Метробус 34AS Line
Он курсирует между Авджыларом (кампус IU) и Сёгютлючешме. Это самая используемая линия метробуса. Эта линия, в которой всего 33 остановки, работает с 05:00 утра до 02:00 ночи.
Beylikdüzü Sondurak — Hadımköy — Cumhuriyet Mah.- Муниципалитет Бейликдюзю — Beylikdüzü — Güzelyurt -Haramidere — Haramidere Industry — Saadetdere Mah. — Мустафа Кемаль Паша — Джихангир / Университет мах. — Avcılar Campus-ükrübey — Социальные объекты İBB — Küçükçekmece — Cennet Mah. — Флория-Бешел — Сефакей — Енибосна — Шириневлер — Бахчелиэвлер — Инджирли — Зейтинбурну — Мертер — Cevizliвиноградник — Топкапы — Байрампаша (Малтепе) — Эдирнекапы — Айвансарай — Халыджиоглу — Окмейданы — Дарулачезе — Больница Окмейдани — Чаглаян -Мечидиекёй — Зинджирликую
Автобусы в Стамбуле
Автобусный транспорт в Стамбуле, как и везде в Турции, поначалу ошеломляет неопытных туристов. В организации движения автобусов есть много странностей, однако к ним можно привыкнуть. Но в итоге кататься по Стамбулу на автобусах очень удобно.
В Стамбуле есть муниципальные автобусы, а также самостоятельные автобусные компании HavaIST и HavaBus, обслуживающие аэропорты. Если соберетесь в Стамбул, то вам обязательно доведется попробовать эти автобусы, так как добраться из аэропорта Стамбула в центр можно лишь на hava-автобусах.
Подробнее об автобусах Стамбула можно узнать на официальном сайте компании IETT.
Как оплатить проезд в автобусах Стамбула
Используем все ту же . Напоминаем — водители не принимают наличные! Расчет при входе — прижмите карточку к сканеру. Если у вас одна карта на двоих, коснитесь карточкой сканера последовательно дважды.
Автобус в Стамбуле. На входе нужно прижимать карту к сканеру
Все больше автобусных остановок в Стамбуле оснащаются информационными экранами, — там показывается время до след. автобуса и какие маршруты проходят через эту остановку.
Информационные экраны на некоторых остановках в Стамбуле
Некоторые остановки имеют usb разъемы, — можно подзарядить смартфон.
Фуникулеры и канатные дороги (cablecar)
Данный вид транспорта горячо рекомендуется туристам не только с целью поездки из одного пункта в другой, но и для экскурсии.
В Стамбуле есть два подземных фуникулера разных времен. Старейший из них называется Tünel, построен в 1875 году. Его длина — 573 метра, разность высот — 60 метров. Курсирует между остановками Karaköy и Tünel Square в европейской части Стамбула. Первоначально он был оснащен паровым двигателем и двумя деревянными вагонами. В 1971 году фуникулер был модернизирован, и сегодня порядка 15 тыс.человек охотно пользуются им.
Второй стамбульский фуникулер был построен в 2006 году. Курсирует между трамвайной остановкой Kabataş и станцией метро на площади Taksim. Длина дороги — 600 метров, высота — 60 метров. Время в пути — 110 секунд.
В Стамбуле есть также две канатных дороги. Один из маршрутов особенно любим туристами, он ведет до остановки старинного кафе «Пьер Лотти». А конечная станция — это пристань Eyup. Вторая ветка нечасто посещаема гостями города. Она находится в районе Бешикташ.
Шоппинг в Стамбуле
Шоппинг в Стамбуле лучше спланировать заранее. Стамбул слишком большой город, чтобы хаотично бегать по торговым центрам. Представьте, если вам надо будет за день пробежать Мегу в Химках и Вегас на юге города.
Текстиль я покупала в районе Лалели. Побродив по улицам среди магазинов со странными шмотками, наткнулась на текстильный ряд. От жадности набрала полотенец себе, маме и сестре, схватила отличный комплект белья и за все отдала всего 100 евро. Подружки смогли найти на Лалели замечательную дубленку ниже колена за 600 евро. В общем, погулять там можно. Хотя некоторые магазины меня просто повергли в шок (фото). Не понимаю, кто покупает такие платья.
Модный шоппинг лучше устроить в одном из больших торговых центров, которые сильно удалены от исторической части Стамбула. Если вы рассчитываете на конкретный забег по фешен маркам, то выделяйте минимум один день только под это.
Про всякие милые безделушки и сувениры писала выше. Мне очень понравился Египетский рынок, потому что там можно найти много забавных вещей. Например, вы можете оказаться на улице, состоящей из магазинчиков платков. Как бы Стамбул не кичился своей европоориентированностью, все равно многие женщины носят платки на голове. Конечно, для них этот аксессуар важен, представляю, сколько их у модниц. Я зашла в один из таких магазинов и мои глаза разбежались. В общем любителям «шарфиков» сюда.
На соседней улице мне удалось найти обалденную зеленую шапку, романтичные перчатки с бантиками и яркий оранжевый чемодан. А еще, на Египетском рынке есть ряд магазинов с бижутерией. Преимущественно она для восточных женщин – побольше блеска и побольше камни. Но среди это гламура есть магазинчик с монохромными украшениями под серебро. Вы его точно увидите. За 10 лир там можно подобрать такие красивые сережки, что подружки обзаведутся. Главное, не выдавайте явки и пароли.
Про Гранд базар можно рассказывать часами. Там можно найти все, что угодно. А если вы любите торговаться, то получите несравненное удовольствие. Мои подружки, например, ушли от т уда с кожаными куртками. Мне хотелось купить декоративные подушки, но вовремя остановилась, т.к не готова превратить квартиру в восточный дворец. Рынок сам по себе, кстати, является достопримечательностью, это как бы город в городе.
Я не буду рассказывать про ковры и антиквариат. Это весьма специфический шоппинг, но если он вас интересует, то Стамбул не разочарует.
Про кожу, шубы и дубленки рассуждать не возьмусь, потому что был только «туристический» опыт покупки в туристических местах.
На этом про шоппинг писать заканчиваю, потому что для меня Стамбул – это прежде всего кладезь достопримечательностей Византии и Османской империи. А серьезным шоппингом можно заняться и в других, менее интересных городах.
Экскурсионные автобусы Стамбула
Помимо рейсовых в Стамбуле есть специальные экскурсионные автобусы. Они двухэтажные, причем верхний ряд открытый. Big Bus Istanbul сейчас предлагает только один тур (а до пандемии было несколько вариантов):
Красный – охватывает основные достопримечательности европейской части города с небольшой петлей в Азии (Босфорский мост, дворец Бейлербейи). Первый рейс отправляется в 11:00, последний в 17:00. Маршрут кольцевой, начальная и конечная точка на площади Султанахмет между Ай Софией и Голубой мечетью.
Курсируют экскурсионные автобусы с 11:00 до 18:00 каждые 30 минут. В автобусах бесплатный WiFi и аудиогид на восьми языках, в том числе на русском
По билету вы можете сесть и выйти на любой остановке. Цена при покупке на месте 50 евро за однодневный и 61 евро за двухдневный билеты. Детские (5-12 лет) – 28 и 33 евро. При покупке онлайн дешевле на 10-20 % !
— Экскурсионный автобус в Стамбуле – Big Bus Istanbul
Чем заняться
Где встретить Новый год в Стамбуле? Куда пойти смотреть салюты? Чем еще можно заняться на каникулах? Перед вами 10 идей, которые стоит воплотить во время отдыха в Стамбуле зимой.
Новый год на Босфоре
Самое популярное развлечение в Стамбуле среди туристов – встреча Нового года на корабле. Бесплатный трансфер, щедрый стол с необычными закусками и напитками, праздничная программа и музыка, красочный новогодний салют над Босфором. Такое не забывается!
Посмотрите все варианты прогулок по Босфору по этой ссылке.
Праздничный салют
Если вы решили отметить Новый год в Стамбуле самостоятельно (в отеле или в ресторане, например), обязательно полюбуйтесь салютами. Лучший обзор городских фейерверков открывается с Галатского моста.
Лучшие сладости
Обязательно загляните в кафе Safa. Жители Стамбула говорят, что самую вкусную баклаву пекут именно здесь. Пробовала – подтверждаю! Купите к Новому году турецкие сладости – это тоже запомнится.
Жемчужины Стамбула
Обязательно погуляйте по Стамбулу в новогодние праздники. Сделайте это в компании хорошего гида, который покажет лучшие места и расскажет о самом главном. От себя советую вот эту экскурсию (личный отзыв с видео смотрите ниже). Маршрут идеальный: главные достопримечательности, скрытые жемчужины Стамбула и вкусная турецкая еда.
Новый год в ресторане
Если вы хотите встретить Новый год в ресторане, советуем отправиться на Галатский мост. Тут работает множество ресторанов, которые всегда отмечают праздник с размахом. Обычно предварительная бронь не требуется, но лучше перестраховаться и выяснить этот момент заранее. Кроме того, именно отсюда можно будет посмотреть салют. Если вы хотите отметить Новый год в другом ресторане Стамбула, попросите совета на ресепшн вашего отеля. Сотрудники наверняка помогут забронировать столик в проверенном месте.
Султанский отдых
Еще во времена Османской империи султаны ездили отдыхать на термальный курорт Ялова. Он особенно хорош в зимнее время. Только представьте: кристально-чистый и пушистый снежок в горах, горячий пар от источников, чудесная природа – настоящая сказка! Посмотрите фото и программу тура вот здесь, почитайте отзывы туристов. И обязательно запланируйте поездку на курорт Ялова из Стамбула на Новый год!
Гастрономический тур
Стамбул – город еды. Здесь все время что-то жарят, запекают и жуют. И если Новый год в Стамбуле может быть изысканным и веселым, то оставшуюся часть каникул можно посвятить знакомству с турецкой кухней. Съешьте рыбный бутерброд балык-экмек рядом с Галатским мостом, загляните за донер-кебабом в нетуристическое кафе и обязательно купите пакетик жареных каштанов – все это неповторимые вкусы Стамбула.
Напиток со вкусом Рождества
Традиционный зимний напиток в Турции – пряный молочный салеп. Он пахнет корицей, сдобными булочками и «рождественским настроением». В декабре и январе его предлагают в большинстве кафе и ресторанов Стамбула.
Аквариум
Вы приехали в Стамбул на Новый год с ребенком или подростком? Тогда обязательно сходите в океанариум. Это гордость Турции! Здесь больше 20 тематических зон. Среди них бухта улыбчивых скатов, аллея ярких рыб-клоунов, пугающее царство акул. А особенно впечатляет 83-метровый прозрачный туннель под водой. Подарите себе маленькое приключение! Билеты лучше приобрести заранее – вот тут (цена та же, что в кассе).
Лучшие места Стамбула
Зимой в крупнейшем городе Турции бывает плохая погода. В ветреные или дождливые дни вас выручат достопримечательности Стамбула. Поднимитесь на Галатскую башню, сходите во дворец султанов Топкапы, погрейтесь в хамаме Хюррем Султан, побывайте в самых красивых мечетях (Айя-София, Чамлыджа и Сулеймание, например), исследуйте Гранд-Базар. Обязательно прогуляйтесь по нарядной улице Истикляль (пускай и под зонтиком) и прокатитесь на ретро-трамвайчике, чтобы согреться и перевести дух. Или просто посидите в очаровательных ресторанчиках.
ПОНРАВИЛСЯ ПОСТ? РАССКАЖИ О НЕМ ДРУЗЬЯМ!
Общественный транспорт в Стамбуле
Стамбул страдает от серьезных пробок, поэтому рассказывать об общественном транспорте начну с метро и скоростных трамваев. На самом деле, часто линии трамваев называют легким метро, потому что движутся они по отгороженной дороге, ходят также часто, как метро. Если вы посмотрите на карту метро Стамбула (скачать), то увидите, что некоторые линии обозначены буквой М (метро), а некоторые буквой Т (трамваи). В целом, оба вида транспорта создают общую систему перемещения по Стамбулу, но платить при пересадке с одного вида на другой придется снова.
Как известно, Стамбул расположен на 7 холмах, поэтому без фуникулеров и канатных дорог не обошлось. В системе общественного транспорта есть коротенькая линия, обозначенная буквой F. Это старинный подземный фуникулер, который за считанные минуты поднимет вас от Кабаташа (Kabatas) до Таксима (Taksim). Заплатить, как вы понимаете, за фуникулер придется снова.
Есть еще канатки, они обозначены буквами TF. Среди туристов пользуется популярностью линия TF2 (Eyup-Pierre Loti), поднимающая всех желающих к одноименному кафе на холме, с террасы которого открывается потрясающий вид на Стамбул.
Ноу-хау местных властей – это метробасы. Это такие автобусы, для которых выделили и отгородили отдельную полосу. По принципу очень похоже на трамваи.
Перемещаться, даже пересаживаясь с одного вида транспорта на другой, очень удобно, они объединены общими переходами, висит много указателей.
Оплата общественного транспорта происходит жетонами, автоматы по продаже которых стоят на каждой остановке. Один жетон — 3 лиры. Наличными деньгами оплатить проезд не получится.
Если вы планируете активно пользоваться общественным транспортом, то вам лучше приобрести карту Istanbul card (в Стамбуле ее принято называть акбиль, т.к раньше она представляла собой нечто похожее на ключ от домофона), пополнить счет и прикладывать при каждом проходе через турникет. Таким образом, стоимость поездки будет ниже. Особенно ощутима экономия при пересадке с одного вида транспорта на другой в течение 120 мин: каждая пересадка становится дешевле. Карты продаются во многих киосках, включая специализированные с надписью Albil или Istanbul card. Залог за карту составляет 6 лир, его вернут при возврате карты. Однако, неизрасходованные деньги на карте вам никто не вернет, поэтому, не стоит пополнять счет карты огромными суммами. Очень по-турецки, не правда ли?
Описание маршрутов скоростного общественного транспорта .
Стамбул – огромный город, конечно же, скоростной общественный транспорт не покрывает потребности людей полностью. До многих достопримечательностей придется добираться на автобусе. Расписание и маршруты автобусов . Рекомендую сохранить себе эту ссылку, потому что в Стамбуле, как у нас, нет полноценной информации о маршрутах, остановках и времени прихода автобуса. Т.е надо спрашивать или заранее знать, какой автобус нужен, где лучше выйти. Кстати, турки очень охотно помогают разобраться.
Автобусы бывают большие, а бывают, как наши маршрутки (в Турции они называются долмуши).
Еще один удобный вид стамбульского общественного транспорта – паромы. Водный транспорт для такого густонаселенного города – просто спасение. Все причалы обозначены на карте города, которую вам дадут в отеле.
паромы стамбул
Есть небольшие паромы, которые перевозят только людей, они называются Вапуры (vapur). Вот здесь можно посмотреть расписание и маршруты.
Есть большие паромы для людей и машин, они называются Паромы (feribot). Вдоль берегов Стамбула курсируют паромы, а для поездок в более отдаленные точки предусмотрены морские автобусы (deniz otob?s).
.
Если вы едете в Стамбул первый раз, то, скорее всего, вам понадобится трамвай линии Т1, который проходит мимо топовых достопримечательностей и рынков Стамбула, и фуникулер F1 до площади Таксим и верхнего начала пешеходной улицы Истикляль. Ну а дальше… скорее всего, Стамбул вас очарует и затянет, и все премудрости перемещения по городу станут понятными и немного родными.
Станции метро Стамула
Для обслуживания пассажиров в Стамбульском метрополитене открыты надземные, наземные и подземные станции мелкого заложения. Все они оборудованы эскалаторами и лифтами для маломобильных групп населения. В оформлении станций используются интересные дизайнерские решения и современные отделочные материалы. Настенные панно часто выполнены из керамической плитки и мозаики.
Самой красивой негласно признана станция «Халич» (Halic), расположенная на вантовом мосту, по которому линия М2 Стамбульского метрополитена пересекает залив Золотой Рог. Наиболее важные с точки зрения логистики — станции «Аэропорт Ататюрка» (Ataturk Havalimani) и автовокзал «Отогар» (Otogar), расположенные на линии М1А.
Интернет в метро СПб
В метро работает собственная сеть Wi-Fi. Ваш смартфон начинает ее видеть ближе к концу спускающегося вниз эскалатора под именем MT_FREE. Сеть принадлежит частной московской компании «Максима Телеком», ее пользование бесплатно. «Платой», которую «вносят» пассажиры, является просмотр рекламы – довольно быстрый и ненавязчивый.
По нашим собственным впечатлениям, сеть работает неплохо, хотя, понятное дело, и не без косяков. Впрочем, мы не смотрели в потоковом режиме видео, а всего лишь проверяли почту, социальные сети и читали тексты. С загрузкой особых проблем не возникало.
Как правило, процедура авторизации через «Госуслуги» или sms по времени занимает один перегон между станциями.
Какой здесь возникает косяк: не всякая Интернет-страница (как это указано в инструкции самого метрополитена) отправляет вас на страницу идентификации, увы. Иногда появляется надпись, что соединение с узлом не установлено. Что делать: попробуйте повбивать в браузер несколько разных сайтов, какой-то да и сработает.
По всем вопросам насчет Интернета в метро обращайтесь в компанию «Максима Телеком» по адресу: [email protected]
Мобильный Интернет в метро Петербурга работает вообще превосходно. У большинства операторов. И основная часть пассажиров пользуется именно им.
Есть ли удобные места для проживания в городе недалеко от подземки?
Одним из районов, богатых национальным колоритом и расположенных на холме, считается Авлабари, здесь находится главный кафедральный собор Самебу. Данный район понравится любителям пеших прогулок, хотя именно здесь можно найти большое количество транспорта для перевозки туристов и одноименную станцию метро.
Район у железнодорожного вокзала подойдет туристам, которые планируют путешествовать не только по столице, но и другим городам Грузии. Здесь расположены уютные привокзальные отели, из которых удобно посещать местный рынок и местные достопримечательности, а также станция метро Садгурис Моэдани 1.
Вехи стамбульской подземки
Подземка появилась здесь еще в XIX веке. Подземный фуникулер Tünel открылся в 1875 году. Линия длиной 573 м с двумя станциями с перепадом высот 61 м является важным частью городского транспорта. До 60-х годов прошлого века здесь ходил паровоз, и лишь в 1971-м появилась электротяга.
В 60-х было решено строить метро. Работы начались в 1992-м открытым способом ввиду сейсмоопасности, велись очень медленно из-за обилия археологических памятников. Зато Istanbul metro не страшно 9-балльное землетрясение.
- В 1989 году от Аксарая (микрорайон в Стамбуле) к западным окраинам протянулась первая линия легкого метро (Hafif Metro – M1). Через 10 лет ее продлили к аэропорту им. Ататюрка.
- В 1992-м началось строительство второй линии. В 2014 году эта ветка была продлена через Золотой Рог (залив, впадающий в пролив Босфор) метромостом.
- В 2006-м началось сооружение третьей линии, которую ввели в строй через семь лет.
- В 2012 году открылась первая линия в азиатской части. В том же году стартовали работы над пятой линией, а шестая открылась в 2015 году.
- Пока метрополитен располагает шестью линиями протяженностью 105 км и 79 станциями. В планах до 2025 года запустить седьмую линию длиной 18 км с 15 станциями, которая соединит ветки 2 и 3 в северной части города.
Уникальность стамбульской подземки в том, что она проходит через тоннель Marmaray, соединяющий восточную и азиатскую части города. Фактически это метро под водой, на глубине до 60 м. По глубине залегания тоннель Marmaray уступает лишь японскому Сэйкану.
Мармарай: все станции
Всего у Мармарая 43 остановки: 14 европейских и 29 — в азиатской части Стамбула. Из числа тех, что расположены в Азии — пять находятся в пригороде Коджаели. Все станции Мармарая имеют специальное обустройство для инвалидов.
Все остановки (станции) Мармарая:
Halkalı — Mustafa Kemal — Küçükçekmece — Florya — Florya akvaryum — Yeşilköy — Yeşilyurt — Ataköy — Bakırköy — Yenimahalle — Zeytinburnu — Kazlıçeşme — Yenikapı — Sirkeci (Европа) — Üsküdar (Азия) — Ayrılık Çeşmesi — Söğütlüçeşme — Feneryolu — Göztepe — Erenköy — Suadiye — Bostancı — Küçükyalı — İdealtepe — Süreyya Plajı — Maltepe — Cevizli — Atalar — Başak — Kartal — Yunus — Pendik — Kaynarca — Tersane — Güzelyalı — Aydıntepe — İçmeler — Tuzla — Çayırova — Fatih — Osmangazi — Darıca — Gebze.
Маршрут поезда метро Мармарай начинается в европейском районе Халкалы, недалеко от аэропорта им. Мустафы Ататюрка и океанариума Флория.
Заканчивается маршрут Мармарая в отдаленном азиатском районе Гебзе в провинции Коджаэли. Кстати, в Коджаэли есть хорошие платные пляжи, где туристов практически нет и отдыхают только местные.
Фуникулеры в Стамбуле
Фуникулеров в городе два, оба подземные. Первый (по номеру, хотя появился позже) ходит от площади Таксим до пристани Кабаташ. Соответственно, соединяет пристань с транспортным узлом на главной площади, где можно пересесть на метро или автобусы.
Фуникулер Тюнель работает с 19 века. Нижняя станция Каракёй расположена рядом с одноименной пристанью и Галатским мостом, рядом с верхней станцией Бейоглу – метро Sishane.
Вагончики фуникулера в Стамбуле
Технические характеристики фуникулеров близки – длина пути 594 и 573 м, перепады высот 73 и 61 м, вместимость вагонов (их по два) – 170 человек. Работают фуникулеры с 6:00 до полуночи.
Где остановиться рядом с аэропортом? Отели
Помните начало сего текста? «В широком поле за Стамбулом»… Рядом не то что гостиницы, населенного пункта не найдется.
Но воздушную гавань не звери все-таки планировали, и место под отель в Новом аэропорту Стамбула выделили. Называется YOTEL Istanbul Airport, располагается и в «грязной» (доступной для всех), и в «чистой» (только для пассажиров) зоне, считается самым большим аэропортовским отелем в Европе. Ценник – O_o: от €160 за ночь на двоих без завтрака.
Более разумные варианты – за 35-50 евро, но уже в Стамбуле – подыскивайте на RoomGuru или Booking.
Как получить бесплатный отель от Turkish Airlines?
Мы воспользовались предложением в марте еще в Ататюрке, накануне «грандиозного переезда». В новом аэропорту процесс с отелем проходит точно также, как и в старом.
Да, авиакомпания предоставляет номер в каком-либо отеле совершенно бесплатно, если пересадка в Стамбуле от 12 (layover) или от 20 часов (stopover), оба рейса – международные и выполняются Туркишами.
Я никогда не вдавалась в подробности, чем отличается лейовер и стоповер. Вижу в билете стыковку в 20 часов и 10 минут – иду за отелем:) Озарение снизошло в этот раз, когда нам отказали в халявной ночевке.
Объясняю.
На сайте Туркиш Эирлайнс легче всего находится инфа, что «если вы в Стамбуле на 20+ часов и хотите посмотреть город, то пишите за неделю на почту, заброним для вас отель».
1) В прошлом году мы летели из Самары в Гонконг с остановкой в Стамбуле на 21 час. Отправили запрос на имейл, на что последовала просьба подойти в аэропорту к Hotel Desk. Окей, подошли. Нам организовали классный отель неподалеку (дело было еще в Ататюрке) и трансфер.
2) В этом году маршрут был Москва-Лос-Анджелес с пересадкой в тот же 21 час. Я сомневалась, писать-не писать на почту, опять подходить на тот деск. Но все же написала. На удивление, прислали ваучер на заселение в отель в центре Стамбула и напомнили, что добираться до него надо самостоятельно.
Akgun Hotel по отзывам выглядел не очень, и мы решили проверить в аэропорту, вдруг выпадет получше. Мужчина на Hotel Desk долго изучал наш билет и вынес вердикт – “а вам не положен отель, вы могли рейс из Москвы взять на завтра, и подождали бы 3 часа”.
Хорошо, что мы не выбросили ваучер в Акгун
Вывод.
- Layover – это вынужденная пересадка (как в примере 1) – из Самары в Стамбул летает 1 рейс в день). Для нее правило с отелем работает от 12 часов, нужно обращаться в Hotel Desk в аэропорту.
-
Stopover – это когда вы (специально?) выбираете стыковку подольше, от 20 часов, хотя могли прилететь в Стамбул позже или улететь раньше. Как в примере 2) – из Москвы в Турцию несколько рейсов ежедневно.
Мы, конечно, ничего специально не выбирали, а просто взяли самый дешевый билет. В таком случае, чтобы дали отель, надо писать на почту [email protected].
В Новом аэропорту стойка Hotel Desk располагается в конце справа, как выходите из зеленого/красного коридора.
Как получить ваучер на еду и экскурсию от Turkish Airlines?
Гораздо проще.
✓ Экскурсия по Стамбулу. Условие: пересадка от 6 часов, без оговорки о рейсах пораньше. Все решается на Hotel Desk.
✓ Питание в аэропорту. Условие: пересадка от 5 часов. Фуд ваучер выдают в Care Point – в зале международных вылетов он напротив гейта А2 или D1.
Поесть можно в Burger King, Sbarro (пицца) и Popeyes (бургеры). Топать до кафе минут 10 в другой конец от Сare Point. Мы посчитали, что ваучер примерно на 5 долларов (в БК это маленькая фри, вода и средний бургер).
Учтите, что ради фаст-фуда и недоброжелательного отношения придется угробить минимум полчаса, чтобы получить бумажку, 10 минут, чтобы дойти с чемоданами-рюкзаками и еще минут 40, чтобы заказать. Хотя делать-то 5 часов все равно нечего
Неплохая кафешка в аэропорту – Cay Saati. Капучино – 18 лир, вода – 7 лир. Оплата лирами, долларами, евро.
Водный транспорт
Паромы в Стамбуле
В Стамбуле очень хорошо развит водный паромный транспорт. До открытия мостов через пролив Босфор, в частности Босфорского моста в 1973 году, и моста Султана Мехмеда Фатиха в 1988 году, паромы были единственным видом транспорта, связывающим европейскую и азиатскую части Стамбула. Первые частные паромы через Босфор были запущены в 1837 году, но затем, в 1851 году, по указу султана Абдул-Меджида I были открыты организованные перевозки через Босфор.
В настоящее время водные перевозки в Стамбуле осуществляются скоростными паромами İDO или Стамбульскими морскими автобусами (İstanbul Deniz Otobüsleri) и традиционными паромами Vapuru.
Сеть паромов в Стамбуле связана с другими видами общественного транспорта, поэтому на паромах нет резервирования мест, а оплата проезда производится при входе, причем в качестве валидных билетов принимаются транспортные карты, действующие на других видах транспорта.
Подробное расписание и маршруты городских паромов можно посмотреть на официальном сайте.
Мармарей — поезд под Босфором
Еще один уникальный вид транспорта в Стамбуле – это поезд, который проходит прямо под проливом Босфор.
В 2013 году открылось движение поездов между азиатской и европейской частью Стамбула через пролив Босфор. Для этого был прокопан туннель длиной 13,6 км, из них 1,4 км проходит непосредственно под водой. Самый глубокий участок тоннеля находится в 60 метрах от поверхности пролива. По общей глубине залегания Мармарай является вторым в мире после японского тоннеля Сэйкан.
Название Marmaray произошло от турецкого названия Мраморного моря (Marmara) и слова ray (рельс).
Фактически Мармарей — это туннель, в который заезжает пригородная электричка. Но при этом Мармарей интегрирован в схему стамбульского метро станциями-пересадками.
Оплата на Мармарей рассчитывается исходя из расстояния, поэтому необходимо прикладывать Istanbulkart к турникету при входе и при выходе.
На Мармарее можно очень быстро добраться из европейской части Стамбула в азиатскую. Для сравнения – время от станции Сиркеджи (Европа) до Уськюдара (Азия) занимает всего 4 минуты. А на катере-вапуре такой путь займет полчаса.
На Мармарее удобно ездить в центр туристам, которые снимают жилье в приморских районах: Флория, Бостанджи, Мальтепе, Гебзе, Аташехир и других.
Станции метро, которыми туристы пользуются чаще всего
Популярная остановка в Стамбуле
Их не так много. Маршруты путешественников обычно проходят через станции:
- Ataturk Havalimani. Это главный аэропорт Стамбула, куда прилетает большая часть туристов. Отсюда же они отправляются на родину.
- Otogar. Название главного автовокзала. С него можно отправиться во многие уголки страны. Популярны, например, поездки на автобусе из Стамбула в Аланию.
- Aksaray и Yusufpaşa. Пересадка с метро на трамвай происходит при поездке в историческую часть города или на главный автовокзал.
- Zeytinburnu. Так называются станции метро и трамвая. Связывают они аэропорт и Султанахмет.
Отдельно нужно упомянуть Marmaray. Это часть метро под Босфором между станциями Sirkeci и Uskudar. Глубина тоннеля – на 60 метров ниже поверхности пролива. Обычно туристы выбирают эту поездку только ради того, чтобы прокатиться под водами Босфора – этот момент длится 4 минуты
Немаловажно и то, что таким образом можно быстро попасть из Европы в Азию
Особенности
Метро Стамбула, карта которого расположена как в поездах, так и на станциях, значительно меньше московского метро или метрополитена других крупных городов. Это может создать определенные неудобства – местные жители утверждают, что им приходится использовать в повседневной жизни несколько видов транспорта, потому что город по своей территории очень большой.
JJ Merelo / flickr.com
В метро важно обращать внимание на электронные табло, которые сообщают, по каким ответвлениям движутся поезда. Многие линии метро Стамбула имеют побочные ветки, потому здесь главное не ошибиться – скорее всего, добраться обратно будет очень непросто
Еще одна важная особенность заключается в том, что на большинстве турецких карт метро содержатся не только маршруты поездов, но и трамвайные маршруты
Это сделано для удобства людей, передвигающихся с пересадками – вы всегда можете выбрать удобный вариант путешествия
Еще одна важная особенность заключается в том, что на большинстве турецких карт метро содержатся не только маршруты поездов, но и трамвайные маршруты. Это сделано для удобства людей, передвигающихся с пересадками – вы всегда можете выбрать удобный вариант путешествия.
Rowan Z / flickr.com
Метрополитен стал неотъемлемой частью жизни огромного количества людей. Именно подземные поезда позволяют избежать часовых пробок, вовремя оказаться на работе или учебе и попасть домой в темное время суток. Города, в которых существует метро, особенно привлекательны для туристов – не нужно долгими часами ожидать в пробках, можно быстро и удобно добраться до интересующих достопримечательностей и потратить свой отпуск с пользой.
Паромы
Прогулка на пароме просто без цели или для того, чтобы переплыть бухту Золотой Рог или пролив Босфор в нужном направлении — это реально топовое развлечение в Стамбуле. И к тому же, недорогое, а в некоторых случаях еще и быстрее, чем наземным транспортом.
Представьте, вы на верхней палубе, морские брызги, запах моря, чайки кружат над паромом, а вокруг невероятные стамбульские виды — романтика!
К тому же, такой транспорт удобен для туристов. Например, причал Эминёню находится совсем рядом с египетским базаром и другими интересными местами в европейской части, причал Кадыкёй — главная точка для путешествия в азиатскую часть города, Каракёй — расположен рядом с Галатской башней и районами Бейоглу и Таксим. Вы также можете отправиться на север в колоритный район с особняками- Сарыер, или наоборот на юг — на Принцевы острова. Между всеми этими точками легко перемещаться на паромах, вапурах и морских автобусах.
И все это не туристический аттракцион — десятки (а может и сотни!) тысяч стамбульцев каждый день используют морской транспорт.
Паромы между европейской и азиатской частью города
Прежде чем рассмотреть автомобильный общественный транспорт в Стамбуле, пару слов об еще одном виде передвижения, который придется по душе гостям портового города — паромы. Причалы Босфора, Золотого Рога и Мраморного моря предлагают самые разные маршруты: от прогулочно-экскурсионных и обычных внутренне городских, переправляют пассажиров из Европы в Азию и обратно, до международных, о которых мы подробнее рассказываем в статье «Транспорт Турции».
Между городскими причалами с ветерком, с чайками и нехитрым буфетом курсируют паромы, скоростные катера (морские автобусы) и неспешные катера (vapuru) разных перевозчиков, однако оплата у них единая — либо транспортной карточкой, либо разовыми жетонами, которые продаются в кассах. Водный городской транспорт в Стамбуле отчаливает от множества пристаней, основные из них:
Eminonu iskelesi — самый старый и крупный речной вокзал мегаполиса находится в его историческом сердце, на месте впадения залива Золотой Рог в Босфор. Отсюда можно отправиться практически к любому причалу Стамбула и его окрестностей.
Yenikapı İskelesi — не менее значимый порт на побережье Мраморного моря, находится южнее Эминёню. Отсюда регулярно отправляются катера в европейские районы города Bakirkoy, Avcilar и азиатские — Kadikoy, Bostanci.
Karaköy — причал севернее Эминёню на другом берегу Золотого Рога. Большинство маршрутов ведут на азиатский берег.
Kabataş и Beşıktaş — две соседние пристани на европейской стороне с выходом в Босфор. Имеют довольно ветвистую систему маршрутов, в том числе к Принцевым островам.
Üsküdar — речной вокзал по другую сторону Босфора от Kabataş и Beşıktaş. Составляет основную конкуренцию поездам мармарай, поскольку его паромы повторяют подводный маршрут. Тем, кто не спешит и предпочитает любоваться водной гладью гораздо интереснее отправиться в центральные районы города на пароме.
Kadiköy — порт южнее Ускюдара, «контролирующий» водную зону на стыке Босфора и Мраморного моря. Отсюда регулярно бегают катера на европейский берег и Принцевы острова.
Порт Кадикой, Стамбул / Фото: hkavas/flickr
Время работы причалов: круглогодично с 6-7 часов утра до 21-23 часов вечера, но учитывайте, что у каждого маршрута свой график.
Стоимость проезда: водный транспорт Стамбула в пределах города оплачивается так же, как метро. Направления к Принцевым островам (Prens Adaları) стоят чуть дороже, но также можно оплачивать İstanbulkart, в отличие от междугородних маршрутов, куда нужно покупать отдельный билет в кассе или на сайте перевозчика.
Подробное расписание отправления паромов от интересующего причала смотрите на сайтах перевозчиков: Sehir Hatlari, İDO, Turyol, Mavi Marmara.