Дом бальо архитектора антонио гауди

Дом Бальо-и-Каса-новас

Дом Бальо́ (кат. Casa Batlló), еще называемый «Дом Костей»— жилой дом, построенный в 1877 году для текстильного магната Жозепа Бальо-и-Касановаса по адресу Passeig de Gràcia, 43 в районе Эшампле, и перестроенный архитектором Антони Гауди в 1904—1906 годах.

Ещё не окончив работы по строительству парка Гуэля, Гауди получил заказ на переделку доходного дома, принадлежащего семейству богатого текстильного фабриканта Жозепа Бальо-и-Касановас и расположенного по соседству с модернистским домом Амалье. Владелец дома намеревался снести старое здание 1875 года и построить на его месте новое, но Гауди решил иначе.

Архитектура Дома Бальо

Гауди сохранил исходную структуру дома, примыкающего боковыми стенами к двум соседним зданиям, но спроектировал два новых фасада, главный — со стороны Passeig de Gràcia, и задний — внутрь квартала. Помимо этого, Гауди полностью переделал нижний этаж и бельэтаж, сделав оригинальную мебель, и добавив подвальный этаж, мансарду и асотею (ступенчатую террасу крыши). Две световые шахты были объединены в единый внутренний двор, что улучшило дневное освещение и вентиляцию здания. Идея придания световому двору особого значения, впервые реализованная в доме Бальо, была использована Гауди и в ходе строительства Дома Мила.

Многие исследователи творчества Гауди признают, что реконструкция дома Бальо является началом нового творческого этапа мастера: с этого проекта архитектурные проекты Гауди будут строиться на основе его собственного видения, без оглядки на принятые нормы и стили.

Особенности Дома Бальо

Отличительной особенностью дома Бальо является почти полное отсутствие в его архитектуре прямых линий. Декор фасада изиз тёсанного камня, добываемого на барселонском холме Монжуик, а также оформление интерьера — все сделано на основе волнистых линий. Весьма по разному интерпретируют внешний вид фасада, но в общем сходятся к тому, что главный фасад — это аллегория на дракона — излюбленного персонажа Гауди, чей образ использовался во многих его творениях. Победа покровителя Каталонии Св. Георгия над драконом может быть аллегорией победы добра над злом. Меч Св. Георгия, вонзённый в «хребет дракона», представлен в виде башенки, увенчанной георгиевским крестом, фасад здания изображает сверкающую «чешую» чудища и усеян костями и «черепами» его жертв, которые угадываются в формах колонн бельэтажа и балконов.

Как свойственно Гауди, все детали в доме Бальо тщательно продуманы

Обратите внимание на оформление светового дворца, где Гауди создал особую игру светотени. Чтобы добиться равномерного освещения, архитектор постепенно изменяет цвет керамической облицовки от белого до голубого и синего, делая его более глубоким по мере продвижения снизу вверх, звершив настоящим всплеском лазури в отделке дымовых и вентиляционных труб. Для того же меняется и размер окон, выходящих в патио, которые постепенно уменьшаются с высотой

Элегантная мансарда дома основана на параболических арках, использованных Гауди и при реализации других проектов

Для того же меняется и размер окон, выходящих в патио, которые постепенно уменьшаются с высотой. Элегантная мансарда дома основана на параболических арках, использованных Гауди и при реализации других проектов.

Декор Дома Бальо

Весь декор дома сделан лучшими мастерами прикладного искусства. Кованные элементы выполнены кузнецами братьями Бадия, витражи — стеклодувом Жузепом Пелегри, изразцы — П.Пужолом-и-Баусисом сыном, другие керамические детали выполнил Себастьян-и-Рибо. Облицовка главного фасада была полностью изготовлена в г. Манакор (остров Мальорка). Мебель, созданная Гауди при оформлении интерьера, сейчас входит в собрание Дома-музея Гауди в Парке Гуэля.

Дом Бальо, вместе с домом Амалье и домом Льео Морера, является частью «Квартала несогласия», названного так из-за стилистической неоднородности образующих его модернистских зданий.

В 1962 году Дом Бальо был объявлен Художественным памятником Барселоны, в 1969 году — памятником национального значения, в 2005 году включён в список памятников семирного наследия ЮНЕСКО.

Строительство

Ещё не окончив работы по строительству парка Гуэль, Гауди получил заказ на переделку доходного дома, принадлежащего семейству богатого текстильного фабриканта Жозепа Бальо-и-Касановас и расположенного по соседству с модернистским домом Амалье. Владелец дома собирался снести старое здание 1875 года и построить на его месте новое, но Гауди решил иначе.

Сохранив исходную структуру дома, примыкающего боковыми стенами к двум соседним зданиям, Гауди спроектировал два новых фасада. Главный фасад выходит на проспект Passeig de Gracia, задний — внутрь квартала. Кроме того, Гауди полностью перепланировал нижний этаж и бельэтаж, создав для них оригинальную мебель, и прибавил подвальный этаж, мансарду и асотею (ступенчатую террасу крыши). Две световые шахты были объединены в единый внутренний двор, что позволило улучшить дневное освещение и вентиляцию здания. Идея придания световому двору особого значения, впервые реализованная в доме Батльо, была использована Гауди и в ходе строительства Дома Мила.

Многие исследователи творчества Гауди признают, что реконструкция дома Батльо является началом нового творческого этапа мастера: с этого проекта архитектурные решения Гауди будут диктоваться исключительно его собственным пластическим видением без оглядки на известные архитектурные стили.

Наиболее замечательной особенностью дома Батльо является практически полное отсутствие в его оформлении прямых линий. Волнистые очертания проявляются как в декоративных деталях фасада, высеченных из тёсанного камня, добываемого на барселонском холме Монтжуик, так и в оформлении интерьера. Существует множество толкований символики главного фасада, но, по-видимому, наиболее правильной является интерпретация здания как фигуры гигантского дракона — излюбленного персонажа Гауди, возникающего во многих его творениях. Победа покровителя Каталонии Св. Георгия над драконом может быть аллегорией победы добра над злом. Меч Св. Георгия, вонзённый в «хребет дракона», представлен в виде башенки, увенчанной георгиевским крестом, фасад здания изображает сверкающую «чешую» чудища и усеян костями и «черепами» его жертв, которые угадываются в формах колонн бельэтажа и балконов.

Основные моменты

Дом Бальо

Плавные «танцующие» формы, похожий на гладь моря фасад, колоритные цвета, декор из керамической мозаики и горбатая крыша дома Бальо вот уже более ста лет притягивают к нему взоры жителей города и туристов. Не менее впечатляет и изысканный интерьер – великолепная люстра-солнце, изгибы перил, мебели и теплые цвета витражных вставок. Живописное здание вместе другими модернистскими строениями – домом Лео Морера и домом Амалье – формирует знаменитый барселонский «Квартал несогласия» или «Яблоко раздора», получивший такое название из-за стилистической неоднородности использованных здесь архитектурных приемов.

В начале 1960-х годов дом Бальо был признан Художественным памятником Барселоны, затем он стал национальным памятником Каталонии. А с 2005 года архитектурная достопримечательность включена ЮНЕСКО в список Всемирного наследия.

Каждый уголок этого необычного здания имеет свою историю, и, к радости туристов, дом Бальо открывает свои двери как музей. По нему проводят экскурсии, во время которых гостям показывают бельэтаж, мансарду, открытую террасу на крыше, знаменитые печные трубы, внутренний дворик, просторный вестибюль и изящную парадную лестницу. Посетить барселонскую достопримечательность можно в любой день, так как она открыта для визитов без выходных.

Внутренний двор дома Бальо

Внутри дома

Внутреннее обустройство дома органично перекликается с фасадами. Те же плавные изогнутые линии, отсутствие жестких углов. «Поплывшие» окна с витражами напоминают современному зрителю работы Дали. Лестница, соединяющая первый и второй этажи похожа на позвоночник. Потолки напоминают волны или песчаные барханы. Двери, как и окна становятся больше предметом интерьера, все они разные и каждая вписана в собственное пространство.

Вид с балкона

Одна из черт Гауди состоит в большом внимании к деталям. Одновременно он прорабатывал и эстетическую и практическую стороны. Элементы интерьера проектировались вместе с самим домом. Волнообразные пространства создают ощущение легкости и покоя. Несмотря на всю экстравагантность, очень легко представить, как бы жилось в таком доме. Каждая деталь находится на своем месте. Она органична и эргономична. Весь дом похож на живой организм.

Внутри здания

Благодаря своей фантастической внешности, дом быстро снискал всемирную известность, был признан национальным памятником Испании. Каса-Бальо имеет свой сайт, где предоставляется возможность купить билеты через Интернет. Это позволит избежать постоянных больших очередей в кассы. Добраться туда можно самостоятельно на общественном транспорте.

Стоимость билетов

Дом Террадес открыт с 10:00 до 19:00, последний вход в 18 часов. Ежедневно, кроме 25 декабря. Из-за проведения публичных или частных мероприятий в графике работы возможны изменения.

Фотографировать на территории исторического памятника в коммерческих целях возможно только с предварительного разрешения. Нельзя курить, создавать шум и блокировать проходы. Вход с едой, напитками, а также с животными запрещен (кроме собак-поводырей). Для посетителей с ограниченными физическими возможностями предусмотрен адаптированный вход, за исключением доступа в верхние этажи.

Экскурсия «Les Punxes Open Date» стоит € 13,5. Лицам от 8 до 18 лет и резидентам Каталонии — € 10, студентам, инвалидам и посетителям старше 65 лет — € 11, 50 (обязательны подтверждающие документы). Дети до 7 лет могут пройти бесплатно. Посетители, не достигшие 16 лет должны быть в сопровождении взрослых.

Casadelespunxes2016 (Ferran Nadeu)

Для групповых визитов предусмотрены скидки. Для этого необходимо связаться с отделом бронирования. Билеты с открытой датой позволяют пройти в Дом с Шипами в любой день и время до конца года (в настоящее время до апреля 2021 г.).

Цены на официальном сайте Дома Террадес

Тур «Les Punxes Exclusive» стоит €16. Проходит он с понедельника по пятницу в 18:00.

Стоимость визита в рамках экскурсии «Les Punxes Plus» составляет € 20, детям до 7 лет — бесплатно. Остальным категориям — € 16. Знакомство с достопримечательностью возможно на двух языках: испанском и каталанском. Туры на испанском языке организуются в субботу, в 12.00. На каталанском — в воскресенье, в 12.00.

Один из фасадов Дома Террадес на панораме Google-карт

Дом Бальо или дом Мила что выбрать

Подробно про каждый из домов Гауди в Барслеоне рассказваю в эти статьях дом Мила и дом Бальо.

Архитектура

Красочный витиеватый фасад дома Бальо очаровывает с первого взгляда.  С его балконами, похожими на кости, и изогнутой крышей с цветной черепицей, которая напоминает чешую дракона, этот фасад обычно предпочитают фасаду Ла Педрера. Хотя дом Батльо, безусловно, следовал моде того времени, он не является на 100 процентов домом Гауди.  Архитектор перестроил это здание 1870-х годов в соответствии с тогдашней модой модерна.

Влюбиться в дом Бальо очень легко, а вот прелесть дома Мила открывается не сразу.

Этот жилой домГауди спроектировалс нуля, в этой работе он отказался от цвета в пользу формы. Дом Мила не похож ни на одну постройку этого периода.

Оба шедевра видны снаружи, поэтому мучительного выбора здесь нет. Однако в том, что касается планировки, изобретательности, новых методов строительстваЛа Педрера заслуживает отдельного внимания.

Интерьер

В обоих домах вы увидите внутренний дворик (в Ла Педрера их два), лестницу, отдельные апартаменты, чердак и террасу на крыше. Вход в дом Бальо похож на шкатулку для драгоценностей. Резная деревянная лестница, ведущая в апартаменты, поразит ваше воображение.


сразу же

Вход в Каса Мила начинается с современной кассы, где вы сдаете свои вещи на контроль. Но, пройдя в первый внутренний дворик, вы можете вздохнуть с облегчением, так как он круглый и просторный, рассчитанный на большое количество людей. Хотя внутри патио намного проще, здесь есть несколько привлекательных фресок.

Дом Бальо  или дом Мила: жилые помещения

Жилые помещения Каса Бальо не меблированы, многие комнаты (кухня, комната для прислуги и ванная) отсутствуют, поэтому здесь нет ощущения настоящей обжитой квартиры.

Квартира Ла Педрера обставлена мебелью. Это дает возможность понять, как жили и оформляли свои жилища люди в ту эпоху. Переходя из комнаты в комнату, легко заблудиться. Планировка повторяет изгиб круглого внутреннего дворика, это делает интерьер необычным.

Мансарда

Белые оштукатуренные, ребристые стены чердака в Каса Бальо заставляют почувствовать, что прозвище «дом костей» очень подходит этому жилищу. В некоторых местах он может быть узким, но этот впечатляющий проход необходимо пройти, чтобы попасть на террасу на крыше.

Чердакдома Мила-это голые ребристые стены и потолки из красного кирпича. Они сразу создающие теплую и непринужденную атмосферу. Это огромное пространство усеяно маленькими окнами, поэтому не возникает ощущения замкнутости или духоты. Отличные модели, видео, схемы, мебель и многое другое дают посетителям фантастическое представление обо всех работах Гауди, чего так не хватает Каса Бальо.

Дом Бальо или дом Мила: терраса

Терраса Каса Бальо не так перспективна, как можно подумать, глядя на крышу снизу. Здесь расположены дымоходы, мансардный этаж и помещение для хранения воды. Несмотря на то, что крыша дома Батльо не лишена воображения, но проигрывает террасе дома Мила.

Терраса дома Мила — одно из самых волшебных мест в Барселоне. Лестничные пролеты, вентиляционные башни и дымоходы в совокупности создают очень оригинальное и удивительное пространство.

Плюсом является то, что с террасы на крыше Ла Педрера можно насладиться прекрасными видами Барселоны (классическимявляется вид на Саграда Фамилиа в обрамлении одной из арок). Даже такие известные режиссеры, как Микеланджело Антониони, нашли это место настолько неотразимым, что использовали его в качестве декораций к фильму. Посмотрите на сцену из его фильма «Пассажир», где Джек Николсон и Мария Шнайдер бродят по крыше Гауди. На крыше дома Мила встречаются герои фильма Вуди Алена «Вики Кристина Барселона».

Единственный недостаток террасы на крыше Ла Педрера по сравнению с террасой Каса Бальо заключается в том, что она будет закрыта во время дождя. Поэтому заранее узнавайте прогноз погоды перед визитом в дом Мила.

Летними вечерами и Ла Педрера, и Дом Бальо предлагают ночные шоу на своих террасах на крыше. Оба они великолепны. Нет лучшего способа насладиться атмосферой этих особенных мест чем в сопровождении прекрасной музыки и в окружении бесконечной фантазии Гауди.

История Дома с шипами

Гигантское творение Жозепа Пуч-и-Кадафалк было возведено в 1903 — 1905 гг. По заказу сестер Террадес (Розы, Жозефы и Анхелы) перед архитектором встала задача — соединить три разностилевых дома в одну композицию.

Снаружи строение должно было оставаться единым целым, но так, чтобы каждая из сестер имела свою территорию с отдельным входом, башней и участком на террасе.

Мастер блестяще справился с работой. Он успешно соединил элементы неоготики с деталями каталонского модерна. В результате получилось сказочная постройка, напоминающая одновременно фламандскую ратушу и средневековый замок с элементами готического стиля и пышными формами, характерными для эпохи Ренессанс.

jacinta lluch valero

В 1975 г. произведение Пуч-и-Кадафалк признано историческим памятником, а в 1980 г. была проведена генеральная реставрация. В 1991 г. владельцем необычного здания стало агентство недвижимости «Колониал». В 2003 г. в нем была завершена очередная реконструкция по подлинному проекту архитектора и строение было выставлено на продажу. На данный момент знаменитый Дом с шипами принадлежит частному лицу.

Начиная с 2016 г. дом открыт для туристов. На первом этаже находится главная экспозиция, в цокольном размещены бар и сувенирный магазин. Подняться на террасу и полюбоваться видами на Барселону можно на лифте, воссозданном по старым чертежам.

Рядом с домом Бальо

Примерно в то же время, на которое пришлась реконструкция дома Бальо Антонио Гауди, рядом с домом были реконструированы и другие дома под руководством других выдающихся архитекторов.

Тогда реконструкции домов стали иметь для архитекторов и личный подтекст, поскольку архитекторы соревновались между собой за архитектурные премии от мэрии Барселоны. По этой причине данный квартал стал известен как «la Manzana dе lа Discordia», что означает «Квартал Раздора» или «Яблоко раздора».

Все дома квартала построены в стиле модерн и в настоящее время, вместе с Домом Бальо, образуют уникальный архитектурный ансамбль, в состав которого входят:

— Дом Амалье (работа архитектора Жозепа Пуч-и-Кадафалка).

— Дом Льео-и-Мореры (архитектор Льюис Доменек-и-Монтанер).

— Дом Мульерас (архитектор Энрике Санье).

— Дома Жозефины Бонет (архитектор Марсел-ила-Кокилат).

Непосредственно к дому Бальо, с его левой стороны, примыкает ещё один известный дом — Дом Амалье.

Дом Амалье

Дом Амалье или Дом Аматльер (Casa Amatller), совместно с домом Бальо, представляют собой удивительно прекрасный и запоминающийся ансамбль, где, с одной стороны, тонко сочетаются игра архитектурных элементов и красок, образуя единую картину, а с другой — дома имеют резкий контраст с броскими различиями.

Изначально дом Амалье был построен в 1875 году. 12 марта 1998 года промышленник и производитель шоколада Антонио Амалье приобрел здание, после чего заказал реконструкцию дома у известного каталонского мастера Жозепе Пуч-и-Кадафалка. В результате проведенных работ, во время которых была проведена перепланировка и выполнено художественное оформление здания, дом получил второе рождение и заиграл новыми красками.

После реставрации, в 2015 году дом Амалье был открыт как музей, сохранивший часть мебели и украшений времен 1900-х годов.

В настоящее время в доме Амалье находится кафе-шоколадница и проводят экскурсии. Продолжительность экскурсии составляет 1 час, включает в себя экскурсию + чашку горячего шоколада. Цена взрослого билета составляет 24 Евро. Билеты можно приобрести в кассах либо на официальном сайте.

Дом Льео Морера

Дом Льео Морера (Casa Lleo Morera) — ещё один великолепный дом, расположенный по соседству с домом Бальо в «Квартале Несогласия».

Архитектор Lluís Domènech i Montaner был заказан Франческой Морерой и Ортисом для работы над домом Льео Морера в 1902 году. В то время на Пасео де Грасия 35 располагалось старое здание под названием Casa Rocamora, построенное в 1864 году. Архитектор Льюис Доменек-и-Монтанер разработал полный проект реконструкции существующего дома с использованием различных материалов. Реконструкция длилась до 1906 года, после чего здание стало по-настоящему модернистским произведением искусства. Во время реконструкции был перестроен фасад, добавлены три галереи и каменные балконы на разных этажах, а аткже спроектирован интерьер.

В интерьере дома Лео Морера можно видеть взрыв модернизма, который является одним из наиболее сохранившихся в городе: витражи, мозаики, керамика, скульптуры, дерево, мрамор… всё нашло воплощение в интерьере этого и по сей день необычного дома.

Увидеть данные дома, а также: известный Дом Мила (Ла Педрера), Дом Рокамора, Дом Кальвет, Дом Марти и Дворец каталонской музыки можно с экскурсией «Барселона — шедевры модерна», из которой вы узнаете о величайших архитекторах эпохи модерна, а также поймете, как нескольким десяткам талантливых художников удалось воплотить в жизнь революционные архитектурные находки и вызвать настоящий бунт:

Дом Бальо снаружи и изнутри: что посмотреть

Фасады и внутренний дворик

Дом Бальо издалека бросается в глаза сияющим в лучах солнца внешним фасадом, отделанным разноцветной мозаикой из кусочков керамической плитки и стекла и множеством элементов декора. Огромные витринные окна вестибюля, украшены цветными витражами работы Пелегри, знаменитого стеклодува начала XX века. По мере возрастания этажей, размеры окон уменьшаются. Этот прием мастер использовал в целях максимальной концентрации естественного освещения внутренних помещений дома и патио.

Окна верхних этажей снабжены балкончиками с изящными коваными решетками, выполненными мастерами кузнечного дела братьями Бадия

Оконные конструкции привлекают внимание плавными асимметричными линиями, характерными для многих сооружений, созданных по проектам Гауди, и создают обманчивое впечатление мягкости материала. На самом деле, они выполнены из тесаного камня, добытого на холме Монжуик

Каждый элемент конструкции формой напоминает фрагменты гигантских костей и черепов. Дом Бальо особенно таинственно выглядит по ночам, когда фасад освещается оригинальной подсветкой.

Внутренний фасад здания, облицованный керамической плиткой всех оттенков синего цвета, можно увидеть со стороны внутреннего дворика, который Гауди удалось расширить за счет объединения двух световых шахт, создающих непередаваемую игру света и тени. Уникальная вентиляционная система, созданная мастером, обеспечивает постоянную циркуляцию воздуха в здании и патио.

Внутренний дворик площадью 230 м² декорирован клумбой и полом, вымощенным разноцветной мозаикой, состоящей из керамических осколков и битого стекла. Благодаря умело подобранной гамме цветов, патио кажется освещенным солнцем даже в пасмурные дни.

Интерьеры

Гауди трудился над дизайном интерьеров дома Бальо, не привлекая специалистов, однако результаты превзошли ожидания заказчика. Каждое помещение вместе с мебелью оформлялось по индивидуальном проекту и представляло собой настоящее произведение искусства. В наши дни, к сожалению, от былого великолепия осталось немного, а дом Бальо кажется немного пустынным, поскольку мебель и предметы декора из многих комнат в целях безопасности были перевезены в Дом-музей Гауди в Парк Гуэля.

  • Широкие двери парадного входа ведут в огромный вестибюль, в котором угадываются очертания таинственной подводной пещеры с окнами в потолке в форме морских черепах, закругленными линиями стен и широкой лестницей, ведущей на верхние этажи здания, с изогнутыми деревянными резными перилами.
  • Бельэтаж с огромными окнами, выходящими на Пасео-де-Грасиа — место сосредоточения самых элегантных помещений Дома Бальо. Здесь вниманию посетителей представлены кабинет Бальо с роскошным камином и салон с волнообразным потолком и люстрой в форме солнца.
  • Мансарда — самый функциональный этаж здания, где располагались кладовые, комнаты для прислуги, прачечная, также соответствует общему замыслу архитектора, напоминая остов дракона изнутри. Такое впечатление создается благодаря параболическим аркам, поддерживающим крышу здания.

Крыша

Над домом Бальо возвышается покрытая черепицей, изогнутая горбом крыша, напоминающая хребет агонизирующего дракона. Здесь находится башенка с георгиевским крестом, символизирующая вонзенный в спину чудовища меч Георгия-Победоносца, и несколько дымоходов в форме фантастических грибов, декорированных цветной мозаикой. Особого упоминания заслуживает асотея — ступенчатая терраса, гармонично вписанная в композицию.

Помимо декоративной, терраса выполняет утилитарную функцию — в нее выходят дымоотводы каминов в помещениях дома. По свидетельству многих экскурсантов, крыша особенно завораживает сказочной атмосферой и эффектом присутствия легендарного чудовища.

Архитектура современного строения

Описание архитектурных особенностей мало поддается принципам какого-либо одного стиля, хотя принято считать, что это модерн. Современное направление позволяет использовать различные комбинации дизайнерских решений, сочетая, казалось бы, неподходящие друг другу элементы. Архитектор старался внести что-то новое при отделке Дома Бальо, и у него это не просто получилось, а вышло очень сбалансировано, гармонично и неординарно.

Основными материалами при украшении фасадов были камень, керамика и стекло. Лицевая сторона состоит из огромного количества разных по размеру костей, которые украшают балконы и окна. Последние в свою очередь с каждым этажом становятся все меньше

Огромное внимание было уделено мозаике, которая выкладывалась не в виде какого-то рисунка, а с целью создания визуальной игры за счет плавного перехода цветов

В ходе своей работы Гауди сохранил общую конструкцию здания, но добавил подвал, мансарду, а также террасу на крыше. Кроме того, он изменил вентиляцию и освещение дома. Интерьер тоже является авторским проектом, в котором чувствуется единство идеи и использование аналогичных элементов декорирования, что и в отделке фасадов.

В ходе своей работы архитектор привлекал только лучших мастеров своего дела, в число которых входили:

  • Себастьян-и-Рибо;
  • П. Пужол-и-Баусис;
  • Жузепо Пелегри;
  • братья Бадия.
Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Отдых круглый год
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: