Тынский храм в праге

Тынский храм или Храм Девы Марии перед Тыном

Týnský chrám (Kostel Panny Marie před Týnem)

Из многих достопримечательностей Праги храм Девы Марии перед Тыном является наиболее значимым и неповторимым. Он представляет собой действующий костел, возведенный в готическом стиле с элементами барокко известнейшим немецким архитектором и скульптором П.Парлером. Прежде всего, Тынский храм – это выдающееся строение чешской столицы, с возвышающимися башнями над яркими крышами построек Староместской площади.

История и архитектура

Строительство костела начали в 1339 году XIV века, а завершили лишь в 1551 году XVI века. Уже в первой половине XV века костел стал главным гуситским храмом, архиепископом которого стал Ян Рокицаны. Несмотря на то, что он горел в 1679 году, ему удалось сохранить свою величественность и прибрести уникальность. Ведь известно, что именно после пожара главный неф стал намного ниже и в XVII веке на месте готических башен, уничтоженных пожаром, были восстановлены башни барочного стиля, а их высота достигает 80 метров. Если внимательно на них посмотреть, то становится видно, что ширина башен абсолютно разная.

На сегодняшний день костел представляет собой базилику с западными башнями и тремя хорами. Общая длина храма составляет 52 метра, 28 метров – ширина, высота башен – 70 метров, а средних боковых нефов – 44 и 24 метра.

Взгляд на храм изнутри

Внутри храма находятся:

  • 19 украшенных алтарей;
  • 14 больших полотен, автор которых Ф. Чермак;
  • Две лавочки, исполненные в готическом стиле;
  • Древнейшая оловянная купель 1414 года, на которую нанесены рельефы апостолов;
  • Готическая кафедра, выполненная из камня в XV веке;
  • Статуя Мадонны с младенцем располагается в алтаре правого бокового нефа;
  • Достойны пристального внимания и картины К. Шкреты «Вознесение Девы Марии» и «Троица» на главном алтаре;
  • Работу М. Рейсека 1493 года в виде каменного балдахина невозможно обойти стороной.

Готическая фреска с изображением святого Иеронима со львом XIV века, которая была тщательно спрятана в одном из алтарей храма, а была обнаружена реставраторами лишь в 2000 году.

Настоящая драгоценность среди артефактов в Праге – старый орган Тынского храма. Это творение Мундта, искусного немецкого мастера, датированное 1673 годом. До наших дней в своем первозданном виде он не сохранился, но в Бонне была произведена тонкая работа по реставрации органа. В 2000 году он был возвращен в Прагу.

Ценность храма заключается не только в его уникальности, архитектуре и внутреннем убранстве, но и в 60 захоронениях как великих, так и неизвестных людей, прах и останки которых хранятся с особой бережностью и уважением. Самое известное из них – могила Т. Браге, астролога, служившего у Рудольфа II. Это не единственное интересное захоронение храма. Внутри него находятся могилы епископа Луциана, еврейского мальчика Шимона Абелеса, десятилетнего сына купца, который втайне ходил в монастырь на проповеди, а затем и вовсе крестился. Узнав об этом, отец приказал его долго мучить, а затем убить. Как оказалось после вскрытия могилы юноши, тело было идеально сохранившимся. После этого Шимона торжественно похоронили в костеле как мученика.

Интересные факты и легенды

В начале XV века главная статуя оказалась без золотой чаши, с которой и связана небольшая забавная легенда. Она гласит, что эта чаша стала уютным местом для аистов, которые свили на ней гнездо. Семейству необходимо было кормиться, поэтому аисты поочередно носили в него лягушек, которые иногда выпадали из клюва

И вот однажды, выпавшая лягушка оказалась на голове у некой важной личности, за что она была оскорблена и осмеяна людьми. После этого случая аистов выселили, а чаша была убрана

Возведение Тынского храма сплетено с одним интересным случаем, произошедшим при строительстве кровли. Дерево для нее было позаимствовано для сооружения виселиц, предназначенных для казни большого количества людей на Староместской площади.

Еще одной интересной чертой горожан считается вера в то, что надежный способ избавиться от зубной боли – наступить на могильную плиту. Именно поэтому некоторые из них повреждены.

Время работы

понедельник выходной
вторник 10:00 — 13:00 15:00 — 17:00
среда 10:00 — 13:00 15:00 — 17:00
четверг 10:00 — 13:00 15:00 — 17:00
пятница 10:00 — 13:00 15:00 — 17:00
суббота 10:00 — 13:00 15:00 — 17:00
воскресенье 10:00 — 12:00

Ближайшие концерты:

Тынский храм – уникальное место, мимо которого невозможно пройти.

Как добраться до храма?

Тынский храм находится в Праге, а именно в ее центральной части на Староместкой площади. Эта величественная постройка намного выше других зданий города, поэтому найти ее не составит большого труда даже туристам, которые посещают Чехию впервые. Чтобы добраться до храма, путешественники должны попасть в район Прага 1. Доехать до него можно на метро. Сюда также ходит несколько трамваев, например, маршруты № 8, 14, 26, 91. Выходить нужно на остановке «Длоуха Трида», а дальше пешком добраться до Староместской площади, где и располагается храм. Рядом с ним работают также несколько ресторанов и кафе, где туристы могут перекусить перед экскурсией, а также сувенирные магазины.

История Тынского храма

Фасад Тынского храма, Прага

Первое упоминание храма на этом месте зафиксировано в 1135 году. Это был прибольничный костёл. Нынешний храм начали строить в 1380 году, а завершили 1551. Начинал строить Матьё Арраский, а заканчивал Пётр Парлерж. Оба мастера определили архитектурный облик Праги. Так например Пётр Парлерж также строил Карлов мост и собор Святого Вита. Есть поверье, что для деревянной кровли брали виселицы со Староместской площади.

Обе башни выглядят оригинально, потому что украшены пинаклями. Кстати, башни имеют имена, северная — Ева, южная — Адам.

Между ним стоит позднеготический фронтон 1463 года. Во время гуситского движения Тын был главным храмом чашников. Последователи Яна Гуса на фронтон уставили скульптуру Йиржи Пордебрада, так называемого «гуситского короля» и золотую чашу, символ гуситов. Их ещё называли чашниками. Архиепископом Тынского храма был назначен Ян Рокицаны.

В 1621 году храм переходит иезуитам. Статую Пордебрада сняли, а вместо него установили Мадонну. Убрали и надпись «Правда побеждает». А чашу не просто убрали, а переплавили и изготовили из неё ореол для Девы Марии.

Впрочем, есть другая версия, почему иезуиты сняли чашу. Считается, что за время чашников чашу облюбовали аисты и свили в нём гнездо. Естественно, что птицы носили лягушек своим птенцам. Так продолжалось до тех пор, пока один из аистов не выронил лягушку на голову знатной особе.

В 1679 году тынский храм сильно пострадал от пожара. В результате реставрации центральный неф был занижен до 44 метров (высота боковых нефов — 24 метра). Кстати, его длина составляет 52 метра, а ширина 28 метров. Башни были восстановлены в барочном стиле. С тех пор их узнаваемые крыши стали визитной карточкой Праги. Высота башен составляет 70 метров.

Северный портал

Северный портал, Тынский храм, Прага

Со стороны Тынской улицы (Týnská) находится красивый готический портал. Его сделали в мастерской Петра Парлержа. Он отнлсится к наиболее ценным памятникам высокой готики.

Тимпан Северного портала, Тынский храм, Прага

В тимпане портала расположен рельеф «Страсти Христовы и его распятие». Стоит присмотреться к небольшим фигурками. Это души, вылетающие из умирающих тел разбойников. Из-за одной дерутся дьяволы, а вторую возносят на небо ангелы.

Интерьер Тынского костёла

В интерьере стоит обратить внимание на картины Карела Шкреты и на орган Мундта, созданный в 1670-1673 годах. В 2000 году его реставрировали в Бонне

Внутри храма находится могила Тихо Браге. Сейчас мы его знаем как знаменитого астронома, и в Малой Стране есть памятник, где он строит вместе с Иоганном Кеплером. А при жизни он больше славился, как астролог. И служил придворным астрологов при императоре Рудольфе II.

Другая известная могила принадлежит еврейскому мальчику Шимону Абелесу. Несмотря на то, что был уроженцем Йозефова и происходил из семьи богатого купца, мальчик уже в десятилетнем возрасте ходил в храм на проповеди, а потом и вовсе крестился. Когда отец узнал об этом, то приказал убить сына. Прошло несколько лет, и могилу мальчика зачем-то вскрыли. Тело отрока было нетронутым. Весть об этом быстро разлетелась по всей Праге, и тело Шимона торжественно перезахоронили уже в Тынском костеле. Уже как мученика.

Кстати, раньше была примета, что избавиться от зубной боли, нужно было наступить на могильную плиту внутри тынского храма. Дело дошло до того, что все надгробие были переломаны.

Тынский храм открыт к посещению ежедневно с 10:00 до 13:00 и с 15:00 до 17:00. В воскресенье с 10:00 до 12:00.

Вход свободен, но рекомендуемая цена пожертвования 25 крон.

Общая информация

Тынский храм – это бесподобное строение на Староместской площади в Праге. Это храм с главным приходом в районе Старе-Место. Начало его строительства датируется XIV веком, а окончание — 1511 годом. Тынский храм был не только основным центром духовенства Старого Города, но в XV веке он был костелом гуситов в Праге.

В 11 веке на месте храма стояла романская церковь для иностранных торговцев, приезжавших с товаром во Дворец Тына. В 1256 году эта церковь превратилась в готический костел Богоматери перед Тыном. Строительство современной церкви началось в XIV веке. Строилась она в стиле поздней готики под руководством Матьё Аррасского, а позднее — Петра Парлера. Стиль Парлера можно рассмотреть в кружевах на окнах главного нефа и окне с западной стороны. Готическая архитектура переплетается с декором последующих веков. Основное оформление в стиле барокко.

Вид с Пороховой башни на Тынский храм

В начале 15 века строительство почти закончилось; только не было башен, фронтона и крыши. Церковь находилась под контролем гуситов в течение 2 столетий. В 1427 году викарием церкви был Иоанн Рокикан, впоследствии он стал архиепископом Праги. Крышу закончили в 1450-х годах. А королевская и северная башни построили во времена правления Георгия Подебрадского. Его скульптура является символом гуситов и была установлена на фронтоне церкви, под огромной золотой чашей. Южную башню строили по проекту архитектора Матей Рейшека до 1511 года.
После того, как протестантов победили на Белой горе, началась эпоха резкой смены направления в католицизме (реформация). В результате в 1626 году скульптуру «еретического царя» Георгия Подебрадского и чашу убрали. А на их место была поставлена скульптура Девы Марии с гигантским ореолом.

В 1679 году в церковь попали разряды молнии и огонь нанес повреждения старому хранилищу. Через некоторое время это хранилище заменили нижним барочным сводом.

Вид на Тынский храм со Староместской площади

Работы по реконструкции здания, проведенные 1876-1895 годах, были отменены во время проведения более ёмких реставрационных работ в 1973-1995 годах. Внутренний ремонт церкви продолжается до сих пор.

Северный портал – это превосходный образец готической скульптуры мастера Парлера с рельефом, изображающим Распятие. Главный вход находится с западной стороны церкви. Чтобы попасть вовнутрь, нужно пройти по узкому проходу между домами, которые стоят перед церковью.
В раннем барочном алтаре есть картины Карела Шкреты, написанные в 1649 году. В храме есть самый старый в Праге трубный орган. Орган построил Генрих Мандт в 1673 году. Это один из солидных органов 17-го века в Европе.

Завершение строительства

Благодаря смерти Ладислава королем Богемии (а позже – и всей Чехии) стал Йиржи из Подебрад – сторонник гуситов. При нем строительство продолжилось – именно в этот период появились первая, северная, башня, а также фронтон центрального нефа. Храм стал духовным центром пражских гуситов, фронтон был украшен изображением «короля гуситов», над которым поместили большую позолоченную чашу – символ Реформации и причастия в одном сосуде.

Чаша та была настолько большой, что, согласно легенде, в ней обосновались аисты

Они кормили своих птенцов лягушками, и в один прекрасный день одна из них свалилась на голову кому-то слишком важному. Этот человек стал объектом насмешек, а чашу якобы сняли

Легенда интересная, но исчезновение гуситского символа связано с поражением гуситов в битве у Белой Горы (1620), после чего Тынский храм в Праге достался католикам, а точнее, иезуитам. Те избавились от вражеской символики, заменив изображение короля на фигуру Богоматери. А ее сияющий ореол сделали из переплавленной чаши.

