Собор св. вита

Как добраться

Вот так выглядит Пражский Град на карте Праги:

Добираются до него так:

  • сесть на трамвай № 22, доехать до остановки Pražský hrad, повернуть налево и пройти 300 метров до входа;
  • на 22 трамвае: выходим на остановке Malostranské náměstí, по улице Замецка (Zámecká) проходим около пятидесяти метров и поворачиваем налево. По улице Тгуновска (Thunovská) дойти до Новой замковой лестницы. Если по ней подняться, откроется шикарный вид на Градчанскую площадь (Hradčanské náměstí) и ворота Гигантов (Bránа gigantů);
  • на метро по линии А доехать до станции Malostranská, пройти около 100 метров вдоль трамвайных рельсов и повернуть налево к Старой замковой лестнице. Если по ней подняться, то со смотровой площадки откроется прекрасный вид на реку Влтава;
  • на метро по линии А доехать до станции Hradčanská, идти около 700 метров, по дороге увидим красивейший Королевский сад и незабываемые виды города.

В автоматах, расположенных в городе, приобретается единый проездной билет для всех видов общественного транспорта, который действует:

  • 30 минут, стоит 24 кроны — для взрослых и 12 крон — для детей старше пяти лет;
  • 90 минут, стоит 32 кроны — для взрослых и 16 крон — для детей старше пяти лет.

Или прибегнуть к услугами такси, стоимость которого зависит от класса машины (эконом или люкс), времени суток, километража и времени пути. Примерные цены такие: 18-28 крон за 1 км пути, 40 крон — посадка и 6 крон — время ожидания.

Время работы

Осмотр достопримечательностей разделяется по сезонам:

  • летний — с 1 апреля по 31 октября;
  • зимний — с 1 ноября по 31 марта.

Часы работы:

  • Кафедральный собор Святого Вита: понедельник-суббота с 9-00 до 17-00, в воскресенье с 12-00-17-00 в летний сезон и понедельник-суббота с 9-00 до 16-00, в воскресенье с 12-00-16-00 в зимний сезон. За двадцать минут до закрытия собора вход для посетителей прекращается. Во время религиозных церемоний и богослужения вход для туристов закрыт. Информация по мероприятиям находится на сайте http://www.katedralasvatehovita.cz;
  • сокровищница собора Святого Вита: с 10-00 до 18-00 в летний сезон и с 10-00 до 17-00 в зимний сезон;
  • смотровая площадка на Южной башне собора Святого Вита: с 10-00 до 18-00 в летний сезон и с 10-00 до 17-00 в зимний сезон, вход для посетителей прекращается за полчаса до закрытия;
  • выставочные залы: с 10-00 до 18-00;
  • исторические здания: с 9-00 до 17-00 в летний сезон и с 9-00 до 16-00 в зимний сезон;
  • сады Пражского Града, Олений ров и туристические маршруты: с 10-00 до 18-00, в зимний сезон закрыты;
  • сад на бастионе: с 6-00 до 22-00;
  • дворцовые сады: с 10-00 до 18-00.

В сам Пражский Град вход бесплатный, а заплатить придется только за посещение выставок, экспозиций и определенных исторических объектов.

Стоимость билетов зависит от выбора экскурсионного маршрута.

Экскурсионный маршрут Обычный билет (CZK) Скидочный билет

(CZK)

Семейный билет

(CZK)

Старый Королевский дворец, экспозиция История Пражского Града, базилика Св. Георгия, Золотая улочка, Пороховая башня, Кафедральный собор Св. Вита, Рожмбергский дворец 350 175 700
Старый Королевский дворец, базилика Св. Георгия, Золотая улочка, Кафедральный собор Св. Вита 250 125 500
Экспозиция Сокровищница Кафедрального собора Св. Вита, Картинная галерея Пражского Града 350 175 700
Экспозиция История Града 140 70 280
Экспозиция Сокровищница Кафедрального собора Св. Вита 250 125 500
Картинная галерея Пражского Града 100 50 200
Смотровая башня Кафедрального собора Св. Вита 200
Пороховая башня — экcпозиция охраны Пражского Града 70 40 140

Семейный билет: от 1 до 5 детей в возрасте до 16 лет и 2 взрослых

Скидки предоставляются при предъявлении удостоверения личности для:

  • детей от 6 до 16 лет;
  • студентов до 26 лет;
  • пенсионеров старше 65 лет.

