История
Храм во времена Российской империи
Траурная месса по эрцгерцогу Францу-Фердинанду
Храм св. Екатерины связан с именами многих выдающихся личностей. В 1798 году здесь был похоронен последний польский король Станислав Август Понятовский (впоследствии перезахоронен в Польше), а в 1813 году французский полководец Жан Виктор Моро. Прихожанином храма был знаменитый архитектор Монферран, строитель Исаакиевского собора. Здесь он венчался и крестил сына. Здесь же было отпето его тело после смерти, после чего его вдова увезла гроб с телом мужа во Францию. Прихожанами храма был ряд российских дворян, перешедших в католицизм: княгиня З. А. Волконская, декабрист М. С. Лунин, князь И. С. Гагарин и другие.
Служение в церкви осуществляли представители разных монашеских орденов. Изначально храм принадлежал францисканцам, в 1800 году Павел I отдал храм иезуитам, а в 1815 году, после высылки последних из России, прихожан храма стали окормлять доминиканцы. В 1859 году в храме был крещён будущий архитектор Ф. О. Шехтель.
В 1892 году храм перестал быть орденским и стал управляться епархиальными священниками, однако доминиканская община при храме продолжала существовать.
Перед революцией 1917 года приход насчитывал более тридцати тысяч прихожан.
При храме святой Екатерины несли служение люди, причисленные Католической Церковью к лику святых: святой Зигмунт Фелинский, святая Урсула Ледуховская, блаженный Антоний Лещевич.
В настоящий момент идут процессы по беатификации ряда священников, работавших в храме: о. Константина Будкевича, епископа Антония Малецкого, епископа Болеслава Слоскана, епископа Феофила Матулениса.
После 1917 года
При большевистском режиме некоторые члены прихода были подвергнуты репрессиям; настоятель прихода Константин Будкевич был расстрелян в 1923 году.
Храм оставался открытым вплоть до 1938 года; в нём служили французские священники. Доминиканец Мишель Флоран служил в храме с 1935 по 1938 год и оставался в это время единственным католическим священником в Ленинграде.
В 1938 году храм был закрыт и разграблен; утварь, иконы и книги из сорокатысячной храмовой библиотеки выбросили на улицу. Разорение храма довершил пожар в 1947 году, во время которого пострадал интерьер, детали внутреннего убранства, оплавились металлические трубы органа. О. Флоран был арестован в 1941 году и приговорён к смертной казни, но в последний момент казнь заменили высылкой в Иран через Баку
Здание храма использовалось как склад; в 1977 году было принято решение о реконструкции здания и преобразовании его в органный зал филармонии. Начались реставрационные работы. В феврале 1984 года, в результате поджога, в здании вспыхнул сильнейший пожар, который свёл на нет работу реставраторов и окончательно уничтожил внутреннее убранство. В огне погибла вся скульптура, остатки росписей, мраморные алтари и 12-метровый корпус органа конца XVIII века. После этого сгоревший храм стоял закрытым, а окна были заколочены. В здании монастыря были устроены кабинеты Музея атеизма и частные квартиры.
Возрождение
Восстановление нормальной деятельности Католической церкви в России началось в начале 90-х годов XX века. В 1991 году был зарегистрирован вновь образованный приход святой Екатерины, в феврале 1992 года городские власти приняли решение о возвращении храма Церкви. В том же году начались масштабные реставрационные работы в здании храма, находившемся в ужасном состоянии. К октябрю 1992 года завершился первый этап реставрационных работ, был установлен временный алтарь. В октябре 1998 года была открыта часовня Благовещения, а 16 апреля 2000 года была освящена алтарная часть храма. В 2003 году было закончено восстановление основной части храма и впервые открыты центральные ворота. Работы над восстановлением внутреннего интерьера продолжаются до сих пор.
11 марта 2006 храм Св. Екатерины принял участие в совместной молитве Розария с католиками из десяти европейских и африканских городов, организованной посредством телемоста. В молитве принял участие папа римский Бенедикт XVI.
29 ноября 2008 года после многолетних реставрационных работ был освящён главный неф церкви.
В 2013 году церкви был дарован статус малой базилики. Она стала единственной базиликой в России.
При церкви действует воскресная школа, катехуменат, детский центр им. Урсулы Ледуховской, встречи движения Живого Розария, доминиканцев-мирян. Приходской хор регулярно выступает на различных фестивалях. В храме проводятся концерты и встречи с деятелями культуры. Работает общество помощи нуждающимся.
Приход насчитывает около тысячи прихожан, среди них известный джазовый музыкант и педагог Геннадий Гольштейн, писатель и журналист Илья Стогов.
История строительства храма
Российский царь Петр I привечал умелых мастеров-иностранцев, поэтому в строительстве города на Неве принимали участие люди разных национальностей и вероисповеданий. В 1716 году горожане-католики создали в Санкт-Петербурге религиозную общину.
Долгое время у верующих не было собственной церкви, но в 1738 году Анна Иоанновна подписала документ на строительство новой католической базилики. Талантливый зодчий Пьетро Антонио Трезини разработал проект, однако реализовать его не успел. Весной 1751 году Трезини направили из России в Италию, чтобы он заняться перестройкой дворца миланского герцога.
Вид католической церкви Святой Екатерины с Невского проспекта
В 1760-е годы за работу над базиликой взялся французский зодчий Жан-Батист-Мишель Валлен-Деламот, однако здание так и осталось незаконченным. Только в 80-е годы XVIII века архитекторы-итальянцы И. Минчиани и А. Ринальди, наконец, завершили многолетний долгострой. Новую церковь освятили в честь христианской великомученицы Екатерины Александрийской, и она стала собором.
Российская царица Екатерина II считала святую своей небесной заступницей, поэтому всячески покровительствовала общине питерских католиков. Императрица пригласила на освящение базилики архиепископа Иоанна Андрея Аркетти, который по делам Римско-Католической Церкви находился в России.
Архитектура [ править ]
Театинская церковь, ок. 1700 г. (гравюра на меди Михаэля Венинга )
Театинеркирхе в Мюнхене
Интерьер церкви
Купол
Театинская церковь, вид с юга
После того, как 11 июля 1662 года родился наследный принц, а позже курфюрст Макс Эмануэль, Агостино Барелли из Болоньи получил приказ о призыве. В качестве строительной площадки для церкви и монастыря был выбран северо-восточный угол крестового квартала непосредственно у городской стены и ворот Швабингера, которые находятся напротив резиденции.. Уже 29 апреля 1663 года произошла закладка первого камня. Барелли взял за образец церковь матери Театинян, Сант-Андреа делла Валле в Риме. Во время работ по раковине между Барелли и его менеджером Антонио Спинелли, даже Театином и отцом-духовником Генриетты, начались ожесточенные дискуссии, что в конечном итоге привело к увольнению Барелли. Агостино Барелли строил ракушку до 1674 года, а затем покинул Мюнхен. В том же году Энрико Зуккалли взял на себя художественное руководство. Основным направлением его деятельности было внешнее творчество. Зуккалли определил форму купола и весьма нетрадиционных башен.
В то же время он решительно участвовал в декоративном оформлении церковного интерьера. Также в 1674 году Джованни Николо Перти и Антонио Вискарди, а также Авраам Лейтнер начали лепные работы. Интерьер украшен богатой лепниной, выполненной Николо Петри (1685–1688), а за лепные фигуры — Вольфганг Лойтнер. Большая черная кафедра — работа Андреаса Файстенбергера (1686 г.). На алтарях хранятся картины Каспара де Крайера , Карло Синьяни , Георга Десмареса и Иоахима фон Сандрарта.. Для алтаря 1722 года Бальтазар Аблайтнер создал огромные статуи четырех евангелистов, статуи Святого Марка и Святого Иоанна пережили разрушения во время Второй мировой войны.
11 июня 1675 года храм был освящен — он был обширным в то время еще в состоянии ракушки. Долгие дискуссии по поводу окончательного создания фасада задержали его завершение; окончательного результата найти не удалось. Таким образом, Зуккалли первым установил между 1684 и 1692 годами после того, как построил башни, в 1688 году было завершено внутреннее оборудование. С 1692 года и до завершения Вискарди взял на себя управление сайтом. Анриетта Савойская не пережила завершения строительства Театинеркирхе, так как умерла в 1676 году.
Внешний фасад Театинеркирхе по-прежнему оставался незавершенным, потому что, несмотря на долгие дискуссии, ничего не удалось достичь. Спустя всего около 100 лет после инаугурации в 1765 году старый Франсуа де Кувильес сделал эскиз фасада в стиле рококо с небольшими изменениями, которые были завершены его сыном Франсуа де Кувильес Младший.
Строительство монастыря велось по рукописи Зуккалли, под руководством которого мастер-строитель Лоренцо Перти создал здания. Церковь и монастырь образовывали большой четырехугольник.
Когда в 1817 году были разрушены ворота Швабингера, Театинеркирхе стала главной визуальной точкой со строительством Людвигштрассе . Фасад Людвигскирхе с двумя шпилями позже был построен как баланс Театинеркирхе, стоящей по диагонали напротив.
Достопримечательности Мюнхена
Церковь Театинеркирхе Св. Каетана (нем. Theatinerkirche St. Kajetan)
Рубрика: Мюнхен
Ярко-желтая церковь Театинеркирхе расположена на площади Одеонсплац и является ярким красочным зданием мюнхенского старого города. И лишь интерьер церкви полностью оформлен в стиле барокко, в мягких белых тонах. Но не только этот контраст делает Театинеркирхе Св. Каетана одной из самых интересных церквей Мюнхена.
Фасад католической соборной церкви Св. Каетана, которую мюнхенцы называют Театинеркирхе, является красивейшим во всем городе. Здание в ярко-желтом цвете гордо возвышается навстречу голубому баварскому небу. Сверху постройка замыкается медными крышами башен и могучим куполом. Это действительно великолепное здание, которое можно увидеть издалека с различных точек города.
Как и дворец Нимфенбург, церковь Театинеркирхе была построена в знак благодарности за счастливое рождение. После появления на свет будущего курфурста Макса Эмануэля, его мать, Генриетта Аделаида Савойская, дала в 1662 году обет построить «самую красивую и ценную церковь». Заказ на строительство получил итальянский архитектор Агостино Барелли (Agostino Barelli). Работы начались несколько месяцев спустя. В 1674 году из-за конфликта между Барелли и подрядчиком художественным руководителем строительных работ был назначен Энрико Цукалли (Enrico Zucalli). Дискуссии продолжались и дальше, в результате чего внешний фасад здания долгое время оставался незавершенным. Лишь в 1765 году, почти через 100 лет после освящения церкви, архитектор Франсуа Кювилье старший (нем. François de Cuvilliés der Ältere) разработал проект фасада в стиле рококо с небольшими изменениями, которые полностью завершил его сын, Франсуа Кювилье младший.
При входе в церковь большинство посетителей будут сначала удивлены очень скучным цветовым оформлением в светлых тонах, выполненным в 1674 году Лоренцо Петри (Lorenzo Petri) и Джованни Вискарди (Giovanni Viscardi). Особенно зрелищным является декоративное оформление массивными колоннами, филигранной лепниной и могучим куполом на высоте 70 метров — стилистическая гармония, которая встречается довольно редко. Эффектно смотрится величественный алтарь с его статуями выше человеческого роста.
Театинеркирхе, в дополнение к церкви Святого Михаила и Фрауэнкирхе, является важнейшей гробницей баварских правителей династии Виттельсбахов. В королевской усыпальнице похоронены 49 членов правящей династии, в том числе четыре курфюрста, три короля, принц-регент Луитпольд (нем. Luitpold) и кайзер Карл VII.
Время работы Театинеркирхе:понедельник-пятница: 09:00 — 13:00 и 14:00 — 16:00 суббота: 09:00 — 12:00воскресенье: выходной
Адрес: Theatinerstr. 22, 80333 Мюнхен, Германия.
Карта расположения:
← Хофгартен (нем. Hofgarten) |
Фельдхеррнхалле (нем. Feldherrnhalle) → |
---|
Похожие публикации:
Фонтан Отец Рейн (нем. Vater-Rhein-Brunnen)
Фонтан расположен в Мюнхене на музейном острове (нем. Museumsinsel) к северу от Людвигсбрюкке. Он посвящен Рейну, богу реки с тем же названием. Фонтан был создан мюнхенским скульптором Адольфом фон Хильдебрандом (1847-1921), чьи работы включают в с…
Макстурм (нем. Maxturm)
Макстурм — единственная сохранившаяся часть разрушенного во время Второй мировой войны здания Герцог-Макс-Бург (нем. Herzog-Max-Burg), или Максбург (нем. Maxburg). Максбург был построен по указу Вильгельма V Благочестивого в 1590 году архитектором …
Дом литературы (нем. Literaturhaus)
Дом литературы — культурное учреждение в центре Мюнхена, посвященное преподаванию литературы и организации литературных мероприятий. На Сальваторплатц (нем. Salvatorplatz), рядом с домом литературы, находится церковь Сальваторкирхе. Раньше на терри…
Максимилиансанлаген (нем. Maximiliansanlagen)
Максимилиансанлаген — парк, расположенный в городских частях Богенхаузен и Хайдхаузен Мюнхена между мостом Людвига и Макс-Йозеф-брюке. Его центральной точкой является 38-метровый памятник «Ангел мира». Парк Максимилиана был создан между 1856 и 1866…
Евангелическо-лютеранская церковь Святого Матфея (нем. Evangelical Lutheran. Pfarramt St. Matthew)
Церковь Святого Матфея на Зендлингер-Тор-Плац является преемником первой протестантской церкви в Мюнхене, которая находилась рядом с Карлсплатц. С 1799 года вместе с Каролиной, лютеранской женой курфюрста Макса IV Йозефа, в Мюнхен прибыла протестан…
Поделиться ссылкой:
Экскурсии по культуре городов-соседей Мюнхена
Дахау
Отдыхать в Дахау непременно понравится тем, кто любит гулять по красивым природным местам и наслаждаться великолепием природы вдали от шумных городов. Тем, кто не представляет отдых без прогулок по оживленным улицам и посещения разнообразных культурных и развлекательных заведений, можно посоветовать отправиться на экскурсию в Мюнхен. С Дахау этот популярный туристический город ..
Открыть »
Аугсбург
Важной религиозной достопримечательностью является базилика Св. Афры и Ульриха, рядом с которой располагается старинная церковь
Первые упоминания о церкви относятся к 5 веку. Согласно легенде, в 10 веке в базилику были перевезены священные артефакты – мощи епископа Ульриха и святой Афры. С каждым годом поклониться священным реликвиям пребывало все больше паломников, в 11 веке церковь была … Открыть »
Ландсхут
Очень интересным историческим памятником является дворец Betzdorf, он расположен в самом центре города. Благодаря богато украшенному фасаду он является одной из самых узнаваемых достопримечательностей, на фасаде сохранились красивые элементы лепнины и другие необычные украшения. Выкрашен фасад в бело-розовые тона, что придает зданию особое изящество. Прекрасный дворец был построен в 1745 … Открыть »
Ингольштадт
Интересной достопримечательностью является церковь Азамкирхе, построенная в 18 веке. Этот религиозный объект хранит бесценный артефакт – искусную фреску работы братьев Азам – ценнейшее произведение искусства. Ингольштадт является известным университетским центром. Первое учебное заведение было открыто в городе еще в 1472 году, речь идет о знаменитом университете Hohe Schule. Он также входит в … Открыть »
Бавария
Бавария богата удивительными историческими и архитектурными достопримечательностями, среди которых немало объектов мирового значения. К ним можно отнести Вюрцбургскую резиденцию, этот невероятно красивый дворцовый комплекс был построен во второй половине 18 века. Роскошный дворец является одной из самых значимых достопримечательностей страны. У отдыхающих есть возможность … Открыть »
Гармиш-Партенкирхен
Рядом со стадионом располагается вилла Рихарда Штрауса, в которой и провел последние годы жизни известный композитор. Обстановка особняка остается неизменной уже более 50 лет, в доме хранятся личные документы и работы Штрауса, для всех желающих проходят интересные экскурсии. В окрестностях города располагается Охотничий замок (Schachen Hunting Castle) – интересная и своеобразная архитектурная … Открыть »
Внутреннее убранство
Изначальный интерьер базилики до нашего времени не дошёл. Однако её убранство удалось отчасти восстановить с использованием старых документов и фото.
Возле входа расположен стенд, содержащий историческую справку. Входное помещение не реставрировалось. Его вид совпадает с видом убранства в храме в период СССР.
Атмосфера внутри производит приятное впечатление. Помещение светлое, установлены скамьи, аналогично любой другой католической церкви. Если сесть на такую скамью, можно увидеть перекладину находящейся спереди скамьи. Так сделано, чтобы прихожане могли без особо дискомфорта стать на колени для молитвы. По всей видимости, храм испытывает нехватку денег, поэтому скамьи максимально скромные, сделаны из бюджетного материала.
Каждая боковая часть трансепта имеет по одному мраморному престолу, над которыми сидят ангелы, охраняющие прихожан. Слева от алтаря расположена дверь в помещение для молитвы.
Впрочем, всё убранство здесь можно назвать скромным, не заметно какое-либо изобилие образов, росписей, однако колонны с лепниной и имеющиеся относительно немногочисленные иконы смотрятся впечатляюще.
Как добраться
Театинеркирхе расположена в самом центре Мюнхена. До нее легко доехать из любой точки города.
На общественном транспорте
Все виды общественного транспорта доходят до Одеонсплац или Мариенплац.
- Метро: Линии U3, U4, U5, U6 до остановки Одеонсплац (Odeonsplatz), станция метро расположена в нескольких метрах от Театинеркирхе или линии U3, U6 до остановки Мариенплац, далее примерно 7 минут пешком.
- Городская электричка: Линии S1, S2, S3, S4, S6, S7, S8 до остановки Мариенплац.
- Автобус: Маршруты 52, 132 до остановки Риндермаркт (Rindermarkt), далее несколько минут пешком.
- Трамвай: Маршрут 19 до остановки Театинерштрассе (Theatinerstrasse), далее пройти по Weinstrasse несколько минут пешком.
На автомобиле
В районе Мариенплац есть несколько парковок.
Подземный гараж Паркхаус ам Мариенплац (Parkhaus am Marienplatz) по адресу: Rindermarkt 16. Открыт круглосуточно.
Стоимость парковки:
- первый час 4 евро,
- каждый дополнительный час — 3,50 евро.
- Максимальная оплата за 24 часа — 30 евро.
Парковка на 26 мест Паркплац бай Кустерманн (Parkplatz bei Kustermann) по адресу: Rosental 7. Работает с понедельника по субботу с 10 до 20 часов, в воскресенье закрыта.
Стоимость парковки — 6 евро в час.
На такси
До Театинеркирхе в Мюнхене удобно доехать на такси Uber или München Taxi.
Этапы строительства Frauenkirche
Строительство храма началось в 1468 году. Реализацией проекта занимался известный зодчий Йорг фон Хальспах, который руководил строительством Старой ратуши на Мариенплац.
- В 1494 году был возведен основной фасад, собор освятили и открыли для прихожан. Сам архитектор до окончания строительства не дожил.
- Дальнейшие работы проводились до 1525 года. Последними соорудили купола и башни.
- В 1599 году в храме дополнительно возвели триумфальную арку, украшенную лепниной, а в 1620 году на главном алтаре появилось изображение «Успение Пресвятой Девы Марии».
- В 1821 году собор стал епископской резиденцией, что привело к кардинальной реорганизации интерьера.
- После Второй мировой войны церковь сильно пострадала. В 1989-1994 гг. была проведена полная реконструкция храма.
Что скрывают стены храма: святыни и реликвии
История Фрауэнкирхе насчитывает пять столетий, но его возведение до сих пор окутано тайнами и легендами. На момент строительства аналогичных сооружений в Баварии не существовало. Особенно вопросы вызывало быстрое возведение церкви за 20 лет, что было невероятно коротким сроком для подобной конструкции.
Собор Пресвятой Девы Марии – не только изумительный пример поздней готики, но и ценное культурное наследие Германии, стены которого хранят не одну тайну.
Памятник Виттельсбахов – кенотаф Людвига IV
Важная часть Frauenkirche — скульптуры. В южном крыле находится кенотаф, установленный в 1622 году по инициативе курфюрста Максимилиана I в честь усопшего императора Людвига Баварского. Кенотаф призван подчеркнуть значимость Людвига IV для католической веры, ведь в истории правлении династии Виттельсбахов, он занимает центральное место.
Внутри мраморного склепа расположена готическая мемориальная доска. Однако авторство плиты не установлено до сих пор. Останков самого правителя здесь нет, так как он похоронен в крипте вместе с остальными представителями монархии.
Рядом с памятником находятся две бронзовые статуи герцога Вильгельма IV (1508-1550) и Альбрехта V (1550-1579), а также четыре коленопреклоненных знаменосца, создающие единую скульптурную композицию.
Тойфельстритт – след дьявола
Собор Пресвятой Девы Марии – нетипичное религиозное сооружение для Баварии XV века. Его архитектура побудила множество мифов, которые передаются местными жителями из поколения в поколение. Самый известный из них – der Teufelstritt или след дьявола.
У входа в собор на полу есть отпечаток ноги, по легенде, оставленный самим Люцифером. При возведении Фрауэнкирхе между архитектором и дьяволом якобы была заключена сделка: сатана обещал помочь в сооружении церкви в обмен на душу архитектора.
На тот момент в Мюнхене религиозных зданий было в избытке. Сатана боялся, что покровительство Пресвятой Девы Марии ослабит его позиции, поэтому решил сделать храм, который бы не привлекал прихожан.
Когда строительство завершилось, дьявол пришел за долгом. Войдя через главные ворота, он рассмеялся, ведь внутри не было ни единого окна, а значит, такой храм не мог принести пользы. От радости демон ударил ногой об пол, оставив на нем свой отпечаток. Но когда сделал еще один шаг, то увидел свет, падающий сквозь стекло. Разгневавшись, он превратился в ветер и пытался разбить окна, что не удалось, поскольку люди толпой вошли в церковь.
Действительно, при входе в церковь боковые окна не видны. С 1622 до 1860 год их заслонял огромным алтарь эпохи Возрождения с изображением Успения Пресвятой Девы Марии, выполненный П. Кандидом.
Есть еще одна легенда собора Фрауэнкирхе, согласно которой дьявол в обличии шторма до сих пор пытается проникнуть внутрь и разбить окна, поэтому вокруг храма всегда ветрено.
Отголосок истоков католицизма – механические часы
Точный хронометраж стал необходимой частью западной религии, начиная со Средневековья. Богослужения начинали в одно время, для чего в храмах ставили часы. Они не только определяли, когда начинать молитву, но и символизировали похвалу Богу и скоротечность жизни.
Также циферблат демонстрируют Солнечную систему, лунные фазы, знаки Зодиака.
В 1749 году во время реставрации в часовой механизм вмонтировали кукарекающего петуха. Но под влиянием разных эпох корпус часов неоднократно менялся, поэтому в первоначальном виде они не сохранились. На сегодня осталось встроенное музыкальное сопровождение, что придает всей конструкции уникальности.
Крипта Фрауэнкирхе – склеп династии Виттельсбахов
За стенами центрального алтаря находится крипта – место захоронения монархов, архиепископов и кардиналов. Крипта Фрауэнкирхе представляет собой семейный склеп, где похоронены останки правителей династии Виттельсбахов.
Каждая могила оформлена в гробницу с мемориальной плитой. Помещение выполнено из кирпича и пышным художественным оформлением не отличается, хотя еще в XIX веке крипту украшали барельефы, роспись, лепнина, которые убрали после реконструкции. Вход туристам в эту часть храма запрещен.
Сектантские общины неправославного вероисповедания
К сектантским общинам русская православная церковь относила почти все объединения неправославного вероисповедания, за исключением указанных выше. Ими занимались полицейские, проводя дознания.
Православные священники должны были следить за вверенным участком, чтобы не появлялись никакие секты. Всех, кто не являлся на исповедь, обязательно проверяли, проводя разъяснительную и просветительскую работу.
Документы с упоминаниями религиозных сект в Российской
империи можно найти в архивах примерно по 1919 – 1922 гг.
Книги с метрическими записями церквей разных конфессий необходимо искать в региональных архивах. Если им на хранение такие не поступали, то обратитесь к справочнику по административно-территориальному делению. Возможно нужный населенный пункт относился к другой губернии.
Вам будут интересны другие статьи по генеалогии:
⠀⠀⠀⠀