Колонна константина (стамбул)

История

Колонна была построена в 328 году императором Константином I Великим (пр. 306—337), который основал на месте древнего Византия (в дальнейшем именуемого Константинополем) новую столицу Римской империи. Установленная на III холме Константинополя, колонна должна была тем самым напоминать о Риме, стоящем на семи холмах, и символизировать связь старой столицы империи с «Новым Римом».

Торжественное открытие колонны состоялось 11 мая 330 года. Оно представляло собой смешение христианских и языческих традиций: во время церемонии освящения новой столицы, император в присутствии христианских церковных иерархов и высших представителей языческих жрецов собственноручно замуровал под основание колонны топорище от топора Ноя, кресало Моисея и остатки хлебов Иисусовых, а также палладиум — деревянную статуэтку Афины Паллады из Трои, одно время хранившуюся в Риме. На вершину колонны была установлена золотая статуя Константина.

На протяжении своей истории колонна постоянно подвергалась разрушению под воздействием землетрясений и пожаров. В 416 году, император Феодосий II (пр. 408—450) приказал укрепить колонну железными скобами. Во время землетрясения 600—601 годов статуя Константина обрушилась, сама колонна также сильно пострадала. При императоре Ираклии (пр. 610—641) статую восстановили. В 1106 году, при Алексее I (пр. 1081—1118) статуя снова пострадала от попадания молнии. Лишь в правление императора Мануила I (пр. 1143—1180) сооружение было приведено в порядок, однако в 1150 году во время сильного шторма статуя снова обрушилась, в этот раз повлёкши с собой ещё и три верхних барабана колонны. После этого император водрузил на место статуи Константина большой крест, а на верхний барабан нанёс надпись: «Благочестивый Мануил укрепил священное произведение искусства, пострадавшее под воздействием времени». Вплавленный в статую гвоздь из Креста Господня был изъят из статуи императора и передан на хранение в храм Богородицы Фаросской на территории Большого дворца к востоку от форума Константина.

В 1204 году колонна сильно пострадала от бесчинств крестоносцев, вторгшихся и разграбивших город в ходе Четвёртого крестового похода. Фундамент был ослаблен штольней, прорытой с целью поиска реликвий. Захватчики вырвали из колонны бронзовые кольца-венки, а также содрали с её основания барельеф. Предполагается, что это была скульптура «Четыре тетрарха», ныне находящаяся в соборе Святого Марка в Венеции. Считается, что на ней изображены императоры-соправители периода тетрархии, либо наследники Константина Великого. Также существует мнение, что этот барельеф находился не на форуме Константина, а на площади Филадельфион к западу от него.

Крест был убран с вершины колонны турками-османами спустя всего несколько дней после взятия ими Константинополя в 1453 году.

В 1779 году, после сильнейшего пожара, уничтожившего всё в окру́ге, по приказу султана Абдул-Хамида I (пр. 1774—1789), почерневшая и растрескавшаяся колонна была укреплена железными обручами, а основание — бандажной кладкой. С тех пор европейцы стали называть её «обожжённой колонной», в то время как турки предпочитают называть её «скалой с обручами» («Чемберлиташ»). Первоначальное основание колонны сегодня находится на глубине 2.5 м под землёй.

В наши дни колонна Константина является важнейшим памятником римской архитектуры в Стамбуле. Её нынешняя высота составляет 34.8 м. С 1955 года она реставрировалась: трещины в порфире были заделаны, а металлические скобы обновлены в 1970-х годах. В 1985 году памятники исторической части Стамбула, включая колонну Константина, были включены в список Всемирного наследия ЮНЕСКО. В период с 2004 по 2009 годы колонна снова подвергалась реставрации.

Столп во времени

Всего через 86 лет после постройки колонна 416 была настолько повреждена ударом молнии, что железные шины, давшие ей название, были прикреплены для ее стабилизации, поскольку в противном случае опасались опрокидывания всей конструкции. Еще один удар молнии разрушил колонну в 1079 году, а в 1106 году сильный шторм унес три верхних барабана и статую. При Мануэле Комненосе (1143–1180) на колонну был помещен крест, который был снят османскими завоевателями после завоевания в 1453 году . Почетная колонна не избежала разграбления крестоносцами в 1204 году: бронзовые вставки между барабанами были выбиты крестоносцами. Чтобы стабилизировать его, основание и нижний барабан были обнесены стеной в 1779 году при султане Абдулхамиде I после пожара.

литература

  • Марианна Бергманн : Константин и бог солнца. Заявления фото свидетельств. В: Александр Демандт и др. (Ред.): Константин дер Гроссе. История, археология, прием. Трир 2006, стр.?.
  • Манфред Клаусс : Старые культы времен Константиниана. В: Александр Демандт и др. (Ред.): Константин дер Грос. История, археология, прием. Трир 2006, стр.?.
  • Джон Фрили и Хилари Самнер-Бойд: Стамбул. Руководство. Мюнхен 1975, стр.
  • Карен Пипенбринк : «Новый Рим» на Босфоре — основание Константинополя. В: Кей Элинг, Грегор Вебер (ред.): Константин дер Гроссе. Между Солнцем и Христом. Дармштадт / Майнц 2011, стр.?
  • Мариос Филиппидес, Вальтер К. Ханак: Осада и падение Константинополя в 1453 году. Фарнхэм 2011.
  • Марселл Рестле: Стамбул. Бурса. Эдирне. Изник. Памятники и музеи. Штутгарт 1976, стр.
  • Мартин Вальрафф : «Солнце» Константина и его христианский контекст. В: Кей Элинг, Грегор Вебер (ред.): Константин дер Гроссе. Между Солнцем и Христом. Дармштадт / Майнц 2011, стр.?.
  • Йоханнес Винанд : В: Кей Элинг, Грегор Вебер (ред.): Константин дер Гроссе. Между Солнцем и Христом. Дармштадт / Майнц 2011, стр.?.

Ипподром

Огромное пространство к западу от нынешней Голубой мечети когда-то занимал древний Ипподром, устроенный в подражание римскому Большому цирку. Ипподром еще в 203 году начал возводить император Септимий Север, а потом император Константин Великий прибавил к нему уступы, трибуны и другие сооружения, а портики украсил статуями. Длина Ипподрома достигала 400 м, ширина равнялась 180 м, и он мог вместить одновременно до 100−150 тысяч человек. Четыре огромных двери открывались в конце боковых стен; кроме них, на ступени амфитеатра выходили еще маленькие двери. С южной стороны, которая спускалась к морю, часть арены Ипподрома была приподнята при помощи высоких сводчатых стен. Она составляла полукруглую часть Ипподрома и называлась сфендоной.

Для новой столицы Ипподром должен был стать тем, чем был Большой цирк для Рима. Но довольно скоро его значение оказалось большим, и Ипподром стал играть важную роль в общественной жизни Константинополя. На нем стали происходить все важнейшие городские события: здесь народ видел военные трофеи и пленных царей, здесь вновь избранный император впервые показывался народу, а потом встречался с ним. Над императорской ложей возвышалась башня, украшенная четырьмя конями, изваянными скульптором Лисиппом.

В центре арены Ипподрома поднималась узкая и длинная терраса («Спина»), представлявшая собой вытянутое возвышение, вокруг которого по беговым дорожкам мчались во время состязаний колесницы. На Ипподроме каждый из императоров оставил памятник своего правления, и обширная площадь вскоре превратилась в прекрасный музей, а «Спина» являлась и своеобразной выставкой скульптур и памятников архитектуры. На ней стояли колонна императора Феодосия, Замурованная, Змеиная колонны.

Среди бронзовых и мраморных статуй «Спины» выделялись также человек, борющийся со львом; умирающий бык; колоссального размера Геракл (работа Лисиппа — придворного художника Александра Македонского); волк, борющийся с гиеной; дикая лошадь, уносящий змею орел, чуть дальше — Адам и Ева, аллегорические статуи «Изобилие» и «Голод». Стояли на «Спине» и статуи императоров (Грациана, Валентиана и Феодосия).

Арена Ипподрома была окружена 30−40 рядами каменных ступеней, на которых сидели зрители. Ступени располагались амфитеатром, а над последним рядом вокруг всего Ипподрома шла легкая галерея, украшенная статуями. От ступеней арена отделялась рвом — чтобы охранить зрителей от диких зверей, а также предотвратить слишком яростные споры враждебных партий.

Ипподром сильно пострадал во время латинской оккупации (1204−1261 гг.), а после захвата Константинополя турками в 1453 году завоеватели превратили его в каменоломню. Некогда величественное сооружение было буквально стерто с лица земли. В настоящее время остатки ипподрома находятся на глубине четырех метров от уровня почвы. Доступны осмотру лишь развалины юго-западной части сфенды.

История создания Колонны Победы — самой известной достопримечательности Берлина

Поводом для возведения Колонны Победы стала победа Пруссии в германо-датской войне 1864 года. Работы начались в 1864 году по указу короля Вильгельма I и по планам архитектора Генриха Штрака (нем. Heinrich Strack). Но в последующие годы добавились две войны: война Германии против Австрии в 1866 году и франко-германская война в 1870 году. Сегодня они называются «Войнами за объединение Германии». С помощью этих войн Королевство Пруссия под руководством Отто фон Бисмарка осуществило «Объединение Рейха», которое состоялось в 1871 году.

Три сегмента Колонны Победы и «Золотая Эльза» — бронзовая скульптура богини победы Виктории из римской мифологии — призваны служить напоминанием об этих трех войнах.

Первоначально планировалось создать мемориал из трофеев германо-датской войны 1864 года, но в конечном итоге он был переработан и расширен, чтобы стать памятником победителям в быстро сменяющих друг друга войнах.

В 1869 году скульптор Иоганн Фридрих Драке (нем. Johann Friedrich Drake) получил заказ на создание богини победы. В 1872 году гипсовая модель Виктории была завершена и отлита Германом Гладенбеком (нем. Hermann Gladenbeck) в 1873 году.

В гранитном основании установлены четыре прямоугольных бронзовых рельефных изображения, показывающих поход против Дании и битву при Дюббёле в 1864 году (скульптор Александр Каландрелли), битву при Кёниггретце в 1866 году (Мориц Шульц), битву при Седане и вступление в Париж в 1870/71 году (Карл Кейл), а также триумфальное возвращение немецкой армии в Берлин 16 июня 1871 года (Альберт Вольф).

Художник Антон фон Вернер создал в 1872-1873 годах картон для оформления круглой колоннады. Мозаика для нее была выполнена известной мастерской Антонио Сальвиати в Мурано (Венеция) в 1876 году.

Колонну Победы торжественно открыли 2 сентября 1873 года. Первоначально она стояла на площади Кёнигсплац (ныне площадь Республики) — прямо напротив Рейхстага, которого в то время не было.

Когда личный архитектор Гитлера Альберт Шпеер (нем. Albert Speer) занялся превращением Берлина в мировую столицу Германии, Колонна переместилась в центр парка Большой Тиргартен — на площадь «Большая Звезда».

По этому случаю к исходным трем барабанам Колонны, изготовленным из полированного красного гранита, был добавлен четвертый барабан. Чтобы дополнительно усилить эффект памятника, основание было расширено на 6,5 метров. Повторное открытие Колонны Победы состоялось 19 апреля 1939 года. Сегодня ее высота составляет 67 метров.

После 1945 года Колонна Победы должна была быть взорвана по указанию союзников. Разрушения не произошло, но четыре рельефных изображения в основании демонтировали, поскольку они были восприняты как оскорбляющие соответствующие страны (Франция, Дания, Австрия).

Во время визита в Западный Берлин в мае 1987 года по случаю 750-летия Берлина президент Франции Франсуа Миттеран вернул рельефы Германии. Они были вновь установлены на прежнем месте, однако рельефные изображения на южной и западной стороне основания сохранились лишь фрагментарно.

Стамбул. Площадь Чемберлиташ

Чем же интересна эта площадь? Когда-то здесь билось сердце Константинополя. И до сих пор, нет-нет, да и проявится тень этого города сквозь османские минареты. Первое, что видишь перед собой, попадая на площадь, — колонна Константина. В 330 году на ней стояла золотая статуя этого императора. Говорят, что в основании колонны он замуровал кресало Моисея, топорище топора Ноя, остатки хлебов Иисуса и, почему-то, статуэтку Афины Паллады. Сейчас мы можем только догадываться о былой красоте этого места: парковка, киоски и маленькие магазинчики и на этом фоне – обгоревшая, закованная в железные обручи колонна.

Колонна Константина

У меня есть обряд: я сажусь на скамейку около колонны и закрываю глаза. Гул туристов, шум от автомобилей и трамваев сразу уходит на второй план. Кажется, что вот откроешь глаза и вместо  разноцветных товаров местных лавчонок увидишь величественную колоннаду и мраморные арки, ярко блестящие на солнце.

Здесь же на этой площади расположена построенная в 18 мечеть Нуросмание. Внутри нее нет толп туристов. Поэтому здесь ничто не может помешать насладиться ее красотой и умиротворением. Лучи солнца, проходящие сквозь 174 окна, наполняют мечеть светом. Рядом расположен Гранд Базар. Поэтому, прогуливаясь по территории Нуросмание, можно видеть его ворота. Смотришь на даты, написанные над воротами: 1748, 1461 – и это кажется входом в прошлые столетия.

Мечеть Нуросмание

Если на площади Чемберлиташ вы окажетесь вечером, то можно зайти в находящийся здесь же хамам, построенный знаменитым Синаном аж в 1584 году. Он функционирует до сих пор. Только хочу предостеречь от одной большой ошибки, которая может помешать вам в полной мере насладиться этим местом: ни в коем случае не сравнивайте этот хамам с теми, которые вы посещали в Анталии или другом курортном городе. Иначе вы рискуете уйти с ощущением, что отдали немалые деньги ни за что.

Хамам Чемберлиташ предлагает разные программы за совершенно разные суммы. Обычно я беру самый дешевый вариант: самообслуживание. Это стоит примерно 19 – 20 евро. В этом случае я избегаю общения с мужеподобными банщицами, требующими бакшиш, и халатно выполняющими свою работу. Для меня вся идея этого хамама заключается в возможности почувствовать на себе историю и волшебство места: несколько ступенек вниз и ты уже не турист, а знатная жительница Стамбула 16 века.

Когда лежишь на теплой мраморной плите, то чувствуешь, как все тревоги и волнения, преследовавшие тебя дома до отпуска, проходят, мышцы расслабляются. От купола, на который, вполне может быть, смотрела Нур Бану Султан, невозможно отвести глаз. Именно в этот момент поразительным образом тебя покидают все мысли. Из хамама ты выходишь обновленный и готовый к дальнейшим приключениям.

Колонна Константина Великого

Колонна Константина Великого — 1) памятная колонна, торжественно открытая
11 мая 330 г. на форуме Константина в
Константинополе, посвященная римскому
императору Константину I Великому (306-337). Установлена на 5-метровом
порфировом основании в виде усеченной правильной 4-ступенчатой пирамиды, на
которой находился квадратный стул колонны, украшенный барельефом. Ствол,
высотой в 25 м, состоял из 7 порфировых барабанов диаметром 2,9 м,
охваченных металлическими обручами, закрытыми бронзовыми позолоченными
венками. Восьмой верхний барабан был мраморным. Сооружение венчала мраморная
капитель, на абаке которой находилась золотая статуя императора в виде бога
Аполлона в венце из семи лучей, с вплавленным в нее Святым Гвоздем от Креста
Сына Божия, поэтому константинопольцы первоначально именовали этот памятник
«Колонной Гвоздя». В правой руке статуи была держава, а в левой, вероятно,
лабарум с христианской символикой. Общая высота памятника составляла около
38 м. Под основание колонны, во время церемонии освящения новой столицы
империи, император в присутствии христианских церковных иерархов и высших
представителей языческих жрецов собственноручно замуровал топорище от топора
Ноя, кресало Моисея, остатки хлебов Иисусовых и «палладиум» — деревянную
статуэтку Афины Паллады из Илио- на, хранившуюся до этого в Риме. Памятник
окружал сводчато-арочный тетрапилон с алтарем. Рядом с колонной позднее была
построена часовня Святого Константина, составившая единый архитектурный
ансамбль с те- трапилоном. В конце правления императора Маврикия, во время
землетрясения 600-601 гг., статуя Константина Великого была разрушена,
сильно пострадала и сама колонна. Полностью восстановлена при императоре
Ираклии (610-641). При императоре Алексее I (1081-1118], в 1106 г. статуя
вновь пострадала от попадания молнии. Памятник был восстановлен лишь при
императоре Мануиле I (1143-1180), однако вскоре произошло очередное
обрушение статуи, и она была заменена крестом, после чего памятник получил
новое просторечное название— «Колонна с Крестом». Святой Гвоздь был изъят из
статуи императора и передан на хранение в храм Богородицы Фаросской на
территории Большого дворца в Константинополе. После 1204 г. сооружение
сильно пострадало от бесчинств крестоносцев: фундамент был ослаблен
штольней, прорытой с целью поиска реликвий, а барельеф снят и увезен в
Западную Европу. В настоящее время часть его (так называемые «Тетрархи»)
вмурована в стену собора Святого Марка в Венеции. По одной версии, эта
скульптурная группа изображает четырех наследников Константина Великого:
сыновей — Константина II, Констанция II и Константа, а также племянника —
Далмация Младшего. Сторонники иной версии в четырех фигурах видят собственно
тетрархов, императоров — предшественников Константина I: Диоклетиана, Макси-
миана, Галерия и Констанция Хлора. В связи с тем, что барельеф был поврежден
(отсутствовала часть левой ноги у одной из фигур), венецианцы восстановили
его из местного камня. Во время археологических раскопок в Константинополе
во второй половине XX в. был обнаружен недостающий элемент барельефа,
хранящийся в настоящее время в Стамбульском археологическом музее. В первых
числах июня 1453 г., после падения Константинополя, турки сбросили крест с
этой колонны. А в 1779 г., после сильнейшего пожара, почерневшая и
растрескавшаяся колонна, по приказу султана Абдухамида I, была укреплена
дополнительными железными обручами, а ее основание — бандажной кладкой.
Нынешнее турецкое название памятника — «Чемберлиташ» («Скала с обручами»), у
европейцев более распространено наименование «Обожженная колонна».
Сохранился рисунок этой колонны, датированный 1574 г. и хранящийся в
библиотеке Колледжа Святой Троицы в английском городе Кембридж; 2) памятная
колонна с конной позолоченной статуей императора Константина Великого
(306-337), открытая в 330 г. на Военном поле вне стен Константина, около
Мемориальной колонны, установленной в честь основания Нового Рима. На
высоком пьедестале имелась надпись, выражающая императору благодарность
сената и народа за деятельность на благо государства. В начале V в., после
возведения стен Феодосия, оказалась на территории Влахерн — XIV региона
столицы Византии. После 1204 г. судьба этого памятника неизвестна.

Византийский словарь: в 2 т. / . СПб.:
Амфора. ТИД Амфора: РХГА: Издательство Олега Абышко, 2011, т. 1, с. 483-484.

Далее читайте:

Византия (краткая
справка).

Колонна — архитектурный
опорный элемент, как правило, в виде цилиндра либо статуи из дерева,
кирпича, камня, бетона или металла.

Хронологические таблицы и по векам — | IV |
V | VI
| VII | VIII |
IX | X |
XI |
XII | XIII |
XIV | XV |
 

Описание Колонны Константина

Адрес: Yeniçeriler Cad, Çemberlitaş
Троллейбус: ÇemberlitaşТел (0212) 511 25 35

Колонна Константина- массивный памятник поздней римской империи.
Массивная колонна была возведена императором Константином в около
330 г., вскоре после того, как он перенес свою столицу из
Рима в
Константинополь (современный Стамбул). Это было частью массивного
проекта строительства центрального форума, принятым Константином в
его новой столице. Колонна Константина служила постаментом для
статуи первого христианского императора. Однако в 1106 статуя упала
и разбилась во время массивного урагана. Ее иногда называют
«сожженной колонной» из-за многочисленных следов от пожара. Сегодня
это один из немногих остатков оригинального форума. Сегодня она стоит
вдоль улицы Еникерилер Кад (Yeniceriler Cad) так что пропустить ее
не возможно. Колонна Константина покрыта десятками голубей и их
пометом. Конечно это не способствует сохранности древнего монумента.

Построенный примерно в 328 году нашей эры, он
является старейшим памятником Константину в Стамбуле и стоит в
центре Форума Константина. Он занимает второй по высоте холм из семи
холмов Константиновского Нова Рома, бывшей Византии, и находился на
полпути вдоль Месе-одос, главной улицы древнего города.Сама
колонна состоит из очень больших барабанов колонн из порфира,
установленных на пьедестале из белого мрамора, который больше не
виден. Колонна когда-то поддерживала бронзовую статую императора,
держащего копье и носящего семиконечную лучезарную корону, вероятно,
обнаженную, и, возможно, держащего шар. Его появление, вероятно,
относилось к Колоссу Родосскому и Колоссу Нерона в Риме; все
напоминали солнечных божеств Гелиоса или Аполлона. Статуя и капитель
колонны рухнули примерно через восемь веков и были заменены крестом,
который был удален, а капитель из белого мрамора с надписью виден
сегодня.Верх колонны находится на 34,8 м выше современного
уровня земли. Оценки первоначальной высоты колонны без статуи
варьируются от 37 до 40 м; в целом памятник должен был быть почти 50
метров в высоту. Возможно, это была самая большая римская почетная
колонна из всех, с которой соперничала только более поздняя колонна
Феодосия, ныне разрушенная. Колонна Константина была выше колонны
Траяна и колонны Марка Аврелия; его размеры приближались или
превышали высоту Колизея (48 м) и внутреннюю высоту Пантеона (43 м)
в Риме.Турецкое имя emberlitaş, от çemberli «обруч» и taş
«камень», было применено после ремонта османами в ок. 1515 г.,
который добавил к древку железные армирующие обручи, и название
стало синекдохой для этой местности: Чемберлиташ. Бронзовые
подкрепления были впервые добавлены еще в 416 году. Пожар 1779 года
почернел колонну, после чего она стала известна как Сгоревший столб,
а пожары ранее повредили памятник в V и VI веках.Колонна
находится там, где Yeniçeriler Caddesi («Улица янычар») примыкает к
Divan Yolu/ Диван Йолу («Дорога к Дивану»); Эти улицы соединяют
площадь Султанахмет с площадью Беязит
и примерно следуют по маршруту старого Месе-одоса. Римская улица
вела на восток к Августейону, Ипподрому, Святой Софии, баням
Зевксиппа и меловым воротам Большого дворца. На запад путь вел через
Форум Феодосия к Филадельфиону и стенам Константинополя. На Форуме
Константина император построил первоначальный дом византийского
сената.

История создания скульптурных образов

Есть различные версии создания художественных образов воплотившихся в скульптурных элементах, которыми так восхищает Александровская колонна. И прежде всего, это фигура ангела на вершине сооружения.

В Эрмитаже находятся три золотые медали для торжественного «положения в основу» колонны. Три абсолютно непохожих варианта.

Интересно, что существующий вариант отступает от классической иконографии, а именно — ангел держит крест левой рукой, что противоречит канонам христианской церкви.

Однако это выполнено специально для расположения креста точно по оси колонны. И этим способом была соблюдена строгая вертикаль сооружения, придающая ему динамичную устремленность к облакам.

Идея изображения русского оружия на барельефах пьедестала появилась благодаря любителю русской истории А. Н. Оленину, бывшему в то время Президентом Академии Художеств. Это он посоветовал Монферрану использовать тему старинных русских доспехов для прославления силы и доблести российской армии.

В результате, Александровская колонна получила неповторимый художественный образ, на языке скульптурной пластики выражающий гимн человеческому духу и несгибаемому русскому характеру.

История площади Чемберлиташ

Площадь Чемберлиташ (тур. Çemberlitaş Meydanı) в Стамбуле расположена на месте одного из старинных форумов города — форума Константина. Он был построен еще в византийскую эпоху существования, приблизительно в 328 году. Тогда на площади проходили торги: купцы предлагали горожанам самые дорогие и изысканные товары, бойко нахваливали их, уговаривали и торговались с прижимистыми покупателями. Раз в год через форум Константина шествовали пышные процессии императоров.

Как выглядел форум, и какие на нем были строения, доподлинно неизвестно. С тех пор до нашего времени дошло единственное сооружение — колонна императора Константина высотой 34,8 метра. В 1204 году, когда на город напали крестоносцы, форум вместе со многими древними строениями был сожжен.

Колонна Константина была построена в 330 году в честь императора Константина Великого. Материал, из которого она была сделана, — порфир. Это порода вулканического происхождения темно-красного цвета. Колонна должна была олицетворять связь новой столицы с Римом. В ее основание сам император замуровал разные языческие и христианские символы, например, кресало Моисея и статуэтку богини Афины Паллады. Такие странные по нынешним временам обычаи отражали бытующее в то время смещение христианства и язычества.

Изначально на вершине колонны стояла статуя императора из чистого золота. Она была разрушена ураганом 1106 года. Но и сама колонна сильно пострадала, особенно во времена 4-го крестового похода. Крестоносцы варварски разграбили древнее сооружение, вырвали из него бронзовые венки. Много раз обожженная, растрескавшаяся колонна Константина была укреплена только во времена правления великого султана Абдул-Хамида I в XVIII веке. На нее надели огромные обручи, которые удерживают части колонны вместе. С тех пор стамбульцы и стали называть ее Чемберлиташ, т.е. «обожженной колонной» или «скалой с обручами». Вместе со статуей императора ушел в прошлое и древний византийский форум. Теперь на его месте — одна из самых крупных площадей Стамбула — Чемберлиташ.

Фото и описание

Чемберлиташ – это площадь, находящаяся на месте, где располагался древний
Форум императора Константина. Из всех сооружений данного комплекса частично
уцелела лишь колонна Константина. Эту колонну на протяжении долгого времени
считали главным символом Византийской империи. Воздвигнута она была по указу
императора Константина 11 мая 330 года в честь завоевания им 18 сентября 324
года города Византия. Произошло это 8 ноября 324 года во время торжеств и по
поводу провозглашения новой столицей Римской империи — Константинополя. С самого
начала она являлась постаментом для статуи императора. Эта колонна была
центральным элементом на грандиозной площади, где также были размещены
колоннада, статуи христианских святых и языческих богов.

В настоящее время она носит название «Чемберлиташ» (что переводится как
«Скала с обручами»). Единственный рисунок этой колонны, который сохранился и
дошел до наших времен, датируется 1574 годом и хранится в библиотеке Колледжа
Святой Троицы в английском городе Кембридж. К сооружению можно попасть, если
идти от площади Султанахмет в сторону Великого Стамбульского Базара и площади
Бейязет по улице Диван Йолу.

Воздвигнута она была в центре Форума Константина, который в это же время был
построен на втором городском холме, как раз за оборонительными стенами старого
Византия. Тогда этот форум представлял собой площадь овальной формы, окруженную
внушительной мраморной колоннадой, имевшей двое монументальных ворот, выходивших
на запад и на восток города. Его украшало множество красивых античных статуй,
местоположение которых сейчас уже невозможно определить.

Колонна выполнена в виде усеченной правильной четырехступенчатой пирамиды и
возведена на пятиметровом основании, выполненном из порфира. На ней был
расположен стул колонны, имеющий квадратную форму и украшенный барельефом.
Ствол, который имел высоту двадцать пять метров, состоял из семи барабанов,
диаметр которых составлял около трех метров. Барабаны охватывались
металлическими обручами с позолоченными закрытыми венками из бронзы. Все
барабаны были также порфировые, кроме восьмого – он был выполнен из мрамора.
Венчает величественное сооружение мраморная капитель. На абаке капители была
воздвигнута золотая императорская статуя в виде бога Аполлона, с вплавленным в
нее гвоздем от Креста Сына Божьего. По этой причине жители города
Константинополь изначально стали называть этот памятник архитектуры «Колонной
Гвоздя». Высота памятника составляла около 38 метров.

Во время землетрясения 600 – 601 годов, которое произошло в конце периода
правления императора Маврикия, статуя Константина Великого рухнула, при этом
достаточно сильно пострадала и сама колонна. Она была полностью восстановлена во
времена правления императора Ираклия (610 – 641 годы), а в 1081 – 1118 годах,
при императоре Алексее I, статуя вновь упала на землю от попадания в нее молнии
и придавила несколько прохожих. Памятник был восстановлен только при правлении
императора Мануила I (1143 – 1180 годы), но вскоре произошло очередное обрушение
статуи, и она была заменена крестом. После этого события памятник получил новое
просторечное наименование – «Колонна с Крестом». Позднее, после 1204 года,
данное сооружение довольно сильно пострадало от действий крестоносцев. Фундамент
его был ослаблен штольней, которая была прорыта с целью поиска реликвий, а
барельеф сняли и увезли в Западную Европу. В нынешнее время его часть, которую
турки называют «Тетрархи», была вмурована в стену собора Святого Марка в
Венеции.

Уже во второй половине XX века, во время археологических раскопок,
произведенных в Константинополе, был найден недостающий элемент барельефа,
который в настоящее время хранится в археологическом музее Стамбула. После
падения Константинополя, произошедшее в первых числах июня 1453 года турки
сбросили крест с этой колонны.

В 1779 году сильный пожар, который произошел в окрестностях площади,
уничтожил большую часть построек, а колонне после этого остались чёрные пятна от
огня. Колонна получила прозвище «Обожжённая колонна» после этого события. По
приказу Султана Абдюльхамида I Чемберлиташ был восстановлен и на нем сделали
новую кладку основы. Были заменены железные обручи на новые. Это позволило
удерживать колонну в последующие века в вертикальном положении. Первое основание
колонны было расположено примерно на 3 метра ниже нынешнего уровня. Это
означает, что колонна, которая представлена сегодня для обозрения туристов,
является, на самом деле, только лишь частью от первоначального сооружения.

Функциональная история

Изменения в верхнем конце колонны весьма впечатляюще демонстрируют его изменяющуюся функцию в городском пейзаже: в период поздней античности и средневековья он был (а) символом города, при Константине и его римских преемниках он также был признаком синкретизма , как к христианству, так и к осуждению верующих язычников. Историки церкви поздней античности сообщают, что в V веке христиане приносили жертвы у статуи и просили личной помощи — отголосок языческих имперских жертвоприношений в теперь христианском обществе. После того, как статуя была свергнута в 12 веке, ее больше не поднимали. Вместо этого на ее место был поставлен крест, и, таким образом, колонна, наконец, стала восприниматься как исключительно христианский символ. Согласно летописцу Дука, многие жители Константинополя собрались под ее началом незадолго до завоевания в 1453 году, чтобы дождаться спасительного ангела Господа. Неудивительно, что крест был снят после завоевания города османами. Остальная часть колонны была оставлена ​​как есть, за исключением нескольких реставрационных мероприятий.

Колонна Антония Пия (Colonna di Antonino Pio)

Колонна Антония некогда была установлена на Марсовом поле (лат. Campus Martius). Она была построена в 161 г. н.э. приемниками императора Антония Пия. Чествовался умерший правитель и его жена. Изначально, колонна из красного гранита была помещена на мощный пьедестал, украшенный резьбой, и увенчана статуей Антония Пия.

После падения Римской империи колонна долгое время находилась в заброшенном состоянии. Основание мемориала ушло под землю, часть 15-метрового ствола колонны была безвозвратно утеряна. В 17 веке колонну извлекли из-под слоя земля благодаря стараниям Карло Фонтаны (Carlo Fontana). Пьедестал сохранился хорошо, его отреставрировали и сохранили для потомков. А вот уцелевшая часть гранитной колонны была позже использована для облицовки обелиска на площади Монтечиторио (Palazzo Montecitorio).

В наши дни полюбоваться мемориалом Антонию Пию можно во время посещения Музеев Ватикана (Musei Vaticani). Экспонируется только уцелевшая тумба пьедестала, на которой изображен возносящийся на небо император. Среди прочих рельефов выделяются аллегорические изображения Рима и Марсова поля.

Строительство архитектурного шедевра

Важность и государственное значение объекта требовали соответствующей организации и слаженности действий. С самого начала сооружения монумента созидательные работы велись параллельно по трем направлениям:

  • строительные работы на Дворцовой площади по подготовке фундамента;
  • работа каменотесов в Пютерлакской каменоломне по подготовке каменных блоков для всех составляющих колонны;
  • работа скульпторов по созданию ангела и барельефов пьедестала.

Закладка фундамента

В 1829 году работы по строительству фундамента начались с геологической разведки. В результате бурения многочисленных глубоких шурфов рядом с центром площади был обнаружен песчаный пласт, который мог стать надежной «подушкой» для будущего фундамента.

В декабре этого же года был вырыт котлован, и в его дно было решено забить 1102 сосновых свай в качестве опоры для каменной кладки. Каково же было удивление строителей, когда они обнаружили на этом пространстве 99 забитых свай, совершенно пригодных к использованию.

В результате подготовки площадки было забито около 1250 сосновых свай на глубину свыше 5 метров. Для создания идеально ровной поверхности основания каменной кладки было использовано изобретение инженера Августина Бетанкура.

На сваи положили гигантские каменные блоки высотой свыше полуметра и сравняли их тесовой кладкой с поверхностью брусчатки. В основание фундамента заложили шкатулку с монетами. Все монеты были отлиты в честь победы русских войск в войне 1812 года. Александровская колонна получила свой фундамент в октябре 1830 года.

Заготовка каменных блоков

В 1830 году приступили к работам в Пютерлакских каменоломнях, в Выборгской области. Здесь производилась добыча каменных глыб и их предварительная обработка.

Монферран присмотрел подходящую скалу и после того, как каменотесы исследовали ее на пригодность, началась активная фаза процесса. Из одной скалы были выделены монолиты и для колонны, и для пьедестала, и для основания.

Бригада камнерезов из 250 человек под руководством знаменитого мастера Самсона Суханова два года, день за днем долбила каменные глыбы, придавая им предварительную форму изделий.

Используя огромные рычаги и вороты, они передвигали исполинские камни к морскому побережью. Было решено переправить их в Петербург морским путем и для этого, под руководством корабельного инженера-полковника К. А. Глазырина, была построенная невиданная доселе баржа водоизмещением 1100 тонн.

Свыше 600 солдат закатывали заготовку колонны на баржу, названную «Святой Николай», со специально сооруженной пристани. До Петербурга ее буксировали два неутомимых парохода, и в 1832 году колонна была уже в городе.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Отдых круглый год
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: