Совет путешественникам
Приехав на отдых в Италию, обязательно первым делом приезжайте в Рим. Вы сможете осмотреть храм Святого Петра, побродить по развалинам Колизея, испытать мистический страх у Пантеона и бросить монету в фонтан Треви. Погрузитесь в прелесть вечернего Рима. У вас будет возможность наблюдать, как сумерки сменяются ночью, сидя в небольшом итальянском ресторанчике. Ночь меняет город. Улицы и заведения становятся более многолюдными. Почувствуйте особую атмосферу ночного города, прогулявшись вдоль прекрасных фонтанов или по одной из многочисленных площадей.
Триумфальные арки
Еще одним важным, на мой взгляд, достижением римской античной архитектуры были Триумфальные арки. В городе их было три – арка Тита, Арка Септимия Севера и арка Константина.
Арка Септимия Севера
Через первые две, находящиеся на Римском Форуме, проходит священная Аппиева дорога – главная дорога Древнего Рим. Арка Константина расположена чуть поодаль – за Колизеем. На первый взгляд, все арки похожи между собой – монументальные с декоративным украшениями, они посвящены тем или иным заслугам тщеславных императоров. Между тем, если приглядеться, то можно найти и различия – арка Тита – однопролетная, с богатым, но строгим барельефным изображениям, арка Константина, наоборот изящная и декоративная.
Арка Тита
Колизей и арка Константина
Каким он был?
Около 600 лет назад до н.э. в Риме появился первый цирк. Он состоял целиком из дерева, поэтому был небольшой ширины и высоты. Постепенно его перестроили, поэтому основа стала каменной с мраморными вставками и бронзовой отделкой, а верхушка так и осталась деревянной. Так ее можно было легко разобрать в нужный момент и увеличить. Снаружи постройка выглядела как большая кольцевидная стена, состоящая из аркад и колоннад. К каждому арочному проходу вела узкая лесенка, чтобы зрители не толпились, рассаживаясь по местам.
Изнутри он выглядел как просторное поле в центре, окруженное нависающими трибунами. От дождя и солнца защищало натянутое поверху белое полотно. Самые нижние места – только для важных персон: самого императора, консула и другой знати – были каменными. Деревянные скамьи были предназначены для простых жителей. Часто экономия на верхних постройках приводила к трагедиям: часть верха могла загореться или попросту обвалиться, а огромная скученность людей не позволяла им спастись.
Фонтан Треви (Fontana di Trevi)
фонтан Треви с вечерней подсветкой
Это самый грандиозный по размерам и красоте фонтан Рима, высота его достигает 25,9 метров, а ширина 49,8 метров. Фонтан построен в стилях барокко и неоклассицизма.
Расположенный на небольшой площади с одноименным названием фонтан примыкает к фасаду дворца Поли. К сожалению, многие туристы думают, что фасад дворца — это часть фонтана Треви, и неудивительно, одной из задач архитектора была — сделать их единым ансамблем.
Несколько интересных фактов о фонтане Треви:
- Строительство началось в 1732 и продолжалось 30 лет.
- Его можно увидеть в фильме Федерико Феллини «Сладкая жизнь».
- Архитектором фонтана Трави является знаменитый Бернини.
- Существует поверье: если бросить в него монетку, то вернешься в Рим ещё раз.
- В 2017 году коммунальные службы вылавили из фонтана Треви около 1,4 млн. евро!
Как добраться
Адрес: Piazza di Trevi, 00187 Roma RM, Италия
Можно прогуляться пешком от Via del Corso или Via del Tritone. Или если вы едете на автобусе, используйте маршруты: 52, 53, 62, 63, 71, 83, 85, 71, 117, 119. На метро — остановка Barberini.
Колизей (Сolosseum)
Строительство самого большого амфитеатра в древнем мире было начато в 72 г. н. э. и закончилось через 8 лет.
Несколько фактов о Колизее:
- это грандиозное сооружение вмещало более 50 тыс. чел.
- предназначался для развлечений народа
- но использовался как: место увеселительных зрелищ (бои гладиаторов), кладбище, часовня, жилье, мастерские
- частично был разрушен землетрясением
Билеты и часы работы 2022
Стоимость билетов в Колизей может отличаться в зависимости, есть ли у вас Roma Pass (11.5 евро), или же вам придется заплатить полную цену за взрослого — 18 евро.
В Колизей можно сходить ежедневно с 10 00 до 18 15.
Наличие билетов и мест на посещение можно посмотреть онлайн.
Подробнее о Колизее
Новости
- 26-06-2015, 18:06
-
Просмотров: 32 285
Почти восемь миллионов мумий щенков и взрослых собак, а также шакалов, лис, соколов, кошек и мангустов были обнаружены под храмом бога смерти Анубиса в Саккаре, небольшом селении в 30 км к югу от Каира.
Подробнее…
- 3-06-2015, 17:18
-
Просмотров: 21 685
Ценные украшения и чаши с остатками опиума и каннабиса извлечены из могильной насыпи на территории Ставропольского края
Подробнее…
- 15-04-2015, 09:52
-
Просмотров: 17 444
Эксперимент проводила команда ученых Международного центра теоретической физики имени Абдуса Саламата в Триесте (Италия). Они проводили осмотр местности с борта летательного аппарата
Подробнее…
Древняя арена
В ночь с 18 на 19 июля 64 года н.э. в Риме произошел один из самых больших пожаров в истории города. Огонь бушевал несколько дней, уничтожив несколько городских районов. Среди сотен пострадавших зданий, дотла сгорел и деревянный цирк на Марсовом поле, построенный при императоре Августе в конце I века до н.э. И лишь спустя два десятилетия на этом месте была возведена новая арена.
Древний стадион был построен в 85-86гг в рамках восстановления города, уничтоженного пожаром. Император Домициан, как и его предшественники, отлично понимал, что народные развлечения являются немаловажным фактором для снятия социального напряжения в обществе. По свидетельствам летописцев стадион в Риме был преподнесен императором в качестве дара римскому народу.
Согласно исторических исследований, стадион Домициана явился первым, и пока что единственным, сегодня известным стадионом каменной кладки в истории древнего Рима. Он был построен для проведения празднеств Certamen Capitoline Iovi, посвященных Юпитеру Капитолийскому, ставших подобием греческих олимпийских состязаний. Как и греческие Олимпиады, игры Certamen Capitoline проводились каждые четыре года и включали в себя три основные дисциплины – musicum, equestre, gymnicum. Состязания начинались с музыкального конкурса греческой и латинской поэзии, который проходил в Одеоне – здании для театральных представлений, построенном Домицианом возле стадиона. В Цирке Максимус, восстановленном после пожара, проходили конные представления и скачки. И, наконец, спортивные соревнования проводились на стадионе, сооруженным по подобию греческих арен.
Это интересно
Название «стадион» происходит от древней меры расстояний – стадии, имевшей в античные времена различные значения. В Древней Греции одна стадия составляла 600 ступней Геркулеса – сына языческого бога Зевса, иначе называемого Гераклом. В современном измерении она приблизительно равняется 177 см., хотя общепринятой считается Олимпийская стадия, равная 192,27 м. В отличие от цирков, которые были разделены монументальными скульптурными украшениями и обелисками на два трека для езды на колесницах, стадионы имел открытую площадку по центру для проведения атлетических состязаний.
Проводимые на стадионе игры – «агоне» (от греч. agones), включали состязания по борьбе, прыжкам, бросанию диска и метанию копья. Но самым важным и зрелищным видом соревнований был бег и гонки на колесницах. На них всегда присутствовал сам император Домициан, облаченный в пурпурные одежды в греческом стиле и увенчанный золотой короной с изображениями Юпитера, Юноны и Минервы.
Circus Agonalis на гравюре Джакомо Лауро (ок. 1586 г.)
Стадион Домициана, также известный как Circus Agonalis, представлял собой большое прямоугольное здание, размерами 265 на 106 метров. Он был выложен кирпичной кладкой, отделан цветной штукатуркой и украшен многочисленными скульптурами. Свидетельством этому является найденная в 1501 году, неподалеку от Пьяцца Навона, знаменитая , которая, как считается, украшала древний стадион. Фасад покрывали плиты травертина, из которого также были сделаны несколько входных и внутренних арок, а трек для гонок выложен запекшейся глиной. Древняя арена вмещала по разным оценкам от 20 до 30тыс. зрителей.
Время не щадило построенный Домицианом стадион. Уже в III веке, при императоре Алессандре Северусе (208-235), его пришлось восстанавливать. Отсюда он получил свое новое название – Circus Alexandrinus, сохранявшееся вплоть до средних веков.
Никулин на сцене
Юрий Никулин оказался в студии клоунады при столичном цирке на Цветном бульваре после того, как его не приняли в ВГИК. В 1948 году он впервые вышел на сцену в паре с Борисом Романовым. Их номер назывался «Натурщик и халтурщик».
Вскоре после этого стал работать ассистентом популярного в те годы клоуна Михаила Румянцева, больше известного как Карандаш. Затем познакомился с Михаилом Шуйдиным. Все втроем они стали ездить на гастроли по всей стране.
В 1950 году после конфликта Никулин и Шуйдин стали работать отдельно от Румянцева, составив знаменитый клоунский дуэт.
В 1981 году Никулин перестал выступать на сцене, ему исполнилось 60. Он стал директором цирка. При нем было построено новое здание, которое открыли в 1989 году. Сегодня за представлениями в расписании цирка Никулина многие пристально следят. Ведь это один из самых популярных цирков страны.
Отели возле площади
Площадь расположена в центральном районе города – Султанахмет. Это любимое туристами место, поэтому цены на отели тут дороже, чем в других районах. В основном здесь расположились отели трех и четырех звезд.
Hotel Sultan Hill
Практически в 5 минутах ходьбы от Площади Ипподром и напротив Голубой мечети расположен трехзвездочный отель Sultan Hill. Для гостей отель предлагает трансфер из и в аэропорт, бесплатный интернет и завтрак, включенный в стоимость. Цены на номера начинаются от 50 евро за сутки.
Hotel Djem
Совсем недалеко от него находится отель Djem. Те же услуги, кроме завтрака и соседство с Голубой мечетью обойдутся в 32 евро за сутки.
Istanbul Hotel Alzer at Sultanahmet
Этот четырехзвездочный отель расположен с другой стороны площади и предлагает своим гостям бесплатный WiFi, завтрак и трансфер. На территории отеля также есть ресторан, бар и хичистка. Цены на номер начинаются от 40 евро за сутки.
Hotel Ibrahim Pasha
Отель имеет три звезды и также расположен близко к площади. Все услуги стандартны: бесплатный интернет и завтраки. Но за потрясающий вид с террас на пролив Босфор и Голубую мечеть придется заплатить больше – номер стоит от 79 евро.
Four Seasons Hotel Istanbul At Sultanahmet
От отеля необходимо будет прогуляться минут 7-10 до площади, однако он безусловно понравится любителям высокого класса обслуживания. Один из самых дорогих отелей в районе Султанахмет, пятизвездочный Four Seasons принадлежит мировой сети гостиниц и подтверждает свой класс прекрасным видом, наличием СПА-салона, бизнес-центра и отличным сервисом. Номер за одну ночь стоит от 245 евро.
Церковь Санта-Мария-Маджоре и термы Диоклетиана
Церковь Санта-Мария-Маджоре, одна из главных церквей Рима
В этой части поста описаны достопримечательности, расположенные в непосредственной близости от центрального железнодорожного вокзала Термини.
Район лишь с натяжкой можно назвать туристическим, однако именно тут находится главная церковь Рима — Санта-Мария-Маджоре.
Кроме вышеуказанной достопримечательности, в непосредственной близости от Термини вы найдёте античные памятники.
Как доехать
Можно доехать на метро до станции Termini, далее 5 минут пешком. Либо на автобусе: 16, 75;
Церковь Санта-Мария-Маджоре на карте Рима
На карте
Редко кто из туристов будет искать достопримечательности на привокзальной площади, но Рим особенный город и даже возле вокзала есть на что посмотреть.
Обратите внимание на карту, в двух шагах от железнодорожного вокзала Термини вы найдёте термы Диоклетиана. По соседству, на площади Республики, можно полюбоваться фонтаном с обнажёнными девами (Наядами)
Если пойти в противоположную от терм Диоклетиана сторону, то вы найдёте церковь Санта-Мария-Маджоре, это одна из главных римских церквей.
Чирко Массимо — Большой цирк в Древнем Риме
Древний Рим невозможно представить без самого большого античного ипподрома, который издавна известен как Большой цирк.
Circo Massimo
Стадион устроили в долине между Авентинским и Палатинским холмами. Первые состязания на колесницах на ипподроме начали проводить еще в 500 годах до нашей эры. Одновременно здесь могло ездить 12 колесниц.
Ипподром был огражден воротами, по периметру стояли стойла для лошадей, клетки для зверей, лавки, трактиры, статуи и зрительские места.
Длина стадиона составляла 600 метров, ширина — 150. Одновременно Большой цирк в Риме мог вмещать 250 тысяч зрителей.
Большой цирк
Первоначально состязания колесниц тут проходили по прямой: доехав до конца ипподрома, колесницы разворачивались и мчались обратно. Со временем скачки стали проводиться по кольцу.
Нижний этаж зрительских мест был каменный, верхние два — деревянные. Лучшие передние места доставались сенаторам.
- Трансфер из аэропорта Фьюмичино в Рим от 7 евро>>>
- Туристическая карта Рима>>>
- Билеты в музеи Ватикана>>>
- Билеты в Римский Форум, Колизей и Арену Колизея>>>
Последние игры в Чирко Массимо состоялись в 549 году. После этого он пришел в упадок, а его каменные сооружения разобрали на постройку новых зданий.
Самое крупное строение — арка Тита — простояло до XII в. В 16 веке от ипподрома почти не осталось следа.
Искусство Древнего Рима
Скульптурный портрет и мозаика
Свой расцвет римское искусство пережило в 1−2 веках н. э. Два его важнейших проявления — скульптурный портрет и мозаика. Скульптурный портрет менялся в разные периоды. Во времена Августа и его преемников скульпторы уделяли меньше внимания индивидуальным чертам человека. Материалом служили мрамор и бронза.
Во времена Флавиев скульптурный портрет изменился. Теперь мастера уделяли больше внимания индивидуальным чертам лица человека, не маскируя его недостатков.
Основными заказчиками скульптурных портретов были члены императорского дома. Кроме них портреты заказывали и частные лица — полководцы, ростовщики, разбогатевшие вольноотпущенники. У портретов из мрамора зрачки, губы и предположительно волосы раскрашивались. В зрачки статуй из бронзы помещались драгоценные камни.
Активнее, чем раньше создавались портреты женщин. Благодаря этому сохранились изображения представительниц императорского рода, а также знатных римлянок.
Портрет неизвестной римлянки. 80−90-е гг. (Wikimedia.Commons)
Особую роль в женском портрете имели причёска и пластический декор, которые должны были подчеркнуть красоту изображённой женщины. Первоначально женский портрет также был идеализированным. Затем, при Флавиях, скульпторы придерживались принципов реализма. Так, знаменитый ватиканский портрет пожилой женщины не маскирует признаков старости — отёчность, редеющие волосы, морщины.
Вторым видом искусства, в котором римляне превзошли греков, была мозаика. Она составлялась из обработанных камней или цветных стёкол. Размер кубика был всего сантиметр. Мозаики помещали на полу и стенах общественных зданий и частных домов. Композиция включала идущий по краям орнамент и эмблему.
Эмблема — центральная фигурная композиция мозаики, окружённая орнаментом
Сюжеты мозаик:
-
натюрморты;
-
бытовые сцены;
-
другие страны;
-
мифология.
Среди мозаик есть знаменитая Злитенская (2-й век н. э.), изображающая гладиаторов, а также Гладиаторская (4-й век н. э.) из Виллы Боргезе.
Театральные маски. Римская мозаика. (Wikimedia.Commons)
Знаменитая мозаика, посвященная битве при Иссе, с убегающим Дарием и идущим в атаку Александром, украшала пол богатого жителя города Помпеи. Она была создана на основе картины одного из греческих мастеров.
Древнеримская архитектура
В период империи архитектура отличается монументальными постройками и инновациями. Мастера активно использовали для украшения стен цветной мрамор.
Октавиан Август ещё жил в частном доме. Но его преемники уже строили для себя дворцы в пределах Рима и за городом. Они отличались усложнением планов, наличием нескольких этажей, обилием декора.
Кроме дворцов строились величественные общественные здания. Например, перестроенный большой цирк позволял вмещать более 300 тыс. зрителей. Созданные в 210-е годы термы Каракаллы позже стали считаться одним из чудес Древнего Рима.
Здания содержали скульптурный декор и рельефы, основной которого могли быть сюжеты из греческой мифологии, собственной истории Рима или же просто растительные узоры.
Остатки большого цирка в Риме. (Wikimedia.Commons)
Большинство простых жителей Рима и некоторых городов Италии должны были ютиться в многоэтажных инсулах. Этот тип постройки появляется в эпоху Поздней Республики. В 1-м веке н. э. отмечают усложнение планов жилых домов. Инсула не обязательно была жильём бедняков — люди побогаче могли позволить себе благоустроенные квартиры.
Произведения римского искусства поражают воображение. Хотя история Древнего Рима подошла к концу, многие из его достижений сохранились и стали одной из основ европейской культуры Нового времени, а затем и России.
История создания Большого цирка в Риме
Естественно, документов и свидетельств, найденных в результате археологических раскопок, которые могли бы пролить свет на точную дату постройки Большого цирка, увы, слишком мало. Поэтому мнения историков и археологов на сей счет немного расходятся. По официальной версии первые скачки на роскошных колесницах в долине были проведены во время правления царя Тарквиния Приска. Он находился у власти еще в 500 году до нашей эры. Приблизительно до 330 года до нашей эры колесницы мчались по открытому пространству долины, а зрители, собравшиеся посмотреть на это зрелище, стояли на возвышенностях. Никаких построек в те времена между Авентином и Палатином тогда не было.
Вид Большого цирка с северо-запада
Лишь в 330 году до н.э. в долине был построен, так называемый, старт для колесниц. Именно с этой точки лошади, везущие колесницу, и начинали свой забег. Долина давала возможность проводить скачки лишь по прямой линии. Человек, сидевший в колеснице, доезжал от «старта» до конца долины, затем разворачивал лошадей и, стараясь обогнать соперников, мчался назад.
Существуют предположения, что в 330 году до нашей эры состязания на территории Большого цирка в Риме проводились исключительно после окончания жатвы. Такое мнение может говорить о том, что скачки были своеобразным праздником после сбора урожая, а на месте их проведения крестьяне обрабатывали почву. В последнее время археологам удалось в долине найти остатки временных построек, которые служили ложей для особо знатных гостей, пришедших посмотреть на состязания колесниц.
Вид Большого цирка с юго-востока
Первые статуи и ворота, клети, где содержались животные, появились в Большом цирке только после окончания последней пунической войны – приблизительно в 146 году до нашей эры. Удивительно, но именно в те времена были заложены первые правила и схема проведения скачек, которые сохранились и до наших дней. Связано это было с тем, что посредине долины был прорыт канализационный тоннель, высота которого составляла более 4,5 метров, а ширина – 2,5 метра. Конечно же, в долине образовался холм, сравнивать который древние римляне не захотели. Привычная схема скачек «вперед-назад» уже не могла существовать, и колесницам пришлось ездить по кругу. Огромное строение Circus Maximus стал самым первым в мире кольцевым ипподромом.
Закат
После Цезаря Circo Massimo привлекал к себе жителей Древнего Рима еще полтысячелетия. Казалось, закат его славы еще не скоро. Многие императоры, правившие в Риме, вносили свою лепту в украшение цирка.
Так, после пожара, случившегося в Риме в 31 г. до н.э., император Август восстановил цирк и придал ему окончательную форму. Ее основой стали каменные трибуны в виде ступеней для привилегированных зрителей – сенаторов и всадников. Два верхних яруса остались деревянными, снаружи появились аркады с магазинчиками и трактирами. Украшение продолжалось и после Августа: при Клавдии карцеры-стойла стали мраморными, а меты – золотыми, при Нероне во имя расширения арены закопали канал.
Камень с древних построек римляне разбирали на строительство новых зданий, остатки заносило грунтом. Археологи, проводившие раскопки в XIX веке перед строительством на этом месте газового завода, обнаружили нижние ряды цирка на глубине 6 метров.
Сегодня в Риме на месте Большого цирка раскинулась обширная поляна овальной формы. Оставшиеся руины – части дорожки, мраморных карцеров и каменных трибун – потрясают своими размерами наших современников.
Здесь расположена очень важная для города зона отдыха. Часто ее используют для проведения массовых торжеств, парадов военной техники, концертов и празднования дня рождения Рима.
Легенда о сабинянках
По мнению историков, события, актуальные для известной легенды о сабинянках, прижившиеся в качестве излюбленного сюжета в мировой культуре, произошли именно в Риме, в долине Большого цирка.
Времена Ромула характеризуются тем, что Рим, во всем его тогдашнем размере, помещался на холме Палатин. Однако он был настолько силен, что способен был подчинить всех вокруг себе. Между тем, в городе отсутствовали женщины, а потому даже такое место рисковало уйти в небытие из-за неспособности продолжать род. Воины обратились за помощью в этом вопросе к своим соседям, однако их ожидал отказ. Ромул не сдался, а поступил хитрее. Он организовал празднество, пригласив соседей отпраздновать его у самого подножия Палатина, в большой долине.
Празднеством стал день Нептуна, как нам известно, в данном случае речь идет о боге лошадей. На него, в числе других прибывших гостей, пожаловали и сабиняне, причем не в одиночку, а с женами и с детьми. В самом разгаре празднования римские юноши начали похищать сабинянок.
Мужья, равно как и их братья, не смогли стерпеть подобного оскорбления, а потому попытались напасть на Рим. Однако женщины, из-за которых, собственно, это и началось, нашли способ примирить мужчин. В результате разрозненные поселения, занявшие все семь холмов, объединились. Это и привело к образованию Вечного города.
Наши советы по Риму:
- Как избежать очередей в достопримечательности Рима. Билеты в Колизей минуя очередь.
- Как не быть обманутым местными таксистами. Заказывать такси заранее с фиксированными расценки online. Самый надежный сервис для заказа такси — KiwiTaxi.
- Экскурсии по Риму с местными жителями помогут узнать этот город по-настоящему. Лучший способ освоиться в незнакомом городе – это погулять по нему с человеком, который живет здесь уже много лет.
- Rome City Pass – это единая карта, которая упростит организацию Вашего отдыха в Риме и поможет существенно сэкономить время и деньги.
- City Sightseeing Rome – туристический автобус и отличный способ добраться до всех необходимых памятников Рима быстро, с ветерком и комфортом.
- Отели Рима: наш выбор и рекомендации.
- Как избежать очередей в достопримечательности Рима. Билеты в Ватикан минуя очередь.
- Дримсим – универсальная интернациональная сим-карта и бесплатное приложение для путешествий. Лучшие цены, быстрый интернет и звонки по всему миру.
- Советуем оформлять туристическую страховку, чтобы не возникло неприятных сюрпризов во время путешествия в Рим.
Литература
- Ростовцев М. И., Сомов А. И. Цирк // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.
- Александр Росин. «Волшебный круг манежа» // Очерки о цирке // Мн.: Полымя, 1985—143 с., ил.
- Макаров С. М. Шаманы, масоны, цирк: Сакральные истоки циркового искусства. — Изд. 2-е. — М.: Книжный дом «ЛИБРОКОМ», 2009. — 280 с. — ISBN 978-5-397-00163-2. (обл.)
- Буренина-Петрова Ольга. Цирк в пространстве культуры / Иллюстратор Е. Габриелев. — М.: Новое литературное обозрение, 2014. — 432 с. — (Очерки визуальности). — 1000 экз. — ISBN 978-5-4448-0181-9.
- Дмитриев, Юрий. Цирк в России от истоков до 1917 года. Искусство, 1977.
- НАРОДНЫЕ, ИСТОКИ ЦИРКОВЫХ ЖАНРОВ, and ЦИРКОВОЙ ЖАНР ЦИРК. «НАРОДНЫЕ ИСТОКИ ЦИРКОВЫХ ЖАНРОВ.» ИЗВЕСТИЯ 63-1 (2008): 272-277.
Римские термы
Одни из самых знаменитых римских бань — Термы Каракаллы (Terme di Caracalla), находились возле Аппиевой дороги и назывались термами Антониниана. Термы считались одним из чудес Рима и занимали огромную площадь в 11 гектар.
Как добраться и время работы
На метро: ветка B, остановка Circo MassimoНа автобусе: № 760, 628
Стоимость билета на посещение терм — 8 евро за 1 взрослого.
Другие интересные римские термы — Термы Диоклетиана, располагавшиеся неподалеку от площади Республики. В наши дни от древнеримских терм остались лишь одни руины, а на их месте можно увидеть базилику Санта-Мария-дельи-Анджели-э-деи-Мартири и Национальный римский музей (Museo Nazionale Romano) с собранием римского и греческого искусств.