Версальский дворец
Версаль
Версальский дворец – это дворцо-парковый ансамбль или комплекс, бывшая резиденция королей Франции, сегодня Версаль – это пригород Парижа и центр туризма мирового значения. Строительство Версаля началось в 1661 году под руководством короля Людовика XIV и стал своеобразным символом «Короля – Солнца». Версаль является самым крупным дворцовым комплексом в Европе, и точных копий не имеет. Если перевести сумму потраченную на строительство дворца, то она ориентировочно составляет, конечно же, современный бюджет — 259,5 миллиардов евро. Это расходы были на протяжении пятидесяти лет, и в 1710 году строительство Версальского дворца было закончено.
Версаль
Весь комплекс делится на несколько частей. Дворец – основное место жительство французских королей, начиная с Людовика XIII и заканчивая Людовиком XVI, и членов их семей. Примечательна здесь Галерея Зеркал, где находится 357 зеркал. Большой Трианон – комплекс зданий, использовавшихся для увеселительных мероприятий, построенные в стиле классицизма. Малый Трианон – место, где царит атмосфера частной жизни любимых женщин королей. Сады и парк – один из самых крупных и значимых в Европе, неоценимый труд ландшафтных дизайнеров, архитекторов и скульпторов. Неисчислимое количество лужаек, тропинок, двориков, фонтанчиков, беседок, расположенных вокруг дворца и трианонов.
Версаль. Церковь Нотр-Дам
Версальский дворец
Большой Château de Versailles был построен во второй половине XVII в. по проекту архитекторов Луи Лево и Жюля Ардуэн-Мансара и художника Шарля Лебрена.
Вид на Версальский дворец из парка
Первое строение на месте нынешнего Мраморного двора Версальского дворца – небольшой охотничий домик Людовика XIII, сооружённый в 1623 г. После покупки версальского поместья у парижского архиепископа прилегающая к домику королевская территория существенно расширилась.
Мраморный двор Версальского дворца
Несколько лет Фронды в середине XVII в. побудили короля Людовика XIV инициировать превращение скромного охотничьего домика в великолепный королевский Дворец в стиле классицизма. Более основательной причиной современники называли зависть короля к увиденному им роскошному дворцу Во-ле-Виконт своего министра финансов Николя Фуке. Арестовав министра, король тут же нанял его архитекторов и художника, упомянутых выше. Правда, официальной причиной ареста были финансовые злоупотребления Фуке.
Постройка версальского дворца велась в промежутках между войнами, в которых участвовал Людовик XIV. В результате во дворце появились 3,5 тысячи комнат и залов, занявших 6 га. На прилегающей территории в 800 га были осушены болота и основан красивый сад.
Король перенёс свою резиденцию из небезопасного Лувра, после чего Версальский дворец стал политическим центром Франции. В нём постоянно проживало шесть тысяч приближённых к королю дворян, причём покидавшие дворец лишались своих должностей и привилегий. Так король контролировал своих высокопоставленных подданных.
Масштабные проекты короля потребовали огромных затрат – физических и финансовых. Райскую жизнь для аристократов создавали 30 тысяч строителей, большую часть которых составляли вчерашние крестьяне. Истраченные за полвека строительства средства оцениваются в современные 260 миллиардов евро! Такая расточительность стала одной из причин падения французской монархии столетие спустя. Ещё через полтора века Версальский дворец, благодаря огромному туристическому потоку, станет серьёзным источником национального дохода.
Для сокращения огромных расходов при строительстве пришлось жертвовать функциональностью. Внешне роскошный дворец был малопригодным для жизни, особенно в холодное время года. Половина дворцовых каминов не работала, в дверях и окнах были зазоры, а залы насквозь продувались сквозняками. Во время прогулок короля по парку вода подавалась только в те фонтаны, мимо которых он проходил. Трудно поверить, но во дворце вообще не было туалетов. Король и королева пользовались передвижными кабинками, а придворные выполняли долг перед природой, где придётся. Возможно, поэтому придворных обязали обильно пользоваться духами.
В Шато находятся залы, салоны и спальни, потолок и стены которых украшены фресками, картинами, скульптурами, коврами, золочёной бронзой и тонированным стеклом. Названия салонов носят имена греческих богов. В качестве своего тронного зала «король-солнце» выбрал салон Аполлона (бога солнца). Здесь принимались иностранные делегации, а по вечерам устраивались танцы и представления.
Тронный зал
Самым известным помещением является Зеркальный зал (галерея) площадью 803 м2, занимающий существенную часть фасада, выходящего в сад. Он отражается в 357 зеркалах зала, расположенных напротив 17 окон, создавая иллюзию их наличия с обеих сторон. Кроме зеркал, в зале множество золочёных светильников, хрустальных люстр, ваз и торшеров. На потолке изображены 30 сюжетов, относящихся к первым 18 годам правления Людовика XIV.
Зеркальный зал
Зеркальная галерея вошла в историю франко-немецких отношений. Именно в ней разместился штаб армии, победившей во франко-прусской войне, и было провозглашено создание Германской империи. Но времена переменились: по окончании Первой мировой войны в Зеркальной галерее был подписан Версальский договор с побеждённой Германией.
В настоящее время в Зеркальном зале в высокий сезон воссоздаются средневековые балы.
Бал в Зеркальной галерее
Другие известные помещения – салоны Дианы и Войны, Оперный зал, спальни короля и королевы.
Многие европейские дворцы были сооружены под несомненным версальским влиянием. Речь, в частности, идёт о потсдамском Сан-Суси, венском Шёнбрунне, петергофских, гатчинских и других дворцах.
Силайн — туры во Францию
Начало -> Париж -> Предместья Парижа -> Версаль
Версаль
К 1632, когда его приобрёл Людовик XIII, В. был небольшим селением. С 1682 (при Людовике XIV) и до 1789 — главная резиденция французских королей. В 17-18 вв. сложился величественный дворцово-парковый ансамбль Версаля, который вырос из небольшого охотничьего замка Людовика XIII (1624, архитектор Ф. Леруа), превращенного в несколько строительных периодов (1661-68, архитектор Л. Лево; 1670-74, архитектор Ф. д’Орбе; 1678-89, архитектор Ж. Ардуэн-Мансар) в господствующий над окружением обширный дворец (длина фасада 576,2 м) с пышной отделкой парадных и жилых интерьеров (художник Ш. Лебрен, с 1661, и др.) и с парком площадью свыше 6 тыс. га.
Три дороги (в Париж и к королевским дворцам Сен-Клу и Со), шедшие веером от дворца, легли в основу планировки города Версаль, где селилась знать. Точку соединения этих дорог в курдонёре (парадном дворе) отмечает конная статуя Людовика XIV (2-я четверть 19 в., скульптор Л. М. Л. Птито). Среднюю дорогу по др. сторону дворца продолжает эффектная главная аллея с бассейнами Латоны и Аполлона и с Большим каналом (длиной 1520 м.) — ось симметрии чёткой сети прямых аллей громадного регулярного парка (1660-е гг., архитектор А. Ленотр) с нарядными павильонами, фонтанами, скульптурой (Ф. Жирардона, А. Куазевокса и др.).
К северу от Большого канала — дворцы Большой Трианон (1687, архитектор Ардуэн-Мансар) и Малый Трианон (1762-64, архитектор Ж. А. Габриель), к которому прилегает живописный пейзажный парк (1774, архитектор А. Ришар) с «деревней» Марии Антуанетты («хижина», мельница, молочная ферма; 1782-86, архитектор P. Мик и художник Ю. Робер).
Ансамбль Версаля, в котором пространственный размах барокко сочетается с характерной для классицизма рациональностью построения, оказал определяющее влияние на развитие градостроительства и паркового искусства многих европейских стран. В 1830 ансамбли Версаля превращены в Национальный музей Версаля и Трианонов.
В Версале был заключён Версальский мирный договор 1783. В период франко-прусской войны 1870-71 с сентября 1870 по март 1871 был оккупирован прусской армией. 18 января 1871 в В. был коронован германский император Вильгельм I. Во время Парижской Коммуны 1871 В., где находились Национальное собрание и правительство А. Тьера, стал центром контрреволюции. После 1-й мировой войны, 28 июня 1919, в В. подписан Версальский мирный договор 1919. В., оккупированный немецко-фашистскими войсками во время 2-й мировой войны (с 1940), освобожден французскими партизанами в августе 1944.
Версаль — главный город департамента Сены-и-Уазы расположен в 17 км от Парижа и является пригородом Большого Парижа. Версаль знаменит превосходным дворцовым ансамблем с великолепными садами, в которых находятся множество изумительных скульптур, фонтанов и бассейнов. Здесь величественно располагается довольно хорошо сохранившийся дворец короля Людовика XIV, огромный парк, уютная «Королевская деревушка», отстроенная для королевы Марии-Антуанетты — сад в англо-японском стиле у озера, гроты, королевский домик… Версаль является одной из самых посещаемых сокровищниц Франции.
Добраться можно с вокзала Монпарнас. По выходным платный не только вход во дворец, но и в парк. Дворец поделен на части (покои разных королей и эпох). Вход в каждую следующую часть платный.
Для посещения дворца Версаля и осмотр его парков у Вас уйдет минимум один день.
Главный дворцовый комплекс (Chateau de Versailles) был построен в 17-ом веке королем Людовиком XIV, который хотел перебраться сюда из небезопасного Парижа. Роскошные комнаты богато украшены мрамором, бархатом и деревянной резьбой. Главные достопримечательности здесь — Королевская часовня, Салон Венеры, Салон Апполона и Зал Зеркал. Оформление парадных залов было посвящено греческим богам. Салон Аполлона был первоначально тронным залом Людовика. Зал Зеркал содержит 17 огромных зеркал, отражающих высокие арочные окна и хрустальные канделябры.
Большой Трианон — прекрасный дворец из розового мрамора был построен Людовиком XIV для его возлюбленной Мадам де Ментенон. Здесь монарх любил проводить свое свободное время. Позже дворец был домом для Наполеона и его второй жены.
Малый Трианон — еще одно любовное гнездышко, построенное королем Людовиком XV для Мадам де Помпадур. Позже Малый Трианон занимала Мария Антуанетта, а еще позднее сестра Наполеона. Расположенный неподалеку храм любви, говорят, был любим местом Марии Антуанетты для проведения званых вечеров.
Колоннада — круг мраморных колонн и арок, расположенный в черте садов, продолжает тему богов Олимпа. Место являлось любимой обеденной короля на открытом воздухе.
dutyfree-sigarets.info
Предлагаемый сервис
Чтобы быстрее перемещаться по обширной территории комплекса, можно арендовать велосипед за 6 евро, сигвей, электромобиль (при наличии международных прав) или за 7,5 евро проехаться от Шато до Трианонов на туристическом электропоезде.
Посетителям предлагают взять напрокат лодку, и совершить приятную прогулку по Маленькой Венеции и Большому каналу.
Если устали и проголодались, перекусить можно в кафе с открытой верандой. В нескольких точках предлагают взять соки, картошку и прочие закуски на вынос, а желая посидеть с комфортом, загляните в рестораны возле живописных мест сада.
Побывать в самом Версале – это мечта, которая исполняется раз в жизни, и далеко не у всех, а потому в память о поездке хочется сохранить сувенир. В магазине музея можно купить свечи, книги, альбомы, гобелены для подушек с оригинальной вышивкой, сумки, медали и монеты, посуду, статуэтки, даже баночку малинового джема в подарочной коробке и прочие предметы.
Дворец Версаль
Главный доступ в комплекс дворца и сам дворец осуществляется через ворота Чести или Почётные ворота (Grille d’Honneur), с северной стороны которых расположена скульптурная группа «Победа над Империей» Гаспара Марси, а с южной — скульптурная группа «Победа над Испанией» Франсуа Жирардона.
За воротами Чести раскинулся Почётный двор (Курдонёр, Cour d’Honneur), из которого можно получить доступ к крыльям министров, входам во дворец и входу в сады.
За Почётным двором расположены Королевские ворота, за которыми гостей встречает Королевский двор (Cour Royale), попасть в который можно только по билетам во дворец.
— Мраморный внутренний двор;
— Зеркальную галерею (Galerie des Glaces), где сегодня организуют концерты. Этот большой зал занимает интерьер второго этажа вдоль всего фасада центрального корпуса со стороны сада и является одним из самых впечатляющих помещений Версальского дворца;
— королевские апартаменты (королевы и короля) со спальнями, столовыми, игровыми, кабинетами, библиотеками, отдельными комнатами для личного использования и для охраны;
— комнаты Людовика XIV;
— апартаменты дочерей Людовика XV;
— апартаменты, предназначавшиеся для членов королевской семьи и некоторых значимых королевских фаворитов (например, Мадам де Пампадур и мадам Дюбарри);
— Большой зал и залы крестовых походов, в которых демонстрируется история восьми основных крестовых походов между концом 11-го и концом 13-го веков, а также основные эпизоды в истории рыцарей Сен-Жан-де-Иерусалим с момента их отбытия из Святой Земли в конце 13 века и до их обустройства на острове Мальта в 16 веке. В залах выставлены картины французских художников;
— залы Империи, где картины, рассказывающие о Наполеоновской истории, сопровождаются коллекцией мебели и произведений искусства периода ампира из не дошедших до наших дней имперских резиденций: дворца Тюильри (Tuileries) в Париже и замка Сен-Клу (Le château de Saint-Cloud);
— Галерею сражений, где представлены 35 картин и 82 бюста, иллюстрирующие почти пятнадцать веков французского военного успеха, от Хлодвига до Наполеона. Это самое большое помещение дворца, которое занимает почти весь первый этаж южного крыла;
— Зал Священного. Вторая часовня замка (1672-1682 годы), затем большая караульная комната «общая для короля и королевы» (1682-1789 годы), это большое помещение, предшествующее покоям государей, стало в 1833 году комнатой, посвященной славе Наполеон Бонапарта. Зал украшают картины-портреты, а в центре зала располагается Колонна немецкой кампании, также называемая «Колонна Аустерлица», заказанная Наполеоном Севрскому заводу в ознаменование его первых имперских побед. Завершенная в 1807 году и размещенная в следующем году в парадных покоях дворца Тюильри, колонна является одним из величайших шедевров производства севрского фарфора времен Империи;
— комнату 1792 года — единственная уцелевшая из комнат музея Луи-Филиппа, посвященная Французской революции, которая дает понимание исторического и политического проекта короля Франции;
— комнаты Африки, Крыма и Италии с картинами из истории нового царствования. Сегодня залы комнаты Африки используются для больших временных выставок Версаля;
— галерею истории дворца Версаля, ныне расположенная в бывших княжеских апартаментах и где рассказывается об истории Версаля: от охотничьего домика Людовика XIII до сегодняшнего дворца-музея. Картины, репродукции старых гравюр, а также модели завершают экскурсию по этой галерее из 11-ти комнат;
— королевскую часовня Версаля (Chapelle du château de Versailles) и королевский оперный зал.
Внимание! Некоторые из помещений дворца доступны только с экскурсиями; также некоторые из залов могут быть закрыты на рестоврации
Сады и парк Версаля
Парковая часть удивляет идеально ровной поверхностью. Еще когда начиналось строительство, архитекторы настолько тщательно выровняли площадку, что на ней не осталось ни единого бугорка. Площадь садов Версаля занимает около 5 кв. км, изобилует дорожками, зелеными кустами и деревьями, фонтанами и озерами, безупречными линиями зеленых газонов.
Парки Версаля
Сидя на балконе своих покоев, король любил смотреть театрализованные представления, которые проходили на Мраморном дворе, и именно тут Мольер впервые поставил «Мизантропа». А над окнами покоев Людовика отсчитывали время часы, но были остановлены в момент его смерти.
Монарх любил прогуливаться под арками и среди мраморных колонн или устраивать среди них обеденные трапезы. Ему была близка тема античных богов, и сады Версаля щедро украшены их фигурами.
Прямо перед Зеркальной галереей параллельно друг дружке вытянулись два продолговатых бассейна, за которыми вниз уводит Большая лестница, а у ее подножия в окружении четырех каменных ваз разлегся водоем с фонтаном Латоны, украшенный множеством позолоченных фигур.
Аполлон управляет колесницей
Далее аллея с могучими деревьями вдоль нее уводит к просторной зеленой поляне, за которой в большом бассейне Аполлон управляет колесницей, запряженной четверкой водяных лошадей самого Нептуна – гиппокампами. Фонтан Аполлона формировался под руководством скульптора Тюби, взявшего за основу эскизы Ш. Лебрена.
На севере от дворца стоит партер, украшенный фигурами «Присевшей Венеры» и «Точильщика». От них лестница подводит к бассейнам «Сирены» и «Корона», имеющим округлую форму, а также к фонтану «Пирамида», в котором плескаются позолоченные дельфины с тритонами.
Чтобы увидеть, как на 47 м ввысь выбрасывает струю воды фонтан «Дракон», надо пройти по знаменитой «Аллее Воды», созданной Ж. Ардуэн-Мансаром, и имеющей другое название – «Театр Воды». Она примечательна тем, что ее обрамляют 14 небольших круглых водоемов, создающих единый ступенчатый ансамбль с бронзовыми изображениями детей, удерживающими чашу, наполненную цветами и фруктами.
Фонтаны Версаля
Помимо множества озер и бассейнов с фонтанами, сады Версаля изобилуют террасами, и чем дальше от дворца, тем их уровень постепенно снижается. Кроме этого тут приятно прогуляться по аллеям, представляя, как этим же путем некогда ходила Мария-Антуанетта, любуясь скульптурами и игрой водяных струй, выпускаемых мифологическими животными.
Парк, наполненный гротами, павильонами, системой водных каналов, растительностью и смотровыми площадками выглядит настолько продуманным, что получил название «маленькой Венеции».
Интересные факты
Версаль стал настоящим символом французской монаршей власти. В него стали съезжаться люди изо всех уголком страны, и на какое-то время бывшая маленькая деревушка затмила собой Париж.
Дворец был резиденцией королей до 1789 года, когда Людовик XVI был свергнут и казнен. На площади перед дворцом в 1789 собралась толпа горожан, недовольных высокими ценами на хлеб.
По одной из версий, в ответ на протесты Мария Антуанетта бросила: «Если нет хлеба, пусть едят пирожные». Правда, скорее всего эта фраза королеве просто приписана, ведь впервые она встречается еще в «Исповеди» Жан-Жака Руссо, когда Мария еще жила в своей родной Австрии.
Версаль был мало пригоден для жизни из-за холода
Придворных дворца Людовик XVI не выпускал, так что им приходилось утепляться любыми способами.
Маркиза де Рамбуйе, например, накидывала на плечи медвежью шкуру, маршальша Люксембургская просиживала зимы в портшезе, обложившись грелками. Но всех переплюнул медик Шарль Делорм: он укладывался спать на печку, натянув на голову восемь ночных колпаков, а на ноги — несколько пар чулок и сапоги из бараньего меха.
Для покоев короля устроили специальное обогревательное устройство, которое, правда, тепла почти не давало, зато задымляло помещение настолько, что человеческие фигуры становились едва различимы.
Хитрые фонтаны
Экономили не только на постройке дворца, но и на содержании фонтанов. В архиве королевского дома хранится записка мастера Дени, который дает советы мальчишкам-подмастерьям, как действовать, когда в саду прогуливается король.
Необходимо принять все меры, чтобы фонтаны били наилучшим образом, доколе находятся в поле зрения короля.
Убедившись, что Его Величество скрылся из виду, мальчик, что дежурит у Пирамиды, должен оставить здесь лишь столько воды, чтобы ее хватило на «водяное полотнище».
Именно сады Версаля вдохновили Петра I построить собственный дворцовый комплекс в Петергофе.
Интерьеры Версаля — «шик-блеск-красота»
В атмосфере роскоши Версаля, среди монументальных фонтанов, аллей и променадов, утопающих в буйстве зелени и цветов, монарху было так легко отрешиться от реальных проблем простого народа!
Особым шиком отличается Зеркальная галерея Версальского дворца.
История создания
Небольшой охотничий замок в старинной деревушке Версаль, расположенной всего лишь в 15 километрах западнее Парижа, возник в царствование Людовика XIII. Отца правившего впоследствии столь долго «Короля-Солнца», Людовика XIV, в 1624 году.
В 1632-1638 году замок в Версале по проекту архитектора Филибера Де Руа превратили в небольшой дворец П-образной формы. Заметим, что при последующих многочисленных перестройках здания, эта часть стала центром композиции, вокруг которой постепенно прирастали флигеля.
Эпоха Людовика XIV
В 1661 году, после смерти кардинала Мазарини, правившего Францией в роли первого министра фактически единолично, король Людовик XIV пересматривает роль Версаля. В голове монарха, наконец-то получившего реальную власть, рождается идея о превращении небольшого дворца в грандиозную резиденцию. Причем ее расположение вне пределов Парижа, столицы Франции, совсем не случайно.
Король словно противопоставляет себя сердцу нации, ее самому крупному городу. Заявляя, что именно он теперь будет центром Вселенной для французов.
Впрочем, официальное превращение Версаля в центр притяжения немного откладывается: лишь в 1682 году сюда окончательно переезжает двор. До этого монарх проживал в Тюильри. Ныне не существующем дворце, замыкавшем собой внутренний двор Лувра.
Масштабное строительство в Версале начинается с 1669 года. Именно тогда архитектор Луи Лево существенно увеличивает прежнее, довольно скромное здание, за счет удлинения боковых крыльев. И ныне обрамляющих Мраморный и Королевский дворы.
Следующий период в строительстве Версальского дворца начинается после Неймегенского мира, в 1678 год. Руководит постройкой другой выдающийся архитектор, Жюль Ардуэн Мансар (Лево умер в 1670 году).
При Мансаре здание получает наиболее значительное приращение. Возникают северный и южный флигеля-крылья, создается знаменитая Большая, позже названная Зеркальной, галерея в центральной части здания. Достраиваются министерские корпуса, обрамляющие уже третий по счету внутренний двор комплекса, Министерский.
Одновременно с этим выдающийся ландшафтный архитектор, Андрэ Ленотр создает регулярный парк. А декоратор Шарль Брюн руководит отделкой внутренних покоев.
Очередной этап строительства, последний в царствование Людовика XIV, начинается на сломе веков, в 1699 году, и заканчивается в 1710. В результате перестраивается ряд внутренних интерьеров, возникает красивейшая Королевская капелла. Задуманная Мансаром и оконченная Робертом де Котте придворная церковь по сей день используется во множестве исторических фильмов на тему французской монархии.
Большой Трианон
Нельзя не упомянуть и постройку в парке отдельного дворца для фаворитки Короля, маркизы де Монтеспан. Назвали его просто и без изысков — Большим Трианоном (Trianon по-французски означает павильон).
Впоследствии, во времена Первой империи, Трианон превратил в одну из официальных резиденций император Наполеон
Регенство
После смерти старого короля в 1714 году двор перебрался в Париж. А в Версале стали селить делегации иностранных государств — пускали «пыль в глаза».
В 1717 году здесь, например, гостил русский царь Петр I. Впоследствии воплотивший многое из увиденного в Петергофе под Санкт-Петербургом.
Людовики XV и XVI
Французский двор вернулся в Версаль в 1722 году, после смерти регента, Филиппа Орлеанского. Переделки обширного дворца до серединs XVIII время, в общем, были незначительными. И в основном касались интерьеров.
Для фаворитки Людовика XV, мадам де Помпадур, в обширном дворцовом саду строится дворец Малый Трианон, Le Petit Trianon (1762-1768). В 1763-1770 годах композицию Большого Версальского дворца завершает здание Оперы по проекту Жака Анжа Габриэля (фланкирует северный фасад).
При Людовике XVI дворец Малый Трианон, подаренный им супруге, Марии-Антуанетте, превратился в изысканную жемчужину изящного и недолго просуществовавшего архитектурного стиля рококо.
А возникшая рядом деревня имени королевы стала первым в Европе образцом пасторальной архитектуры. Своеобразным возвратом к «корням», попыткой развлечь высшее обществом игрой в «обычную жизнь».
После Революции
Во времена Французской революции Версальский дворец лишился части своего внутреннего убранства, но здания остались стоять. После реставрации монархии, в 1837 году, король Луи-Филипп указом превратил бывшую резиденцию в национальный музей.
Впоследствии дворец дважды (в 1871 и 1940 годах) видел германские войска. В 1871 году в Зеркальной галерее Вильгельм I был провозглашен императором Германии. Здесь же в 1919 году подписали Версальский мирный договор, окончивший Первую Мировую войну.