Интерьеры храма
Исаакиевский собор – единственный собор, в отделке которого использовано много природного цветного камня. Камнерезные работы выполнены с величайшим мастерством. Стены и пол выложены плитами из русского, французского, итальянского мрамора. Стены облицованы белым мрамором с отделочным панно из зеленого и желтого мрамора, яшмы и порфира. При отделке использовано 16 тонн малахита, 500 кг лазурита, 400 кг золота, 1000 тонн бронзы.
Собор изнутри расписывали маслом, но высокая влажность мешала работе. Масляную роспись заменили мозаичными панно из смальты. Живописные и мозаичные картины лучших художников, посвященные библейским и евангельским сюжетам, украсили храм. Коллекция состоит из 103 стенных росписей и 52 картин на холсте, созданных русскими мастерами: Огюст Монферран был против привлечения к работе иностранных художников.
Над северными дверями – роспись «Чудесное насыщение пятью хлебами пяти тысяч голодающих». Главный купол украшен росписью «Богоматерь во славе» работы Карла Павловича Брюллова.
Сюжет росписи площадью 816 квадратных метров – молящаяся Богоматерь с предстоящими Иоанном Крестителем и Иоанном Богословом. Рядом с ними – святые покровители дома Романовых. Композицию плафона венчает посеребренная скульптура голубя – символа Святого Духа. Под куполом на стальном тросе на 80-метровой высоте парит полутораметровая фигура голубя.
Карл Брюллов, расписывавший купол, поплатился жизнью. Во время работы на лесах простудился, заболел – лечение за границей не помогло, художник умер.
Восхищает мастерство мозаичистов: издали мозаика смотрится, как живопись, структура полотна видна лишь вблизи. 62 мозаики украшают храм, в том числе:
- Тайная вечеря;
- Бичевание;
- Поцелуй Иуды;
- Несение креста.
Иконы
Иконы расположены в богато орнаментированных мраморных рамах в 20 нишах. Под ними – на бордовом мраморе поясняющие надписи золоченой бронзой. Работа профессора Флорентийской академии художеств Чезаре Муссони «Крещение Господа», В. Сазонова «Блудный сын» и «Милосердие самарянина», работы кисти К. Штейбена «Святые праведные Иоаким и Анна», «Распятие».
Кисти известного художника Т.А.Неффа принадлежат полотна:
- Рождение Богоматери;
- Сошествие Святого Духа на апостолов;
- Вознесенье Господне;
- Введение Богоматери в храм;
- Воздвижение Честного Животворящего Креста Господня;
- Иисус посылает свой образ Авгарию;
- Покров Пресвятой Богородицы.
Стены и окна
Стены, из плоскости которых выступали 12 статуй ангелов, облицованы белым мрамором. Все скульптуры в храме выполнены из меди. Через высокие арочные окна в собор льется умиротворяющий свет, отражаясь в меди, играет, создавая торжественную и праздничную обстановку.
Между фигурами ангелов – живописное изображение 12 апостолов кисти художника Басина. Окно главного алтаря украшено изготовленным в Германии витражом воскресшего Спасителя.
Витраж – нетипичный элемент русской церковной архитектуры. Во время богослужений, когда открываются царские врата, перед прихожанами возникал образ Христа, будто спускающегося с небес. Торжественность и трепет явлению придавало освещение витража газовыми горелками: на фоне языков пламени фигура Иисуса Христа оживала.
Алтарь и иконостас
В храме три алтаря. Главный посвящен Исаакию Далматскому, алтарь справа – святой великомученице Екатерине, левый – святому благоверному князю Александру Невскому. Иконостас главного алтаря облицован белым мрамором, украшен колоннами из уральского малахита в стиле русской мозаики.
Царские врата украшены двумя колоннами из афганского лазурита и скульптурной группой «Христос во славе». В таком количестве лазурит не использован нигде в мире. В храме установлен маятник Фуко, показывающий, что земля вертится.
Дворец юстиции
Или как еще его называют – Дворец Правосудия, украшает центр города с 1897 года благодаря Фридриху фон Тиршу, который украсил крышу здания стеклянным куполом высотою в 67 метров, инновационным решением для того времени. Основная часть здания выполнена в стиле необарокко, но была дополнена двумя часовыми башнями в готическом стиле, когда правосудным органам не хватало места и в 1905 году произвелась вынужденная пристройка.