Бесплатно посещают:

  • дети до 6 лет;
  • группа детей с воспитателем из детских садов;
  • инвалиды;
  • один сопровождающий на группу школьников или студентов из 15 человек;
  • экскурсоводы с группой, у которых оплачены билеты.

Общественные туалеты

Общественные туалеты для посетителей Пражского Града находятся в таких местах:

  • рядом с Львиным двором (Lví dvur);
  • около собора Святого Вита, рядом со входом;
  • по адресу Třetí nádvoří Pražského hradu 48/2 в старом Королевском дворце;
  • на Золотой улочке (Zlatá ulička).

Черная башня

Это одна из старейших башен Пражской крепости, её возвели ещё в 1135 году. Башня использовалась как бастион и ворота в Пражский град, она охраняла от неприятеля с восточной стороны.

Из-за соседства со зданием бургграфства башню называли бургграфской. По распоряжению Карла IV, крышу перекрыли оловянными листами с позолотой, и башню стали именовать Золотой.

В 1541 году крупны пожар изрядно потрепал Золотую башню, после которого она была вся чёрной от сажи и копоти. Именно этот пожар дал новое название — Чёрная башня, именно оно и дошло до наших дней.

Изначально в башне был дозорный пункт, но с течением времени чего в ней только не было. В XVI веке в ней содержали арестантов, причём исполняли смертные приговору тут же.

В наши дни, Чёрная башня открыта для туристов, внутри находится хранилище археологических находок Пражского града.

Королевский сад и летний дворец королевы Анны

Королевский сад, разбитый на месте пражских виноградников, в свое время стал демонстрацией веяний европейских архитектурных стилей. К счастью, их влияние на Пражский Град оказалось не мимолетным, и сад площадью 3,6 Га сохранился и до сего дня. Парк является одним из образцов планировки садов с учетом принципов ренессанса. В его структуре заметны правильность и регулярность, но, что главное, он создан в единстве с доминирующим в композиции Летним дворцом.

Сам по себе Летний дворец королевы Анны не предназначен для постоянного обитания в нем (о чем говорит и название). Строился он, в первую очередь, для проведения церемониальных мероприятий. Простое прямоугольное ядро конструкции выглядит изящным за счет арочной аркады, в пространствах которой расположены рельефы, рассказывающие о силе самодержцев. Среди наиболее интересных архитектурных решений конструкции — крыша, при взгляде на которую возникает ассоциация с задранным днищем перевернувшегося корабля.

Одно из украшений комплекса — построенный в 1568 году поющий фонтан. В отличие от современных «собратьев», он издает мелодичные звуки не с помощью аудиосистем — падающая из него вода словно сама «играет» мелодию. Правда, чтобы услышать ее, нужно прислониться к самому фонтану. Многие посетители отмечают, что воспроизводимый звук очень похож на колокольный перезвон. Богато украшенная барельефами металлическая конструкция, венчаемая скульптурой мальчика с волынкой, является одним из красивейших объектов парка.

В разное время дворец и парк служили разным целям — здесь была обсерватория, жили солдаты… Сегодня же, в основном, эту часть Пражского Града используют для организации выставок предметов изобразительного искусства. Также здесь проводятся официальные мероприятия, связанные с деятельностью президента страны. Посетить дворец и Королевский сад можно исключительно с апреля по октябрь.

Пражский Град — ОранжереяПражский Град — внутри оранжерем

Часы работы собора Святого Вита

Собор открыт для посетителей все дни недели. С ноября по март — с 9 до 16 часов (в воскресенье с 12 до 16 часов). В более светлое время года, с апреля по октябрь время работы собора увеличивается на час — с 9 до 17 часов (в воскресенье соответственно с 12 до 17 часов).

Внутрь собора перестают пускать за 20 минут до закрытия.

В праздничные дни собор открыт по особому графику, который имеет смысл уточнять заранее.

Обратите внимание, что доступ на смотровую башню начинается и заканчивается на час позже основного графика работы собора. Собор — действующий, в нем ежедневно проходят католические богослужения

Однако туристам попасть на них реально только в выходные дни

Собор — действующий, в нем ежедневно проходят католические богослужения. Однако туристам попасть на них реально только в выходные дни.

Подробнее на официальном сайте собора.

Собор Святого Вита — панорама Google Maps

План и размеры

Он имеет традиционный план базилики с латинским крестом, как и большинство французских готических соборов и ряд немецких церквей (это не рыночный зал, в отличие от собора в Вене, например). Таким образом, он имеет высокое центральное пространство, освещенное световым люком. Этот сосуд состоит из нефа и хора, который заканчивается апсидой, разделенной трансептом. Он окаймлен двумя низкими боковыми нефами и амбулаторным зданием вокруг апсиды хора. Эти проходы выходят на боковые часовни, а амбулатория обслуживает расходящиеся часовни. Южный фасад трансепта, обращенный к городу, является наиболее важным и развитым входом в здание. Он имеет крытое крыльцо (Золотые ворота) и большую башню, которая является самой высокой в ​​соборе, часовня, более широкая, чем другие, занимает место, вероятно, запланированное для второй симметричной башни на этом фасаде.

По размерам вполне сравнимы с Нотр-Дам де Пари  :

  • длина: 124  м  ;
  • ширина: 60  м  ;
  • высота свода: 33,2  м  ;
  • высота двух башен западного фасада: 82  м  ;
  • высота южной башни: 96,5  м .

Общий вид и описание интерьера

Когда входишь в собор Святого Вита, первое, что невероятно впечатляет – это масштабы сооружения и ощущение прикосновения к многовековой истории. По большей части храм возводился в средние века и относится к крупнейшим средневековым соборам Европы. Только западный фасад с его знаменитой розой был достроен в начале XX столетия.

Кстати, обратите внимание, где находится толпа людей. А толпятся все на той площадке у входа, куда разрешается войти посетителям, не приобретая экскурсионного билета

Этот снимок сделан из центральной части зала. Очевидно, что убранство собора открывается для осмотра, только если вы имеете входной билет.

На предыдущей фотографии хорошо различим балкон, окружающий пространство зала по периметру. Балкон называется трифория. Он поднят на высоту 14 м от пола, а над ним — окно-роза 10-метрового диаметра. На балконе создана галерея бюстов королей и королев, церковнослужителей и тех значимых особ, которые имели непосредственное отношение к строительству храма.

Высота собора Святого Вита — 33 метра. Зал длиной более 120 м и шириной до 60 м разделен на три нефа могучими ребристыми колоннами. Завершатся пространство сетчатым сводом, который изобрел Петр Парлерж – можно сказать, архитектурный талант при дворе Карла IV.

Всего в соборе 28 колонн. Начиная с центральной части и ближе к алтарю, на колоннах помещены статуи святых и правителей.

Но скульптуры установлены не только на высоте, они также есть за алтарем. Например, статуя кардинала Фридриха Шварценберга – католического священника, который основал Общество по завершению строительства Святовитского собора и внес значительный вклад в возведение западного фасада.

Бронзовая скульптура от Йозефа Вацлава Мысльбека установлена с северной стороны от алтаря перед старой архиепископской капеллой, где похоронен кардинал.

За статуей расположено старинное дубовое панно. Таких панно в храме несколько, и на них изображены ключевые события Праги. Особенно любопытно рассмотреть рельеф Праги, созданный резчиком Бехтелером в 1630 году.

В центре резного плана находится Карлов мост со Староместской готической башней. И кто неплохо знает Прагу, зразу заметит, как отличалась прибрежная часть города в XVII  веке от нынешней. В левой нижней части картины нет собора Святого Франтишека, который сейчас высится у Карлова моста. На реке Влтава еще только намечается островок, который позднее сформировался на основе наносов, и сейчас известен как остров Жофин… Но, с другой стороны, уже в то далекое время город имел множество объектов, которые сохранились до наших дней и стали известными достопримечательностями Праги.

Строительство собора

Нынешнее здание собора строилось в несколько этапов: 1344—1419, 1490—1510, 1556—1593 и 1873—1929 (западная часть). Окончательно строительство собора было завершено только в начале XX столетия.

Первый храм-ротонду на этом месте, как считается, построил ещё святой Вацлав в 925 году; церковь была посвящена святому Виту, чью десницу Вацлаву подарил восточнофранкский (германский) король Генрих I. В XI веке на месте романской ротонды была возведена трёхнефная базилика, которая должна была служить Пржемысловичам в качестве коронационного костела и места погребения. Начало её строительства относится к правлению князя Спытигнева II (1060).

Собор Святого Вита — вид ночью

Строительство собора началось 21 ноября 1344 года. Покровителями собора были архиепископ Эрнест из Пардубице и Карл IV, король Чехии. Собор должен был стать местом для коронации, фамильным склепом, сокровищницей.

Первым архитектором, строившим собор, стал француз Маттиас из Арраса, приглашённый в Прагу из папского дворца в Авиньоне. Маттиас составил общий план строения в стиле французской готики (переходная базилика, аркбутаны, короткий трансепт). Однако он дожил лишь до окончания строительства аркад и галереи.

После Маттиаса, умершего в 1352 году, строительство продолжил Петер Парлер, молодой 23-летний архитектор из германского городка Швебиш Гмюнд (нем. Schwabisch Gmund). Сначала он работал в соответствии с планом Маттиаса — ризница на северной стороне, капелла на южной. Но когда он закончил всё, что не успел Маттиас, он начал добавлять собственные идеи. Его смелость и инновационные идеи привнесли новые уникальные элементы. Хороший пример — сконструированный им свод. Он представлял собой двойные диагональные балки. Вместе они создавали неповторимый орнамент.

В то время как Маттиас по складу ума был математиком и его конструкции были полны чистого расчёта, Парлер был скульптором, и относился к архитектуре как к скульптуре. Это заметно в использовании многочисленных карнизов, бюстов (на которых были изображены представители королевской династии, епископы и архитекторы, строившие собор — Маттиас и Парлер).

Работая над собором, Петер так же работал над Карловым Мостом и множеством церквей, и когда он умер в 1397 году, были закончены лишь хор и часть трансепта.

Работу Парлера закончили его сыновья — Вензел и Йоханс, а их, в свою очередь, сменил Мастер Петрилк. Они закончили огромную башню и южную часть.

Начавшиеся в 1419 году гуситские войны приостановили строительство кафедрального собора. Многие картины, иконы и скульптуры сильно пострадали в этот период.

Собор Святого Вита — колокол 1549 года

На протяжении следующего столетия строительство было завершено лишь наполовину. Во второй половине XV века король Владислав Ягеллон (чеш. Vladislav Jagellonsky) поручил закончить строительство великому архитектору Бенедикту Рейту, но процесс почти сразу остановился из-за недостатка средств.

Последовавшие попытки достроить собор привнесли в общий ансамбль элементы барокко.

В 1844 году Ворцлав Песина и архитектор Йозеф Краннер представили программу окончания строительства великого собора. Йозеф возглавлял ремонтные работы с 1861 по 1866 год, избавился от элементов барокко и восстановил интерьер. В 1873 году, после смерти Краннера, архитектор Йозеф Мокер закончил реконструкцию. Он сконструировал западную сторону в классическом готическом стиле.

После его смерти третьим и последним архитектором стал Камил Гилберт.

В 1920 году скульптор Войтек Сушарда и главный художник-модернист того времени, Альфонс Муха, декорировали новые окна в северной части нефа. Окно-розу украшал Франишек Кисела, в 1925-27 годах. На нём были изображены различные библейские истории.

Наконец, в 1929 году, после 600 лет строительства, собор Святого Вита был закончен.

Собор Святого Вита — фото 1887 года

Королевский подарок

Считается, что первый храм на месте нынешнего собора Святого Вита построил в 925 году чешский князь Вацлав. Эта церковь была освящена в честь святого Вита, потому что незадолго до того восточнофранкский король Генрих I подарил Вацлаву десницу этого святого. Видимо, в благодарность за то, что князь признал его своим сюзереном. Генрих, прозванный Птицеловом, вообще активно обращал славян-язычников в христианство. Его друг и вассал князь Вацлав тоже был человеком глубоко верующим. А вот население Чехии на тот момент в большинстве своем поклонялось старым богам и ни про какого святого Вита слыхом не слыхивало. Зато бога войны и победы Святовита знало и издревле почитало. Возможно, именно этим объясняется то, что к мощам никому не известного святого потянулся народ, и новая церковь в Пражском Граде довольно скоро стала известна в округе.

Остается догадываться — было ли это хитростью Вацлава, воспользовавшегося созвучием имен и таким образом мирно и ненавязчиво подтолкнувшего чехов к христианству, или же мы имеем дело с простым совпадением.

Впрочем, даже если это было сделано намеренно, не все на эту уловку клюнули. Известно, что по крайней мере до середины XI столетия население Пражского Града состояло наполовину из язычников.

Некоторые исследователи предполагают, что возможен и такой вариант — церковь Святого Вита изначально была построена на месте капища Святовита (или, как его еще называют, Свентовита). Учитывая, что производились такие «подмены» постоянно, версия вполне реалистичная. Тем более что все известные капища этого божества были расположены в похожих местах -на возвышении, окруженные глубокими оврагами или обрывистыми склонами. Однако подтверждений этой версии нет. На месте собора не найдено никаких артефактов, связанных с языческим культом, в то время как в капище Святовита в Германии их сохранилось довольно много, поскольку пожертвования для жертвоприношений на алтарь Святовита на острове Рюген присылались изо всех славянских земель. Об этом мы знаем из «Славянской хроники» миссионера Гельмольда, написанной в XII веке.

Независимо от того, был ли Святовит «подменен» на святого Вита или последний сам чем-то заинтересовал чехов, здесь утвердилось почитание этого сицилийского святого. Нужно отметить, что, кроме Чехии, святой Вит нигде так широко не известен. Разве что в Германии в Средние века было несколько храмов и монастырей, освященных в его честь. Собственно, оттуда культ и пришел к чехам вместе с частицей святых мощей. А в Германию он, в свою очередь, попал из Италии — с родины святого.

Вход

В собор можно входить с нескольких сторон. Три входных портала западных ворот украшены барельефами. На центральном изображены сценки строительства храма, начиная от создания проекта и заканчивая внесением в него останков святых.

С южной стороны Собор Святого Вита обрамляют так называемые Золотые ворота. В древности они являлись главным торжественным входом в храм, предназначенным только для представителей высшего сословия. Золотые ворота представляют собой тройную готическую арку, которая покрыта мозаикой из позолоченного стекла.

Этот шедевр собран из миллиона кусочков венецианского стекла, имеющих более тридцати оттенков. Мозаика придает южному порталу характерное золотистое сияние.

Уникальны и решетки перед воротами: на них изображены ремесла, подходящие для всех знаков зодиака. Собор Святого Вита в этом плане уникален, ведь церковь считает астрологию абсолютной лженаукой.

Еще одна удивительная особенность собора – это мозаичное распятие в нише южных ворот, выполненное по православным канонам. Об этом свидетельствует количество гвоздей (четыре), которыми Спаситель прибит к кресту. Поскольку католицизм принимает, что их было всего три, наличие православного распятия в храме другого направления христианства – поистине загадка.

Фотографии «Градчаны»:

Градчаны

Градчаны

Рядом находится:

Голодная стена — самая большая и самая хорошо сохранившаяся часть средневековых укреплений Праги. Располагается на Петршинском холме, идёт вверх от Уезда. Была построена императоро…

Петршин — холм в центре Праги (Чехия) на левом берегу реки Влтавы. Высота 327 м. Наиболее известная гора Праги. В языческие времена холм был местом поклонения Перуну. При Карле IV …

Петршинская башня была построена на одноименном холме Праги по инициативе Клуба чешских туристов после посещения Всемирной выставки в Париже в 1889 году, и является подобием Эйфеле…

Пражская Лорета или просто Лорета — сокращённое наименование пражского Костёла Рождества Господня, стоящего на восточной стороне Лоретанской площади в Градчанах. Название «Лорета» …

Пражский Град — крепость в Праге (аналог восточнославянского кремля), резиденция президента Чехии (ранее — чешских королей, некоторых императоров Священной Римской империи, президе…

Собор Святого Вита — готический католический собор в Пражском Граде, местопребывание архиепископа Пражского.
Собор причисляется к жемчужинам европейской готики, является художеств…

Старый королевский дворец — изначально романский дворец в средней части Пражского Града. Здесь находится Церковь всех святых, Владиславский зал, Старые палаты, Палата Земских досок…

Страговский монастырь — монастырь в Праге, памятник архитектуры Чехии. Расположен в Градчанах, Прага 1. Монастырь относится к старейшим монастырям ордена монахов-премонстрантов. Б…

Чернинский дворец — протяжённый (длина фасада 150 метров) дворец аристократического рода Черниных в Градчанах неподалёку от Пражского Града и Лореты. В здании расположено Министерс…

Градчаны вы можете посетить на следующих экскурсиях:

  • Пражский град (из Праги) с Empire
  • Сладкая Прага (из Праги) с Prague Boats
  • Большая Экскурсия – главные достопримечательности (из Праги) с Premiant City Tour
  • Часовая прогулка по Влтаве (из Праги) с Prague Boats
  • Большой тур + Пражский град + Карлов мост (из Праги) с Premiant City Tour
  • Самое лучшее в Праге — 6-часовая экскурсия (из Праги) с BestTour
  • Большая обзорная экскурсия (из Праги) с BestTour
  • Пешеходная экскурсия по Праге + теплоход с обедом (из Праги) с BestTour
  • Экскурсия на теплоходе (из Праги) с BestTour
  • Экскурсия на теплоходе + музыка + ужин (из Праги) с BestTour
  • Ужин на теплоходе — Ночная Прага (из Праги) с Prague Boats
  • Обед на теплоходе (из Праги) с Prague Boats
  • Пражский Град и его интерьеры (из Праги) с Premiant City Tour
  • Круиз по Чертовке (из Праги) с Prague Boats
  • Пражский Град + Градчаны (из Праги) с East West Travel Service
  • Вечерняя Прага со Швейком (автобусная экскурсия) (из Праги) с Швейк-Тур
  • Прага 2 в 1 (из Праги) с Premiant City Tour
  • Большая 6-часовая экскурсия по Праге (из Праги) с BestTour
  • Авто-пешеходная экскурсия по Праге (из Праги) с Express Tour
  • Прага классическая и завод Лапис (из Карловых Вар) с Connect Travel
  • Вечерняя Прага на теплоходе с ужином (из Праги) с Connect Travel
  • Вся Прага со Швейком (обзорная экскурсия) (из Праги) с Швейк-Тур
  • Обзорная автобусно-пешеходная экскурсия (из Праги) с European Travel Partner
  • Сити-Тур (автобусная) (из Праги) с Empire
  • Хрустальный ужин (из Праги) с Prague Boats
  • Прага: автобусно-пешеходная + обед по-чешски (из Праги) с Швейк-Тур

Обновление Пражского Града Бенидиктом Рейтом

Лишь в 1483 г. масштабная реконструкция была затеяна по указанию короля Владислава Ягеллонского. Он доверил работы по «обновлению» чешской крепости знаменитому в то время архитектору Бенедикту Рейту. В Пражском Граде он проявил себя как подлинный талант — именно сооружения на территории укреплений сегодня вспоминают в первую очередь при изучении наследия этого средневекового мастера.

Изначально перед Рейтом стояла задача обеспечить надежную защиту — первая часть работы архитектора сводилась к обязанностям военного архитектора. Однако поскольку Владислав II планировал создать здесь «град к славе и веселью своему и потомков чешских королей», только на крепостных стенах все не остановилось. Хотя бастион и вооруженные башни, выдвинутые из стены над Оленьим рвом, конечно, получились величественными.

Интересно, что в результате реконструкции территория Пражского Града была расширена. А между старыми романскими стенами и новыми, позднеготическими, существовало пространство шириной в несколько метров. Благодаря ему в восточной части укреплений позже возникла даже целая улица — . Она известна практически всем гостям города своими карликовыми двухэтажными домиками, выросшими в арках старинной стены.

Владиславский зал

Одним из главных творений Рейта стал Владиславский зал — в то время он был самым большим сводчатым залом на территории Европы. Позднеготическая конструкция с размерами 62 x 16 м включала в себя и элементы ренессанса, с которыми архитектор был хорошо знаком. К сожалению, всю прелесть его задумки сегодня ощутить не удастся. По первоначальному плану, автору удалось добиться интереснейшей игры света благодаря форме и расположению окон, когда витиеватые ребра потолка становились полем для игр солнечных лучей. Но в советское время верхние окна оборудовали вентиляцией, эффект был утрачен.

Зал надстроен над более старым сооружением, но во многом для своего времени являлся новаторским. Так, в то время было принято строить смотровые площадки исключительно с целью обеспечения безопасности. Соответственно, красивыми они ни были. Бенедикт одним из первых европейских архитекторов решился на создание зала с выходом наружу, к городу. Весьма интересна была и шатровая крыша здания, сгоревшая позже в пожаре.

Также трудам Рейта в Пражском Граде принадлежат наездническая лестница, использовавшаяся для выезда всадников из крепости, и Людвиково крыло.

Башня Далиборка

Башня Далиборка (маленькая, круглая), а за ней Чёрная башня (в строительных лесах)

Делиборка является самым ужасным местом Пражского града, тут во все времена была тюрьма.

Ищите башню Далиборка в самом конце Златой улочки, это единственная башня града, которая ниже крепостной стены.

Башню-тьрьму построили в XV веке и почти сразу же в неё угодил рыцарь Далибор из Казаед. Считается, что он вступился за подданных одного из своих соседей. Т.е. этакий средневековый «несогласный», который пошёл против «Системы». Итог был предсказуем, ему отрубили голову, а в обвинительном заключении была формулировка «За совершение тягчайшего преступления против феодального права».

Башня Далиборка, тут тоже полно пыточных инструментов

Собственно говоря, первый узник и дал башне название. А ещё ходит легенда, о том как Делибор играл на скрипке, а городские жители приходили его слушать. В один день «слушатели» пришли, а музыку не услышали. Всем стало ясно, музыкант лишился головы.

Эту легенду не следует принимать буквально, так как скрипку изобрели в середине XVI века на севере Италии, а голову Делиборру отрубили в 1498 году.

Есть версия, что узника пытали с особой жестокостью, что он издавал настолько нечеловеческие звуки, которые окружающие ошибочно приняли за сладостную музыку.

Есть ещё одна версия этой легенды, в ней говорится про метафорический смысл «Играть на скрипе». В Чехии даже есть поговорка «Нужда принудила Далибора играть на скрипке». Слова можно понять так: «Скрипка» — орудие пыток, «Играть» — начать говорить.

Сезоны посещений

Летний период (1 апреля–31 октября):

Объект

Время визитов

Примечания

Площадь Пражского Града.

6:00–22:00

Старый Королевский дворец, выставка «История Пражского Града», ул. св. Иржи, Златая аллея с башней Далиборка, картинная галерея, дворец Розенбергов.

9:00–17:00

Собор Святого Вита.

Пн–сб: 9:00–17:00. Вс: 12:00–17:00

Последний вход внутрь в 16:40.  Бесплатный входдля церковных служащих, паломников и т. д. Во время церковных служб экскурсии не проводятся. Об изменениях в работе храма можно узнать на сайте: www.katedralasvatehovita.cz

Экспозиция кладов Святого Вита.

10:00–18:00

Большая Южная башня собора.

10:00–18:00

Последний вход внутрь в 17:30.

Школа верховой езды, Императорские конюшни, Терезианское крыло, Летний дворец королевы Анны.

10:00–18:00

Сады Пражского Града и Олений ров.

10:00–18:00

Сад «На Бастионе».

6:00–22:00

Замок Ланы.

Среда и четверг: 14:00–18:00. Суббота, воскресенье и праздники: 10:00–18:00

В дни рождения и смерти Т.Г. Масарика (7 марта и 14 сентября) открыто 10:00–18:00.

Зимний период (1 ноября – 31 марта):

Объект

Время визитов

Примечания

Площадь Пражского Града.

6:00–22:00

Старый Королевский дворец, выставка «История Пражского Града», ул. св. Иржи, Златая аллея с башней Далиборка, картинная галерея, Пороховая башня, дворец Розенбергов.

9:00–16:00

Собор Святого Вита.

Пн-сб: 9:00–16:00. Вс: 12:00–16:00

Последний вход внутрь в 15:40.  Бесплатный входдля церковных служащих, паломников и т. д. Во время церковных служб экскурсии не проводятся. Об изменениях в работе храма можно узнать на сайте: www.katedralasvatehovita.cz

Выставка кладов Святого Вита.

10:00–17:00

Большая южная башня собора.

10:00–17:00

Последний вход внутрь в 16:30.

Школа верховой езды, Императорские конюшни, Терезианское крыло, Летний Бельведер.

10:00–18:00

Сады Пражского Града и Олений ров.

Закрываются на зимний период.

Сад «На Бастионе».

6:00–22:00

Замок Ланы.

Закрывается на зимний период.

Архитектура

В целом этот великолепный собор относится к готическому стилю, но его монументальность, его размеры и ряд иных особенностей делают собор самобытным и непохожим на другие проекты в готическом стиле. Но все, же впечатляют в первую очередь, именно размеры этого собора. Высота его наиболее высокой, южной башни равняется 96 метрам. Длина главного нефа составляет 124 метра. А чего стоит круглое окно десятиметрового диаметра. Или готические башни, которые хотя и не столь высоки как южная, но все, же насчитывают целых 82 метра.

Все три портала собора святого Вита, хотя и сами являются воплощениями гармонии и таланта архитекторов, тем не менее, дополнены и украшены как барельефами, так и скульптурами.

А стены собора украшает красивейшая резьба, благодаря которой, монументальный собор, оставаясь величественным, не подавляет и не угнетает своими размерами. Так же здесь свою роль сыграли точно рассчитанные пропорции, а если обобщить, то, конечно же, мастерство зодчих, которые создали это чудо.

Одна из башен этого собора украшена изображением петуха. По преданию именно эта домашняя птица стала верным спутником святого Вита. Так же здесь вы встретите множество различных химер, горгулий и других творений, которые призваны отпугивать злых духов от собора, что уже само по себе, не совсем обычно и привычно. Но это Прага со всеми своими мистериями, тайнами и полутенями. Насколько хорошо эти стражи справляются со злыми духами, не известно. Но помимо своей основной, так сказать, незримой функции, все эти химеры с горгульями, стали отличной водосточной системой.

Пражское своеобразие

Имеются здесь и свои золотые ворота. Через эти ворота вы попадаете в самую высокую, южную башню собора. А ведь по задумке архитекторов, этим входом могли пользоваться только достойнейшие, короли и их семейство, придворные, а также те, кого принято относить к элите государства. Ворота украшает изображение покровителей Чехии, умоляющих Иисуса помиловать грешников. Ворота, конечно же, не из золота. Но мозаика, которой отделана арка и из которой собственно выложены изображения покровителей Чехии, придает воротам золотистый оттенок. Между прочим, это отличное венецианское стекло. А количество фрагментов здесь, около миллиона.

Следующее свидетельство пражского своеобразия, вы можете найти на решетке золотых ворот. Здесь изображены те ремесла, которые лучше других подходят тому или иному знаку зодиака. Вот вам и астрология, признанная церковью, злом и ересью. Но мы, же в Праге, а это многое объясняет. Еще один удар по канонам католицизма располагается в нише ворот. Здесь расположено распятие, но распятие православное. Что видно по количеству гвоздей. Их четыре, тогда как по католическим канонам, гвоздей должно быть три. Вот вам и еще одна особенность или загадка, как посмотреть.

Внутреннее убранство собора

Войдя в собор, мы видим все то же монументальное величие и ту же гармонию. Мощные колонны, которые поддерживают свод собора. Их 28 и, кажется, что они способны удержать и небосвод не хуже античных атлантов. Галерея, которая делит храм на земную и небесную части, сразу же ставит вопрос о вечном на первое место. А о великолепных витражах, которыми украшен этот собор, следует сказать отдельно. Двадцать лучших мастеров создавали это по-настоящему великолепное творение из лучших сортов стекла.

И сегодня солнечные лучи, преломляясь в витражах, создают божественное сияние, которое даже закоренелых атеистов заставляет задуматься о духовном. Каждая из 23 капелл этого храма, это отдельная драгоценность в общей диадеме собора. Для украшения здесь активно использованы как полудрагоценные, так и драгоценные минералы, и металлы. Ну а перед главным алтарем собора, расположена, как и задумывалось, королевская усыпальница. Она состоит из крипт – верхней части, а также ротонды, соответственно части нижней. А над усыпальницей королевский балкон. Здесь августейшие особы и их родные молились, когда посещали храм.

О соборе святого Вита можно писать еще очень и очень долго. Но вы не получите и сотой доли впечатлений от этого чуда, ведь такое нужно видеть. А помимо собора в Праге есть и множество иных достопримечательностей — Карлов мост, поющий фонтан и другие. Так что поездка в чешскую столицу запомнится вам очень и очень надолго. Ведь говоря по чести, Прага ничем не уступает в туристическом плане Парижу или Лондону. И описанный собор святого Вита этому наглядное подтверждение.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Отдых круглый год
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: