Нюрнбергский музей игрушек
Прекрасный трехэтажный дом, построенный в эпоху Ренессанса – это одна из известных достопримечательностей по маршруту исторической мили Нюрнберга, в районе Старого города. Дом был построен в 1517 году для знатной нюрнбергской семьи Халлер.
Отличительной чертой здания является остроконечный фасад и деревянная галерея вокруг внутреннего двора. Коллекция экспонатов подтверждает статус Нюрнберга как национальной исторической столицы производства игрушек в Германии.
Открытие музея состоялось в 1971 году и было приурочено к 500-летию Альбрехта Дюрера. На первых этажах музея представлены коллекции старинных игрушек, кукол, кукольных домиков, а также волшебные фонари, игрушки из металла (преимущественно заводные) и внушительная модель железной дороги.
Верхний этаж занимают современные игрушки, выпущенные после 1945 года – это знакомые нам Lego, Barbie, трансформеры и многие другие. На этом же этаже для детей оборудована зона с интерактивными играми – строительными наборами, настольными спортивными играми и т. д.
Адрес: Nuremberg Toy Museum, Karlstraße 13-15, 90403 Nürnberg, Германия.
Живопись
Творчество Дюрера безгранично, как и спектр идей и интересов. Живопись, гравюра и рисунок стали основными направлениями деятельности. Деятель искусства оставил наследие, исчисляемое 900 листами изображений. По объему и разноплановости работ искусствоведы сравнивают его с Леонардо да Винчи.
Рисунок Альбрехта Дюрера «Заяц»
Дюрер работал углем, карандашом, тростниковым пером, акварелью и серебряным штифтом, ставя во главу угла рисунок как этап создания композиции. Большую роль в творчестве Дюрера играла религиозная тематика, что соответствовало тенденциям в искусстве той эпохи.
Нестандартное мышление, склонность к поискам и экспериментам позволяли мастеру постоянно развиваться. Одним из первых заказов стала роспись дома горожанина Зебальда Шрейера. Узнав об успешной работе художника, курфюрст Саксонский Фридрих Мудрый заказал ему свой портрет, и этому примеру последовали патриции Нюрнберга. Дюрер следовал европейской традиции, изображая модель на фоне пейзажа в трехчетвертном развороте и детально прорабатывая мельчайшие нюансы изображения.
Гравюра Альбрехта Дюрера «Меланхолия»
Гравюры занимали центральное место в деятельности творца. Циклы работ появлялись в его мастерской в Германии. Дебютные экземпляры созданы с помощью Антона Кобергера. Нюрнберг располагал к экспериментам и поискам, поэтому на родине мастер применил новые техники.
Работы хорошо продавались. Живописец сотрудничал с городскими изданиями, создавая изображения на заказ. В 1498 году он изготовил ксилографии для издания «Апокалипсис», что принесло автору известность в Европе. Дюрера приняли в общество гуманисты, лидером которых был Кондрат Цельтис.
В 1505 году художник создал для Сан-Бартоломейской церкви в Венеции алтарный образ под названием «Праздник четок». Сюжет описывает доминиканских монахов, молящихся с четками. В центре изображения – Дева Мария и младенец Иисус.
Итальянская школа повлияла на манеру живописца. Он совершенствовал технику описания человеческого тела в движении и сложных ракурсов
Художник понял важность гибкости линий и избавился от присущей его манере готической угловатости. Он получил много заказов на алтарные образы
Венецианский совет предлагал Дюреру большое вознаграждение, чтобы творец остался в Италии, но он был верен родине. Слава Дюрера быстро росла и вскоре позволила приобрести дом в Циссельгассе.
Картина Альбрехта Дюрера «Поклонение волхвов»
«Поклонение волхвов» написано по возвращении из Италии и демонстрирует черты, присущие итальянскому Ренессансу. Картина описывает библейский сюжет. Работы Дюрера, созданные в период с 1507 по 1511 годы, отличаются симметрией, прагматичностью, строгой манерой изображения. Дюрер следовал пожеланиям заказчиков и придерживался консервативной традиции, не ограничивавшей цикл его венецианских работ.
Встреча с императором Максимиллианом I стала знаковой для творческого деятеля. Ознакомившись с произведениями живописца, правитель заказал изготовление собственного портрета. Но расплатиться сразу не смог, поэтому назначил художнику ежегодную премию. Она позволила Дюреру отойти от живописи, заняться гравюрой и научными исследованиями. «Портрет Максимиллиана» известен на весь мир: венценосная особа изображен с желтым гранатом в руках.
Картина Альбрехта Дюрера «Портрет Максимиллиана I»
Немецкий художник повлиял на изобразительное искусство Северной Европы в 16 столетии. Он превознес жанр автопортрета, сохраняющий образ для потомков. Интересный факт: Дюрер тешил тщеславие собственными портретами. Он воспринимал подобные изображения как способ подчеркнуть статус и запечатлеть себя на конкретном жизненном этапе. Это дублирует современные возможности фото. Интересны его автопортреты с остролистом и в одежде, отделанной мехом.
Дюрер хранил рисунки, созданные в период обучения, поэтому графические работы мастера сегодня составляют одну из крупнейших коллекций в мире. Работая над изображением, Альбрехт Дюрер не был ограничен желаниями заказчика и раскрывался в нем максимально. Такую же свободу он чувствовал, создавая гравюры.
Гравюра Альбрехта Дюрера «Рыцарь, смерть и дьявол»
«Рыцарь, смерть и дьявол» – известнейшая гравюра художника, символизирующая жизненный путь человека. Вера охраняет его от искушений, дьявол ждет момента для порабощения, а смерть отсчитывает часы до кончины. «Четыре всадника Апокалипсиса» – работа из библейского цикла. Победитель, Война, Голод и Смерть сметают всех и вся на пути, воздавая каждому по заслугам.
Семейная жизнь
В 1494 году состоялась свадьба. Брак упрочил социальное и материальное положение художника, но не упоминался им как счастливый, хотя и продлился до самой смерти Альбрехта. По воспоминаниям его друга Виллибальда Пиркгеймера, семейная жизнь не сложилась, к тому же, у пары не было детей. Сохранилась переписка друзей, свидетельствующая о многочисленных любовных похождениях Виллибальда и нисколько не проливающая свет на возможные подобные приключения Альбрехта.
Всего через два месяца семейной жизни Дюрер уедет от молодой жены в Венецию, так же легко он будет с ней расставаться всю жизнь, разъезжая по Европе. Романтики и любви этот меланхолический красавец с утончёнными чертами лица и трепетными длинными пальцами ни в браке, ни вне его, по-видимому, не нашёл.
Материальная сторона жизни художника и последние годы
Объём и разнообразие работ Дюрера поражает: гравюры на дереве и меди, портреты, полотна религиозной тематики, новаторские акварели, составление учебника рисования, разработки теоретических и практических трактатов по архитектуре, геометрии и фортификации, роспись ваз, изготовление ювелирных украшений и витражей. Но материальной стабильности не было никогда. Даже император Максимилиан, сделавший в 1514 году Дюрера придворным художником, самый высокопоставленный его заказчик, платил неисправно. Но он издал указ, обязывающий городские власти ежегодно выплачивать художнику сто гульденов, за что тот был искренне благодарен. После смерти Максимилиана власти Нюрнберга самовольно отменили выплату пособия, лишив именитого пожилого мастера средств существования и подтолкнув того к поездке на коронацию следующего императора Карла V. К нему художник обратился за помощью, чтобы восстановить справедливость.
Сохранилось документальное свидетельство скрупулёзного и самого педантичного ведения Дюрером всех расходов и доходов – «Дневник путешествия в Нидерланды». Но кажущаяся практичность – на деле постоянная озабоченность недостаточностью средств. Агнес Дюрер на протяжении всей жизни будет опасаться бедности, хотя её гениальный супруг, самый известный живописец той эпохи, работал просто на износ. Вдобавок последние четыре года Альбрехт будет брать заказы в минимальном количестве – он хотел успеть закончить свои теоретические труды. Но трактат о пропорциях завершить так и не успел. Умер 6 апреля 1528 года по неизвестной сейчас причине. Альбрехту Дюреру было 56 лет, немало для того времени, но так недостаточно для проявления всех талантов гения.
Уникальность рисунка «Заяц» Альбрехта Дюрера
«Меланхолия» Засекреченное послание Альбрехта Дюрера
«Руки молящегося» Альбрехта Дюрера – вечный жест
Новый музей искусства и дизайна
Новый музей искусства и дизайна. | Фото: wikimedia.
Этот музей Нюрнберга обязателен для посещения всем любителям прекрасного. Он располагает внушительной и впечатляющей коллекцией произведений современного искусства. Нюрнбергский музей мирового класса открылся в 2000 году.
Он занимает стильное здание, которое само по себе является произведением искусства: светлые открытые пространства, чистые линии и целый ряд интересных архитектурных деталей, таких, например, как изящная винтовая лестница.
Представленные в музее произведения охватывают период с 1950 года до наших дней. Колоритные экспонаты декоративно-прикладного искусства бок о бок соседствуют с произведениями изобразительного искусства, чтобы посетители смогли по-новому взглянуть на работы мастеров.
В течение всего года в музее проводятся многочисленные временные выставки, представляющие работы местных и зарубежных художников.
Адрес: Neues Museum Nürnberg, Luitpoldstraße 5, 90402 Nürnberg, Германия.
Музей индустриальной культуры
Музей индустриальной культуры.
Всего в нескольких шагах от Национального музея Германии находится не менее интересный Музей индустриальной культуры. Он был создан в 1980-х годах и занимает здание бывшего металлургического завода XIX века. Экспозиция музея посвящена истории индустриализации Германии и Европы в целом.
Через представленные экспонаты посетители узнают, какое влияние разные отрасли промышленности, базирующиеся здесь на протяжении веков, оказали на культурную и социальную жизнь Нюрнберга
Особое внимание привлекает демонстрация старой техники и промышленных товаров, включая бытовую технику, транспортные средства и многое другое
Адрес: Museum of Industrial Culture, Äußere Sulzbacher Str. 62, 90491 Nürnberg, Германия.
Биография
Юность
Альбрехт Дюрер ‒ отец художника, приехал в Нюрнберг из Венгрии. Он был ювелиром. В 40 лет женился на 15-летней Барбаре Хольпер. У пары родилось 18 детишек, но до взрослых лет дожили только 4 ребенка. Среди них оказался Альбрехт младший ‒ будущий великий художник, появившийся на свет 21 мая 1471 г.
1486 Портрет Альбрехта Дюрера старшего
Маленький Альбрехт ходил в латинскую школу, где научился письму и чтению. Вначале он постигал ювелирное искусство у отца. Однако у мальчика проявился талант к рисованию, и отец, нехотя, отдал его в обучение к известному немецкому художнику Михаэлю Вольгемуту. Там молодой человек научился не только писать картины, но и делать гравюры.
По окончании обучения, в 1490 г. Дюрер отправляется в дорогу, чтобы набраться опыта у других мастеров. За 4 года он посетил Страсбург, Базель, Кольмар. Во время поездки Альбрехт обучается у сыновей известного гравюриста Мартина Шонгауэра.
В 1493 г. Дюрер женится на Агнессе Фрей. Это был брак по расчету, жену Альбрехту подобрал отец, пока сын гостил в Страсбурге. Брак оказался бездетным и не совсем счастливым, но супруги до конца жили вместе. После женитьбы Альбрехт Дюрер смог открыть свою мастерскую.
1495 Моя Агнесса
Италия
В первый раз в Италию немецкий художник поехал в 1494 г. Около года он жил в Венеции, побывал и в Падуе. Там он впервые увидел творчество итальянских художников. По возвращению домой Альбрехт Дюрер стал уже знаменитым мастером. Особенно большую славу принесли ему гравюры. После смерти отца в 1502 г., Альбрехт берет на себя заботу о матери и братьях.
1496 Мадонна под аркой
В 1505 г. художник опять едет в Италию, чтобы разобраться с местными плагиаторами, копирующими его гравюры. В полюбившейся Альбрехту Венеции он прожил два года, изучая Венецианскую школу живописи. Особенно Дюрер гордился дружбой с Джованни Беллини. Посетил он и такие города, как Рим, Болонья, Падуя.
1506 Христос среди книжников
Покровительство Максимилиана I
По возвращении из Италии Дюрер покупает большой дом, который сохранился до наших дней. Сейчас там находится музей художника.
В это же время он входит в состав Большого нюрнбергского совета. Мастер много работает над художественными заказами и гравюрами.
В 1512 г. художника берет под свое покровительство император Максимилиан I. Дюрер делает для него несколько заказов. Вместо платы за работу император назначил художнику ежегодную пенсию. Выплачивать ее должен был г. Нюрнберг за счет денег, перечисляемых в государственную казну. Однако, после смерти Максимилиана I в 1519 г., город отказался выплачивать пенсию Дюреру.
1519 Император Максимилиан I
Поездка в Нидерланды
В дневнике Альбрехта Дюрера подробно описывается путешествие в Нидерланды, которое он совершил с супругой в 1520 ‒ 1521 годах. Во время этой поездки Дюрер знакомится с творчеством местных художников. Он уже был достаточно знаменит, и его везде тепло принимали, оказывая почести. В Антверпене ему даже предлагали остаться, пообещав денежное содержание и дом. В Нидерландах мастер познакомился с Эразмом Роттердамским. Его охотно принимают у себя местные аристократы, ученые, обеспеченные буржуа.
1521 Портрет Бернарда фон Ризена
Такую длительную поездку Дюрер предпринял для того, чтобы подтвердить свои права на пенсию у Карла V, который стал новым императором Священной Римской империи. Художник побывал на его коронации в Аахене. Карл V удовлетворил просьбу Дюрера. В 1521 г. мастер вернулся домой, в родной Нюрнберг.
В Нидерландах Дюрер подхватил малярию. Болезнь мучила его долгих 7 лет. Великий художник скончался 6 апреля 1528 г. Ему было 56 лет.
История здания музея
В этом здании великий художник прожил последние годы своей жизни – с 1509 по 1528. Он проживал в нем большой семьей – с матерью, женой, подмастерьями и учениками.
Дом постройки примерно 1420 года (подтверждается дендрохронологическим анализом наиболее древних сохранившихся балок) был в 1501 году куплен купцом Вальтером, увлекавшимся астрономией. Именно благодаря ему здание и имеет современный облик.Это он построил люкарны специально для того, чтобы ему было удобно созерцать небесные светила.
В 1509 году дом был продан за 275 гульденов Дюреру, а после его кончины до своей смерти в 1539 году им владела вдова художника, Агнесса. После нее право собственности на дом перешло к сестре Агнессы, Катарине. Всего известно о 24 владельцах этого дома, причем во все времена здание постоянно называли «домом Дюрера».
В 1826 году Нюрнберг внес свою лепту в сохранение памятного места жизни художника, выкупив его дом и создав в нем музейную комнату. Полностью музеем здание стало в 1871 году, когда город передал его «Обществу дома Альбрехта Дюрера».
Открытие и использование дома-музея художника
Во время Второй Мировой Войны Нюрнберг, как и многие другие города Германии, сильно пострадал от налетов авиации. Особенно сильно был разрушен исторический центр, изрядно досталось и музею Дюрера. Но о том, насколько высоко немцы ценили своего великого соотечественника, говорит тот факт, что уже в 1949 году, когда большая часть страны все еще лежала в руинах, Дом-музей художника был восстановлен и уже принимал гостей.
В зале музея Дюрера
К 500-летию со дня рождения мастера в 1971 году к основному зданию была сделана пристройка, в которой размещалась юбилейная выставка. В 1996 – 98 годах пристройка была переоформлена в кинозал, который используется для проведения конференций, заседаний и выставочных мероприятий.
Это древнее здание содержится в идеальном состоянии благодаря неустанным реставрационным и восстановительным работам. Первый этаж – это подлинная, историческая кухня и две комнаты, воссозданные в конце XIX века в псевдоготическом стиле. Верхний этаж дома – это большое открытое помещение, где, по мнению историков и ученых, могла располагаться мастерская Дюрера и его учеников. Ранее ошибочно считалось, что мастерская могла быть на мансарде под крышей.
Музей Дюрера, статуэтка
В музее не только располагаются экспозиции из оригинальных работ мастера и их копий, но и различные приспособления того периода, которые он мог использовать для создания своих знаменитых гравюр. Музей не является застывшей «капсулой времени», в нем постоянно проводятся выставки, планируется перестройка мансардной галереи для расширения экспозиции работ художника.
Несмотря на прошедшие полтысячи лет, творчество мастера по-прежнему остается популярным в народе. Об этом говорит и тот факт, что площадь перед домом-музеем никто не называет ее «родным» именем. Для всех она площадь Дюрера.
С биографией художника и его картинами вы можете ознакомиться по этой ссылке.
«Само бесстрашье»
Серию «мастерских гравюр» открывает картина «Рыцарь, Смерть и Дьявол», созданная в 1513 году. Известно, что Дюрер назвал эту гравюру «Всадник», по-видимому, вдохновившись статуей Бартоломео Коллеони в Венеции. Гравюра изображает первый путь добродетельной жизни — активный, заключающийся в решительной борьбе со злом.
А. Дюрер. Рыцарь, смерть и дьявол, 1513 г. (Государственный кунстхалле Карлсруэ)
Наиболее распространённое толкование сюжета этой гравюры основывается на трактате Эразма Роттердамского «Руководство христианского воина». Здесь целеустремлённый и храбрый рыцарь готов противостоять силам ада, следуя своему долгу. В понимании современников художника герой гравюры являлся защитником христианства. Путь рыцаря к добродетели сложен. Его преследуют дьявол — символ искушения — и смерть, держащая в руках песочные часы (символ быстротечности человеческой жизни). Данный предмет можно заметить во всех трёх «мастерских гравюрах» Дюрера, однако в данной картине песок в часах ещё не истек, а значит, рыцарь успеет совершить подвиг ради истины и добродетели. Рядом с рыцарем бежит гончая, являющая собой символ истины и преданности. Ящерица у ног коня и череп, лежащий на пути рыцаря, намекают на грозящую опасность. На копье рыцаря можно заметить лисий хвост, а голова и хвост лошади украшены дубовыми листьями, обещающими, согласно поверью, успешное возвращение с охоты. В самом верху гравюры виднеется замок — образ Царства Небесного. В отличие от остальной картины, замок изображён в светлых тонах, что говорит о праведности намерений рыцаря.
Путешествия
В 1490 г. начались путешествия Дюрера, целью которых было приобретение навыков у мастеров Германии и других стран: Швейцарии, Нидерландов. В Эльзасе он осваивал технику гравюры на меди у Людвига Шонгауэра. В Базеле он работал у Георга Шонгауэра над созданием нового стиля книжных иллюстраций. Предполагают, что здесь Дюрер принял участие в создании знаменитых гравюр на дереве к «Кораблю дураков» Себастьяна Бранта.
Иллюстрация А. Дюрера
В Страсбурге А. Дюрер создал свой «Автопортрет с чертополохом» (1493) и отправил его в родной город.
Возможно, этот автопортрет знаменовал собой начала нового этапа в личной жизни художника и был предназначен в подарок его невесте, т.к. в 1494 г. он вернулся в Нюрнберг и вскоре женился на дочери друга своего отца, медника, музыканта и механика, Агнесе Фрей.
А. Дюрер. Агнеса Дюрер. Рисунок пером (1494)
С женитьбой повысился социальный статус Дюрера – теперь он имел право завести собственное дело. Но семейная жизнь художника не была счастливой из-за разности характеров и взглядов супругов. Детей у них не было. В 1494 г. Дюрер отправился в Италию. А в 1495 г. открыл собственную мастерскую в Нюрнберге и в течение последующих 10 лет занимался гравюрой. Позже он занимался и гравировкой на меди. Дюрер создал 15 ксилографий для книги «Апокалипсис». Они принесли ему европейскую известность. Были созданы иллюстрации и к другим произведениям, в том числе античных авторов. В последнее десятилетие XV в. художник создал несколько живописных портретов и автопортрет.
А. Дюрер. Автопортрет (1498). Музей Прадо (Мадрид)
В 1502 г. умер его отец, и Альбрехт взял на себя заботы о матери и двух своих младших братьях (Эндресе и Хансе). В 1505 г. Дюрер отправился в Венецию и пробыл там 2 года. Он познакомился с творчеством художников Венецианской школы, и это оказало влияние на его живописную манеру. Особое впечатление произвели на него картины Джованни Беллини. Далее художник посетил Болонью, Падую, Рим.
Дом-музей Дюрера
Возвратившись в Нюрнберг, Дюрер купил дом в Циссельгассе, в настоящее время это Дом-музей Дюрера. По заказу нюрнбергского купца Маттиаса Ландауэра он написал алтарь «Поклонение Святой Троице».
Алтарь Ландауэра (1511). Музей истории искусства (Вена)
Но основные усилия его были направлены на усовершенствование навыков гравировки, а с 1515 г. – офорта (разновидность гравюры на металле). С 1512 г. главным покровителем художника становится император Максимилиан I.
А. Дюрер «Портрет Максимилиана I»
Дюрер начинает работать над его заказами: выполняет «Триумфальную арку», занимается монументальной ксилографией (3,5 м х 3 м), составленной из оттисков со 192 досок. Грандиозная композиция в честь Максимилиана предназначалась для украшения стены. Образцом для неё послужили древнеримские триумфальные арки. В 1513 г. он вместе с другими художниками принял участие в иллюстрировании (рисунки пером) одного из пяти экземпляров «Молитвенника императора Максимилиана».
Страница из Молитвенника
В 1520 г. художник вместе с женой совершил путешествие в Нидерланды. Здесь он работал в жанре графического портрета, встречался с местными мастерами и помогал им в работе над триумфальной аркой для торжественного въезда императора Карла. В Нидерландах Дюрер, знаменитый художник, был всюду желанным гостем. Магистрат Антверпена даже хотел удержать его в городе, предлагая годовое содержание в размере 300 гульденов, дом в подарок, поддержку, уплату всех его налогов. Но в 1521 г. Дюреры вернулись в Нюрнберг.
Здание
Старейшие балки угла дома в месте, где бывший переулок Циссель
выходит на площадь Тиргертнертор согласно дендрохронологическому
исследованию датируются 1418 годом, что даёт возможность отнести
дату постройки дома к 1420 году. В настоящее время это
четырёхэтажное здание, два нижних этажа которого возведены из
песчаника, два верхних — фахверковые. Полувальмовая крыша
имеет большие слуховые окна (люкарны), выходящие на улицу. Они были
реконструированы в XIX веке, когда без особых на то оснований
предполагалось, что там размещалась мастерская Дюрера.
Panoramio upload bot @ WikiCommons
В 1501 году дом был приобретён купцом и астрономом Бернхардом
Вальтером. Современный вид дом приобрёл, прежде всего, благодаря
существенной перестройке верхних этажей, предпринятой Вальтером.
Так, на южном фасаде было сделано несколько небольших окон для
проведения астрономических наблюдений (gewergk der
astronomey, астрономических работ). В Нюрнбергском городском
архиве хранится договор, в котором жителям дома запрещается бросать
что-либо на соседскую крышу из новых окон. Использование дома в
качестве астрономической обсерватории можно видеть на его старинных
изображениях.
Xenophon @ WikiCommons
Согласно договору купли-продажи семья Вальтера продала дом в
1509 году за 275 гульденов Альбрехту Дюреру. По смерти Дюрера его
жена Агнеса (ум. 1539) продолжала жить в доме в Циссельгассе, затем
его унаследовала сестра Агнесы, Катарина, в замужестве Циннер. 14
ноября 1541 года Катарина Циннер продала дом за 1150 флоринов
кузнецу Клаусу Фрейенхамеру. Хотя за всю историю существования
здания сохранились сведения о 24 его владельцах, всё же он
оставался известным как дом Дюрера. Иоахим фон Зандрарт, видный
художник эпохи барокко, почитатель Дюрера, основатель Нюрнбергской
академии и автор первой немецкой истории искусств, в 1675 году в
главе о Дюрере поместил описание местоположения его дома.
Перед трёхсотлетней годовщиной со дня смерти Дюрера город
Нюрнберг в 1826 году приобрёл дом, в нём была оборудована
комната-музей. В 1871 году, к юбилею художника, дом был передан
Обществу дома Альбрехта Дюрера, с этого времени он становится
музеем.
Xenophon @ WikiCommons
В конце Второй мировой войны старая часть Нюрнберга была почти
полностью разрушена, пострадал и дом Дюрера. Для публики музей был
открыт уже в 1949 году, став одним из первых восстановленных и
доступных общественных зданий в городе. К большой юбилейной
выставке, приуроченной к 500-му дню рождения Дюрера в 1971 году у
западного фасада была сооружена современная пристройка. Выставочное
помещение было переоборудовано в 1996—1998 годах в кинозал. Этот
зал предполагается использовать для выставок и конференций.
Dürers Nürnberg — Ungry Young Man @ Flickr
Благодаря мероприятиям по санации здания, проводящимся с 1990
года, дом находится в очень хорошем состоянии.
Современный адрес дома — улица Альбрехта Дюрера, 39, он
расположен у Тиргертнерторплатц, которая благодаря своему
архитектурному комплексу считается одним из самых красивых мест
центра города и носит неофициальное название «площадь Дюрера».
Площадь Дюрера, на которой установлена статуя Альбрехта Дюрера,
расположена южнее в направлении церкви Святого Зебальда —
приходской церкви художника.
Mateus2019 @ WikiCommons
Музей
Дом Дюрера — единственный в своём роде музей и мемориал
одного из наиболее выдающихся художников Возрождения.
Nürnberg — Albrecht-Dürer-Haus — corno.fulgur75 @ Flickr
На первом этаже находятся подлинная кухня и две так называемые
«комнаты Вандерера» (нем. Wandererzimmer), обустроенные 1870-е
годы Фридрихом Вандерером жилые помещения в псевдоготическом
стиле — спальня и комната. На верхнем этаже располагается
самое большое помещение, в котором могла находиться мастерская.
Здесь можно увидеть инструменты и материалы, которыми работали
художники, а также устройства для печати, использовавшиеся во время
Дюрера. В этой и соседней комнатах демонстрируются способы печати
гравюр на дереве и металле — техниках, в которых Дюрер
считался непревзойдённым мастером.
История дома как музея и мемориала Альбрехта Дюрера в истории
искусств и истории культуры последующих веков всегда была особой
выставочной темой. В помещениях галереи мансарды, перестройка
которой запланирована на будущее, можно видеть копии важнейших
произведений Дюрера, проходят здесь и временные выставки
оригинальных работ художника. Это прежде всего место, где
экспонируются произведения из Графического собрания города.
Xenophon @ WikiCommons
С 1 августа 2009 года директором дома-музея и собрания графики
является искусствовед Томас Шауерте.
Pilatushaus — dadofekl @ Flickr
Благодаря аудиогиду посетители музея могут получить информацию о
залах музея на семи языках: немецком, английском, французском,
итальянском, испанском, японском и русском.
Потрясающая Венеция, итальянские творческие страсти
Впечатление от бурной Италии, где уже пышным цветом развивался Ренессанс, было фантастическим: роскошная архитектура, энергичная жизнь, великолепные краски и новые идеи захлестнули молодого и жаждущего творческих открытий художника. По сравнению с Нюрнбергом, где царило Средневековье, Италия была свежим ключом. Известно знакомство Дюрера со знаменитыми современниками: братьями Беллини, другими мастерами и в том числе, вполне вероятно, с Тицианом и Джорджоне. Найти общий язык с горячими итальянцами было нелегко, зачастую Альбрехту приходилось отмахиваться от враждебных выпадов живописцев, которые ругали работы Дюрера, обвиняли его в нарушении традиций античности, при этом сами копировали его работы в церквях.
Как художник Дюрер приезжал учиться и работать в Италию несколько раз. Находчивый Пиркгеймер подал другу идею доказать на практике, что германский художник не хуже ревностных итальянцев владеет законами композиции и чутьём колорита. Так была создана картина под названием «Праздник чёток», триумфальная работа Дюрера, восхитившая самого Беллини. Это произведение стало отправной точкой немецкого Ренессанса.
Библиография
- Бартрум Д. Дюрер / Пер. с англ. — М.: Ниола-Пресс, 2010. — 96 с. — (Из собрания Британского музея). — 3000 экз. — ISBN 978-5-366-00421-3.
- Бенуа А. История живописи всех времён и народов. — СПб.: Издательский Дом «Нева», 2002. — Т. 1. — С. 297—314. — 544 с. — ISBN 5-7654-1889-9.
- Бергер Я. Дюрер. — М.: Арт-Родник, 2008. — 96 с. — 3000 экз. — ISBN 978-5-88896-097-4.
- Альбрехт Дюрер. Гравюры / Пред. А. Боре, прим. А. Боре и С. Бон, пер. с фр. А. Золотовой. — М.: ООО «Магма», 2008. — 560 с. — 2000 экз. — ISBN 978-593428-054-4.
- Брион М. Дюрер. — М.: Молодая гвардия, 2006. — (Жизнь замечательных людей).
- Дзуффи С. Большой атлас живописи. Изобразительное искусство 1000 лет / Научный редактор С. И. Козлова. — М.: ОЛМА-ПРЕСС, 2002. — С. 106—107. — ISBN 5-224-03922-3.
- Дурус А. Еретик Альбрехт Дюрер и три «безбожных художника» // Искусство : журнал. — 1937. — № 1.
- Зарницкий С. Дюрер. — М.: Молодая гвардия, 1984. — (Жизнь замечательных людей).
- Немировский Е. Мир книги. С древнейших времён до начала XX века / Рецензенты А. А. Говоров, Е. А. Динерштейн, В. Г. Утков. — М.: Книга, 1986. — 50 000 экз.
- Львов С. Альбрехт Дюрер. — М.: Искусство, 1984. — (Жизнь в искусстве).
- Либман М. Дюрер и его эпоха. — М.: Искусство, 1972.
- Королёва А. Дюрер. — М.: Олма Пресс, 2007. — 128 с. — (Галерея гениев). — ISBN 5-373-00880-X.
- Матвиевская Г. Альбрехт Дюрер — учёный. 1471—1528 / Отв. ред. канд. физ.-мат. наук Ю. А. Белый; Рецензенты: акад. АН УзССР В. П. Щеглов, д-р физ.-мат. наук Б. А.
- Розенфельд; Академия наук СССР. — М.: Наука, 1987. — 240, с. — (Научно-биографическая литература). — 34 000 экз. (в пер.)
- Невежина В. Нюрнбергские граверы XVI в. — М., 1929.
- Нессельштраус Ц. Литературное наследие Дюрера // Дюрер А. Трактаты. Дневники. Письма / Перевод Нессельштраус Ц.. — М.: Искусство, 1957. — Т. 1.
- Нессельштраус Ц. Рисунки Дюрера. — М.: Искусство, 1966. — 160 с. — 12 000 экз.
- Нессельштраус Ц. Дюрер. — М.: Искусство, 1961.
- Норберт В. Дюрер. — М.: Арт-Родник, 2008. — 96 с. — 3000 экз. — ISBN 978-5-9794-0107-2.
- Сидоров А. Дюрер. — Изогиз, 1937.
- Черниенко И. Германия на рубеже XV-XVI веков: эпоха и её видение в творчестве Альбрехта Дюрера: автореферат диссертации на соискание учёной степени кандидата исторических наук: 07.00.03. — Пермь, 2004.
Творчество. Свобода. Живопись.
Allpainters.ru создан людьми, искренне увлеченными миром творчества. Присоединяйтесь к нам!
2.8/5 — (6 голосов)
Рисунки и гравюры
Гравюры
Наибольшую известность Дюрер получил как непревзойденный гравер. Художник делал гравюры, как на меди, так и на дереве
Ксилографии Дюрера отличались от его предшественников мастерством и вниманием к деталям. В 1498 г
художник создал серию гравюр «Апокалипсис», состоявшую из 15 листов. Эта тема была весьма актуальна к концу 15 века. Войны, эпидемии, голод создали у народа предчувствие конца времен. «Апокалипсис» принес Дюреру небывалую популярность, как на родине, так и за ее пределами.
1498 Четыре всадника Апокалипсиса
Далее последовали серии гравюр «Большие страсти», «Жизнь Марии». Библейские события мастер помещает в современное ему пространство. Люди видят знакомые пейзажи, одетых, так же как они, персонажей и сопоставляют все происходящее с собой и своей жизнью. Дюрер стремился делать искусство понятным и для простого народа, при этом подняв уровень художественного мастерства на невиданную до него высоту.
1510 Взятие под стражу
Гравюры его пользовались большой популярностью, их даже стали подделывать, в связи с чем Дюрер осуществил свою вторую поездку в Венецию.
Кроме серий художник работает и над отдельными рисунками. В 1513 ‒ 1514 годах выходят в свет три самых знаменитых гравюры: «Рыцарь, смерть и дьявол», «Святой Иероним в келье» и «Меланхолия». Эти работы по праву считаются венцом пути художника, как гравера.
1514 Меланхолия
Как гравюрист Дюрер работал в разных техниках и жанрах. После него осталось около 300 гравюр. После смерти мастера его работы широко тиражировались, вплоть до 18 века.
1513 Рыцарь, смерть и дьявол
Рисунок
Альбрехт Дюрер известен и как талантливый рисовальщик. Графическое наследие мастера впечатляет. С немецкой скрупулезностью он хранил все свои рисунки, благодаря чему до нас дошло их около 1000 штук. Художник постоянно тренировался, делая эскизы и зарисовки. Многие из них стали самостоятельными шедеврами. Так, например, широко известны рисунки «Руки молящегося», «Портрет матери», «Носорог» и др.
1508 Руки молящегося
Дюрер первый среди европейских художников стал широко использовать акварельную технику. Акварель известна с 15 века в Европе. Это были сухие краски, которые растирались в порошок. В основном ее использовали для оформления книг.
1495 Вид на Инсбрук
Известна серия пейзажей, выполненных Дюрером акварелью: «Вид на Арко», «Замок в Альпах», «Замок в Тренто», «Вид на Инсбрук», «Двор старого замка в Инсбруке» и др.
1494 Дворик замка в Инсбруке с облаками
Удивительно детально проработаны натуралистические рисунки Дюрера: «Молодой заяц», «Кусок дерна», «Ирис», «Фиалки» и др.
1502 Молодой заяц
Дом Вейнштадль и Мост палача
Дом Вейнштадль и Мост палача.
Этот красивый дом XV века на северной стороне реки Пегниц относится к числу важных памятников Старого города и считается одним из самых крупных фахверковых зданий в Германии. Когда-то дом использовался в качестве городского винного склада – отсюда его название Вейнштадль (винный амбар).
За свою долгую историю этот дом служил для самых разных целей – от убежища для прокаженных до студенческого общежития.
Помимо дома, в архитектурный ансамбль входит крытый бревенчатый мост со странным названием – Мост палача. Он был построен в 1457 году для максимальной изоляции палачей от общения с горожанами, живущими на другом берегу реки.
Адрес: Weinstadl & Henkersteg, Altstadt – Sankt Sebald Mitte, 90403 Nürnberg, Германия.
Детство и юность
Деятель эпохи Возрождения появился на свет в Нюрнберге 21 мая 1471 года в семье венгров, мигрировавших в Германию. Немецкий живописец – 3 ребенок из 18 детей ювелира. К 1542 году в живых остались только трое братьев Дюрер: Альбрехт, Эндрес и Ханс.
Родители Альбрехта Дюрера
В 1477 году Альбрехт уже был учеником латинской школы, а дома часто помогал отцу. Родитель лелеял надежды, что мальчик продолжит семейное дело, но биография сына сложилась иначе. Талант будущего живописца стал заметен рано. Получив первые знания от отца, мальчик задался целью учиться у гравера и живописца Михаэля Вольгемута. Дюрер-старший недолго негодовал и отправил Альбрехта под опеку кумира.
Мастерская Вольгемута имела безупречную репутацию и популярность. 15-летний юноша перенял навыки живописи, рисунка и гравирования по дереву и меди. Дебютом стал «Портрет отца».
Автопортрет Альбрехта Дюрера в детстве
С 1490 по 1494 годы Альбрехт путешествовал по Европе, обогащая знания и набираясь опыта. В Кольмаре Дюрер работал с сыновьями Мартина Шонгауэра, которого не успел застать в живых. Альбрехт был вхож в круг гуманистов и книгопечатников.
В путешествии молодой человек получил письмо от отца, оповещавшего о договоренности с семейством Фрей. Благородные родители согласились выдать дочь Агнесс замуж за Альбрехта. Он обрел новый статус и завел собственное дело.