Но это все уже детали. По сути, законченный вид храм обрел в 1511 году, когда была построена вторая, южная, башня. В последующие столетия, конечно, не обходилось без пожаров и других неприятностей, которые сказывались на отдельных элементах внешнего вида и интерьера. То, что мы видим сейчас – результат нескольких реставраций и обновлений.

Это интересно: Карлов мост — разъясняем со всех сторон

Внешний вид Тынского храма

Башни расположены у западного фасада, и они имеют свои имена и разные размеры. Северную назвали Евой, южную окрестили Адамом, и как положено мужчине, Адам немного крупнее – приблизительно на один метр выше и чуть шире. Башни украшены в изысканном позднеготическом стиле, они увенчаны угловым башенками и балюстрадами – что-то похожее всегда можно увидеть на иллюстрациях к детским книжкам про замки, принцев и принцесс.

Свет проникает в костел через готические, вытянутые вверх окна, декорированные резьбой по камню. Богаче других украшено 28-метровое переднее окно. Не менее шикарны и входы для людей, называемые в таких случаях порталами. Всего их четыре: два на западном фасаде, по одному на южном и северном. Наибольший интерес представляет роскошный северный портал, расположенный со стороны Тынской улицы и изготовленный еще Петром Парлержем примерно в 1390 году. Портал украшен известным барельефом «Страсти Христовы» – шедевром чешской готической скульптуры. Культурная ценность его такова, что оригинал поместили в Национальный музей, а на фасаде храма установили копию.

История храма Девы Марии перед Тыном в Праге

Костел Девы Марии перед Тыном часто называют Тынским храмом. Оба названия произошли от слова «тын», что в период Средневековья означало место, огражденного забором, где селись купцы, прибывшие торговать в город.

Храм строился в течение дух столетий. Строительство началось в 1339 году, а завершено лишь в 1551 году. Интересно, что храм начали перестраивать на базе древнеримской постройки, существовавшей на этом месте. В XV веке собор стал основным гуситским храмом, однако, в XVII веке случился пожар, и гуситские башни были уничтожены. Позже башни были достроены, но присмотритесь к собору внимательнее: одна башня по высоте и ширине превосходит вторую. Говорят, что это было сделано вовсе не из-за небрежности при перестройке, а в силу особенностей готического стиля. Кстати, та башня, что толще получила имя «Адам», а которая тоньше – «Ева». Центральный неф собора был вновь отстроен в стиле барокко.

Впоследствии, храм попал к иезуитам, оставившим свой след на его внешнем облике. Например, они стерли с храма надпись «Правда побеждает», когда-то красовавшуюся на фасаде строения.

Сегодня костел представляет собой величественное сооружение 52 метра в длину и 28 метров в ширину. Это монументальное сооружение является украшением Староместской площади, придавая ей особый средневековый колорит.

В конце прошлого столетия была проведена реставрация внешней стороны храма, а вот внутренняя часть пока отреставрирована не была.

Архитектурные особенности Тынского храма

Собор Девы Марии перед Тыном – трехнефная базилика с башнями на западном фасаде. Знаменитые 80-ти метровые готические башни Тынского храма не симметричны, это можно заметить, если присмотреться повнимательней. Северная башня чуть уже и ниже, ее называют Евой, а южная башня, соответственно, чуть шире и примерно на 1 метр выше – это Адам: такое представление о дуальности мира характерно для готической архитектуры. Обе башни окружены галереей с балюстрадой и увенчаны пирамидальными крышами.

Между башнями на фронтоне расположена раннебарочная позолоченная фигура Девы Марии с младенцем Иисусом на руках. Так было не всегда. В то время, когда Тынский храм был религиозным центром гуситов, фронтон украшали статуя «гуситского короля» Йиржи из Подебрад и огромная золотая чаша – символ гуситов. После поражения гуситов статую короля заменили фигурой Девы Марии, а из золотой чаши изготовили для нее ореол.

Самый красивый вход в Тынский храм, без сомнения – северный портал. Над ним в конце 14 столетия трудились скульпторы мастерской Парлержа. Портал имеет сложную конструкцию с навесами для защиты скульптур, которые считаются шедеврами чешской средневековой культуры и демонстрируют сцены Страстей Христовых: бичевание, терновый венец и распятие. В конце прошлого века все скульптуры заменены копиями, а оригиналы переданы Национальной галерее.

Интерьер храма

Внутри храма находятся:

  • 19 украшенных алтарей;
  • 14 больших полотен, автор которых Ф. Чермак;
  • Две лавочки, исполненные в готическом стиле;
  • Древнейшая оловянная купель 1414 года, на которую нанесены рельефы апостолов;
  • Готическая кафедра, выполненная из камня в XV веке;
  • Статуя Мадонны с младенцем располагается в алтаре правого бокового нефа;
  • Достойны пристального внимания и картины К. Шкреты «Вознесение Девы Марии» и «Троица» на главном алтаре;
  • Работу М. Рейсека 1493 года в виде каменного балдахина невозможно обойти стороной.
  • Готическая фреска с изображением святого Иеронима со львом XIV века, которая была тщательно спрятана в одном из алтарей храма, а была обнаружена реставраторами лишь в 2000 году.

Настоящая драгоценность среди артефактов в Праге – старый орган Тынского храма. Это творение Мундта, искусного немецкого мастера, датированное 1673 годом. До наших дней в своем первозданном виде он не сохранился, но в Бонне была произведена тонкая работа по реставрации органа. В 2000 году он был возвращен в Прагу.

Ценность храма заключается не только в его уникальности, архитектуре и внутреннем убранстве, но и в 60 захоронениях как великих, так и неизвестных людей, прах и останки которых хранятся с особой бережностью и уважением. Самое известное из них – могила Т. Браге, астролога, служившего у Рудольфа II. Это не единственное интересное захоронение храма. Внутри него находятся могилы епископа Луциана, еврейского мальчика Шимона Абелеса, десятилетнего сына купца, который втайне ходил в монастырь на проповеди, а затем и вовсе крестился. Узнав об этом, отец приказал его долго мучить, а затем убить. Как оказалось после вскрытия могилы юноши, тело было идеально сохранившимся. После этого Шимона торжественно похоронили в костеле как мученика.

Это интересно: Мала-Страна

Меблировка

Готика

Слева — каменный балдакин 1493 года работы Матея Рейсека.

В интерьере сохранилась подлинная средневековая обстановка:

  • Каменный балдакин 1493 года, вероятно, из мастерской Матея Рейсека, который первоначально покрывал гробницу епископа Августина Лучано из Мирандолы . План балдакина — квадрат. Он состоит из четырех каменных полихромных опор среднего размера, которые заканчиваются так называемой аркой ogee . Эти арки дополнены угловыми декоративными башенками и украшены готическим орнаментом. Статуи размещены на каждой опоре примерно во второй трети. Подставки, несущие архитрав, завершаются навершиями. С восточной стороны балдакин украшен картинами Карела Шкрета .
  • Алтарь с центральным изображением крещения Христа был вырезан в горельефе около 1530 года Мастером И.П. (или Монограммистом И.П.), который был активен в кругах придворных покровителей около сегодняшней чешско-германской границы. Изображения жизни Христа, вырезанные на боковых панелях крыльев, демонстрируют влияние гравюр Альбрехта Дюрера.
  • Баптистерий 1414 года (самый старый и самый большой в Праге)
  • Каменная кафедра в нефе
  • Две очень ценные работы так называемого Тынского мастера Голгофы 15 века: Тынская Мадонна и скульптура на Голгофе в конце северного прохода.

    Органы Яна Дж. Мундта

Барокко

Мебель церкви в основном в стиле барокко . Мебель в стиле барокко, сделанная резьбой ранних барокко алтарей, является глаз ловить как ценный орган трубы от Яна Дж Мундта от 1670-1673 , который является одним из трех старейших сохранившихся органов труб в Праге. С 1691 года музыковед Томаш Балтазар Яновка в течение 50 лет работал органистом. Очень ценен и главный алтарь 1649 года с титульной росписью Успения Пресвятой Богородицы. Картина была написана одним из выдающихся чешских художников эпохи барокко Карелом Шкретой , автором нескольких других боковых алтарных полотен. В костеле можно увидеть работы других мастеров барокко: скульпторов Яна Иржи Бендла и Игнаца Франтишека Вайса (алтарные скульптуры), Яна Хайдельбергера (скульптура Святого Франциска де Павла в северном нефе), художников М. Штрассера (Обретение Святого Креста. , перенесенный из главного алтаря), Ян Йиржи Хайнш (картина Святого Иосифа в северном проходе, алтарь Генеалогического древа Иессея), Майкл Вацлав Халбакс (картина Святых Криспина и Криспиниана), Петр Брандл ( прибытие святого Вацлава в Рейхстаг). Со времен эпохи Возрождения и барокко сохранилась исключительно интересная коллекция резных надгробий и эпитафий , в том числе надгробие астронома Тихо Браге 1601 года , расположенное у первой южной колонны нефа .

История и архитектура

Свое название святилище получило от Тынского постоялого двора — огражденного места, где за забором (тыном) в XIII веке останавливались на ночлег приезжие купцы. Автором проекта стал фламандский архитектор Матье Арасский, создавший собор Святого Вита.

Экстерьер Храма Девы Марии Тынской (Kostel Panny Marie před Týnem) встречает посетителей строгостью готики, характерной для мрачного средневековья, однако стоит зайти внутрь, как все вокруг преображается в величественных тонах ренессанса и раннего барокко. Неординарное слияние стилей смотрится на удивление гармонично, подчеркивая уникальность места.

Собор базируется на фундаменте римской постройки XI века, которую спустя пару веков перекроили в готический костел. Южную башню возвели лишь через 100 лет, в 1511 году, добавив к аналогичной северной башне времен Георгия Подебрадского. Высота каждой конструкции составляет около 80 м.

Зоркий путешественник сразу обратит внимание на разницу в пропорциях башен. Одна, получившая имя «Адам», действительно заметно толще другой, названной «Евой»

Это даже породило миф, что башни небрежно перестроили после пожара 1679 года. В действительности это не так. Огонь на самом деле сильно повредил верхнюю часть базилики, но вот реконструировать здание таким образом решили сознательно, под стать моде. Нарочитая асимметрия присуща барокко, и в данном случае представляет собой дань эстетике, а не курьез зодчества.

На обозрение посетителей представлено обилие артефактов: древнейшая в Праге купель, датируемая 1414 годом, статуя Мадонны с младенцем, полотна Шкреты и Чермака и 19 алтарей, в одном из которых уже в наши дни нашли исторически значимую фреску с изображением св. Иеронима.

Виртуальная экскурсия по Тынскому храму

Любители древностей по достоинству оценят старейший в Праге орган. Он был создан мастером по фамилии Мундт в 1673 году. К началу прошлого века изрядно потрепанный временем гигант был отправлен в Германию на реставрацию, благодаря которой удалось подарить ему вторую жизнь. Теперь инструмент вернулся на родину и вновь поражает прихожан своим звучанием и эффектными габаритами, как и сотни лет назад.

Во время гуситских волнений собор удостоился отдельного витка истории — ему было суждено стать оплотом сторонников Гуса, которые впоследствии оставили храм за собой и назначили своего священника, чьё тело там ныне покоится. На территории находятся еще более полусотни захоронений, разнящихся по исторической значимости. Из самых выдающихся можно выделить Тихо Браге — астронома с мировым именем, епископа Луциана, и еврейского мальчика Шимона, тайком посещавшего христианские проповеди. Узнав, что сын тяготеет к христианству и совершил обряд крещения, отец так рассвирепел, что приказал истязать и убить собственного отпрыска. При вскрытии могилы тело обнаружили нетленным. В этом узрели божественное провидение и перезахоронили ребенка как мученика уже в стенах Тынского костела.

Кстати, раньше считалось, что ходьба по надгробиям устраняет зубную боль, поэтому состояние некоторых плит весьма плачевное.

Не менее занимательный факт связан с бревнами и досками, завезенными для строительства кровли храма. Ко времени подавления гуситского восстания деревянные материалы использовали, мягко говоря, не по назначению — из них мастерили виселицы для казни мятежников, и израсходовали весь запас. Крышу построили лишь несколько десятилетий спустя из дерева, предназначенного для возведения праздничных сооружений по случаю королевской свадьбы. Незадолго до бракосочетания король умер, и заготовленные стройматериалы пустили на кровлю Тынского собора.

Трансляция с веб-камеры с видом на Тынский храм

Виктор Башкир

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Отдых круглый год
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: