Собор святого януария (cattedrale di san gennaro)

Важные напутствия туристам

Позвольте закончить прогулку по величественному Собору во внутреннем дворике храма — клуатре. Его считают одним из самых красивых из всех готических клуатров в Испании. Это четырехстороннее сооружение, вдоль которого расположены старинные капеллы с коваными решетками. Внутренний дворик представляет собой зеленый оазис деревьев и цветочных растений. Крыло, непосредственно примыкающее к Собору, является самым старинным, датируемым XIV веком.

https://youtube.com/watch?v=bRo62HgUzm4

Когда на улице жарко, в клуатре все равно прохладно и очень приятно. Здесь находится эффектный водоем. А красивый патио, сокрытый от глаз листьями пальм и магнолий, хранит в своих «недрах» источник Святого Георгия – покровителя Каталонии. По площадке клуатра гуляют живые гуси. Их ровно 13, и своей белизной они символизируют невинность замученной и убиенной Евлалии.

Составить свое мнение о древней архитектуре Барселоны и Каталонии стоит именно с Кафедрального Собора Святого Креста, который находится на улице Pla de la Seu. Он неожиданной мощью своего величия предстает в закоулках Готического квартала Барселоны. А его изящные архитектурные элементы, готическая оконная розетка главного фасада, острые башни-шпили, устремляющиеся ввысь, не разочаруют даже видавшего многие достопримечательности туриста. Кстати, наверху Собора расположена смотровая площадка. Это как дополнительный приятный бонус посетителям храма, которые под впечатлением от его красот, будут еще и потрясены видами красавицы-Барселоны!

Архитекторы Собора Святого Петра

В начале XVI века папой Юлием II было принято решение о сносе старой церкви, чтобы освободить место для нового, грандиозного по своим масштабам здания. Его строительство было начато 18 апреля 1506 года по проекту Донато Браманте (Донато Анджело ди Паскуччо, 1444-1514 гг.) и закончилось более полутора столетий спустя. По замыслу итальянского архитектора оно должно было представлять собой величественное сооружение, которое могло бы не только вмещать большое количество прихожан, но и подчеркнуть могущество Церкви. За гигантизм представленного проекта, разрушение и уничтожение почтенного палеохрестианского храма, Браманте дали издевательское прозвище «Maestro ruinante», т.е. Мастер разрушений. Кроме этого, в 1507 году возник грандиозный скандал в связи с раздачей Папой Юлием II индульгенций тем, кто жертвовал денежные средства на новое строительство.

В своем проекте Браманте взял за основу греческий крест в плане, в центральной части которого предполагалось построить купол, поддерживаемый четырьмя гигантскими колоннами. Возведение стен началось вскоре после утверждения проекта, однако уже через несколько лет работы были приостановлены в связи с кончиной папы Юлия II, а через год и самого архитектора.

С 1514 года проект по возведению базилики возглавил Рафаэль Санти совместно с Джулиано да Сангалло и Джованни Монсиньори, более известного как Фра Джокондо. Рафаэль предложил удлинить одну из сторон сооружения, тем самым приблизив его форму к более традиционной форме латинского креста. Позже, после смерти Рафаэля в 1520 г., пост главного архитектора занял Антонио да Сангалло-младший, а руководство строительными работами было возложено на Бальдассаре Перуцци. Тем не менее, несмотря на большое количество именитых скульпторов и архитекторов, принимавших участие в разработке проекта новой базилики, работа не двигалась – каждый из них предлагал свой, считая его лучшим. Строительство возобновилось лишь в 1538г., которое продолжалось вплоть до смерти Антонио да Сангалло в 1546-м.