Сейчас здесь находится Конституционный и Высший земельный суд, которые мирно решают людские проблемы с 1943 года, когда все члены организации «Белой розы» были казнены. Двадцатилетние студенты были участниками антифашистского режима, за что поплатились жизнью. Теперь они объявлены героями и в их честь названы несколько улиц в Германии.
Архитектурные стили модернизма
Глобальное движение в архитектуре и дизайне 20-го века, объединившее возникшие архитектурные стили на базе инноваций в технологии строительства, новых материалов, железобетона, стали и стекла получило название интернациональный стиль.
Характерные черты:
- решительное обновление форм и конструкций,
- аналитический подход к функции зданий,
- строго рациональное использование материалов,
- открытость к структурным нововведениям.
Он отвергает орнамент, неоклассический подход к архитектуре и стилей Beaux-Arts (боз-арт), что значит «красивая архитектура», и отдает предпочтение минимализму. Основные элементы:
- асимметричные композиции,
- кубические или цилиндрические формы,
- плоские крыши,
- использование стали и железобетона,
- большие окна.
В разных странах их черты приобретали своё звучание. Но у всех наблюдаются одни и те же принципы:
- желание экономить,
- широко использовать новые материалы,
- с помощью каркасной модульной структуры создавать свободные планы простых геометрических форм.
В строениях отсутствуют национальные культурные признаки, нет декора, а есть поверхности из стекла и металла.
Интернациональный стиль охватывает современные направления в зодчестве такие как:
- Брутализм,
- Конструктивизм,
- Функционализм,
- Рационализм,
- Де Стиль (неопластика),
- Баухауз и другие.
Модернизм. Дворец Гуштаву Капанемы, Рио, Бразилия
Более подробно архитектурные стили этого направления рассмотрены в статье Модернизм в архитектуре.
Архитектурные стили античности
Античность — это Древний Рим плюс Древняя Греция.
Древнегреческий стиль
Греки возводили много храмов для жертвоприношений богам. Они заложили основу европейской архитектуре, которая служила примером для всего мира. Их высокотехнологичные системы для пропорций и стиля, используя математику и геометрию создавали внешнюю гармонию и красоту. Заменив ещё в архаическую эпоху дерево на белый мрамор и известняк, греки строили благородные и прочные здания. Можно поделить на следующие периоды:
- архаический,
- классический,
- эллинизм.
Античный греческий архитектурный стиль: храм Геры (возр. 460 до н. э.) в Пестуме, Италия (ошибочно называемый Нептуна или Посейдона).
Отмечены периоды архитектуры Древней Греции рождением трёх стилей: дорическим, ионическим и коринфским.
- В архаике — дорический и ионический.
- Во времена классики добавился коринфский.
- Эллинизм использует все три.
Читайте краткий обзор архитектурных стилей Древней Греции.
Древнеримский стиль
Древнеримская архитектура — это форма этрусского зодчества. Этому стилю присущи величие, мощь и сила. Сильное влияние на неё оказали греки. Отличается монументальностью, множеством украшений и пышной отделкой зданий, строгой симметрией.
Римляне строили большинство зданий для практических целей, а не храмы, как в Греции. Читайте об архитектуре Древнего Рима коротко. Описана история, применяемые материалы, технологии и градостроительство.
Древнеримский архитектурный стиль: Пантеон, Санта-Мария ин ВИА лата, Рим, Италия
Готика и мавританский стиль
Годы существования стилей в России:
∼ конец XVIII века — 1910-е годы (готика),
∼ середина XIX века — 1910-е годы (мавританский стиль).
В Самаре эти два стиля задействовали прежде всего при строительстве культовых сооружений. Количество особняков и доходных домов сравнительно невелико, и оттого каждый из них становится только ценнее. Стоит отметить, что мавританский стиль нашел широкое применение в архитектуре загородных дач самарских купцов. Однако многочисленные реконструкции, произведенные в советский период, зачастую не оставляют от него и следа, а некоторые постройки и вовсе не сохранились.
Примечание: при подготовке материала использованы книги Вагана Каркарьяна «Модерн в архитектуре Самары» и «Самара-Куйбышев-Самара, или Три портрета одного города». Взятые оттуда отрывки выделены курсивом.
История создания Исаакиевского собора
Фундамент собора
Колоссальное здание требовало крепкого фундамента: понадобилось не менее пяти лет на его сооружение. Только просмоленных сосновых свай было заложено порядка 11 тысяч. Соблюдалась непростая технология: сначала вручную рылись траншеи, вода выкачивалась. Затем на близком друг от друга расстоянии забивались 6-метровые сваи. В промежутки засыпали древесный уголь и плотно утрамбовывали. Поверх укладывали гранитные плиты.
Колонны Исаакиевского собора
Также вручную производилась вырубка гранитных блоков для огромных колонн, украшающих портики здания с четырех сторон. По контуру заготовки в просверленные отверстия вставляли железные колья, по которым десятки рабочих по знаку инженера с силой ударяли. В появившуюся трещину вставляли клинья с кольцами для привязывания каната. Канат тянули 40 человек.
На строительство собора было созвано до 400 тысяч чернорабочих. Из них примерно 100 тысяч погибло в результате несчастных случаев или заболеваний.
Для транспортировки колонн потребовались специальные плоскодонные суда и по два парохода на каждое судно. Доставка гранита к строительной площадке впервые в России осуществлялась по рельсам.
Рассматривая проект Монферрана, Александр I однажды выразил сомнение в технической возможности подъема тяжелых и длинных колонн. По его предложению и приказу архитектор изготовил деревянную модель лесов для демонстрации оригинального способа. На ее изготовление было затрачено около 6000 рублей (примерная стоимость кареты). Через 9 месяцев, когда модель была готова, ее показывали уже следующему императору Николаю I. Двенадцать человек крутили уменьшенные в 16 раз лебедки и поднимали макет колонны. После этого модель, скорее всего, находилась на стройплощадке и служила наглядным пособием.
Устанавливать 114-тонные колонны пришлось до возведения стен. Это был чрезвычайно сложный и поэтому важный процесс. При подъеме первой колонны в 1828 г. присутствовала императорская семья с многочисленными иностранными гостями. Всего предстояло установить 48 колонн нижнего пояса. Потребовалось более двух лет для завершения этой фазы строительства.
В 1837 г. дошла очередь для 24 колонн верхнего пояса. 64-тонные колонны предстояло поднять на высоту 43 метра. Их обвязывали веревками и подтягивали на веревках по деревянному настилу.
Купол Исаакиевского собора
Первоначальный проект подвергался переделке во время строительства. К моменту возведения купола Монферран решил делать его не из кирпича, как было задумано, а из металла для облегчения конструкции. Купол состоит из трех частей: внутри полусфера, в средине — коническая конструкция и снаружи — параболический свод. Пространство между ними проложено голосниками – коническими сосудами, улучшающими акустику здания и защищающими от холода. Потребовалось около 100 тысяч керамических горшков.
Для золочения купола было использовано 100 кг червонного золота. Благородный металл растворяли в ртути и прокаливали до полного растворения последней. Это метод огневого золочения (жженого злата), известный еще в Древней Руси. Он предохраняет поверхность от коррозии, обеспечивает прочность покрытия на полтора столетия, но при этом крайне токсичен. При выполнении этих работ собора погибло около 60 мастеров.
До сих пор купол Исаакиевского собора является самым большим позолоченным куполом в мире. Его диаметр составляет более 25 метров. Позолота выполнена настолько тщательно, что не потребовалась реставрация даже после разрушительной блокады во время Великой Отечественной войны.
Храм Пресвятого Сердца Иисуса
(Фрунзе, 157а)
Дата постройки: 1906 годАрхитектор: проект — Фома Богданович, надзор за строительными работами — Александр Щербачев
Квинтэссенция готического стиля в архитектуре Самары и — вкупе с модерновым особняком Курлиной и конструктивистским Домом радио — один из самых «открыточных» видов города. Строительство костела началось в 1902 году и обошлось в 80 000 рублей.
«Готика, точнее увлечение готикой, развивается как самостоятельное архитектурное течение в русле общих стилевых поисков, характерных для рубежа XIX—XX веков.
Главный вход — это ряд стрельчатых арок, расположенных одна за другой и утопленных в кирпичную стену <…> Над входом возвышается белая витая колонна с капителью. Подобно пружине, она усиливает устремленность вверх, подчеркивает ось симметрии.
Фасад фланкирован стройными, высокими башнями. Они неотъемлемы от образа готического собора. <…> Для готики чуждо застывшее спокойствие. Ее стиль — взлет ввысь, вертикали. Развитие по горизонтали сведено к минимуму. Граненые пилястры башенок завершаются остроконечными шлемами».
В январе 1930 года в костеле был открыт Польско-немецкий клуб. А самым длительным его «арендатором» в советский период был краеведческий музей, размещавшийся здесь с 1941 по 1991 годы, после чего храм был возвращен верующим.
Не лишним будет заглянуть и во двор костела. Там вы обнаружите двухэтажную каплицу — католический молельный дом, построенный еще в 1887 году. В ней до постройки костела проводились службы, а на втором этаже жил священник.
Лучшие достопримечательности в окрестностях Мюнхена
Мюнхен (достопримечательности города, фото с описанием рекомендуются к просмотру туристам в первую очередь) известен своими живописными окрестностями с замками, деревнями, озерами, предгорьем Альп:
- Замок Нойшванштайн (Новая Лебединая скала) расположен в 120 км от Мюнхена около городка Фьюссен. Доехать до достопримечательности можно на поезде за 2 ч. Строительство замка продолжалось с 1863 по 1899 г. Начиная с 1886 г. строение было открыто для платного посещения. Здесь устраивались концерты и приемы. Проводил свои выступления в замке Вагнер.
- Замок Линдерхоф располагается в долине Грасвангталь (8 км от поселка Обераммергау, 20 км от Нойшванштайна). Работы по строительству велись с 1869 по 1886 г. В здании находятся 10 проходных залов, открытых для посещения, выполненных в стиле барокко и рококо. На территории замка сооружен Грот Венеры — пещера с высотой потолков в 10 м, где ставились оперы Вагнера. Посетить замок можно с апреля по сентябрь с 9 до 18 ч, с октября по март — с 10 до 16 ч. В зимнее время можно попасть на экскурсию только во дворец.
- Замок Блютенбург — охотничий дворец, находится в районе Оберменцим (Цветочная гора). На территории замка установлен памятник Любви в память о трагедии девушки Агнесс и принца Альбрехта. Строительство резиденции датировано 1431-1440 гг. В данный момент в сооружении находится Молодежная библиотека.
- Озеро Штарнбергер-зе находится в предгорьях Альп в 30 км от Мюнхена. Отличается водоем большой глубиной и объемом (занимает второе место в Германии). По водоему проводятся обзорные экскурсии. На острове Роз имеются большие насаждения цветов и действующее казино. Открыто для общественного доступа около 20 км берега озера.
Есть пляжи, на которых можно найти все для отдыха и туризма:
- лежаки;
- мостики для купания;
- игровые площадки;
- места для приготовления гриля;
- места для виндсерфинга.
Озеро Амерзее — известный курорт в окрестностях Мюнхена. Оборудованный пляж подходит для купания с детьми.
На берегу имеются:
- песочница;
- мостики для ныряния;
- игровые площадки;
- скамьи для отдыхающих;
- кафе.
По соседству с озером находится городской парк. К пляжу можно добраться через метро до станции Нerrsching.
- Поселок Глентлейтен располагается в 65 км от Мюнхена и является музеем под открытым небом. Здания в деревне относятся к постройкам прошлых веков, в дома можно заходить, смотреть на условия жизни баварцев. В деревне приводятся мастер-классы по овладению народными ремеслами.
- Городок Ротенбург-об-дер-таубер расположен в 150 км от Мюнхена. Место отличается атмосферой средневековья: узкие улочки, древние здания. Есть здесь сохранившийся кусок крепостной стены, по которой можно гулять. Обычно приезжают в городок влюбленные пары, так как он считается романтичным местом. В городе есть музей Рождества.
- В зимний период в Баварии функционирует горнолыжный курорт Гармиш-Партенкирхен. Курорт славится своей инфраструктурой, позволяющей насладиться катанием на лыжах или сноуборде.
- Деревня Обераммергау располагается в 90 км от столицы Баварии в округе Гармиш-Партенкирхен. В деревне нет похожих домов. Фасады строений разрисованы сценами из сказок Братьев Гримм и Шарля Перро, из библейских притч. Проводятся в деревне каждые 10 лет театральные постановки Страданий Христа (начиная с 1633 г). Развиты у населения ремесла, особенно резьба по дереву, ювелирное, расписное, гончарное. Есть в деревне музей истории поселения.
Византийский стиль
Столица Римской империи была перенесена римским императором Константином I в город Византий (Константинополь) в 330 году и стала называться Новым Римом. Естественно, что в архитектуре Византии, можно видеть сильное влияние древнеримского стиля. При этом, в отношении изящества и роскоши она стремилась превзойти старый Рим.
Византийский стиль представляет собой фузию христианского и античного мировосприятия с элементами художественной культуры Востока.Свои территории импреия расширяла за счёт бывших провинций Рима на западе, где возводила памятники, дворцы, храмы, церкви с целью показать роскошь и утвердить статус новой имперской власти.
Базилика Сан Витале в византийском стиле, Равенна, Италия
- Здания стали геометрически сложнее.
- В украшении сооружений в дополнение к камню использовались кирпич и штукатурка.
- Наблюдается более свободное отношение к классическим элементам; резные украшения заменила мозаика.
- Простота и сдержанность экстерьера храмов резко контрастировала с великолепными драгоценными мозаиками, сверкающими золотом, внутри помещений.
Читайте коротко о периодах развития византийской архитектуры с примерами и фотографиями.
Хоральная синагога
(Садовая, 49)
Дата постройки: 1908 годАрхитектор: Зельман Клейнерман
Решение о ее строительстве было принято в 1903 году, когда стало очевидно, что существовавшие к тому моменту в Самаре два молельных дома не вмешают всех желающих. Стоимость строительства была оценена в 50 000 рублей. Эта сумма была собрана при помощи добровольных пожертвований челнов иудейской общины Самары.
«Самарская синагога выполнена в мавританском стиле. Это условное название средневекового искусства, развивавшегося в XI-XV веках в странах Северной Африки и южной части Испании. Впервые в исламских постройках Испании осуществили подковообразную арку — гибрид арочной и стрельчатой арки. Эта форма широко используется в самарской синагоге.
Чередование красных и белых полос кирпичной облицовки и орнаментальная трактовка плоскости стен также роднят архитектуру самарской синагоги с мавританской. Вход в здание решен парадно, в виде портика. Над главным входом расположено огромное круглое окно, в центре которого — шестиконечная звезда Давида. Ряд ступенчатых арочных окон освещает лестницы, построенные в северной и южной сторонах синагоги».
Большую часть советского времени в синагоге располагался хлебозавод. В 1990-х годах началась реконструкция здания, которая длится по сию пору.
Главные достопримечательности
Со старинных времен сохранились дивные строения, такие как «дом Исаакия» и «дом Мятлевых». Имя автора не дошло до наших дней, но доподлинно известно, кто-то искусно их создал для средоточия культурной жизни столицы.
Северную границу уличной доминанты очерчивает Адмиралтейский проспект, а южную – Мариинский дворец. Теперь тут находится городское Законодательное собрание. Поэтому она и значится главной административной площадью города.
Также к достопримечательностям относится Германское посольство, дом князя Лобанова-Ростовского, гостиница «Астория» и Синий мост. Центром архитектурной композиции площади, ее наиценнейшей жемчужиной, безусловно, является величественный и прекрасный Исаакиевский собор.
Архитектурные стили архаичного периода
Древнеегипетский стиль
Стиль этот дал развитие огромному множеству разнообразных архитектурных структур и великих памятников. Архитектура Древнего Египта, включая дворцы, храмы в Луксоре и пирамиды на реке Нил, является свидетельством существования одной из самых выдающихся цивилизаций мира. Преобладающие строительные материалы — это испечённый на солнце кирпич, известняк, песчаник и гранит.
Архитектура Древнего Египта: пирамиды Гизы
Понимание древнеегипетского стиля современными людьми основано на сохранившихся религиозных храмах и массивных, непонятного назначения сооружениях, c характерными наклонными стенами, имеющими небольшое количество отверстий, окружённых таинственностью. Распространено мнение, что это усыпальницы, однако существуют другие теории. Дополнительные сведения об архитектуре
- Древнего Египта,
- Египетских пирамидах,
- храмах.
Архитектурная задумка
В 1809-ом году начались работы по подготовке проекта и строительству обновленного Исаакиевского собора: величественного, соответствующего общему архитектурному стилю центра Петербурга. Автором окончательного проекта стал Огюст Монферран. За основу он взял традиционный для восемнадцатого века тип храма: пятикупольный, центричный, квадратный в плане.
В стандартный чертеж он внес свои изменения: немного “вытянул” его на запад и восток, сделав из квадрата прямоугольник, а в середину поместил выступающий на север и юг квадрат
В результате всех этих преобразований центральная часть стала сильно выделяться и приобрела особенно важное значение
Основная часть собора представляет собой цельный куб, над которым возвышается высокий цилиндр, окруженный колоннадой. Цилиндр венчает огромный позолоченный купол. По сторонам от центральной части храма установлены четыре колокольни. Они украшены небольшими позолоченными главками. Сочетание размеров основного и дополнительных куполов создает впечатление устремленности всего строения ввысь.
Фасады дополнены портиками с семнадцатиметровыми колоннами, которые тоже весьма примечательны: они выполнены из гранита и имеют гранитные основания с вырезанными в них ступенями. Каждая из колонн весит сто четырнадцать тонн.
Один из двух портиков с шестнадцатью колоннами повернут к набережной Невы и установленному на ней Медному всаднику, второй – к Исаакиевской площади. Алтарная часть снаружи украшена восьмиколонным портиком, такой же установлен и в западной части храма. Благодаря такому архитектурному решению входы в собор оказались по бокам от алтаря.
Треть восточной стены храма занимает аттик. Такой крупный размер был продиктован необходимостью сохранить освященную часть предыдущей версии храма. Архитектор немного смягчил его вертикальными членениями звонниц и пилястрами, украшающими углы сооружения.
Стены храма облицованы серым мрамором. Гладкими их назвать нельзя: они буквально изрезаны непомерно большими окнами с массивными наличниками – этот прием зрительно увеличивает и без того крупное сооружение. Тот же эффект создают и огромные двери: площадь каждой составляет сорок два квадратных метра, вес створки – без малого десять тонн.
Архитектурные особенности собора
Исаакиевский собор в Санкт-Петербурге не имеет аналогов ни в русской, ни в мировой культуре.
Внешний вид
Исаакиевский собор — великий пример классического собора. Сооружения в классическом стиле к моменту завершения отделки здания смещались с пьедестала новыми архитектурными веяниями неоренессанса и эклектики, добравшимися до Санкт-Петербурга.
Центральная глава доминирует над остальными четырьмя боковыми главами. Здание установлено на цоколь со ступенями. Его план – прямоугольник. Портики придают ему форму креста. Храм мало связан стилистически с традиционными православными соборами. Небольшие сходства представлены центричной планировкой и количеством глав.
Параметры собора святого Исаакия Далматского:
Высота, м | 101 |
Длина, м | 111 |
Ширина, м | 97 |
Диаметр, м | 26 |
Расположение собора настолько удачное, что вид на него открывается из любой точки набережной. Собор хорошо сочетается с монументом Петру I, а купол отражен в водах Невы. Пешеходная дорожка и Исаакиевский сквер также способствуют привлечению туристов и делают площадь местом прогулок горожан.
Скульптура
Скульптурное оформление принадлежит основному архитектору собора (Монферрану). Программу предоставил Оленин. Формы ампира, барокко и ренессанса сочетаются в скульптурном убранстве экстерьера собора. Фронтоны были выполнены французскими скульпторами.
Северный фасад
Фасад, обращенный на север, украшен барельефами и статуями. Фронтон украшен рельефом с изображением библейской сцены воскресения Христа скульптором Лемером.
Скульптуры на фронтонах содержат изображения:
- апостола Петра, держащего в руках ключ;
- апостола Павла, держащего в руках меч (это символ преданности Иисусу);
- Апостола Иоанна и орла позади него.
Западный фасад
На фасаде с западной стороны продемонстрирована встреча преподобного Исаакия и императора Феодосия. Также установлены статуи трех апостолов (Варфоломея, Луки и Марка). Украшение фасада выполнено И. Витали.
Южный фасад
Мудрецы, пришедшие поклониться Христу изображено на южной стороне церкви. Библейские сцены присутствуют также в нишах, на дверях. На фронтонах возвышаются статуи Филиппа, Андрея (покровительствующий флоту) и Матфея (а также ангел за его спиной).
Видеообзор здания собора вблизи:
Восточный фасад
Сторона, выходящая на проспект (восточная) также украшена барельефом. Исаакий Далматский остановил Валента Византийского и предсказал ему гибель, за что оказался закованным в цепи. Статуи апостолов Симона (с пилой, символизирующей мучения), Иакова и Луки украшают фронтон.
Колоннада
На высоте более 40 м. над фундаментом собора располагается колоннада из 24-х колонн. Поднявшись по одной из двух винтовых лестниц к колоннаде, можно увидеть городскую панораму, открывающуюся из 12-ти огромных окон.
Барокко
Одним из первых архитектурных стилей Петербурга стал барокко, популярный в Европе на момент основания города в 1703 году. Первые здания в центре строились именно в этом стиле: от Петропавловского собора на Заячьем острове до застройки Университетской набережной.
Пётр I вдохновился барокко, путешествуя по Европе, поэтому главными приглашёнными в Петербург архитекторами стали именно европейские мастера: Доменико Трезини, Бартоломео Растрелли, Жан-Батист Леблон.
В барочном стиле строились дворцы, особняки, загородные резиденции, соборы и церкви. Самыми яркими примерами являются Зимний дворец, дворец Строгановых, Смольный, Петропавловский и Сампсониевский соборы.
Для барокко характерен пышный декор, изящество линий, ориентация на эпоху Возрождения и сочетание больших и малых форм. В Петербурге он претерпел изменения с течением временем, поэтому сейчас разделяют Петровское и Елизаветинское барокко.
Петровское барокко
При Петре I барокко было относительно скромным и строгим, чем значительно отличалось от стиля, характерного для Западной Европы. Пётр активно участвовал в проектировании главных зданий, а потому в них заметно выражены его личные предпочтения: стремление к простоте, сдержанной роскоши без излишеств. Таким образом столь непривычная на первый взгляд для России вычурность барокко нивелировалась относительно минималистичной адаптацией при Петре. Эти типичные черты сохранились и при Анне Иоанновне.
Характерные примеры: Кикины палаты, здание Двенадцати коллегий и Летний дворец.
Елизаветинское барокко
Елизаветинское барокко также называют «расстрелиевским» — по имени главного архитектора этого недолгого, но яркого периода. Для него характерна большая пышность, богатая на изящные декоративные элементы как на фасаде, так и в интерьере, зачастую переходящая в рококо. Всего за двадцать лет в этом стиле были построены знаковые петербургские достопримечательности, значительно сформировавший облик центра города: Зимний дворец, Смольный собор, Екатерининский и Большой Петергофский дворец.
Фрауэнкирхе (Frauenkirche)
Изучая достопримечательности, которыми гордится Мюнхен, стоит обратить внимание на самый высокий и знаменитый собор баварской столицы — Фрауэнкирхе, или Собор Богородицы, одну из эмблем Мюнхена. На одной из двух башен собора размещена смотровая площадка, куда ведет лифт. Но для того чтобы в лифт попасть, придется преодолеть множество ступенек, идущих по спирали внутри башни
Но для того чтобы в лифт попасть, придется преодолеть множество ступенек, идущих по спирали внутри башни.
С собором связано несколько интересных фактов: во-первых, с недавнего времени в городе запрещено строительство зданий, высота которых будет превышать высоту собора. А во-вторых, по легенде, во время строительства собора архитектору явился дьявол и предложил помощь, если внутри собора не будет окон. Архитектор схитрил и замаскировал окна изнутри колоннами. Когда обман раскрылся, дьявол в гневе топнул ногой, и след от его ноги до сих пор можно увидеть внутри собора.