Интересные места – что посмотреть на Невском проспекте
Переход Думской улицы с видом на думскую Башню
Планируя прогулку по Невскому проспекту, следует уделить внимание объектам на пересечение с Набережной канала Грибоедова:
- Дом Книги
- Спас на Крови
- Башня городской думы — фотки ниже
Кинотеатры
Внимания заслуживают и кинотеатры, расположенные на Невском проспекте:
- Аврора. Один из первых кинотеатров города, открыт с 1913 года. Сегодня для посетителей работает 2 зала, вместимость 623 и 100 мест.
- Родина. Открылся в 1960 году, сегодня работает ежедневно с 10 до 22.00.
- Галерея. Кинотеатр расположен в современном одноименном торгово-развлекательном центре рядом с метро площадь Восстания. Работает ежедневно с 9.00 до 3.00
Дворы и парадные
Для любителей нестандартных экскурсионных маршрутов стоит заглянуть во дворы Невского проспекта. Попасть самостоятельно в большинство из них невозможно, они закрыты. Для самых любознательных проходят специализированные экскурсионные программы.
Экскурсии по крышам
Мнение эксперта
Алексей
Каждый день ищу интересное в Петербурге. Снимаю обзоры на музеи, экскурсии и развлечения. Добавляйся в инстаграм, чтобы не пропустить новости и не потеряться.
Перейти в Инсту
Подробно изучить Невский проспект можно в ходе обзорной экскурсии по крышам. Отсюда вы увидите все то, что никогда бы не заметили с земли. Поищите в гугле Экскурсии по крышам с Лехой или закажите напрямую у меня в директе инстаграма.
https://www.instagram.com/p/B750FJkjrv2/?utm_source=ig_web_copy_link
Общественный транспорт
Технические достижения «века пара и электричества», как это ни покажется странным, почти не коснулись городского транспорта на Невском проспекте: вплоть до начала ХХ столетия он был основан преимущественно на конной тяге.
Еще с 1840-х годов по Невскому ходили два вида общественных многоместных карет, запряженных лошадьми. Это были неуклюжие дилижансы, перевозившие от 12 до 20 пассажиров с их багажом и почту. Они шли от Гостиного двора по проспекту через Знаменскую площадь и далее за город.
Другим видом конного экипажа был омнибус. Само название, означающее в переводе с латыни «для всех«, подчеркивало общественный характер этого транспорта. Действительно, в довольно большой карете могло поместиться до сорока пассажиров.
Другое, неофициальное название омнибуса — «сорок мучеников» — говорило о том, что комфортом этот экипаж не отличался. Но, несмотря на тесноту и неудобства, которые испытывали пассажиры-мученики, транспорт этот получил быстрое распространение, так как был сравнительно дешев: проезд в один конец стоил 10 копеек. Один из первых маршрутов омнибуса прошел по Невскому в 1847 году — от Знаменской площади к Адмиралтейству.
Вскоре появился рельсовый транспорт — «конка», или, официально, «конно-железная дорога«. Вдоль Невского проспекта были проложены рельсы в одну колею, и 27 августа 1863 года по ним пущены двухэтажные вагоны темно-синего цвета, каждый из которых тащила пара лошадей. Ходили они с интервалами в 10 минут, делая между Николаевским вокзалом и Адмиралтейством четыре остановки.
Проезд внутри вагона стоил пятак, на «империале», то есть крыше, — алтын (3 копейки). Посреди «империала», огражденного перилами, стояла двухсторонняя скамья, и, усевшись спинами друг к другу, пассажиры могли обозревать улицу.
Скорость конки была ничтожной — не больше 8-10 километров в час, зато по сравнению с извозчиком это был гораздо более дешевый, а потому и доступный вид транспорта, которым пользовалось все основное население Петербурга.
В конце 1880-х годов на Невском проспекте появилась еще и паровая железная дорога. Она начиналась у Знаменской площади и уходила по Старо-Невскому далеко за город. Хотя вагончики тянули теперь не лошади, а небольшой паровичок, новый вид транспорта по прежнему почему-то называли «конкой», а в официальных документах даже так: «паровая конно-железная дорога«.
В 1880 году в Петербурге успешно прошли испытания первого трамвая — изобретения инженера Ф.А. Пироцкого. Однако еще долго после этого по рельсам в столице продолжала ходить лишь конка. Дело в том, что по договору городской думы с «Товариществом конно-железных дорог» владельцы конки получили монопольное право на пользование рельсовой колеей. Только когда срок договора истек, по ряду улиц Петербурга, в том числе по Невскому проспекту, пошли трамваи. Это случилось уже в ХХ веке — в 1907 году.
Движение по Невскому проспекту стало в ту пору уже столь интенсивным, что в начале ХХ столетия городской думе было представлено несколько проектов создания под Невским первой в Петербурге подземной железной дороги — метрополитена. Тоннель должен был соединять Адмиралтейство с Николаевским вокзалом. Городская дума не смогла, однако, осуществить этот план.
Непрерывное движение транспорта, праздная, нарядная публика, красочные, манящие витрины, броская реклама, пестрящая названиями на заграничный манер, разноязычный говор, суета, оживление, — таким встает перед нами со страниц многочисленных описаний и иллюстрированных изданий Невский проспект дореволюционных лет.
В ту пору Невскому проспекту — одной из старейших петербургских улиц — исполнилось уже два века. Он прошел в своем развитии несколько этапов, отразив изменения, происшедшие в экономической и общественной жизни страны за эти двести лет: Большая «першпективая» дорога, проложенная при Петре I как въезд в только что основанный город, превратилась со временем в блистательный центр столицы феодально-крепостнической империи, украшенный дворцами и стройными ансамблями, а затем стала респектабельной главной магистралью большого буржуазного города.
Но как бы ни менялся Невский проспект, он во все времена сохранял одну особенность, отличавшую его от других улиц и делавшую его притягательным центром не только для петербуржцев. Это — богатая, насыщенная и разнообразная культурная жизнь Невского проспекта, которая составила особую главу в его истории.
История
Невский проспект – это главная магистраль Санкт-Петербурга. Спустя несколько лет после основания культурной столицы возникла необходимость новой дороги. Одного Новгородского тракта, как связующего звена с Москвой, было уже недостаточно. Невский проспект задумывался как парадный въезд с южной стороны города. Закладка состоялась в 1710 году. Генеральный план по возведению дорог отсутствовал. Согласно задумке архитектора Николая Федоровича Гербеля новая дорога должна была стать одной из пяти улиц – лучей, отходящих от здания Адмиралтейства. Свое современное название проспект получил в 1781 году.
Строительство началось с двух точек – от Адмиралтейства и от Невского монастыря. Работы были сопряжены с вырубкой деревьев и уплотнением грунта. Со стороны Адмиралтейства через болота и просеку прокладывали еще часть проспекта к Новгородскому тракту. Строительство «Большой першпективной дороги» началось с 1710 года. При прокладке трассы возникли сложности в виде водных преград. В 1716-1718 года появились мосты через канал Грибоедова, Мойку и Фонтанку. Новый проспект пользовался большим спросом среди местного населения и приезжих. Проезд по дороге был платным, благодаря полученным средствам удалось поддерживать состояние трассы и вымостить ее камнем уже в начале XVIII века.
Самое начало Невского проспекта вид с перехода у Адмиралтейского сада
Со стороны храма, Невского монастыря, монахи также постепенно прокладывали новый путь к Новгородскому тракту, строительство велось с 1712 года. Трасса шла в сторону Адмиралтейства под небольшим вектором и получила первое официальное название «Невская першпективная дорога». В официальные документы проспект впервые попал в 1718 году. Он упомянут в указе Петра Великого, как дорога к монастырю.
Исторический деревянный портал в ворота дома Невский 84-86
Обе дороги стали единым целым в 1760 году, создали небольшой изгиб и сформировали современный облик главной магистрали Санкт-Петербурга.
В 1760 году длина Невского проспекта составляла около 4 верст.
Современные данные:
- общая протяженность 4,5 км
- длина от площади Восстания до Дворцовой площади, главная часть – 3 км
- максимальная ширина – 60 м, минимальная – 25 м
arinavarentseva
iakushkinaevelina
spbinfo
matt_pos_19
i.am._sashka
kreeljewel_ru
welcome.to.spb
tataya308
elle_toofelka
История
Начало проспекта примерно в 1718 году совпадает с рождением Санкт-Петербурга в 1703 году при Петре Великом, когда это была всего лишь дорога, ведущая в сторону Новгорода, расположенного в болотистой, лесистой местности.
После крупного пожара в середине 18-го века, здания и особняки знатных, богатых людей строились из камня, а не из дерева.
В начале 19-го века был построен Казанский собор, главный собор города. Банки и коммерческие здания также начали появляться в это время.
В середине того же века был построен так называемый Московский вокзал-терминал для движения поездов из Москвы. Сегодня его еще называют Санкт-Петербург-Главный.
В начале 20-го века на проспекте появились электрические фонари, заменившие прежние масляные и газовые лампы. Появился и первый общественный транспорт, правда, запряженный лошадьми.
После Октябрьской революции 1917 года название было изменено на проспект 25 октября (с 1918 по 1944 год), а во время Второй мировой войны он несколько раз подвергался бомбардировкам и многие здания были разрушены.
Именно в 1950-1960-е годы начались строительные работы в метро и появились первые две станции.
Многие ежегодные мероприятия проходят на Невском проспекте:
- День Победы (9 Мая)
- День основания Санкт-Петербурга (27 мая)
- Крестный ход от Казанского собора к Александро-Невскому монастырю, чтобы отметить день памяти этого святого князя (12 сентября)
Кто тот человек, который дал этому знаменитому проспекту свое название?
Проспект назван в честь Александра Ярославича, князя Новгородского и Владимирского в период, когда Русь была разделена на множество княжеств, подчиненных игу монголов. Он отличился в юности своими воинскими подвигами, победив шведов в Невской битве 1240 года, за что получил прозвище Невского.
Он был канонизирован Русской Православной Церковью после своей смерти и стал символом национального сопротивления России против германской власти в Восточной Европе.
Его память почиталась как царским режимом, когда Петр Великий основал русский монастырь под именем Александра Невского в 1712 году на месте своей победы над шведами, так и советским режимом, когда Сталин создал военный орден его имени в 1942 году во время Второй мировой войны.
Кроме того, в 1938 году Сергей Эйзенштейн снял фильм «Александр Невский». Это был первый звуковой фильм советского режиссера, в нем снялся российский актер Николай Черкасов, а музыку сочинил Сергей Прокофьев.
Все, что пригодится каждому туристу в путешествии:
- Найти и забронировать туры онлайн можно на Travelata и Onlinetours.
- Забронировать и сравнить цены на отели можно на Hotellook. А апартаменты на Airbnb.
- Выбрать самый дешевый авиабилет среди всех авиакомпаний можно на Aviasales, а ж/д билет на Poezd.
- Найти экскурсии по всему миру на Tripster.
- Купить страховку и не беспокоиться за свое здоровье на Cherehapa.
- Арендовать машину, чтобы увидеть еще больше интересных мест, на Economybookings. Или байк на BikesBooking.
- Заказать трансфер из аэропорта Kiwitaxi.
(Visited 4 250 times, 3 visits today)
Старо-Невский
Часть улицы от площади Восстания до Лавры долгое время оставалась довольно пустынной. Полноценная застройка началась только во второй половине 19 века, когда здесь появились доходные и купеческие дома в стиле модерн или неоклассицизм.
Сейчас Старо-Невский — это самая спокойная часть улицы, где то и дело встречаются интересные архитектурные памятники.
Бывший рынок
Здание любопытно тем, что оно было перестроено из рынка. До сих пор по нижним этажам угадывают очертания торговых рядов Меняевского рынка, который находился здесь до 1930-х годов: это два первых этажа на углу с Полтавской улицей и колонны у арки. Теперь это жилой дом в конструктивистском стиле практически без декоративных деталей.
№146
Доходный дом Круглова
Богатый доходный дом, построенный в начале 20 века в стиле модерн. На фасаде заметны характерные особенности стиля: лепнина на растительную тематику, выразительные чугунные балконы, необычные окна, а внутри — изящная лестница и красочные витражи. Не сохранилась угловая башня, а также частично утрачена внутренняя отделка квартир — в советское время богатые апартаменты дома были поделены на коммунальные квартиры.
№147
Александро-Невская лавра
Пётр I придавал Невскому проспекту особое значение, как дороге, ведущей из центра к церкви. В первые годы основания Петербурга Александро-Невская лавра и Троицкий собор были важным духовным местом города, ведь именно в этом соборе хранилась святыня — мощи Александра Невского. Мощи стали особенной святыней для Петра и жителей нового города, так как именно Александр Невский неподалёку от будущего Петербурга за пять веков до его основания победил в Невской битве, и он, как и Пётр, воевал со шведами.
Лавре была отдана довольно большая территория на берегу Невы. Помимо главного Троицкого собора вскоре были построены корпуса для семинарии и кельи. В советское время Лавра пережила гонения, когда церковь была закрыта, а все здания стали использоваться не по назначению. Мощи были частично утрачены, а частично перенесены в музей атеизма, который находился в Казанском соборе. Теперь все здания лавры возвращены духовенству.
На территории лавры расположен Некрополь — кладбище с важными для русской культуры захоронениями. Именно на нём похоронены Достоевский, Мусоргский, Ломоносов, Глинка и многие другие писатели, композиторы, художники и политические деятели. Практически все надгробия этого кладбища чрезвычайно выразительны, поэтому на посещение Некрополя стоит выделить не менее часа.