С 1546 года должность главного архитектора занял семидесятилетний Микеланджело Буонарроти. Он решил вернуться к проекту Браманте с большим центральным куполом. Руководствуясь опытом Филиппо Брунеллески, создавшим невероятную купольную конструкцию Санта Мария дель Фьоре во Флоренции, Микеланджело сумел спроектировать еще более внушительное сооружение. В отличие от восьмигранного купола Брунеллески, конструкция Микеланджело имела более изящную форму, так как в ее основе лежит шестнадцать граней. К сожалению, увидеть результат своей работы Микеланджело так и не удалось. В 1564г., после смерти мастера, продолжение строительства возложили на архитектора Джакомо делла Порта (1533-1602), который завершил сооружение купола Микеланджело.

В 1603 году, после ухода из жизни Джакомо делла Порта, новым руководителем работ по возведению базилики Папа Климент VIII назначил Карло Мадерно (1556-1629). Он приходился племянником известному архитектору Доменико Фонтана и к тому времени зарекомендовал себя как подающий большие надежды динамичный мастер. Мадерно, используя предварительные эскизы Микеланджело, спроектировал фасад грандиозного здания. Тем не менее, его работа всегда подвергалась серьезной критике. Дело в том, что удлиненный неф базилики и, как следствие, вынесенный вперед ее гигантский фасад высотой более 45 метров, скрывали потрясающий купол, и всю красоту новой церкви можно было увидеть только издали.

Строительство нового собора Святого Петра было закончено в 1626 году – 18 ноября папа Урбан VIII (Маффео Винченцо Барберини, 1568-1644) освятил самую большую католическую церковь в мире, размеры которой поражают до сих пор – при длине 220 метров, ее высота вместе с куполом составляет более 136 метров, а при проведении богослужений, она вмещает более 20тыс. верующих.

Советуем ознакомиться

Кто начал строительство и зачем?

Папа, который впервые озвучил идею замены старой Константиновской базилики, был Николас V (1447-55). Он поручил Леону Баттиста Альберти (1404-72) и Бернардо Росселлино (1409-64) подготовить план для новой структуры религиозного центра.

Папа Сикст IV (1471-84) построил новые церкви (в том числе Сикстинскую капеллу), расширил улицы и помог превратить Рим в город эпохи Возрождения. Но базилику, где в день 800 Рождества императором Священной Римской империи был коронован Карл Великий, не тронул.

Только когда его племянник Папа Юлий II стал понтификом в 1503 году, все началось. Юлий решил снести старую базилику и заменить ее новой, где приготовить гробницу и для себя. Длительная последовательность Пап, архитекторов, дизайнеров и масонов-каменщиков в конце концов довела проект до завершения в 1626 году. Прошло 123 года!

История строительства

В I веке н.э. на месте собора росли сады цирка древнеримского правителя Нерона, рядом с цирком – кладбище, на котором хоронили жертв жестоких забав императора. Властный повелитель устраивал на арене кровавые бои гладиаторов. Здесь же, на арене, по приказу Нерона жестоко мучили христиан.

Во времена гонений на христианство правитель наслаждался тем, как растерзанные мечом гладиатора или когтями животных умирали мученической смертью неугодные ему последователи Христа.

Однажды сюда привели одного из 12 апостолов Иисуса Христа – Петра, и Нерон приказал после кровавого состязания распять его на кресте вниз головой. Тело святого захоронили на кладбище возле цирка.

В 326 году христианский император Константин на месте погребения святого Петра приказал построить базилику в честь первых христиан, пострадавших за веру, и назвать сооружение именем апостола. Базилика – почетный титул для храма, который дарует папа Римский. Базилику строят в виде прямоугольного здания с двумя продольными рядами колонн внутри.

Огромный новый собор приказал построить Юлий II, желая грандиозным храмом затмить все церкви. Храм строили 120 лет (1506-1626) известнейшие скульпторы эпохи Возрождения – Рафаэль, Микельанджело, Бернини, Браманте. Окончательно завершил постройку римский архитектор Карло Мадерна.

О месте Церковь Святого Януария

Среди узких улиц в религиозном сердце Неаполя находится архитектурное творение, сочетающее все лучшее от двух противоречивых стилей – барокко и готики — католический собор Святого Януария. Величественный, светлый богатый фасад и еще более богатое внутренне убранство впечатляет до глубины души и приводит в благоговейный трепет. Собор, названный в честь покровителя города, имеет множество легенд и фактов, связанных с главной его реликвией – кровью святого Януария. История возникновения Строительство собора Святого Януария в Неаполе датируется XIII веком, но некоторые историки утверждают, что эта дата ближе к началу XIV века. Инициатором работ по возведению главной церкви Неаполя был Карл II Анжуйский. Строительство было развернуто на месте руин от ранее построенных церкви Св. Стефания и церкви Св. Реститута, фрагменты уникальных мозаик которых можно увидеть и сегодня на территории собора Святого Януария. Позже в стены храма были перемещены останки покровителя Неаполя, с которыми связано несколько удивительных историй. В 1608-1646 году горожане построили капеллу для хранения реликвий святого, над которой трудились такие мастера, как: Хосе Рибери, Доменикино и Гвидо Рени. К этому знаменательному событию в Сокровищницу собора Св. Януария каждая церковь Неаполя направила по серебряному бюсту своего святого, и каждая из 51 статуй принимали непосредственное участие при крестном ходе с участие останков Св.Януария. Среди реликвий Св.Януария, хранящихся в стенах храма, а это – голова, мощи и кровь святого – наиболее загадочным и известным артефактом является кровь святого Януария. Трижды в год (первая суббота мая — память перемещения мощей в Неаполь, 19 сентября — день гибели святого, 16 декабря -память о освобождении Неаполя от последствий вулкана Везувия) ампулы с кровью покровителя города перемещают из хранилища к бюсту, изображающего Св. Януария, в котором храниться останки головы святого. Вследствие такого перемещения происходит чудо «закипания крови», которое предвещает отсутствие всяческих бедствий для жителей города и всей страны. Если же знаменитое чудо святого Януария не происходит, то следует ждать большого несчастья. Примером может послужить чума в 1527 году (40 тыс. жертв) и землетрясение в 1979 году (3 тыс. жертв).Архитектура Архитектурно здание церкви Святого Януария в Неаполе имеет вытянутые треугольно-заостренные формы присущие готическому стилю, но пышные украшения фасада придают ему оттенки, свойственные барокко. С высоты птичьего полета форма собора Святого Януария напоминает латинский крест. Трехнефное здание разделено 16 пилонами, которые сооружены из 110 гранитных колонн. Фасад здания светло песочного цвета украшен причудливыми вензелями и различными статуями. Центральный вход в здание, обрамленный высокими колоннами, охраняют каменные львы, а над самим порталом расположилась статуя Богоматери, благословляющая всех проходящих в собор Святого Януария. Внутри храм имеет богатое убранство в стиле барокко. Наиболее популярными здесь считаются капелла Св. Януария с размещенными останками святого и капелла Токко с уникальной напольной мозаикой и фресками XIII века.Туристу на заметку Время работы церкви Святого Януария в Неаполе: в пн-сб с 8.00 до 12.30 и с 16.30 до 19.00, в вс с 8.00 до 13.30 и с 17.00 до 19.30; вход в зону раскопок с руинами древних базилик открыта в пн-сб с 9.00 до 12.00 и с 16.30 до 19.00, в праздничные дни с 9.00 до 12.30.

Архитектура

В архитектуре собора можно проследить наличие различных стилей, начиная от 13 века и заканчивая 19 веком. Он выглядит очень монументально, а в ясную погоду белоснежный фасад очень красиво смотрится под лучами солнца.

Фото: LEONARDO VITI / Shutterstock.com

Фасад

Внешне собор смотрится достаточно мрачно и готично. При взгляде на фасад чувствуется, что каждая из временных эпох привнесла в его облик свои декоративные элементы.

На сводах красуются различные мозаики и живописные работы, выполненные известными мастерами.

Последний раз фасад был обновлен в 19 веке. Архитектором был выбран Энрико Альвино. Скульптуры, установленные на портале 15 века, выполнены Тино да Камайно.

Внутри собора

Интерьер выглядит очень богато и пышно, внутри находится большое количество важных реликвий. Как и в большинстве католических соборов того времени, здесь можно увидеть несколько капелл, относящихся к разным временным периодам.

Фото: LEONARDO VITI / Shutterstock.com

Капелла Святого Януария

Капелла Святого Януария (Reale cappella del tesoro di San Gennaro) представляет собой настоящее произведение искусства. Это главная достопримечательность храма, строительство которой начали в 1608 году, а закончили только в конце 17 века.

Над украшением купола работал выдающийся Доменикино (Domenichino). А внутри капеллы хранятся красивейшие фрески работы Джованни Ланфранко (Giovanni Lanfranco), Хосе де Риберы (José de Ribera) и других известных художников, а также скульптуры знаменитых мастеров.

Здесь находятся сокровища Сан-Дженнаро. Наиболее примечательным экспонатом является богато украшенный бюст Святого Януария из серебра и золота, выполненный тремя французскими мастерами в 1305 году. Внутри бюста находятся мощи святого.

В 18 веке бюст был увенчан головным убором, вышитым изумрудами, бриллиантами и рубинами. Отдельного внимания заслуживает ожерелье, которое состоит из 13 золотых цепей и 4 крестов с драгоценными камнями, которые были принесены в дар правящими монархами.

Главное достояние крипты – это сосуд с кровью Святого Януария, впервые упомянутый в хрониках в 1389 году.

Базилика Святой Реституты и крестильня Святого Иоанна

Базилика вместе с крестильней находится слева перед алтарем и представляет собой самую древнюю часть храма.

Правда, современный вид базилики Святой Реституты – это уже значительно измененный вариант первоначальной базилики, построенной в 13 веке. В 18 веке под руководством архитектора Арканджело Гульельмелли вместо боковых неф были созданы капеллы, а на месте прежнего потолка появилась огромная фреска Джордано «Прибытие святой Реституты на Искью».

Большое художественное значение имеет мозаика Лелло Орвиетского 1322 года — «Мадонна с младенцем на троне, со св. Януарием и св. Реститутой».

Кстати, мощи Святой Реституты до сих пор находятся в одной из капелл.

Изначально крестильня Святого Иоанна представляла собой часть базилики и была построена еще в 343 году во время правления императора Константина I Великого.

Здесь интересны древние мозаики, относящиеся к 4 веку:

  • «Явление Ангела женам-мироносицам»,
  • «Чудесное уловление рыбы»,
  • «Самаритянка и Брак в Кане»,
  • изображения апостолов и евангелистов.

Капелла семьи Капече (Cappella dei Capece Minutolo)

В капелле известного неаполитанского семейства Капече примечателен великолепный мозаичный пол 13 века, а также фрески, самые старинные из которых датируются 13 веком. Это фрески под названием «Распятие» и «Святые Пётр и Павел», созданные Монтано Аретинским.

В готической капелле также можно увидеть картины художников:

  • Джорджо Вазари «Святые покровители» и «Рождество»,
  • Луки Джордано «Новые святые покровители» и «Благовещение»,
  • Перуджино «Успение Богородицы».

Собор святого Петра в Риме: история

Некогда здесь, на Ватиканском холме, был цирк, построенный для римского императора Нерона. Сюда для казни десятками приводили последователей нового, странного язычникам учения – христианства. 12 июля 66 г. сюда привели еще одного узника – еврея Симона Петра, приговоренного к самой страшной казни, распятию. Удивив стражу, он просил умножить свои страдания, повесив его вниз головой. Отрекшийся от Господа, посвятивший жизнь покаянию, он не считал себя достойным смерти по подобию Христа.

Собор святого апостола Петра в Риме

Такова история места, где находится теперь сердце католического мира и святыня для православных – Собор, посвященный одному из первоверховных Апостолов. Сейчас площадь, где находится храм, также носит имя Апостола. Это духовный центр самого маленького государства мира – Ватикана (площадь его чуть менее 0,5 га, а живет здесь 1000 человек). 

Считается, что св. Петра погребли на месте мученической кончины. Могила его почиталась римскими христианами несколько столетий. Сюда приходили ночью, опасаясь ареста, молились Апостолу, получая помощь. К IV в. уже прочной стала традиция воздвигать церкви на мощах мучеников. А потому, когда при Константине Великом христианство перестало быть гонимой верой, одним из первых христианских храмов Рима стала базилика на месте погребения честных останков Петра. 

Архитектурные решения

Барселонский собор Святого Креста и Святой Евлалии – прекрасный образец готики, позднее дополненный неоготическими деталями. Длина сооружения – 93 м, ширина – 40. 8-угольная центральная башня достигает высоты 50 м. Несмотря на внушительные размеры, колонны, держащие своды, не давят на зрителя. Специалисты считают, что лёгкость и даже изящность собору придали добавленные позднее элементы французской готики (по образцу Руанского собора). Многочисленные витражи с льющимся через них светом усиливают это ощущение.

Внутреннее устройство барселонского собора не совсем привычно. Основную часть центрального нефа высотой в 26 м занимает помещение для хора. Его ограждение декорировано красивыми мраморными рельефами, изображающими сцены жизни св. Евлалии. Верхний ярус сидений хора украшен рыцарскими гербами.

За поперечным нефом (трансептом) находится пресвитерий, предваряющий алтарную часть, и главная капелла Майор. Под ней расположена крипта с алебастровым саркофагом, выполненным итальянским мастером Лупо ди Франческо в XIV в. В нём покоятся останки св. Евлалии. Поверхность саркофага покрыта рельефами со сценами её пыток. По бокам саркофага – четыре изваяния ангелов с подсвечниками, а в центре – небольшая статуя Богоматери с Младенцем. На своде крипты находится рельефный медальон со сценой небесной коронации святой.

Справа от главной капеллы находится сокровищница собора с предметами культа и образцами церковного искусства. Среди них выделяются дароносица XVI в. из золота и серебра, украшенная драгоценными камнями, и деревянный стул короля Мартина, покрытый позолоченным серебром. Рядом с главным алтарём установлены надгробные памятники основателям прежнего романского собора – графу Рамону Беренгеру I и его супруге.

Всего в соборе – 26 капелл. Каждая из них – произведение искусства. В их алтарях, созданных в XIV–XV вв., изображены архангелы, отцы церкви и святые. Согласно, католической традиции, иконостасы не декорированы. Наиболее известна капелла св. Причастия с алтарным изображением архангела Михаила.

Готические капеллы Санто-Кристо де Лепанто и Преображения выделяются своими рельефными украшениями. В алтарной части первой из них установлена деревянная скульптура распятия Христа. Первоначально она находилась на носу испанского корабля. Легенда гласит, что распятие увернулось от неприятельского снаряда, после чего застыло в таком положении. Приглядевшись, действительно можно заметить некоторую кривизну статуи. Компонент Santa Cruz (Святой Крест) в полном названии собора появился именно из-за этой истории.

Ренессансный орган собора XVI в. был отреставрирован в конце XX столетия. С этого времени ежемесячно в соборе проводятся органные концерты.

Во внутреннем дворике (клуатре) находятся высокие одноярусные галереи, фонтан со статуей Sant Jordi (св. Георгия), и сад с пальмами, апельсиновыми и мушмуловыми деревьями. Здесь постоянно живут 13 белых гусей. Их количество соответствует прожитым годам юной святой, а белый цвет символизирует её чистоту и непорочность. Здесь же действует небольшой музей, где экспонируются церковная утварь, гобелены, требник Евлалии, и её терракотовая скульптура.

В 2006 г. произошло редчайшее для католического собора событие: перед мощами св. Евлалии был совершён православный молебен.

Интересные факты

В Милане существует особый декрет, запрещающий зданиям загораживать статую Мадонны. При строительстве небоскреба Пирелли пришлось пренебречь условием, но, чтобы обойти закон, решено было установить на крыше современного здания идентичную статую покровительницы города.

На полу в храме выложена мраморная плитка с изображениями знаков Зодиака. Считается, что солнечный луч попадает на ту картинку, покровитель которой в определенный период года является господствующим. Исходя из полученных сообщений, сегодня наблюдается некоторое расхождение с реальными числами, что связывают с проседанием основания.

Вход в Миланский собор платный, при этом билет с подъемом на лифте стоит почти в два раза дороже. Правда, отказаться от зрелища с крыши невозможно, ведь оттуда открывается настоящая жизнь Милана с суетящимися итальянцами и гостями города. Не стоит забывать, что это не просто достопримечательность, а, прежде всего, религиозное место, где женщины должны быть с закрытыми плечами и коленями, футболки с вырезом тоже запрещены.

Сокровища

Главная часовня кафедрального собора носит название королевской капеллы «Сокровища Святого Януария» (Reale cappella del tesoro di San Gennaro). Подобное название вполне оправдано, украшением капеллы занимались признанные гении итальянского возрождения. Расписной купол работы Доменикино (Domenichino), фрески работы Ланфранко (Giovanni Lanfranco) и Хосе де Риберы (José de Ribera). Однако в центре внимания остаются драгоценные церковные реликвии, иначе говоря — Сокровища Сан-Дженнаро.

Одним из центральных экспонатов сокровищницы покровителя Неаполя является золотой бюст Януария, выполненный тремя французскими мастерами в 14 веке. Убранный в торжественный наряд, лик священномученника на самом деле является реликварием, то есть вместилищем для мощей. В голове бюста хранятся останки черепа святого Януария. В 18 веке драгоценный ковчег увенчали головным убором, расшитым бриллиантами, изумрудами и рубинами. К окончанию того же столетия, Сан-Дженнаро получил еще одно подношение — ожерелье, созданное из 13 золотых цепей и 4-х крестов, инкрустированное драгоценными камнями.

Каждый из крестов — это королевский подарок от семей правящих монархов. Такое благоговение перед святым Януарием отнюдь не случайно, в 16 веке Неаполь пребывал в упадке, после затяжной войны с Францией и Испанией. В 17 веке к несчастьям добавилось мощное извержение Везувия, которое грозило затопить город горячей лавой. Искренняя вера в Януария и счастливое стечение обстоятельств оберегли жителей Неаполя от беды. С тех пор его авторитет непоколебим для любого католика и неаполитанца. А сокровищница святого растет с каждым годом, получая в свое распоряжение новые драгоценные предметы церковной утвари и украшения.

Еще одна реликвия, которую столетиями хранит собор святого Януария — сосуд с его кровью. Заглянуть в храм особенно стоит тем, кто оказался в городе в первую субботу мая, 19 сентября или 16 декабря — это праздничные дни, когда священный сосуд демонстрируют паломникам. Неведомым образом кровь нем вскипает и заполняет собой всю емкость. Горожане в Неаполе верят, что если чудо не происходит, то город ожидают беды и несчастья. Одним из таких случаев стало 1979 года, унесшее в Неаполе тысячи жизней.

Исследователи утверждают, что в сосуде вовсе не кровь, а химическое вещество, основанное на базе железа (водосодержащий оксид железа — FeO(OH). По цвету оно напоминает кровь, а в состоянии покоя имеет гелеобразную консистенцию. Стоит потрясти сосуд, гель разжижается и как бы «оживает», поражая зрителей мнимым чудом. Церковь всячески раскритиковала профессора и результаты ее изысканий. Но даже такие разоблачающие сенсации не умаляют ценности храма.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Отдых круглый год
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: