная Цистерна Базилика использовалась для хранения и подачи воды в Большой дворец и другие здания, расположенные на Первом холме. Он был замаскирован во времена Османской империи, но позже ученый по имени Петрус Гиллий нашел его, когда искал византийские древности.

Местные жители использовали Цистерну Базилика для получения воды или ловли рыбы, но со временем она стала для них свалкой. Подземным дворцом слишком долго пренебрегали. В 1985 году столичный муниципалитет Стамбула очистил и отремонтировал здание, а затем оно было открыто для публики в 1987 году.

Благодаря высоким деревянным платформам, сводчатому потолку и эстетической красоте Цистерна Базилика вскоре стала одним из наиболее посещаемых туристических мест Стамбула. Те, кто ищет историю и культуру римской эпохи, часто находят свой путь к Цистерне Базилика.

Площадь Таксим

Когда-то эта площадь в центральной части Стамбула являлась центром водоснабжения города, поэтому ее название произошло от измененного «maksem», что в переводе означает «резервуар». В 1928 году здесь появился 12-метровый монумент «Республика», на постаменте которого представлены изображения фигур героев-освободителей: маршалы Ататюрк, Иненю, Чакмак и простые турки, а также советские революционеры Климент Ворошилов и Семен Аралов.

Кроме того, на площади Таксим расположены здания, построенные еще в XIX веке. К ним относятся технический университет, консульства Германии и Японии, культурный центр, военная больница. Также здесь находится множество роскошных отелей, точек общепита и магазинов. Тут же останавливается старинный трамвай, следующий по улице Истикляль к фуникулеру и Галатской башне.

В чем уникальность цистерны Базилика?

Греки начали строить цистерну Базилику при императоре Константине I (306—337 годы), а закончили только в 532 году уже при правлении императора Юстиниана. Разумеется, столь масштабное строительство затевали не просто так — в цистерне хранился большой запас питьевой воды на случай засухи или осады города. Здесь помещается около 100 тысяч тонн воды.

фото: melekeska • Basilica Cistern

Цистерна Базилика отдаленно напоминает дворец, поскольку потолок поддерживают 336 колонн, высотой 8 метров, которые выстроены в 12 рядов по 28 штук — отражения в воде и вовсе множат это пространство до бесконечности… все они разной формы, т.к свозились из множества античных храмов. Колонны загадочно подсвечены, играет тихая музыка, в углу фотоуголок где можно облачиться султаном, а по мосткам ходят толпы туристов, не очень понимающих зачем они тут… ну разве что рыбок покормить, обитающих в глубине.

Медуза Горгона внутри водохранилища

фото: Голова медузы лежащая на боку в Цистерне Базилика

В самых недрах подземелий, в самом дальнем углу цистерны, среди многочисленных колон можно встретить две особенные. Это колонны с головой Медузы Горгоны, которые привезли еще во времена Константинополя. Дабы не смущать горожан и посетителей, одна голова перевернута на 180 градусов, а вторая лежит на боку.

На самом деле историки до сих пор не могут выяснить, откуда привезены эти колонны. Кроме того, ученые точно не знают, почему одна колонна расположена вниз головой, а другая — повернута на бок. Возможно, это было сделано для того, чтобы люди не боялись окаменеть, случайно посмотрев в глаза Горгоне. Ведь именно это и могло случиться, если верить мифам Древней Греции.

фото: Перевернутая голова медузы в основании колонны

Вокруг голов лежат монеты разных стран, которые с радостью вылавливают многочисленные турецкие школьники.

Плачущая колонна

Ещё здесь есть плачущая колонна или колонна-слез. В отличие от других колонн она всегда мокрая и возведена она была в память сотен рабов, которые погибли при строительстве цистерны.

фото: azaycevaОдна из колонн Цистерны Базилики Так называемая «плачущая» колонна. Очень необычной формы. В ней есть отверстие, в которое пришедшие просунув большой палец, пытаются очертить воображаемый круг, не отрывая пальца. Откуда эти верования, где первопричина и первоисточник не известно. Понятно одно, все хотят исполнить желание и крутят палец) Пальцы крутят все: местные, приезжие. И религия и национальности не имеют значения. Как же мы все похожи несмотря на наши различия.

На какое то время цистерны не действовали, потом их обнаружили из-за того что жители прямо у себя дома устраивали колодцы и ловили рыбу, потом их снова «потеряли» и лишь недавно цистерны отреставрировали и открыли музеи.

Посетить Цистерну Базилика лучше самостоятельно, так как ни в один экскурсионный тур по Стамбулу экскурсия с русским гидом в водохранилище не предусмотрена.

Про памятник можно рассказывать бесконечно

— Интересно, что звучание украшений храма из ансамбля монастыря в Хоре совершенно разное – радостные мозаики и аскетичные фрески….

— Это естественно – фрески находятся в парекклесии, той части храма, которая была с самого начала задумана как усыпальница, так что вполне логично их строгое, даже трагическое звучание. А в основной части храма — невероятно жизнерадостные мозаики, и одно очень естественно дополняет другое.

— Какие композиции этого памятника кажутся вам наиболее интересными? 

Мозаики и фрески Кахрие-джами (+ФОТО)

— Самая яркая, выразительная и широко известная композиция  – роспись Сошествие во ад. Но лично меня больше трогает мозаика «Ласкание Богородицы» —  умилительная интимная сцена, в которой Иоаким и Анна тетешкают свою Дочь. Причем этого мотива нет в Протоевангелии Иакова,  которое легло в основу мозаик, так что описываемая сцена — личная инициатива художников – мозаичистов. Вообще в мозаиках памятника много трогательных сцен, например, в композиции Рождество Богородицы  видно, как Иоаким смущенно заглядывает в комнату, куда ему вход запрещен: мужчины не должны присутствовать при родах, но ему очень хочется взглянуть на новорожденную Дочь. 

Как специалисту по византийской культуре, мне невероятно важна мозаика, на которой изображена перепись населения Римской империи, где губернатор Сирии Квириний  сидит напротив стоящей Богородицы, а посередине композиции стоят два писца и записывают Ее имя в реестр, в число граждан империи. Эта композиция — явная инициатива ктитора церкви Феодора Метохита, главного бюрократа империи, и в ней  бюрократическое буквально приравнивается к божественному. Функция чиновника, который стоит в центре композиции, воспринимается как совершенно надмирная функция, что очень хорошо передает самосознание византийского бюрократа. Вообще про этот памятник можно рассказывать совершенно бесконечно.

Но самое печальное, что под ударом находится не только он, но и Церковь Богородицы Паммакаристос («Всеблаженной»), турецкое название – Фетхийе Джами. Этот второй по значимости памятник XIV века попал в тот же самый список, под то же самое решение суда. Он не так широко известен общественности, но от  этого его мозаики не теряют своей художественной значимости: их качество не уступает мозаикам из монастыря в Хоре, просто их гораздо меньше.

То, что, под ударом находятся два самых главных памятника XIV века и это делает ситуацию совсем отчаянной.

Надеюсь, что мировая научная общественность, культурные организации, прежде всего, ЮНЕСКО, будут  протестовать. Конечно же, это не точка, а только начало, вероятно, долгого и сложного процесса борьбы. Именно сейчас и нужно бить во все колокола. Потому что потом будет уже поздно.

— Византийские памятник почти во всех искусствоведческих работах XX,   XXI веков называются именно мечетями — Кахрие Джами, Фетхийе Джами. Нет ли какой-то смысловой связи, что вот, называли памятники мечетями, и они в итоге могут ими стать?  

— Не вижу никакой связи

Не важно, как называть эти памятники – так, как называли их в Византии, или так, как принято в Турции  — все-таки сейчас они находятся на территории этого государства. Главное, чтобы они продолжали оставаться музеями и эти музеи были доступны для посетителей.   

Справка:

Церковь Христа Спасителя в Полях из ансамбля монастыря в Хоре — наиболее сохранившая свой первозданный вид византийская церковь в Стамбуле. С 1948 года открыта для туристов как музей Карие, входит в число стамбульских памятников Всемирного наследия.

Название происходит от того, что до возведения Феодосием II нынешних городских стен церковь стояла вне стен императорской столицы, к югу от Золотого Рога. Сохранившееся здание построено тщанием Марии Дука, тёщи императора Алексея Комнина, в 1077-81 гг. Уже через полвека часть сводов обрушилась, вероятно, из-за землетрясения, и младший сын Алексея профинансировал восстановительные работы.

Церковь Хора была вновь перестроена после прихода к власти Палеологов, в 1315-21 гг. Ктитором выступал великий логофет Феодор Метохит. Свои последние годы он провёл в монастыре обычным монахом (сохранился его ктиторский портрет). Заказанные им мозаики и фрески — непревзойдённое художественное достижение Палеологовского возрождения.

Во время осады Константинополя турками в 1453 году в монастырь была принесена икона Небесной Заступницы города — икона Богоматери Одигитрии. Через полвека турки заштукатурили все изображения византийского периода, чтобы обратить церковь в мечеть Кахрие-джами. Хора вернулась к жизни как островок Византии посреди современного исламского города в результате реставрационных работ 1948 года.

Достопримечательности рядом

Так как цистерна Базилика расположена в историческом центре Стамбула, поблизости есть ряд других широкоизвестных достопримечательностей, которые обязательно стоит посетить.

Собор Святой Софии

Всего в паре минут ходьбы от цистерны находится знаменитый Софийский собор, символ «золотого века» Византии, знаковый памятник византийской архитектуры. Он включён в состав всемирного наследия ЮНЕСКО.

Монументальное здание окружают четыре минарета, купол имеет диаметр 31 м и высоту 55,6 м.

С 1934 года по 2020 работал как музей, а с 10 июля 2020 года вновь стал мечетью.

Голубая мечеть

Это первая по значению мечеть Стамбула. Расположена в историческом центре Стамбула, является одним из символов города. Имеет шесть минаретов, а архитектура сочетает в себе османский и византийский стили. Она построена из мрамора и камня, а её площадь составляет 4608 метров.

Другие цистерны

Неподалёку, в 6–8 минутах ходьбы расположено второе по величине после цистерны Базилики подземное водохранилище — цистерна Филоксена. Она была построена в V веке и является одной из древнейших в городе.

Также неподалёку есть другое древнее водохранилище — цистерна Феодосия, построенная между 428 и 443 годами. Предполагается, что ранее она могла сообщаться с цистерной Филоксена.

Погода

Cреднемесячная температура, °C днеми ночью

  • январь

    +7
    +2

  • февраль

    +8
    +2

  • март

    +10
    +4

  • апрель

    +15
    +8

  • май
    +20
    +12
  • июнь

    +25
    +16

  • июль

    +27
    +18

  • август

    +27
    +19

  • сентябрь

    +24
    +16

  • октябрь

    +19
    +12

  • ноябрь

    +13
    +8

  • декабрь

    +10
    +5

Климат Стамбула — субтропический, однако здесь почти всегда дуют холодные ветры с севера. Зимы прохладные и влажные, чаще всего снежные, лето теплое, но без изнуряющей жары. Лучший период для посещения города — осень и весна: в это время здесь не холодно и не жарко, однако ночью бывают дожди. Купить зонт можно прямо на улице: в дождливую пору их продают повсюду. Гуляя по городу летом, лучше брать с собой легкую куртку или свитер: вечерами становится прохладно. Из-за значительной площади территории и влияния морей в Стамбуле выделяются отдельные микроклиматы: когда на севере идет проливной дождь, на юге может стоять идеальная солнечная погода.

Улица Истикляль

Улица Истикляль. | Фото: Mattia Panciroli / Flickr.

Самая знаменитая улица района Бейоглу когда-то называлась Grande Rue de Pera, но затем ее было решено переименовать в Истикляль («Независимость»). Сегодня она как нельзя лучше характеризует Турцию 21-го века, сочетая современные веяния и вековые традиции этого общества.

В ее величественных зданиях XIX века располагаются современные бутики и продвинутые культурные центры, а мимо толп снующих туристов неспешно курсирует старинный трамвай. На этой улице полно шумных кафе, оригинальных бистро и современных баров, которыми славится район Бейоглу.

Адрес: İstiklal Cd. Beyoğlu/İstanbul Турция.

Интересные факты

  • Колонны, украшающие пространство подземного дворца, различны по стилистике и толщине благодаря тому, что были привезены сюда из разных стран и дворцов. Большинство колонн выполнено в коринфском и дорианском стилях.
  • На территории Базилики неоднократно проходили съемки кинокартин. Например, вы сможете увидеть знакомые колонны в эпизоде фильма о Джеймсе Бонде «Из России с любовью» и в картине «Интернешнл», снятой в 2009 году. Также локации Базилики использовались как съемочная площадка для сериала «Одиссея», работы русского режиссера Кончаловского.
  • Особенно интересно будет прогуляться по просторам водохранилища поклонникам романа Дэна Брауна «Инферно». Именно в этой книге Базилика стала основным местом развития событий.
  • Название Цистерны связано с тем, что во времена Константинополя в этом месте располагалась базилика, которая была общественным центром города. Рядом с ней находилась колоннада, площадь и работала городская школа, в которой преподавали религиозные деятели обеих конфессий: христианской и языческой.
  • Одним из преимуществ подземного дворца считается его великолепная акустика. Поэтому здесь регулярно проводятся музыкальные концерты. В основном в Цистерне можно услышать известные классические композиции.
  • Базилика признана одной из самых ценных стамбульских достопримечательностей. В свое время водохранилище посетили многие политические деятели: Билл Клинтон, Вим Кок, Ламберто Дини, Томас Клестиль.

Площадь Августейон

Вскоре после основания Константинополь стал столицей Византийской империи и оставался ей до 1453 года, когда был захвачен турками и превращен ими в столицу Османской империи. После взятия Константинополя османы стали перестраивать город. Наиболее значительные православные храмы были обращены в мечети, включая Собор Святой Софии. Константинополь при турках сильно менял свой облик, и в результате современный Стамбул мало чем напоминает Константинополь византийского периода. Предлагаем вам совершить прогулку по утраченному Константинополю.

Собор Святой Софии, сохранившийся до наших дней, но в виде мечети, стоял на площади Августейон. Она была названа по имени Августы Елены — матери императора Константина Великого. Это был обширный четырехугольный форум, со всех сторон окруженный великолепными колоннами. При императоре Юстиниане I (527−565 гг.) всю площадь, выстланную мрамором, окружали портики, поддерживаемые двойными рядами колонн. В центре на огромном основании из белого мрамора была воздвигнута высокая бронзовая колонна. На вершине ее возвышалась над окружающими зданиями колоссальная статуя Юстиниана I. Он восседал на коне, держа в левой руке шар, увенчанный крестом. Правая рука статуи была повелительно простерта на восток.

На Августейоне размещались самые прекрасные дворцы и общественные здания Константинополя: палаты патриарха, библиотека, бани Зевксиппа, сенат, преторий. В западной части площади возвышался так называемый «Милий», от которого начинался (как и в Древнем Риме) отсчет миль по всем дорогам Византийской империи. Он представлял из себя тетрапилон (двойная триумфальная арка) с пирамидальной крышей, стоявший на четырёх арках. В его центре возвышалась мраморная колонна (собственно Милий), на которой были высечены расстояния до основных городов империи. Под крышей рядом с колонной находились обращённые на восток статуи императора Константина и его матери Елены с крестом в руках, а также изображение богини Тюхе позади них. После завоевания Константинополя османами Милий оставался практически нетронутым вплоть до начала XVI века, когда он был, вероятно, снесён в ходе расширения близлежащего акведука и последовавшего за ним строительства водонапорной башни. В 1967—1968 годах, в ходе теоретических исследований местонахождения памятника и после сноса стоявших на этом месте зданий, в результате раскопок были обнаружены части фундамента и фрагмент одной из несущих конструкций Милия — столб, ныне выставленный напоказ во дворе собора Святой Софии. Современная площадь, находящаяся на месте Августейона, называется Султанахмет.

История обнаружения Цистерны Базилики

Водохранилище «Еребатан», которое дошло до наших дней в таком виде, неоднократно ремонтировалось.

После завоевания Стамбула османами в 1453 году, водохранилище «Еребатан» снабжало водой дворец византийского императора и другие близлежащие объекты. Она входила в сеть объединенных между собой цистерн, вода в которые поступала по Акведуку Валента. Эту воду в основном использовали для поливки сада дворца Топкапы, в котором проживал падишах. Для питья османские жители предпочитали использовать свежую проточную воду. Поэтому, как только завершилось строительство новой системы городского водоснабжения, водохранилище было заброшено и забыто.

Вновь о хранилище стали говорить только в середине XVI века, когда этот объект обнаружил голландский путешественник П. Гиллиус, прибывший в Стамбул в 1544-1550 гг. с целью поиска древних памятников Византийского периода.

Согласно сохранившихся источников, П. Гиллиус, прогуливаясь в окрестностях собора Святой Софии, заметил, что местные жители достают воду вёдрами с помощью верёвок из крупных круглых отверстий, напоминающих колодцы, и услышал, что в этих местах даже можно ловить рыбу.

Вскоре он выяснил, что внизу находится большое подземное водохранилище. Во дворе одного из домов он отыскал вход и ведущую вниз лестницу из каменных ступеней. Взяв с собой факел, П. Гиллиус на лодке обследовал всю территорию водохранилища, сделал замеры, определил площадь и количество колонн.Гиллиус опубликовал свои впечатления и полученные им сведения в записках путешественника.После того, как Цистерна Базилика была обнаружена, она стала объектом внимания путешественников и ученых. Благодаря их работам и мерам по сохранению строения, этот памятник древности дошел до нас.

Мои впечатления от посещения Цистерны

Вход в музей расположен в историческом центре Стамбула, где мне посчастливилось жить почти неделю. То есть от отеля до Цистерны я шел пешком. Тем же, кто приедет сюда из других районов Стамбула на трамвае, нужно выходить на остановке «Султанхамет» — она расположена в одноименном районе рядом с Собором Святой Софии (адрес, время работы достопримечательности и карта с отметкой есть в самом конце статьи).

По моему скромному убеждению впечатление от посещения любой достопримечательности сильно зависит от количества народа, который в ней находится. В случае с Цистерной Базилика мое утверждение особенно актуально, поэтому советую посетить музей утром – именно в это время суток народу здесь меньше всего. Все дело в том, что в помещении очень влажный и спертый воздух, относительно небольшие по ширине мостки и большое количество посетителей. Все это вкупе наверняка испортит вам впечатление от посещения достопримечательности.

«Из этих вод ровными рядами, которые казались бесконечными, поднимались сотни мощных дорических девятиметровых колонн, поддерживающих сводчатый потолок пещеры. Снизу каждую колонну освещал свой собственный красный прожектор, и все это напоминало какой-то сюрреалистический лес, уходящий в темную даль, или зрительную иллюзию, сотворенную с помощью зеркал».

Спускаемся в иной мир

Это еще один кусочек из произведения «Инферно» Дэна Брауна, который очень хорошо описывает то, что видит человек, когда впервые опускается на глубину 10-12 метров и попадает в стамбульскую  Цистерну Базилика. Ступив на деревянные мостки, вы погружаетесь в необыкновенную атмосферу, которую создает приглушенная подсветка, вода и колонны. Правда, разрушить иллюзию может зазывала, который предлагает прямо тут же сфотографироваться в костюме султана. Кроме того, при входе имеется лавка с сувенирами и будка, где можно приобрести аудиогид. В залог необходимо оставить паспорт или деньги.

Деревянные настилы лабиринтом уходят вглубь помещения и будто заманивают тебя. По пути то тут, то там вам будут встречаться лужицы воды, накапавшей сверху. От капающей воды не спасают даже специальные чехлы, натянутые над мостками. Поэтому будьте осторожны: поскользнуться и упасть здесь можно в два счета.

Уровень воды в хранилище сейчас не тот, что прежде и едва ли превышает полметра. Кстати, в этом плане Дэн Браун немного приукрасил свой роман, согласно которому вода в хранилище доходит до груди взрослому человеку. На самом деле она едва достает колен. Не верите? Проверьте! :)

Горгона и слезы

Одним из самых излюбленных мест туристов в Цистерне Базилика, естественно, являются колонны с головами Горгоны Медузы. Здесь всегда толпится народ, который сражается со своей фототехникой ради хорошего кадра. Сделать качественную фотографию в этом помещении, действительно, сложно. У меня, например, многие снимки получились смазанными и в этой статье опубликованы лучшие из получившихся.

А еще здесь есть так называемая колонна слез, которая украшена завитками. Поверье гласит, что в один из таких узоров нужно вставить палец, загадать желание и повернуть палец на 360 градусов.  Теперь осталось лишь ждать когда желание исполнится.

Бродить по деревянным настилам можно сколько душе угодно. Я представлял себе как агент Брюдер ищет в воде нечто, оставленное злым гением профессором Зобристом. А еще любовался рыбами, которые в большом количестве неспешно плавают в водах хранилища.

Настилы в музее хоть и выглядят лабиринтом, но на самом деле устроены так, что постепенно подводят посетителя к выходу, который располагается вдоль той же стены, где и вход. Здесь вы увидите небольшое кафе, а поднявшись по лестнице, наткнетесь на несколько сувенирных лавок.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Отдых круглый год
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: