Православный кафедральный собор рождества христова

Как добраться

Рига связана авиасообщением с большинством крупных городов Европы. Международный аэропорт расположен в десятке километров юго-западнее. От автовокзала до аэропорта каждые 10-15 минут отправляется автобус 22. Паромное сообщение налажено с Стокгольмом, Копенгагеном, Килем.

Добраться в Ригу можно и поездом. Ежедневно ходят поезда из Санкт-Петербурга, Пскова и Москвы. Удобным средством передвижения является также автобус. Рейсы в столицу Латвии курсируют из Москвы, Варшавы, Санкт-Петербурга и других городов. Автомагистрали связывают Ригу с Таллином, Санкт-Петербургом, Вильнюсом, Москвой.

Старый город в Риге

Алтарь

В 1680 году, когда церковь являлась главной королевской лютеранской церковью, был создан алтарь (существовал ли до этого алтаря другой, истории доподлинно неизвестно); считается, что он является самым ранним барочным алтарём в Латвии. Его создатели также неизвестны. В 1902 году было решено разобрать «одряхлевший» алтарь, что и было приведено в исполнение — сразу после ликвидации ценной сакральной реликвии решено было приступить к строительству нового алтаря. Для этих целей было приглашено два мастера: скульптор Кристоф Миттельхаузен и резчик по дереву Якоб Шраде, которые успешно справились с возложенными на них обязанностями. Однако от старого алтаря кое-что да сохранилось до наших дней: если войти в Музей истории Риги и мореходства, на одном из участков экспозиции можно обнаружить барочные по исполнению резные фигуры ангелов, которые некогда украшали старый алтарь, а теперь пополняют коллекцию деревянной скульптуры одного из крупнейших современных европейских музеев.

После перестройки интерьера в связи со сменой конфессиональной принадлежности в 1924 году, этот второй алтарь был перенесён из центра в боковой придел церкви, а на его месте появился следующий, уже третий по счёту. Через некоторое время старый алтарь 1902 года переносят в расположенную по соседству буквально напротив Рижского замка католическую церковь святой Марии-Магдалины. Затем, уже в новейший период, в 1997 году, его транспортируют в построенную незадолго до этого католическую церковь в Огре, где он украшает её интерьер и поныне.

Алтарь

В 1680 году, когда церковь являлась главной царской лютеранской церковью, был сотворен алтарь (существовал ли ранее алтаря другой, истории доподлинно непонятно); считается, что он является самым ранешным барочным алтарём в Латвии. Его создатели также неопознаны. В 1902 году было решено разобрать «одряхлевший» алтарь, что и было приведено в выполнение — сходу после ликвидации ценной сакральной реликвии решено было приступить к строительству нового алтаря. Для этих целей было приглашено два мастера: архитектор Кристоф Миттельхаузен и резчик по дереву Якоб Шраде, которые удачно совладали с возложенными на их обязательствами. Но от старенького алтаря кое-что да сохранилось до наших дней: если войти в Музей истории Риги и мореходства, на одном из участков экспозиции можно найти барочные по выполнению резные фигуры ангелов, которые некогда декорировали старенькый алтарь, а сейчас пополняют коллекцию древесной статуи 1-го из огромнейших современных европейских музеев.

После перестройки интерьера в связи со сменой конфессиональной принадлежности в 1924 году, этот 2-ой алтарь был перенесён из центра в боковой придел церкви, а на его месте появился последующий, уже 3-ий по счёту. Через некое время старенькый алтарь 1902 года переносят в расположенную по соседству практически напротив Рижского замка католическую церковь святой Марии-Магдалины. Потом, уже в новый период, в 1997 году, его транспортируют в построенную незадолго ранее католическую церковь в Огре, где он декорирует её интерьер и доныне.

Вдоль набережной Даугавы

Рижский замок лучше всего видно с набережной. Рижский замок начали строить немецкие рыцари чуть ли ни с самого основания города, но с тех пор его так много раз разрушали и отстраивали заново, так что ничего уже не напоминает о его средневековом происхождении. Сейчас в замке расположен музей истории Латвии и находится официальная резиденция президента. Внешне он выглядит не очень интересно, в этом мире полно гораздо более впечатляющих и внушающих уважение замков.

Рижский замок

Церковь Марии Магдалины стоит у самого Рижского замка, знаменита она стала тем, что в её стенах последовательно отправляли свои богослужения три самых крупных течения христианства. Изначально на её месте стоял католический монастырь, после шведского завоевания на этом отстроили протестанскую церковь, после победы русских в Северной войне на руинах возвели русскую православную церковь, в годы Первой мировой в ней молились немецкие солдаты-католики и с тех пор церковь является католическим костелом.

Церковь Марии Магдалины

На набережной стоит скульптура Большого Кристапа, на самом деле это копия, оригинал хранится в музее. Это полу языческий, полу христианский персонаж местного эпоса. К нему восходит легенда о строительстве Риги. Якобы великан Кристап переносил людей с одного берега на другой, т.е. работал паромщиком, но один раз в разгар ненастья ему приснился детский плач, он встал, сходил на другой берег, перенес ребенка, уложил его спать в своем доме, а на утро вместо ребенка обнаружил сундук с золотом, на эти деньги и была построена Рига.

Большой Кристап (1692)

Считается что Кристап приносит исцеление в болезнях, является покровителем моряков и речных перевозчиков. Жители Риги настолько фанатично искали исцеления у статуи, что власти были вынужденны закрыть её футляром для пущей сохранности. Христианство тут явно примазалось к местным языческим поверьям, потому что соотносит Большого Кристапа со святым Христофором, тем самым что иногда изображался с песьей головой.

Летом прямо от скульптуры Большого Кристапа стартуют прогулочные кораблики. Зимой же погода была настолько мерзкой, что мы даже не решились перейти на другую сторону Даугавы, чтобы сделать классический кадр с видом Старой Риги. Из поездок по окрестностям можно порекомендовать посещение Сигулды, Юрмалы и Рундальского двореца. Конечно, летом Рига будет выглядеть намного веселее, чем на январском дождике, но летом хочется на море. В следующей статье я вам расскажу про совершенно замечательный Рижский рынок.

Если вы проживаете в Санкт-Петербурге и хотели бы посетить Ригу на своем автомобиле, читайте отчет  путешествии из Санкт-Петербурга в Ригу со всеми подробностями прохождения границы.

Двор Конвента

Не только необычные улицы привлекают туристов в столице Латвии, но и симпатичные дворики с интересной историей. Один из них как раз находится у площади Елге. Достаточно пройти под аркой, как вы перенесетесь на несколько столетий назад. Раньше тут возвышался первый замок Ордена Меченосцев.

Он был разрушен в тринадцатом веке, зато остались примыкавшие к нему домики. В разное время во дворе располагались монастырь, приют и склады. Постройки неоднократно горели. Рижане с завидным упорством восстанавливали их снова и снова.

В глубине двора можно увидеть желтое здание восемнадцатого века. Часть окон на его стенах нарисована. Это прихоть не архитектора, а домовладельцев. Когда Рига была частью Российской империи, действовал налог на окна. Изобретательности местных жителей, которые хотели сэкономить, можно позавидовать. Кстати, в столице Латвии такие дома можно найти и в других районах.

В середине девяностых дворик Конвента отреставрировали. Сегодня тут открыта гостиница, расположенная в девяти зданиях, работают сувенирные лавки и художественные галереи. Ежегодно во время фестиваля «Дни искусств» художники и ремесленники в национальной одежде выставляют тут на всеобщее обозрение свои работы.

Рига в стиле ар-нуво

Небольшая улица Альберта названная в честь епископа, основавшего город в 1201 году, буквально вся застроена домами эпохи ар-деко. Или югендстиля — так его называли в Германии и Прибалтике. Это и неудивительно — улица возникла в 1901 году, то есть сравнительно молода.

Обращает на себя внимание богато декорированный дом №8, построенный российским архитектором Михаилом Эйзенштейном в 1903 году. Он же разработал проекты зданий №№ 2 и 4

А в доме за номером 12, который спроектировал местный архитектор Константин Пекшенс, разместился Рижский музей югендстиля. Он буквально погружает в сравнительно недавнее прошлое, знакомя с бытом небедной рижской семьи дореволюционной эпохи. Невелик, но атмосферен. Особенно хороша лестница, за осмотр которой, кстати, не нужно платить.

Кстати, на официальном сайте имеется карта, на которой отмечены все знаковые дома Риги  эпохи модерна: www.jugendstils.riga.lv/eng/JugendstilsRiga/4/.

«Дом с кошками»

Хорошо известен рижский «Кошкин дом», занимающий сразу два номера (10/12) на улице Мейстару

Видный образец местного арт-деко, построенный в самом начале XX века (1909 год, архитектор Фридрих Шеффель), он обращает на себя внимание черными котами, задравшими хвосты на башнях

По легенде, заказчика здания не приняли в Большую купеческую гильдию города. И он отомстил председателю, приказав развернуть котов тыльными частями в сторону окон обидчика

Хотя не только животные должны быть в эпицентре внимания при осмотре бывшего доходного дома, но и собственно его архитектура. Интересна симметричная композиция с центральным остроконечным портиком и остроконечные башни, отсылающие к Средневековью.

Между прочим дом 10/12 по Мейстару сыграл в культовом фильме «Семнадцать мгновений весны» — он исполнил роль берлинской гостиницы, возле которой Штирлиц встречался с Борманом.

Кстати о «кошках»! Здание Большой гильдии, датируемое серединой 19 века (неоренессанс) находится совсем рядом: улица Амату, 6.

А также

Красивый образец ар-нуво — дом Детмана на улице Тиргоню 4. Во времена СССР здание сыграло в фильме «Идеальный муж» — за его огромными окнами киношники разместили лондонскую гостиницу «Кларидж» .

Фасад дома, первые этажи которого были предназначены для размещения магазина, придумал немецкий архитектор Карл Ган. А заказчиком выступил немец Генрих Деттман, торговавший оптикой и нуждавшийся в красивом магазине с большими витринами.

Предприниматель выкупил большой участок и построил на нем аж два дома в стиле модерн. Второй числится по улице Шкюню 12/14.

Кстати, именно Деттман основал электромеханическую фабрику, из которой вырос известный рижский завод ВЭФ.

Коротенькая улочка Тиргоню, в русском варианте — Купеческая — вся застроена симпатичными домами. И подарит неравнодушному к архитектуре туристу несколько минут экстаза.

Провозвестником модерна можно счесть неоготическое здание Малой Гильдии на улице Амату, 3. Построили его в третьей четверти XIX века по проекту местного архитектора Иоганн Даниэль Фельско в стиле тюдоровской готики. Сохранился ряд внутренних помещений, в окнах красуются оригинальные витражи, изображающие старейшин ремесленной гильдии святого Иоанна.

Кафедра

Одним из самых примечательных элементов интерьера рижской церкви святого апостола Якова может по праву считаться кафедра. Она, в свою очередь, представляет стиль ампир, её изготовил мастер Август Готхильф Хейбель в 1810 году. Вообще, интерьер церкви Якова отличается причудливым смешением различных архитектурных стилей, господствовавших в разные эпохи, в то время как снаружи церковь сравнительно однородна. То же можно сказать и о Домской церкви, притом что она ещё и внешне в аспекте принадлежности к различным направлениям средневекового зодчества представляет собой своеобразное лоскутное одеяло. Что касается кафедры, то она была выполнена из редкой породы красного дерева, по площади кафедры размещены интарсии с богатым растительным орнаментом и изысканными арабесками.

Исходный период

Исходя из убеждений строительной принадлежности здание представляет собой эталон переходного периода от романики к готике. В первый раз церковь на этом участке, находившемся за пределами средневекового городка, упоминается в 1225 году. Этот год выгравирован на центральном западном фасаде церкви как предположительный год постройки Яковлевской церкви. Вход ранее размещался с северной стороны, о чём сейчас косвенно свидетельствует соответствующая стрельчатая арка. Через 30 лет, в 1255 году, в конкретной близости от главной церкви рижских пригородов (каков вначале и являлась церковь святого Иакова) был отстроен монастырь для монахинь цистерцианского ордена.

Для проведения служб помещение церкви сначала употребляют монахи-рыцари Ливонского ордена, военно-религиозной организации, которая в протяжении более чем 2-ух с половиной веков в согласовании с системой средневековых иерархических отношений являлась феодальным сеньором Риги. Наряду с членами Ливонского ордена в церкви устраиваются богослужения для монахинь-цистерцианок из примыкающего монастыря Пресвятой Девы Марии, которых в народе назвали «поющими девами».

Вначале церковь размещалась за пределами крепостных укреплений, на местности рижского пригорода, потому её интенсивно посещали обитатели городских окружностей. Благодаря этому в более поздний период церковь святого Якова стяжала прозвище «самой известной сельской церкви Латвии». Только к 1262 году, когда площадь Риги по указу членов магистрата была значительно расширена, Яковлевский храм совместно с пригородными участками был официально включен в состав города-крепости. Эта метаморфоза повлияла на уровень привилегированности обитателей этого «деревенского» района средневековой Риги, которые выиграли в статусе благодаря присоединению к центру. Кстати, с вхождением в состав Риги предместий-посадов церковь Святого Якова также автоматом получила более высочайший статус городского храма.

Примерно с 1430 года контроль над церковью Святого Иакова начал производить город Рига.

Сантьяго-де-Компостела.

Город является конечным пунктом Дороги св. Иакова, внесенной в список всемирного наследия Юнеско. Среди городских сооружений особый интерес представляет Сантьягский собор — выдающийся образец испанского романского зодчества (около 1080—1211); он же — «Портик славы»; в XVII—XVIII веках фасад перестроен в стиле барокко. За зданием собора находятся два монастыря XVI в.: Сан Мартин Пинарио (San Martin Pinario) и Сан Пелайо (San Pelayo)

Собор Святого Якова.

План собора.

Собор Святого Якова имеет четыре разных фасада: центральный, северный, восточный и южный. Центральный фасад собора носит то же название, что и площадь, на которую он выходит, — El Obradoiro. Построенный в стиле барокко в XVIII веке архитектором Фернандо де Кассас-и-Новоа, он заключает в себе черты различных эпох. Северный фасад собора Святого Якова — Azabacheria — был построен во второй половине XVIII века. В его архитектуре четко отразился переход от эпохи барокко в неоклассицизм. Восточный фасад собора носит название Quintana, также по названию площади, на которую выходит. Он был достроен во второй половине XVII века в стиле барокко, но, с эстетической точки зрения, очень пострадал от постоянных перестроек с XII по XVII век. Южный фасад Platerias был построен в 1075 году в романском стиле и является старейшим из фасадов собора Святого Якова. Он представляет собой крытый вход с романскими аркатурами тонкой работы.

 Визитной карточкой собора св. Якова является пристроенный к романскому храму барочный фасад XVIII века.

Одной из главных достопримечательностей собора является самое большое в мире кадило “ботафумейро” (“испускающий дым”), размером с человеческий рост, подвешенное прямо с потолка. Оно используется в соборе Сантьяго-де-Компостела уже в течение 700 лет! Весит кадило 80 кг и приводится в движение путём раскачивания восемью служителями в красных одеждах — скорость его движения достигает 60 км/час. На наполнение этого кадила уходит 40 кг угля и ладана!

Снаружи собора.

Внутри собора.

Мощи святого Иакова.

С мощами просто чудесная история.

Мощи святого почивают в серебряной раке в крипте, уцелевшей от храма времён Альфонса Великого. В 1589 году они были спрятаны от английской “анти-Армады”, да так тщательно, что найти их потом не удалось. Мощи были обнаружены только в январе 1879 года; через пять лет их подлинность подтвердил сам папа Лев XIII. А в 1895 году была опубликована найденная в соборе рукопись — кодекс Каликста II, приписываемая перу одноимённого понтифика и содержащая ценные сведения о строительстве храма.

Изменения

В 1756 году к основному зданию храма был добавлен остроконечный восьмигранный пирамидальной формы шпиль, опирающийся на барочную основу. В 1782 году был пристроен новый центральный портал с характерным посвящением Misericordias domini in aeternum cantabo, что в переводе означает «Пою во славу вечного и милосердного Господа». С 1675 по 1785 годы в притворе церкви располагался игравший важную роль для образования в Риге Королевский лицей , открытый по указанию Карла XI — его целью было создать благоприятную почву для «выращивания» чиновников шведской администрации; Лицей был построен на фундаментальных принципах гуманитарного образования. После 1785 года для Лицея, который получил имя российского императора Петра Первого , по проекту Маттео Шона было отстроено новое, более вместительное здание на Замковой площади , куда он и переселился.

Церковь Святого Иакова (Sankt Jacobs kyrka)

Официальное название храма — Церковь Святого Иакова (Sankt Jacobs kyrka)

Официальный адрес храма: Jakobs torg 5, 111 52 Stockholm, Sweden (Швеция):

Не менее официальный адрес, только в Интернете звучит и пишется так: https://www.svenskakyrkan.se/stockholmsdomkyrkoforsamling

Я давно для себя определила, что уютнее всего я себя чувствую в лютеранских церквях (хоть и крещена в католической церкви), но то, что я почувствовала в этом храме — это трудно передать словами. В ней было настолько тепло и уютно, что из нее просто не хотелось уходить. И это ощущение появилось моментально, как только я переступила ее порог. Это я говорю только об атмосфере храма. Само же убранство церкви напоминает музей. Но не бездушное учреждение, в котором все экспонаты спрятаны чуть ли не за бронированными стеклами, а музей душевный, созданный для тактильного восприятия истории. Из 66 описанных мною на данный момент храмов, это второй такой объект религиозного культа (первый был Патриарший Вознесенский войсковой всеказачий собор в Новочеркасске), который я вспоминаю с особенной теплотой в душе и с надеждой вновь попасть в него или хотя бы еще раз ощутить подобные чувства, которые захлестнули меня в этих стенах.

Чтобы не быть голословной, вашему вниманию небольшое видео, снятое внутри церкви 12 мая 2018 года:

Кафедра

Одним из самых приметных частей интерьера рижской церкви святого апостола Якова может по праву считаться кафедра. Она, в свою очередь, представляет стиль ампир, её сделал мастер Август Готхильф Хейбель в 1810 году. Вообщем, интерьер церкви Якова отличается необычным смешением разных строительных стилей, господствовавших в различные эры, в то время как снаружи церковь сравнимо однородна. То же можно сказать и о Домской церкви, притом что она ещё и снаружи в нюансе принадлежности к разным фронтам средневекового зодчества представляет собой типичное лоскутное одеяло. Что касается кафедры, то она была выполнена из редчайшей породы красноватого дерева, по площади кафедры расположены интарсии с богатым растительным орнаментом и неповторимыми арабесками.

1-ая независящая республика

С 1918 по 1923 год велись непрекращающиеся споры о том, как следует использовать помещение церкви и, в конце концов, кому она должна принадлежать в новых критериях. Тогда же церковные власти новопровозглашённой республики никак не могли найти, какой из больших средневековых храмов Риги следует передать латвийским католикам, которые остались «без крова». В конечном итоге, после длительных жарких обсуждений было решено передать Яковлевскую церковь в ведение католического архиепископа. Новое освящение церкви состоялось 3 мая 1924 года, а на последующий денек в ней была отслужена Святая Месса по католическому эталону. Таким макаром, 4 мая 1924 года архиепископ церковной церкви Латвии Антоний Спрингович официально вступил в должность.

Конкретно после решающих майских событий 1924 года, когда церковь уже в четвёртый (и пока в последний) раз поменяла своё исповедание, было решено перестроить храм изнутри для того, чтоб приспособить его для церковной сакральной концепции. Тогда были снесены боковые церковные хоры, зато были построены из дерева четыре исповедальни, появился центральный алтарь, и три дополнительных боковых, выполненных в неоготическом стиле.

1 день

Вскакивать спозаранку в 1 день пребывания не надо. Выйти можно в начале 10. Доехав до названой остановки, вы увидите здание музея оккупации Латвии. Однако не задерживаясь в нём (экспозиция представляет период жизни города и страны с 1940 по 1991 годы) проходим на ратушную площадь. Расположена она за музеем.

Ратуша

Центральное здание площади — ратуша Rātslaukums 1 (ралаутунт, виен). Современное строение восстановлено по эскизам 18 века. Здание 12 века было разрушено в годы оккупации Латвии в течение Великой Отечественной войны.

Дом Черноголовых

Напротив ратуши находится Дом Черноголовых. Rātslaukums 7 (ралаутунт, септими). Так называли молодых неженатых купцов. Здание считается одним из самых красивых мест Риги. О застольях, проходивших под его крышей, молва шла за много километров.

Дом Менцендорфа

Далее можно направиться к дому Менцендорфа, Grēcinieku iela 18 (Гретинеку ела, пасванпстник). Он находится в нескольких сотнях метров от ратушной площади. Своё необычное название дом получил по фамилии последнего владельца — купца Менцендорфа.

Дом является прекрасным образцом архитектуры 17-18 века. Ещё до 1939 года это был обычный дом с магазинами на первом этаже. Затем он перешёл в собственность музея истории. Учёные воссоздали домашний быт, кухню, гостиную, которые иллюстрируют уровень жизни зажиточных горожан начала ХХ века.

Собор Святого Петра

За домом черноголовых возвышается шпиль собора Святого Петра Skārņu iela 19 (Саарни иела, дебипастник). Собор является ровесником города, впервые он упоминается в 1209 году. Он неоднократно перестраивался, пару раз горел.

Памятник бременским музыкантам

Наверняка, все хоть раз видели мультик про бременских музыкантов. Первый памятник этой знаменитой сказке появился в одноимённом городе в 1951 году. Немцы считают его настоящим символом города. По его аналогии, там же, в Бремене, в 1990 году появляется второй памятник. Его немцы преподнесли Риге — городу-побратиму. Памятник всегда окружают толпы туристов.

Существуют разнообразные поверья:

  1. Носы животных нужно потереть просто, «на счастье»;
  2. Если загадать желание и потереть нос животному — оно обязательно сбудется;
  3. Третье поверье самое необычное: чем выше расположен нос, который надо потереть — тем быстрее сбудется загаданное.

Интересно заметить, что даже мужчине высокого роста дотянуться до клюва петуха не так-то просто. Памятник расположен за Собором Святого Петра.

Двор конвента

Когда-то в этом уголке старой Риги был замок, построенный орденом Меченосцев, защитников первого рижского епископа. Орден он создал для укрепления молодого города. Однако спустя пару лет орден развился, отделился и стал первым противником новоявленного города.

Сначала на территории был выстроен замок меченосцев, затем её получил Конвент святого духа, который построил в этом уголке приют для бездомных, а сейчас это просто красивое и тихое место, уголок старой Риги.

Большая и Малая гильдия

У женатых купцов тоже был свой дом в городе. Это Большая Гильдия. Малая Гильдия принадлежала ремесленникам. От Домской площади направляемся на площадь Ли́вов.

Попасть в члены сообществ было непросто, но получив такое право, человек получал множество привилегий. К его голосу прислушивались городские правители, он мог рассчитывать на помощь сообщества в любых сложных ситуациях. Практически это были первые профсоюзы купцов и ремесленников.

Улица Яуниела — киноулица

Через улочку Šķūņu (Шкюню) можно выйти на соседнюю улицу — Jauniela (Яунуела)

Внимание туристов привлекает необычный изгиб, напоминающий «Бейкер-стрит». Городские сцены из культового сериала, выпушенного Ленфильмом снимались именно здесь

Домская площадь и Домский собор

Пройдя вслед за Холмсом по улице, выходим к Домскому собору. Herdera laukums 6 (хербер лаутунт, пеши). В переводе с латыни, домской — дом бога. Строительство собора началось в 1211 и растянулось на 50 лет. Его неоднократно перестраивали, но основные элементы оставались неизменными.

Собор — это достопримечательность, которая известна далеко за пределами Латвии. Из того, что нужно посмотреть в Риге самостоятельно, собор является самым главным. И дело не только в памятнике архитектуры XVIII века. Орган собора считался самым большим в СССР.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Отдых круглый год
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: