Венские каникулы: почему стоит поехать на выставку дюрера в альбертине

Живопись

Творчество Дюрера безгранично, как и спектр идей и интересов. Живопись, гравюра и рисунок стали основными направлениями деятельности. Деятель искусства оставил наследие, исчисляемое 900 листами изображений. По объему и разноплановости работ искусствоведы сравнивают его с Леонардо да Винчи.

Рисунок Альбрехта Дюрера «Заяц»

Дюрер работал углем, карандашом, тростниковым пером, акварелью и серебряным штифтом, ставя во главу угла рисунок как этап создания композиции. Большую роль в творчестве Дюрера играла религиозная тематика, что соответствовало тенденциям в искусстве той эпохи.

Нестандартное мышление, склонность к поискам и экспериментам позволяли мастеру постоянно развиваться. Одним из первых заказов стала роспись дома горожанина Зебальда Шрейера. Узнав об успешной работе художника, курфюрст Саксонский Фридрих Мудрый заказал ему свой портрет, и этому примеру последовали патриции Нюрнберга. Дюрер следовал европейской традиции, изображая модель на фоне пейзажа в трехчетвертном развороте и детально прорабатывая мельчайшие нюансы изображения.

Гравюра Альбрехта Дюрера «Меланхолия»

Гравюры занимали центральное место в деятельности творца. Циклы работ появлялись в его мастерской в Германии. Дебютные экземпляры созданы с помощью Антона Кобергера. Нюрнберг располагал к экспериментам и поискам, поэтому на родине мастер применил новые техники.

Работы хорошо продавались. Живописец сотрудничал с городскими изданиями, создавая изображения на заказ. В 1498 году он изготовил ксилографии для издания «Апокалипсис», что принесло автору известность в Европе. Дюрера приняли в общество гуманисты, лидером которых был Кондрат Цельтис.

В 1505 году художник создал для Сан-Бартоломейской церкви в Венеции алтарный образ под названием «Праздник четок». Сюжет описывает доминиканских монахов, молящихся с четками. В центре изображения – Дева Мария и младенец Иисус.

Итальянская школа повлияла на манеру живописца. Он совершенствовал технику описания человеческого тела в движении и сложных ракурсов

Художник понял важность гибкости линий и избавился от присущей его манере готической угловатости. Он получил много заказов на алтарные образы

Венецианский совет предлагал Дюреру большое вознаграждение, чтобы творец остался в Италии, но он был верен родине. Слава Дюрера быстро росла и вскоре позволила приобрести дом в Циссельгассе.

Картина Альбрехта Дюрера «Поклонение волхвов»

«Поклонение волхвов» написано по возвращении из Италии и демонстрирует черты, присущие итальянскому Ренессансу. Картина описывает библейский сюжет. Работы Дюрера, созданные в период с 1507 по 1511 годы, отличаются симметрией, прагматичностью, строгой манерой изображения. Дюрер следовал пожеланиям заказчиков и придерживался консервативной традиции, не ограничивавшей цикл его венецианских работ.

Встреча с императором Максимиллианом I стала знаковой для творческого деятеля. Ознакомившись с произведениями живописца, правитель заказал изготовление собственного портрета. Но расплатиться сразу не смог, поэтому назначил художнику ежегодную премию. Она позволила Дюреру отойти от живописи, заняться гравюрой и научными исследованиями. «Портрет Максимиллиана» известен на весь мир: венценосная особа изображен с желтым гранатом в руках.

Картина Альбрехта Дюрера «Портрет Максимиллиана I»

Немецкий художник повлиял на изобразительное искусство Северной Европы в 16 столетии. Он превознес жанр автопортрета, сохраняющий образ для потомков. Интересный факт: Дюрер тешил тщеславие собственными портретами. Он воспринимал подобные изображения как способ подчеркнуть статус и запечатлеть себя на конкретном жизненном этапе. Это дублирует современные возможности фото. Интересны его автопортреты с остролистом и в одежде, отделанной мехом.

Дюрер хранил рисунки, созданные в период обучения, поэтому графические работы мастера сегодня составляют одну из крупнейших коллекций в мире. Работая над изображением, Альбрехт Дюрер не был ограничен желаниями заказчика и раскрывался в нем максимально. Такую же свободу он чувствовал, создавая гравюры.

Гравюра Альбрехта Дюрера «Рыцарь, смерть и дьявол»

«Рыцарь, смерть и дьявол» – известнейшая гравюра художника, символизирующая жизненный путь человека. Вера охраняет его от искушений, дьявол ждет момента для порабощения, а смерть отсчитывает часы до кончины. «Четыре всадника Апокалипсиса» – работа из библейского цикла. Победитель, Война, Голод и Смерть сметают всех и вся на пути, воздавая каждому по заслугам.

Технический

Дюрер сначала слегка набросал фигуры (о чем свидетельствуют следы подготовительного рисунка на правом ухе), затем нанес коричневый грунтовочный слой акварелью. Используя множество темных и светло-коричневых мазков, акварели и гуаши, он затем терпеливо выяснил различные текстуры шерсти, от длинных шелковистых пучков живота и бедер до более коротких на животе. Затем один за другим были индивидуализированы белые волосы шерсти, а также вибриссы морды. Шерсть взрослого животного окончательно укрепили черными мазками.

Эта техническая виртуозность придает рисунку натуралистическую точность, которая делает Дюрера «пионером гуманизма и современного Возрождения », но также дает животному жизнь, даже «душу», что одинаково хорошо читается на его картинах. как бы на страже, чем в детали белого отражения на зрачке.

«Рыцарь, смерть и дьявол»

Альбрехт Дюрер. «Рыцарь, смерть и дьявол», 1513 год Public Domain 

При первом взгляде на гравюру кажется, что это обычная иллюстрация к средневековой балладе. Но все не так просто. На заднем фоне мы видим скалу, которая символизирует сложный путь, а замок на вершине считается Царствием Небесным — концом  пути любого человека. Самого рыцаря характеризуют две детали: собака у его ног — символ верности, и дубовые листья в гриве лошади — символ силы духа.

Позади рыцаря виднеется Смерть. Она держит песочные часы — символ скоротечности времени. Идея гравюры в том, что человек, который верен своему пути, не остановится ни перед смертью, ни перед своими пороками в лице дьявола.

Описание

Рисунок выполнен на почти квадратном листе бумаги, подкрашенном коричневой краской. Изображение сориентировано по диагонали, разворот модели выбран в три четверти, взгляд художника направлен сверху.

По подмалёвку нанесены тёмной краской тени, поверх них почти сухой кистью гуашью проработаны волоски. Техника исполнения сходна с техникой другой известной штудии этого периода — «Большого куска луга». Дюрер успешно справился со сложной задачей передачи световых эффектов разноцветной сложной по фактуре поверхности меха. Вполне вероятно, что рисунок был выполнен в помещении: в глазу зайца отражается переплёт окна. Неизвестно рисовал ли художник живого зайца или охотничий трофей.

Это один из первых рисунков, датированных и подписанных Дюрером, что свидетельствует о том, какое значение художник придавал этой работе.

Известные картины Дюрера

Художник создал много произведений, которые до сих пор активно обсуждаются ценителями искусства, но самая известная работа — «Четыре всадника апокалипсиса». За 3 года на библейскую тематику Дюрер создал 15 гравюр, они дважды публиковались.

Иллюстрация демонстрирует слова из Откровения, где говорилось о четырех всадниках на разноцветных конях, среди них Голод, Смерть, Завоевание  Война. Сразу за конями следует Ад, как написано в Библии, он изображен зубастым чудовищем. Расположенный над всадниками ангел напоминает о том, что все понесут ответственность за свои деяния.

Художник специально изобразил всех персонажей очень близко, чтобы создавалось впечатление, что они скоро покинут рамки гравюры. Через это произведение Альбрехт делился с людьми своими мыслями о будущем и призывал помнить о том, что расплата неизбежна.

Рассмотрим остальные известные произведения:

  • «Адам и Ева». Молодые люди изображены здесь до Грехопадения, они находятся по разные стороны дерева. Картина получилась уникальной из-за плавных линий и того, насколько реалистично все изображено.
  • «Мадонна с младенцем перед аркой». Картину обнаружили в небольшом итальянском городе только после Второй мировой войны. Художник подарил свою работу женскому монастырю, искусствоведы признали ее подлинность.
  • Автопортрет. Альбрехт нарисовал картину с собственным изображением в цвете. Так Дюрер показал свой социальный статус через модную итальянскую одежду, высокомерный взгляд и легкую ухмылку.
  • «Руки Молящегося». Изображение нарисованных рук используют для выражения скорби или сопровождают им новое издание Библии. Изначально руки изображались в качестве эскиза, позже художник хотел изобразить апостола, но картину уничтожил огонь во время пожара в мастерской.

Упорство художника и его чувство пропорций позволило Дюреру не только создать произведения, которые до сих пор имеют огромную ценность, но и повлиять на следующие поколения творческих людей.

Внешние ссылки

Альбрехт Дюрер (1471–1528)

Места
  • Нюрнберг
  • Кольмар
  • Базель
  • Страсбург
  • Венеция
  • Аугсбург
  • Путешествие в Нидерланды
  • Брюссель
Семья
  • Альбрехт Дюрер Старший
  • Барбара дюрер
  • Эндрес Дюрер
  • Ганс Дюрер
  • Агнес Дюрер
Антураж
  • Иоганн амербах
  • Якопо де Барбари
  • Майкл Фуртер
  • Антон Кобергер
  • Виллибальд Пиркхаймер
  • Майкл вольгемут
Ученики
  • Ханс Бальдунг
  • Бартель Бэхэм
  • Ханс фон Кульмбах
  • Георг пенц
  • Эрхард Шён
  • Ханс Спрингинкли
Рисунки, акварель и гуашь
  • Автопортрет в тринадцать лет (1484)
  • Обнаженный автопортрет (между 1500 и 1512 годами)
  • Заяц (1502)
  • Мадонна с животными (1503)
  • Большой пучок трав (1503)
  • Молящиеся руки (1508)
  • Синее Роликовое Крыло (1512)
  • Портрет Эндреса Дюрера (1514)
  • Голова моржа (1521)
Гравированные работы
  • Апокалипсис (1496-1498)
  • Адам и Ева (1504)
  • Жизнь Богородицы (1500-1510)
  • Великая страсть (1511)
  • Маленькая страсть (1511)
  • Рыцарь, смерть и дьявол (1513)
  • Меленколия I (1514 г.)
  • Святой Иероним в своем кабинете (1514 г.)
  • Носорог (1515)
  • Триумфальная арка Максимилиана (1515 г.)
  • Похищение единорога (1516)
Религиозные картины
  • Человек печали (1493)
  • Кающийся святой Иероним (1496 г.)
  • Полиптих семи скорбей (1500)
  • Оплакивание Христа (Мюнхен) (1500)
  • Алтарь Иабаха (1504 г.)
  • Поклонение волхвов (1504)
  • Иисус среди врачей (1506)
  • Богородица праздника Розария (1506 г.)
  • Адам и Ева (1507)
  • Мученичество десяти тысяч христиан (1508 г.)
  • Богоматерь с гвоздикой (1516)
  • Богородица с грушей (1526)
  • Четыре апостола (1526)
Портреты на холсте и панно
  • Альбрехт Дюрер Старший (1490)
  • Барбара Холпер (1490)
  • Автопортрет с чертополохом (1493)
  • Фридрих III Саксонский (1496)
  • Автопортрет в перчатках (1498)
  • Ганс Тухер (1499)
  • Освальд Крелл (1499)
  • Автопортрет с мехом (1500)
  • Молодая венецианка (1505)
  • Джейкоб Фуггер (1518)
  • Максимилиан I эр (1519)
  • Бернхарт фон Ризен (1521)
  • Иероним Хольцшухер (1526)
  • Якоб Маффель (1526)
  • Иоганн Клебергер (1526)
Историки
  • Федя Анзелевский  (en)
  • Марсель Брион
  • Эрнест Шено
  • Пьер Декарг
  • Макс Якоб Фридлендер
  • Эрвин Панофски
  • Пьер Вэсс
  • Генрих Вельфлин
  • Стефано Дзуффи

Стремление к живописи и первые шаги к искусству гравюры

Но в 10-летнем возрасте сын вдруг сделал открытие для самого себя: счастье от касания серебряного карандаша к бумаге ни с чем не сравнимо. Не желая расстраивать отца, он сначала рисовал тайком и с этой страстью ничего не мог поделать: «Рисование стало необходимо, как воздух».

Альбрехт Дюрер-отец со временем сдался и устроил сына, когда тому было уже 15 лет, в мастерскую Михаэля Вольгемута (1434-1519), самого именитого на то время нюрнбергского художника. Занятия у разностороннего мастера выявили особый интерес и способности ученика к гравированию по дереву. Пристрастие к объёмным формам и пропорциям стало важнее увлечения красками и тонами.

«Меланхолия I»

Альбрехт Дюрер. «Меланхолия I»,1514 год Public Domain

Эта гравюра считается одновременно самой загадочной и наименее расшифрованной из всех работ Дюрера. Она состоит из символов, некоторые из которых не разгаданы до сих пор. 

Вопросы начинаются уже с названия, которое написано на самой гравюре — Melencolia I. Никто не знает, что означает символ «I» и для чего он нужен. Есть версии, что это должна быть первая работа из цикла, но нигде не появлялись сведения о работе Дюрера над другими «Меланхолиями». 

Еще одно объяснение: Дюрер изображает «меланхолию первого типа» — в Средние века была популярна классификация типов характера. А третья версия говорит о том, что знак «I» — это сокращение от слова ire — «отпускать», и тогда смысл названия — «Меланхолия, уйди».

Одним из самых известных символов с этой гравюры стал магический квадрат — комбинация из чисел в правом верхнем углу. Дюрер стал первым из европейских художников, которые изображали этот знак. В магическом квадрате сумма в любой линии — горизонтальной, вертикальной и диагональной — всегда будет равняться 34. Считается, что он символизирует познание высших тайн. В гравюре есть и другие символы, которые говорят о том же — лестница в небо, ключи, книга. 

Второй самый загадочный предмет на гравюре — многогранный монолит слева. Эта фигура получила свое название в геометрии — многогранник Дюрера, а о его значении и строении до сих пор ведутся споры.

Библиография

На зайце Дюрера

  • Зоэ Блюменфельд , «  500 лет зайцу  », Le Quotidien des Arts ,4 мая 2002 г.
  • (де) Элизабет М. Трукс , «Überlegungen zum Feldhasen und anderen Tierstudien Dürers mit einer Datierungsdiskussion» , в KA Schröder, ML Sternath, Albrecht Dürer , Ostfildern-Ruit, Hatje Cantz Verlag,2003 г.( ISBN  3-7757-1330-1 ) , стр.  45-55
  • (де) Хайнц Видауэр , «Фельдхазе» , у К.А. Шредера, М.Л. Стерната, Альбрехта Дюрера , Остфильдерн-Руит, Hatje Cantz Verlag,2003 г.( ISBN  3-7757-1330-1 ) , стр.  268
  • (из) Хайнц Видауэр , «Фельдхазе, инв. 3073 ” , в тексте каталога (Albertina Sammlungen Online) ,2003 г.
  • Виктория Саллей ( перевод  Одиль Менего), Дюрер: рисовальщик и акварелист , Цитадели и Мазенод ,2004 г., 96  с. ( ISBN  978-2-85088-207-4 )
  • (из) Хайнц Видауэр , «Фельдхазе, инв. 3073 ” , в тексте каталога (Albertina Sammlungen Online) ,2008 г.
  • (де) Кристоф Мецгер , «Wie der Hase in die Albertina kam» , в Каталоге выставки «Die Gründung der Albertina — Zwischen Dürer und Napoleon», музей Альбертина, с 14 марта по 29 июня 2014 г. ,2014 г. , стр.  49-52
  • (автор) Вернер Розенбергер , «  Der Hase darf ans Licht  » , Kurier ,26 февраля 2014 г.

На копиях Зайца

  • (де) Роуз-Мария Гропп , «  Ein Hase kommt selten allein  » , Frankfurter Allgemeine Zeitung ,23 марта 2008 г.
  • (де) Кристоф Мецгер , »  Zu den Rudolfinischen Kopien des Dürer-Hasen  » , Sammlungen Online Albertina ,2014 г.
  • (ru) Андреа Бубеник , Рефрейминг Альбрехта Дюрера: Присвоение искусства, 1528-1700 , Суррей, Ashgate Publishing,2013, 268  с. , стр.  114-115

Эпоха Альбрехта Дюрера

Альбрехт Дюрер – выдающийся немецкий художник экстраординарного таланта, график, гравёр, рисовальщик, гуманист, ученый и теоретик искусства. Его разносторонняя творческая мысль охватывает широкое поле изысканий: он занимался архитектурой, математикой, механикой, скульптурой, музыкой, словесностью, изучал строительство и сооружение оборонительных укреплений.

В свои последние годы этот выдающийся творец больше писал об искусстве, чем создавал новые произведения. Последняя его работа, написанная маслом, – «Четыре апостола» (или «Четверо святых»). Она закончена в 1526 году и преподнесена Дюрером в подарок Совету города Нюрнберга.


Четыре апостола, 1526 г.

Он создал и сохранил обширный литературный архив: автобиографические записки, письма, «Дневник путешествия в Нидерланды». Перу и мысли Дюрера принадлежат трактаты: 1525 год – «Руководство к измерению», 1527 год – «Наставление к укреплению городов», 1528 год – «Четыре книги о пропорциях».

Научные трактаты и иные письменные источники

Будучи человеком Возрождения, Дюрер оставил нам не только огромное художественное наследие. Обладая научным складом ума, он интересовался математикой, геометрией, архитектурой. Мы знаем, что он был знаком с работами Евклида, Витрувия, Архимеда.

В 1515 году художник сделал гравюры с изображением звездного неба и географической карты.

1515 Карта Северного неба

В 1507 г. Дюрер начал свои работы по теории живописи. Это были первые письменные трактаты на эту тему. Нам известны «Руководство по измерению циркулем и линейкой», «Четыре книги о пропорциях». К сожалению, мастер не смог довести до конца работу по созданию полного руководства для начинающих художников.

Пропорции человека

Также им в 1527 г. было создано «Руководство к укреплению городов, замков и теснин». Развитие огнестрельного оружия, по мнению художника, привело к необходимости сооружения новых фортификаций.

Кроме научных работ, Дюрером были оставлены дневники и письма, из которых мы многое знаем о его жизни и современниках.

Эпоха Возрождения подарила человечеству нескольких титанов духа ‒ Леонардо да Винчи, Микеланджело, Рафаэля. В Северной Европе к таким масштабным личностям несомненно можно отнести Альбрехта Дюрера. Наследие, оставленное им, поражает воображение. Во многих направлениях своей деятельности он стал новатором. Ему удалось совместить в своем творчестве гуманизм итальянского Ренессанса с мощью и духовной силой немецкой готики.

Исторический

После смерти художника 6 апреля 1528 г., рисунок продан его наследниками дилеру и великому нюрнбергскому коллекционеру Виллибальду Имхоффу. В 1588 году наследники последнего передали его вместе с сотней других рисунков и акварелей императору Рудольфу II , который привез его в Прагу . В 1631 году император Фердинанд II перевез большую часть коллекции Рудольфа II из Пражского Града в Хофбург в Вене, сохранив таким образом его от разграбления города шведскими войсками во время Тридцатилетней войны .

С 1783 года рисунок поступил в Императорскую библиотеку, а затем летом 1796 года был продан герцогу Альберту Саксен-Тешенскому , коллекции которого находились в основе музея Альбертины . Он появился в фондах музея с момента его создания.

В 2014 году оригинал рисунка снова был повешен на картинных рельсах музея Альбертина впервые за десять лет для выставки «Die Gründung der Albertina. Zwischen Dürer und Napoleon »(« Истоки Альбертины: от Дюрера до Наполеона »), который проводится с14 марта в 29 июня.

Путешествия

В 1490 г. начались путешествия Дюрера, целью которых было приобретение навыков у мастеров Германии и других стран: Швейцарии, Нидерландов. В Эльзасе он осваивал технику гравюры на меди у Людвига Шонгауэра. В Базеле он работал у Георга Шонгауэра над созданием нового стиля книжных иллюстраций. Предполагают, что здесь Дюрер принял участие в создании знаменитых гравюр на дереве к «Кораблю дураков» Себастьяна Бранта.

Иллюстрация А. Дюрера

В Страсбурге А. Дюрер создал свой «Автопортрет с чертополохом» (1493) и отправил его в родной город.

Возможно, этот автопортрет знаменовал собой начала нового этапа в личной жизни художника и был предназначен в подарок его невесте, т.к. в 1494 г. он вернулся в Нюрнберг и вскоре женился на дочери друга своего отца, медника, музыканта и механика, Агнесе Фрей.

А. Дюрер. Агнеса Дюрер. Рисунок пером (1494)

С женитьбой повысился социальный статус Дюрера – теперь он имел право завести собственное дело. Но семейная жизнь художника не была счастливой из-за разности характеров и взглядов супругов. Детей у них не было. В 1494 г. Дюрер отправился в Италию. А в 1495 г. открыл собственную мастерскую в Нюрнберге и в течение последующих 10 лет занимался гравюрой. Позже он занимался и гравировкой на меди. Дюрер создал 15 ксилографий для книги «Апокалипсис». Они принесли ему европейскую известность. Были созданы иллюстрации и к другим произведениям, в том числе античных авторов. В последнее десятилетие XV в. художник создал несколько живописных портретов и автопортрет.

А. Дюрер. Автопортрет (1498). Музей Прадо (Мадрид)

В 1502 г. умер его отец, и Альбрехт взял на себя заботы о матери и двух своих младших братьях (Эндресе и Хансе). В 1505 г. Дюрер отправился в Венецию и пробыл там 2 года. Он познакомился с творчеством художников Венецианской школы, и это оказало влияние на его живописную манеру. Особое впечатление произвели на него картины Джованни Беллини. Далее художник посетил Болонью, Падую, Рим.

Дом-музей Дюрера

Возвратившись в Нюрнберг, Дюрер купил дом в Циссельгассе, в настоящее время это Дом-музей Дюрера. По заказу нюрнбергского купца Маттиаса Ландауэра он написал алтарь «Поклонение Святой Троице».

Алтарь Ландауэра (1511). Музей истории искусства (Вена)

Но основные усилия его были направлены на усовершенствование навыков гравировки, а с 1515 г. – офорта (разновидность гравюры на металле). С 1512 г. главным покровителем художника становится император Максимилиан I.

А. Дюрер «Портрет Максимилиана I»

Дюрер начинает работать над его заказами: выполняет «Триумфальную арку», занимается монументальной ксилографией (3,5 м х 3 м), составленной из оттисков со 192 досок. Грандиозная композиция в честь Максимилиана предназначалась для украшения стены. Образцом для неё послужили древнеримские триумфальные арки. В 1513 г. он вместе с другими художниками принял участие в иллюстрировании (рисунки пером) одного из пяти экземпляров «Молитвенника императора Максимилиана».

Страница из Молитвенника

В 1520 г. художник вместе с женой совершил путешествие в Нидерланды. Здесь он работал в жанре графического портрета, встречался с местными мастерами и помогал им в работе над триумфальной аркой для торжественного въезда императора Карла. В Нидерландах Дюрер, знаменитый художник, был всюду желанным гостем. Магистрат Антверпена даже хотел удержать его в городе, предлагая годовое содержание в размере 300 гульденов, дом в подарок, поддержку, уплату всех его налогов. Но в 1521 г. Дюреры вернулись в Нюрнберг.

«Коронация Наполеона», или немного французской пропаганды

Что может быть лучше старой доброй пропаганды от Жака-Луи Давида?

На самом деле сам факт существования этой картины довольно забавен. Судите сами: Давид был ярым революционером, другом Марата и Робеспьера, членом Конвента (республика, все дела) и подписантом решения о казни короля Людовика XVI. И спустя несколько лет художник прославляет самопровозглашённого императора!

Жак-Луи Давид – «Коронация Наполеона в соборе Нотр-Дам 2 декабря 1804 года», 1807

И делает это мастерски. Все сливки наполеоновской Франции есть на картине: от маршалов до приближенных двору. Все действительно были на коронации, кроме матери маленького императора – ее по желанию Наполеона художник добавил чуть позже.

Кстати, на коронацию пригнал аж сам Папа Римский (потом с захватом его земель корсиканец бросит мужика в тюрьму), и когда он начал возлагать золотой лавровый венец на светлую головушку Наполеона, тот вырвал из рук Папы короны и сам водрузил себе на голову. Обозначил, так сказать, кто тут главный и самый независимый.

Поэтому сюжет картины Давид решил сделать менее конфликтным и изобразил момент коронации Жозефины, жены императора. Там таких поворотов не было)

Сам Давид сидит в возвышении в театральной ложе в центре композиции, делая наброски сцены среди разодетых в бархат, меха и атлас членов императорской семьи и других аристократов. Художник на самом деле присутствовал на церемонии коронации в Нотр-Дам. Добавив себя на полотно, Давид показал преданность короне и заодно позволяет прихвастнуть своим мастерством.

Картина довольно крупная, все герои изображены практически в натуральную величину. По параметрам 6,2 на 9,7 метров. Владельцы студий и однушек смахивают слезу))

Наполеон был доволен работой: «Прекрасно, просто прекрасно! Давид, вам удалось постичь мои мысли и изобразить меня французским рыцарем!»

Больше интересных историй из мира живописи можно посмотреть в моем телеграме: https://t.me/picturebymaslo

«Само бесстрашье»

Серию «мастерских гравюр» открывает картина «Рыцарь, Смерть и Дьявол», созданная в 1513 году. Известно, что Дюрер назвал эту гравюру «Всадник», по-видимому, вдохновившись статуей Бартоломео Коллеони в Венеции. Гравюра изображает первый путь добродетельной жизни — активный, заключающийся в решительной борьбе со злом.

А. Дюрер. Рыцарь, смерть и дьявол, 1513 г. (Государственный кунстхалле Карлсруэ)

Наиболее распространённое толкование сюжета этой гравюры основывается на трактате Эразма Роттердамского «Руководство христианского воина». Здесь целеустремлённый и храбрый рыцарь готов противостоять силам ада, следуя своему долгу. В понимании современников художника герой гравюры являлся защитником христианства. Путь рыцаря к добродетели сложен. Его преследуют дьявол — символ искушения — и смерть, держащая в руках песочные часы (символ быстротечности человеческой жизни). Данный предмет можно заметить во всех трёх «мастерских гравюрах» Дюрера, однако в данной картине песок в часах ещё не истек, а значит, рыцарь успеет совершить подвиг ради истины и добродетели. Рядом с рыцарем бежит гончая, являющая собой символ истины и преданности. Ящерица у ног коня и череп, лежащий на пути рыцаря, намекают на грозящую опасность. На копье рыцаря можно заметить лисий хвост, а голова и хвост лошади украшены дубовыми листьями, обещающими, согласно поверью, успешное возвращение с охоты. В самом верху гравюры виднеется замок — образ Царства Небесного. В отличие от остальной картины, замок изображён в светлых тонах, что говорит о праведности намерений рыцаря.

Творчество

После Альбрехта Дюрера осталось более 900 произведений. Он посвящал свое творчество гравюре, живописи и рисункам. Эксперты этой сферы считают, что работы были такие же разноплановые, как у Леонардо да Винчи. Производительности деятеля тоже многие завидовали.

Рисунок всегда становился лишь одним из этапов создания композиции. Он выполнял его пером, карандашом, акварелью, даже углем. В творчестве Дюрера преобладала библейская тематика, для той эпохи это была актуальная тема.

Талант, постоянная тяга к экспериментам и нестандартный тип мышления заставлял художника развиваться на протяжении всей жизни, даже после получения признания. Когда графика Альбрехта стала популярна, князья и другие известные личности начали заказывать у него портреты. Художник всегда прорабатывал такие картины, он изображал людей согласно европейским традициям, в небольшом развороте.

На протяжении всей жизни художник занимался гравюрой, он выполнял работы в разной технике. Такие произведения хорошо продавались, периодически ему поступали заказы.

После поездки в Италию художник внес коррективы, стал иначе изображать человеческие тела в движении, перешел к сложным ракурсам, убрал готическую угловатость и добавил плавности всем линиям.

Живопись

Творчество Дюрера безгранично, как и спектр идей и интересов. Живопись, гравюра и рисунок стали основными направлениями деятельности. Деятель искусства оставил наследие, исчисляемое 900 листами изображений. По объему и разноплановости работ искусствоведы сравнивают его с Леонардо да Винчи.


Рисунок Альбрехта Дюрера «Заяц»

Дюрер работал углем, карандашом, тростниковым пером, акварелью и серебряным штифтом, ставя во главу угла рисунок как этап создания композиции. Большую роль в творчестве Дюрера играла религиозная тематика, что соответствовало тенденциям в искусстве той эпохи.

Нестандартное мышление, склонность к поискам и экспериментам позволяли мастеру постоянно развиваться. Одним из первых заказов стала роспись дома горожанина Зебальда Шрейера. Узнав об успешной работе художника, курфюрст Саксонский Фридрих Мудрый заказал ему свой портрет, и этому примеру последовали патриции Нюрнберга. Дюрер следовал европейской традиции, изображая модель на фоне пейзажа в трехчетвертном развороте и детально прорабатывая мельчайшие нюансы изображения.


Гравюра Альбрехта Дюрера «Меланхолия»

Гравюры занимали центральное место в деятельности творца. Циклы работ появлялись в его мастерской в Германии. Дебютные экземпляры созданы с помощью Антона Кобергера. Нюрнберг располагал к экспериментам и поискам, поэтому на родине мастер применил новые техники.

Работы хорошо продавались. Живописец сотрудничал с городскими изданиями, создавая изображения на заказ. В 1498 году он изготовил ксилографии для издания «Апокалипсис», что принесло автору известность в Европе. Дюрера приняли в общество гуманисты, лидером которых был Кондрат Цельтис.

В 1505 году художник создал для Сан-Бартоломейской церкви в Венеции алтарный образ под названием «Праздник четок». Сюжет описывает доминиканских монахов, молящихся с четками. В центре изображения – Дева Мария и младенец Иисус.

Итальянская школа повлияла на манеру живописца. Он совершенствовал технику описания человеческого тела в движении и сложных ракурсов

Художник понял важность гибкости линий и избавился от присущей его манере готической угловатости. Он получил много заказов на алтарные образы

Венецианский совет предлагал Дюреру большое вознаграждение, чтобы творец остался в Италии, но он был верен родине. Слава Дюрера быстро росла и вскоре позволила приобрести дом в Циссельгассе.


Картина Альбрехта Дюрера «Поклонение волхвов»

«Поклонение волхвов» написано по возвращении из Италии и демонстрирует черты, присущие итальянскому Ренессансу. Картина описывает библейский сюжет. Работы Дюрера, созданные в период с 1507 по 1511 годы, отличаются симметрией, прагматичностью, строгой манерой изображения. Дюрер следовал пожеланиям заказчиков и придерживался консервативной традиции, не ограничивавшей цикл его венецианских работ.

Встреча с императором Максимиллианом I стала знаковой для творческого деятеля. Ознакомившись с произведениями живописца, правитель заказал изготовление собственного портрета. Но расплатиться сразу не смог, поэтому назначил художнику ежегодную премию. Она позволила Дюреру отойти от живописи, заняться гравюрой и научными исследованиями. «Портрет Максимиллиана» известен на весь мир: венценосная особа изображен с желтым гранатом в руках.


Картина Альбрехта Дюрера «Портрет Максимиллиана I»

Немецкий художник повлиял на изобразительное искусство Северной Европы в 16 столетии. Он превознес жанр автопортрета, сохраняющий образ для потомков. Интересный факт: Дюрер тешил тщеславие собственными портретами. Он воспринимал подобные изображения как способ подчеркнуть статус и запечатлеть себя на конкретном жизненном этапе. Это дублирует современные возможности фото. Интересны его автопортреты с остролистом и в одежде, отделанной мехом.

Дюрер хранил рисунки, созданные в период обучения, поэтому графические работы мастера сегодня составляют одну из крупнейших коллекций в мире. Работая над изображением, Альбрехт Дюрер не был ограничен желаниями заказчика и раскрывался в нем максимально. Такую же свободу он чувствовал, создавая гравюры.


Гравюра Альбрехта Дюрера «Рыцарь, смерть и дьявол»

«Рыцарь, смерть и дьявол» – известнейшая гравюра художника, символизирующая жизненный путь человека. Вера охраняет его от искушений, дьявол ждет момента для порабощения, а смерть отсчитывает часы до кончины. «Четыре всадника Апокалипсиса» – работа из библейского цикла. Победитель, Война, Голод и Смерть сметают всех и вся на пути, воздавая каждому по заслугам.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Отдых круглый год
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: